Консультация для воспитателей по теме: «Как разнообразить подвижные игры?»
Детей младшего дошкольного возраста
Подвижная игра является незаменимым средством для развития движений детей, их сенсорных, познавательных и творческих способностей, но ее воспитательная ценность зависит от правильного руководства, ею, умелого проведения.
Ныне все педагоги отмечают снижение интереса у детей к подвижным играм. Происходит это по следующим причинам.
Во-первых, желание играть может не возникнуть, если сюжет игры не соответствует имеющейся у детей информации о мире. Современному ребенку доступны различные источники информации, он владеет самыми разнообразными знаниями, которые обычно не находят отражения в подвижных играх.
Во-вторых, воспитатели, осваивая с детьми новую подвижную игру, часто ограничиваются лишь двумя этапами: разучиванием игры и ее закреплением, опуская третий этап - совершенствование движений в подвижной игре.
В-третьих, педагоги часто рассматривают игру лишь как средство для закрепления двигательных умений и навыков, то есть ограничивают принципом «Движение ради движения».
Количество подвижных игр практически во всех программах для ДОУ невелико, за исключением, пожалуй, Программы воспитания и обучения детей (М: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004). Это связано с тем, что воспитатель должен сначала разучить с детьми игру, потом закрепить ее и только затем предложить различные варианты ее проведения.
Какими могут быть эти варианты? Во многих учебно-методических пособиях представлены различные подвижные игры, но, как правило, варианты их проведения отсутствуют.
В пособии В.А. Шишкиной, М.В. Мащенко «Какая физкультура нужна дошкольнику» (М., 1998) на примере малоподвижных игр («Найди и промолчи», «Не упади» и т.д.) даны рекомендации, как избежать однообразия в игре. Авторы предлагают каждый раз искать разные предметы, взявшись за руки, шагая спиной вперед, по заданной схеме и т.д. На примере этих игр ,я придумала варианты к другим играм.
Различные варианты проведения подвижной игры предусматривают сохранение ее правил и совершенствование движений детей с учетом их индивидуальных особенностей.
Например, при организации игры «Поезд» (во второй младшей и средней группах) можно изменять ее традиционное начало («дети строятся в колонне по одному - не держась друг за друга»), введя роль кондуктора, который будет продавать билеты на поезд. Эту роль можно предложить застенчивым детям или ребенку с заниженной самооценкой. Возможны и другие варианты игры «Поезд».
1. Паровоз объезжает препятствия - дети продвигаются змейкой между стульями, кубами.
2. Паровоз едет через туннель - дети пролезают под дугами.
3. Воспитатель регулирует движение паровоза с помощью светофора: поднимает красный флажок - дети должны остановиться; желтый - идти; зеленый - бежать.
Целесообразно ввести в игру разнообразные движения детей на «станции».
- Дети изображают, как они собирают грибы, ягоды, срывают дикие яблоки, переступают через колючие кусты (ходьба широким шагом), идут по кочкам (приставной шаг) и т.д.
- Дети имитируют повадки обитателей леса: медведя (ходьба на внешней стороне стопы, руки, чуть согнутые в локтях, перед собой), лисы (ходьба на носках), оленя (ходьба с высоким подниманием колен, руки скрещены над головой), зайца (прыжки с продвижением вперед), бабочки (бег с плавными движениями рук), гусеницы (ползание).
- На поезде дети могут приехать в зоопарк - изображают тифа (ходьба с движением рук перед собой), крокодила (ходьба с соединением прямых рук перед собой), жирафа (ходьба на коленях, руки в замок за спиной), слона (ходьба с опорой на кисти и стопы), удава (продвижение вперед, сгибая и разгибая ноги в коленях, опора сзади на руки) и т.д..; в страну загадок - отгадывают загадку и «изображают ответ»; в страну любимых сказок - изображают героев той или иной сказки.
- Дети двигаются под текст стихотворения Т. Волгиной «Паровозик». Чух-чух! Чух-чух!
Мчится поезд во весь дух. Чух-чух! Чух-чух! У.у.у.у.у!
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, Сто вагонов я тащу! у.у.у.у.у!
(Увеличивается скорость движения.)
Паровоз, паровоз,
Что в подарок нам привез?
- Зверюшек. Зайчиков (дети останавливаются и выполняют имитационные движения). Загудел паровоз И вагончики повез: Чух-чу! Чух-чу!
Далеко укачу {дети садятся в паровоз).
Паровоз привозит зайчат, лягушат, медвежат, цыплят, воробьев и т.д. Дети имитируют их движения и «голоса».
«Найди свое место»
Каждый играющий выбирает себе домик: стул, круг, гимнастическую скамейку и др. По сигналу воспитателя дети выбегают на площадку, легко и стараясь не шуметь, бегают в разных направлениях. На сигнал «Найди свое место» возвращаются на свои места.
