Консультация для воспитателей

«Роль детского фольклора в воспитании и развитии детей младшего возраста»

Прежде чем предлагать данный материал, сделайте собственную подборку текстов, напечатайте, наклейте их на картон или вложите в файлы, что бы ими могли свободно и долго пользоваться родители.

Художник детской книги Лев Токмаков, рассуждая о воспитании детей, говорит о большой и малой педагогике. Малая педагогика воздействует на ребенка сейчас, сегодня. Она учит его правилам человеческого общежития, самым простым, но необходимым: чистить зубы, быть вежливым и т.д. большая педагогика учит ребенка быть человеком. Ее воздействие скрыто, проявляется не сразу, но начинается, как говорит художник, с детской коляски.

Все то, что так своеобразно выразил Л. Токмаков, существует с давних времен и нашло свое воплощение в жанрах детского фольклора, где в простых, незатейливых, коротких стихотворениях ребенку рассказывается и о правилах личной гигиены («Водичка, водичка, умой мое личико»), и о правилах жизни среди людей, и о том высоком, что должно быть в человеке, что делает его человеком нравственным.

Ехал торба

С великого горба.

В этой торбе

Хлеб с пшеницей.

Кто желает

С кем делиться?

Вот такая расти,

Ко мне в гости ходи,

Вот такая расти

И не пакости.

Ребенок только начинает делать первые шаги, но ему уже говорят о том, что ждет его в будущей взрослой жизни.

- Ножки, ножки,

Куда вы бежите?

- В лесок на мошок

Избушку мшить,

Чтоб не холодно жить.

«Если малая педагогика хочет из ребенка поскорее воспитать хорошего ребенка, то большая педагогика надеется, сто из этого ребенка получится хороший взрослый». (Л. Токмаков).

В детском фольклоре большая и малая педагогика выступают в единстве. Г.С. Виноградов, известный исследователь фольклора, заметил, что весь детский фольклор вызван к жизни «едва ли не исключено педагогическими надобностями народа». С помощью фольклора не только передаются представления о жизни, о нравственности, но решаются задачи развития ребенка. Фольклор оказывает психофизиологическое воздействие на детей: вызывает радостные эмоции, помогает координировать движения, развивает речь, учит преодолевать страх. Детский фольклор способствует эстетическому развитию малышей.

Родители призваны осознать художественную и педагогическую ценность детского фольклора и активно пользоваться им. Для младенца, только что появившегося на свет, огромное значение имеет звук голоса матери, ее ласковые прикосновения. Давно уде доказано: чем раньше начинаешь говорить с малышом, чем чаще это делаешь, тем быстрее и правильнее начинает говорить он сам. Детский фольклор способствует активному общению с ребенком. Недаром он, созданный в незапамятные времена, живет до сих пор.

Хорошо, если еще до рождения ребенка мать, бабушка, те, кому придется пестовать (нянчить) малыша, выучат и колыбельные песни, и пестушки, и потешки, и детские песенки, и небылицы-перевертыши, чтобы забавлять дитя, чтобы с помощью художественного слова говорить с ним.

Назначение колыбельной песни - убаюкать ребенка, создать комфортную обстановку для спокойного долгого сна. Но не только в этом: колыбельная песня передает младенцу материнское отношение к нему. Она звучит нежно, ласково, успокаивающе. Кажется, что колыбельных песнях найдены и собраны самые красивые, эстетически совершенные образы, выражающие родительскую философию, основой которой является любовь к детям, отношение к ним как «к благу, счастью, смыслу жизни» (исследователь и собиратель фольклора А. Н. Мартынова).

Наша доченька в дому,

Что оладышек в меду…

Ребенок в колыбельных песнях изображается как идеальное существо, которое находится в окружении предметов идеального мира.

У кота было кота

Да колыбелька золота,

Как у нашего Ванюши

Получше того

Да покрасивее его…

Мать, укачивая ребенка, радуется всякому проявлению жизни дитяти.

У кота, кота, кота

Колыбелька золота,

А у кошечки позолочена,

А у аленьки моей

Вся обмочена.

Вокруг ребенка «Живут» и «действуют» котик, лисичка, волчок, гули-гуленьки. Они всегда «приходят» качать маленького, желают ему спокойного сна, счастливого будущего.

