Консультация для воспитателей по теме: «Как разнообразить подвижные игры?»

Детей младшего дошкольного возраста

 

Подвижная игра является незаменимым средством для развития движений детей, их сен­сорных, познавательных и творческих способностей, но ее воспитательная ценность зависит от правильного руководства, ею, умелого проведения.

Ныне все педагоги отмечают снижение интереса у детей к подвижным играм. Происхо­дит это по следующим причинам.

Во-первых, желание играть может не возникнуть, если сюжет игры не соответствует имеющейся у детей информации о мире. Современному ребенку доступны различные источни­ки информации, он владеет самыми разнообразными знаниями, которые обычно не находят от­ражения в подвижных играх.

Во-вторых, воспитатели, осваивая с детьми новую подвижную игру, часто ограничива­ются лишь двумя этапами: разучиванием игры и ее закреплением, опуская третий этап - совер­шенствование движений в подвижной игре.

В-третьих, педагоги часто рассматривают игру лишь как средство для закрепления дви­гательных умений и навыков, то есть ограничивают принципом «Движение ради движения».

Количество подвижных игр практически во всех программах для ДОУ невелико, за ис­ключением, пожалуй, Программы воспитания и обучения детей (М: Издательский дом «Воспи­тание дошкольника», 2004). Это связано с тем, что воспитатель должен сначала разучить с детьми игру, потом закрепить ее и только затем предложить различные варианты ее проведе­ния.

Какими могут быть эти варианты? Во многих учебно-методических пособиях представ­лены различные подвижные игры, но, как правило, варианты их проведения отсутствуют.

В по­собии В.А. Шишкиной, М.В. Мащенко «Какая физкультура нужна дошкольнику» (М., 1998) на примере малоподвижных игр («Найди и промолчи», «Не упади» и т.д.) даны рекомендации, как избежать однообразия в игре. Авторы предлагают каждый раз искать разные предметы, взяв­шись за руки, шагая спиной вперед, по заданной схеме и т.д. На примере этих игр ,я придумала варианты к другим играм.

Различные варианты проведения подвижной игры предусматривают сохранение ее пра­вил и совершенствование движений детей с учетом их индивидуальных особенностей.

Напри­мер, при организации игры «Поезд» (во второй младшей и средней группах) можно изменять ее традиционное начало («дети строятся в колонне по одному - не держась друг за друга»), вве­дя роль кондуктора, который будет продавать билеты на поезд. Эту роль можно предложить застенчивым детям или ребенку с заниженной самооценкой. Возможны и другие варианты игры «Поезд».

1. Паровоз объезжает препятствия - дети продвигаются змейкой между стульями, кубами.

2. Паровоз едет через туннель - дети пролезают под дугами.

3. Воспитатель регулирует движение паровоза с помощью светофора: поднимает красный флажок - дети должны остановиться; желтый - идти; зеленый - бежать.

Целесообразно ввести в игру разнообразные движения детей на «станции».

  • Дети изображают, как они собирают грибы, ягоды, срывают дикие яблоки, переступают через колючие кусты (ходьба широким шагом), идут по кочкам (приставной шаг) и т.д.
  • Дети имитируют повадки обитателей леса: медведя (ходьба на внешней стороне стопы, руки, чуть согнутые в локтях, перед собой), лисы (ходьба на носках), оленя (ходьба с высоким подниманием колен, руки скрещены над головой), зайца (прыжки с продвижением вперед), бабочки (бег с плавными движениями рук), гусеницы (ползание).
  • На поезде дети могут приехать в зоопарк - изображают тифа (ходьба с движением рук перед собой), крокодила (ходьба с соединением прямых рук перед собой), жирафа (ходь­ба на коленях, руки в замок за спиной), слона (ходьба с опорой на кисти и стопы), удава (продвижение вперед, сгибая и разгибая ноги в коленях, опора сзади на руки) и т.д..; в страну загадок - отгадывают загадку и «изображают ответ»; в страну любимых сказок - изображают героев той или иной сказки.
  • Дети двигаются под текст стихотворения Т. Волгиной «Паровозик». Чух-чух! Чух-чух!

Мчится поезд во весь дух. Чух-чух! Чух-чух! У.у.у.у.у!

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, Сто вагонов я тащу! у.у.у.у.у!

(Увеличивается скорость движения.)

Паровоз, паровоз,

Что в подарок нам привез?

- Зверюшек. Зайчиков (дети останавливаются и выполняют имитационные движения). Загудел паровоз И вагончики повез: Чух-чу! Чух-чу!

Далеко укачу {дети садятся в паровоз).

Паровоз привозит зайчат, лягушат, медвежат, цыплят, воробьев и т.д. Дети имитируют их движения и «голоса».

«Найди свое место»

Каждый играющий выбирает себе домик: стул, круг, гимнастическую скамейку и др. По сигналу воспитателя дети выбегают на площадку, легко и стараясь не шуметь, бегают в разных направлениях. На сигнал «Найди свое место» возвращаются на свои места.

Варианты игры (вторая младшая, средняя группы)

Дети имитируют движения: зимой мы катаемся на лыжах (ходьба широким шагом с от­машкой), на коньках (ходьба с выносом ноги в сторону, туловище наклонено, руки за спиной), лепим снежки и бросаем их («взяли снег» - наклон, двумя руками коснулись пола, «слепили снежок», «бросили» - метание), согреваемся (бег); летом мы плаваем (бег с движением рук - «брасс»), ныряем (бег с остановкой и приседанием), бегаем за стрекозами и бабочками, ката емся на велосипеде.