Варианты игры (вторая младшая, средняя группы)
Дети имитируют движения: зимой мы катаемся на лыжах (ходьба широким шагом с отмашкой), на коньках (ходьба с выносом ноги в сторону, туловище наклонено, руки за спиной), лепим снежки и бросаем их («взяли снег» - наклон, двумя руками коснулись пола, «слепили снежок», «бросили» - метание), согреваемся (бег); летом мы плаваем (бег с движением рук - «брасс»), ныряем (бег с остановкой и приседанием), бегаем за стрекозами и бабочками, ката емся на велосипеде.
Детей можно разделить на две команды.
«Найди свой цвет»
Воспитатель раздает красные, синие, желтые, зеленые флажки. Дети собираются в разных углах комнаты, заранее обозначенных воспитателем флажком определенного цвета. По сигналу «Идите гулять» расходятся по комнате в разные стороны; по сигналу «Найди свой цвет» собираются возле флажка соответствующего цвета. Побеждает группа, которая быстрее всех собралась.
Варианты игры (вторая младшая, средняя группы)
- Дети могут собраться возле обруча, цвет которого соответствует цвету их флажка.
- Дети могут собраться возле обруча, в котором стоит кегля такого же цвета, что и их флажок
- Воспитатель поднимает флажок и называет его цвет. Дети с такими же флажками подбегают к воспитателю, остальные - отбегают от него.
- Дети становятся в круг, у всех в руках кружки разного цвета. Воспитатель: «Большой круг - это клумба. На ней цветут различные цветы» (выкладывает серединки цветов). На сигнал «Найди свой цвет» дети подбегают к кружку соответствующего цвета и выкладывают цветок.
- У детей ленточки красного, желтого цвета. Дети становятся около колец желтого и красного цвета - это солнышко. По сигналу «Найди свой цвет» подбегают к кольцу соответствующего цвета и выкладывают ленточки - «лучики солнца».
- Воспитатель повязывает ленточку каждому ребенку. Ленточек одного цвета должно быть две. На сигнал «Найди свой цвет» дети должны найти себе пару с такой же по цвету лентой.
«Самолеты»
Дети распределяются на три команды и размещаются в разных сторонах зала, перед каждой командой ставят по одному предмету разного цвета (кубик, кегля и т.д.). По команде педагога «К полету приготовиться» дети выполняют круговые движения согнутыми руками - заводят моторы. На сигнал «Летите» поднимают прямые руки в стороны и бегут в разных направлениях по всей площадке. По команде «На посадку» дети строятся в звенья и опускаются на одно колено, прямые руки в стороны (самолеты возвращаются и приземляются). Отмечается то звено, которое построилось быстрее и наиболее красиво.
Варианты игры (вторая младшая, средняя группы)
1. Дети заправляют самолеты бензином (движение рук).
2. «Парад» - дети бегают в разных на правлениях парами.
«Цветные автомобили»
Дети стоят вдоль стен комнаты - это автомобили в гараже. Каждый держит в руках флажок, или кольцо, или картонный диск синего, желтого или зеленого цвета. Воспитатель стоит в центре комнаты лицом к играющим, в руках у него три флажка соответствующих цветов. Он поднимает один из них, дети, имеющие предмет этого цвета, разбегаются по площадке и, подражая езде автомобиля, гудят. Когда воспитатель опустит флажок, автомобили останавливаются и направляются в гаражи.
Варианты игры (средняя, старшая группа)
- Воспитатель не показывает детям флажки, а использует только словесные указания.
- Воспитатель, опуская один из флажков, говорит: «Поставьте машину в гараж» - дети бегут в заранее отведенное место.
- Воспитатель, опуская один из флажков (синий), говорит: «Поставьте машину в гараж». Дети с синим цветом руля возвращаются в гараж с соответствующим указателем (синяя кегля).
- У воспитателя два флажка - зеленого и красного цвета. У детей рули разного цвета, но не зеленого и не красного. Им предлагают бежать до противоположной стороны площади и обратно и при этом следить за сигналами светофора: на зеленый цвет - бежать, на красный - остановиться.
- «Автомобили» преодолевают препятствия: объезжают кочки (кегли, кубики, мягкие модули и т.д.).
- Воспитатель дает указания: ехать быстро, медленно, повернуть, затормозить, посигналить.
Используя новые варианты интерес и у детей, и у педагога возрастет. «Старая» игра превратится в «новую».
Литература:
В.А. Шишкина, М.В. Мащенко «Какая физкультура нужна дошкольнику» (М., 1998).
Читайте также |
---|
Квест-игра для воспитанников старшего дошкольного возраста «Экологический калейдоскоп»
Квест-игра для воспитанников старшего дошкольного возраста «Экологический калейдоскоп» Образовательная область: «Познавательное развитие». Цель: формирование понятия об экологической культуре у дошкольников. Задачи: сформировать у детей основные природоведческие представления и...
Многофункциональное дидактическое пособие для детей дошкольного возраста «Во саду ли…
Многофункциональное дидактическое пособие для детей дошкольного возраста «Во саду ли в огороде» Актуальность Дидактическое пособие предназначено для осуществления познавательного и речевого развития...
Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста посредством организации современных…
Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста посредством организации современных форм социальных акций Современные условия жизни сопряжены не только с проблемами...