Несомненно, и ласковые слова, и нежная, спокойная интонация, и ритмика, имитирующая качание колыбели, делают состояние ребенка психологически комфортным, сохраняют его нервную систему, уберегают от неврозов. Ради здоровья малыша мать обязана знать о функции колыбельных песен и пользоваться ими.

Но если колыбельные народные песни современной матери кажутся устаревшими, она может обратиться к авторским произведениям. Написанные в народных традициях, они имеют тот же смысл и то же назначение.

Спи, мое дитятко малое,

Нежу я детку мою,

Вот колыбель закачался…

Баюшки - баю-баю.

К. Бальмонт.

С. Козлов

Колыбельная для маленького сома

Спит усталый старый Сом.

У Сома глубокий сон.

Сом храпит. Не спит Сомиха –

Сом Соменка стережет,

И сквозь дрему тихо-тихо

Колыбельную поет:

- Спи, усталый мой малыш,

Не шуршит, уснул малыш.

Спят ракиты у реки,

Рыбки спят и рыбаки.

Ветерок, что утром дул,

Под ветлою прикорнул.

Волны – тоже не шуршат:

На пеньке тихонько спят.

Спи, Соменок, баю-бай,

Поскорее засыпай!

Спит комар в траве, сутулясь,

Пиявочки в клубок свернулись.

И Ужоночку Ужиха

Точно так же, тихо-тихо

Колыбельную поет –

Сон Ужонка стережет.

Спи, Соменок, баю-бай,

Поскорее засыпай!

Если мать или бабушка петь не умеют, они могут нараспев читать ребенку «Сонные» стихи. Таких стихов сейчас много в современной детской поэзии.

Тим Собакин

Сон лисенка

В мягком ворохе пеленок

На кровати спит Лисенок.

И Лисенку снится сон,

Сто в лесу гуляет он.

Там ночные звери бродят,

Хоровод под елкой водят.

На спине у валуна

Пляшет желтая луна.

На луну ворчит спросонок

Мой резиновый Лисенок.

К поэзии пестования, кроме колыбельных песен, относятся пестушки и потешки. Это короткие стихотворные приговоры, которые сопровождают движения ребенка, способствуют его физическому развитию, помогают малышу легче переносить не всегда приятное для него купание, одевание, создают ту ситуацию, в которой происходит психическое, культурное развитие дитяти, активизируют межличностное общение. Исполняя пестушки, потешки, детские песенки, мать сопровождает их движениями рук, делая массаж ребенку, стимулируя его активность, вызывая эмоциональные реакции.

Посадив малыша к себе на колени, подбрасывая его движением ног, мать приговаривает:

Еду-еду к бабе, к деду

На лошадке, в красной шапке.

По ровной дорожке

На одной ножке,

В старом лапоточке

По рытвинам, по кочкам,

Все прямо и прямо,

А потом вдруг… в яму!

Бух! ...

Пестушки и потешки исполняются при пробуждении, умывании, одевании, кормлении ребенка. Они такие короткие и легкие для заучивания наизусть, что всегда могут быть у матери в запасе. Можно выучить не только народные, но и авторские тексты.

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Настольно-печатная игра «Продуктовый лабиринт» по культуре питания в группе старшего…

Настольно-печатная игра «Продуктовый лабиринт» по культуре питания в группе старшего возраста Аннотация: Наглядно-дидактическое пособие «Продуктовый лабиринт» разработан для совместной деятельности детей старшего...

Технологическая карта НОД для детей средней группы. Образовательная деятельность «Познавательное…

Технологическая карта НОД для детей средней группы. Образовательная деятельность «Познавательное развитие» Тема: «Зимнее волшебство на окне» Цель: учить детей рисовать морозные...

Мастер-класс для родителей «Опытно-экспериментальная деятельность в домашних условиях»

Мастер-класс для родителей «Опытно-экспериментальная деятельность в домашних условиях» Актуальность: В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку...

Читайте также

Педагогический проект «Ветер, ветер, ветерок»

Педагогический проект «Ветер, ветер, ветерок»

Конспект открытого занятия в старшей группе по теме «Дикие животные»…

Конспект открытого занятия в старшей группе по теме «Дикие животные» с применением метода сравнительного анализа Цель: Систематизировать знания детей о диких животных. Программные...

Конспект занятия по лепке из соленого теста «Снежный заяц»

Конспект занятия по лепке из соленого теста «Снежный заяц» Цель: Формирование умения передавать в лепке характерные черты животного, создавать сюжетную композицию.Задачи:Образовательные:• Передавать...