Детей можно разделить на две команды.

«Найди свой цвет»

Воспитатель раздает красные, синие, желтые, зеленые флажки. Дети собираются в раз­ных углах комнаты, заранее обозначенных воспитателем флажком определенного цвета. По сигналу «Идите гулять» расходятся по комнате в разные стороны; по сигналу «Найди свой цвет» собираются возле флажка соответствующего цвета. Побеждает группа, которая быстрее всех собралась.

Варианты игры (вторая младшая, средняя группы)

  • Дети могут собраться возле обруча, цвет которого соответствует цвету их флажка.
  • Дети могут собраться возле обруча, в котором стоит кегля такого же цвета, что и их флажок
  • Воспитатель поднимает флажок и называет его цвет. Дети с такими же флажками под­бегают к воспитателю, остальные - отбегают от него.
  • Дети становятся в круг, у всех в руках кружки разного цвета. Воспитатель: «Большой круг - это клумба. На ней цветут различные цветы» (выкладывает серединки цветов). На сигнал «Найди свой цвет» дети подбегают к кружку соответствующего цвета и выкладыва­ют цветок.
  • У детей ленточки красного, желтого цвета. Дети становятся около колец желтого и красного цвета - это солнышко. По сигналу «Найди свой цвет» подбегают к кольцу соответст­вующего цвета и выкладывают ленточки - «лучики солнца».
  • Воспитатель повязывает ленточку каждому ребенку. Ленточек одного цвета должно быть две. На сигнал «Найди свой цвет» дети должны найти себе пару с такой же по цвету лен­той.

«Самолеты»

Дети распределяются на три команды и размещаются в разных сторонах зала, перед ка­ждой командой ставят по одному предмету разного цвета (кубик, кегля и т.д.). По команде пе­дагога «К полету приготовиться» дети выполняют круговые движения согнутыми руками - за­водят моторы. На сигнал «Летите» поднимают прямые руки в стороны и бегут в разных на­правлениях по всей площадке. По команде «На посадку» дети строятся в звенья и опускаются на одно колено, прямые руки в стороны (самолеты возвращаются и приземляются). Отмечается то звено, которое построилось быстрее и наиболее красиво.

Варианты игры (вторая младшая, средняя группы)

1. Дети заправляют самолеты бензином (движение рук).

2. «Парад» - дети бегают в разных на правлениях парами.

«Цветные автомобили»

Дети стоят вдоль стен комнаты - это автомобили в гараже. Каждый держит в руках фла­жок, или кольцо, или картонный диск синего, желтого или зеленого цвета. Воспитатель стоит в центре комнаты лицом к играющим, в руках у него три флажка соответствующих цветов. Он поднимает один из них, дети, имеющие предмет этого цвета, разбегаются по площадке и, под­ражая езде автомобиля, гудят. Когда воспитатель опустит флажок, автомобили останавлива­ются и направляются в гаражи.

Варианты игры (средняя, старшая группа)

  1. Воспитатель не показывает детям флажки, а использует только словесные указания.
  2. Воспитатель, опуская один из флажков, говорит: «Поставьте машину в гараж» - дети бе­гут в заранее отведенное место.
  3. Воспитатель, опуская один из флажков (синий), говорит: «Поставьте машину в гараж». Дети с синим цветом руля возвращаются в гараж с соответствующим указателем (синяя кегля).
  4. У воспитателя два флажка - зеленого и красного цвета. У детей рули разного цвета, но не зеленого и не красного. Им предлагают бежать до противоположной стороны площади и обратно и при этом следить за сигналами светофора: на зеленый цвет - бежать, на крас­ный - остановиться.
  5. «Автомобили» преодолевают препятствия: объезжают кочки (кегли, кубики, мягкие мо­дули и т.д.).
  6. Воспитатель дает указания: ехать быстро, медленно, повернуть, затормозить, посигна­лить.

Используя новые варианты интерес и у детей, и у педагога возрастет. «Старая» игра превратится в «новую».


Литература:

В.А. Шишкина, М.В. Мащенко «Какая физкультура нужна дошкольнику» (М., 1998).



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Квест-игра для воспитанников старшего дошкольного возраста «Экологический калейдоскоп»

Квест-игра для воспитанников старшего дошкольного возраста «Экологический калейдоскоп» Образовательная область: «Познавательное развитие». Цель: формирование понятия об экологической культуре у дошкольников. Задачи: сформировать у детей основные природоведческие представления и...

Многофункциональное дидактическое пособие для детей дошкольного возраста «Во саду ли…

Многофункциональное дидактическое пособие для детей дошкольного возраста «Во саду ли в огороде» Актуальность Дидактическое пособие предназначено для осуществления познавательного и речевого развития...

Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста посредством организации современных…

Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста посредством организации современных форм социальных акций Современные условия жизни сопряжены не только с проблемами...

Читайте также

Мастер-класс для педагогов «Эвристическая беседа как метод обучения дошкольников»

Мастер-класс для педагогов «Эвристическая беседа как метод обучения дошкольников» Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения о методе...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе…

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: «Весна пришла» Цель: Развитие и закрепление лексико-грамматического строя речи и...

Сценарий осеннего праздника в подготовительной группе детского сада «Ярмарка в…

Сценарий осеннего праздника в подготовительной группе детского сада «Ярмарка в Золотом кольце» Цель: Создать у детей радостное настроение. Вызвать эмоциональную отзывчивость, способствовать развитию интереса...