«Расти здоровым, малыш!»

«Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем

не болел, то, во всяком случае, поддерживать у него

высокий уровень здоровья вполне возможно».

Н.М. Амосов

Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Забота о здоровом образе жизни - это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.

Так, наш детский сад работает по программе «Радуга» (под ред.   Т.Н. Дороновой), автор разделов по физическому воспитанию Л.Д. Гусарова. Одной из основных задач программы является сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них привычки к здоровому образу жизни. В программе предусмотрено внедрение в практику ДОУ личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога с детьми, раскрыты основные анатомо-физиологические особенности детей, большое внимание уделяется особенностям организации оздоровительных мероприятий в режиме дня. Но в ней не выдержана четкая структура разделов физического воспитания дошкольников для каждой возрастной группы, не представлен перечень подвижных игр, не указаны показатели физической подготовленности. Кроме того, в программе отсутствует раздел по физическому воспитанию детей седьмого года жизни (осуществлять физическое развитие детей рекомендуется на основе имеющихся рекомендаций в предыдущих возрастных группах)

Именно поэтому возникла необходимость обратиться еще к одной программе. Такой программой стала «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией А.М. Васильевой.

В этой программе четко обозначены задачи физического воспитания для каждой возрастной группы: излагается как новый учебный материал, так и материал для повторения и совершенствования освоенных детьми двигательных умений и навыков. Несмотря на то, что программа имеет четкую структуру и подробное содержание, с позиций современного периода она имеет ряд недостатков: физкультурные занятия подчинены жесткой методике проведения, показатели физической подготовленности не учитывают уровни физического развития и состояния здоровья детей.

В этом случае мы обратились к программе «Радуга», где отмечено, что педагогическое воздействие будет эффективным, если у детей есть мотив к действиям, познанию. Именно, правильно построенная мотивация поможет получить хорошие результаты при взаимодействии педагога с детьми. В данной программе предложено три типа мотивации в зависимости от возраста.

В связи с этим нами была разработана рабочая программа, в основе которой лежит «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией А.М. Васильевой, взят во внимание личностно-ориентированный подход из программы «Радуга» (научный руководитель Т.Н. Доронова, автор разделов по физическому воспитанию Л.Д. Гусарова), а именно мотивация ребенка к занятиям в зависимости от возраста.

Так же, данная программа учитывает как условия ДОУ, так и климатическо-географические и другие экологические особенности Сибирского региона.

Все это определило цель данной программы: использование механизмов и методов, с помощью которых можно организовать физическое воспитание в ДОУ так, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку гармоничное развитие.

Данная цель реализуется через решение следующих задач:

Оздоровительные задачи:

  • Охранять и укреплять здоровье детей.
  • Стремиться к повышению оздоровительного эффекта занятий по физической культуре;
  • Дозировать физическую нагрузку с учетом состояния здоровья детей, их функциональных возможностей

Образовательные задачи:

  • Дать детям элементарные знания и представления о разных видах движения и простых способах их выполнения
  • Создавать условия для реализации потребности детей в ежедневной двигательной активности;
  • Совершенствовать основные двигательные умения и навыки детей.

Воспитательная задача:

• Воспитывать привычку к здоровому образу жизни;

Развивающие задачи:

  • Развивать нравственно-физические качества, необходимые для развития личности.
  • Развивать двигательные способности детей;
  • Развивать самостоятельность детей.

Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в дошкольном учреждении необходимо создать следующие условия:

1. Физкультурный зал для физкультурных занятий, оборудование которого

  • Обеспечивает профилактику нарушений осанки, плоскостопия;
  • Способствует укреплению мышц туловища, рук, ног, а также развитию двигательной активности и координации движений;
  • Повышает эффективность общеизвестных упражнений и повседневных игр;
  • Положительно влияет на психоэмоциональную сферу.

2. Центры двигательной активности в каждой группе в соответствии с возрастными и поло-ролевыми особенностями детей, которые являются основой для самостоятельной двигательной деятельности.

3. Плавательный бассейн. Плавание содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата, является одним из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки ребенка.

4. На участке детского сада оборудовать физкультурную площадку с зонами для подвижных и спортивных игр, несколькими беговыми дорожками длиной 30 и 60 метров и ямой для прыжков в длину.

В основе данной программы лежит уровень развития детей, заданный «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией А.М. Васильевой. На основе диагностических данных составляется комплексная система физического воспитания и оздоровления детей по всем возрастным группам.

Успешное решение поставленных задач и выполнение временных требований к содержанию образования возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания (физических упражнений, рационального режима, закаливания, составляющих триаду здоровья). Поэтому работа по воспитанию здорового ребенка осуществляется через систему физкультурно-оздоровительной работы, включающей в себя ряд взаимосвязанных блоков:

1. Диагностика

2. Развитие движений

3. Взаимодействие с родителями

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей:

1. «Музыкальное воспитание». Использование музыкального сопровождения для создания настроения, задавания ритма при выполнении упражнений, проведение совместных праздников.

2. «Развитие речи» Использование речевок, пальчиковой гимнастики

3. «Развитие элементарных математических представлений» Выполнение упражнений под счет, ориентировка в пространстве

4. «Ознакомление с окружающим». Расширение кругозора в процессе экскурсий и походов.

5. «Изобразительная деятельность». Оформление детскими рисунками праздников и развлечений

6. «Ритмика». Использование танцевальных движений на занятиях, закрепление умений детей перестраиваться во время исполнения танца.

Кроме того, межпредметные связи осуществляются с помощью общего тематического планирования.

Содержание программы

Содержание программы включает в себя 3 основных блока. Представим их краткую характеристику.

Блок I. Диагностика

Вся работа по физическому воспитанию детей строится с учетом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Основой являются результаты медико-педагогической диагностики. В этих целях в ДОУ на каждого ребенка оформляется индивидуальная карта. Обработка данных позволяет осуществлять дифференцированный подход в процессе развития двигательных умений. Это позволяет планировать физкультурно-оздоровительную работу с учетом имеющихся отклонений в состоянии здоровья.

В работе с детьми необходимо соблюдать следующее:

1. Физическая нагрузка должна быть адекватна возрасту, полу ребенка, уровню физического развития, биологическому портрету и группе здоровья.

2. Необходимо сочетание двигательной активности с закаливающими процедурами.

З. Обязательное включение в комплекс физического воспитания классических оздоровительных техник в игровой форме (релаксации, дыхательной и пальчиковой гимнастики, оздоровительной аэробики, игрового массажа, гимнастики для глаз, упражнений йоги.)

4. Проведение циклических движений для повышения выносливости (медленный бег, продолжительная ходьба, плавание).

Блок II. Развитие движений

Под руководством взрослых ежедневно проводятся мероприятия, способствующие активизации двигательной деятельности. Организованной двигательной деятельности детей ежедневно отводится не менее 2 - 2,5 часов, из них особое внимание уделяется физкультурным занятиям. Форма организации занятий разнообразна (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные, в спортзале, в группе, на воздухе, в бассейне). Физкультурные занятия, сохраняя традиционную структуру, проводятся в сюжетной (игровой) форме и включают в себя такие элементы:

• оздоровительная аэробика, самомассаж.,

• дыхательные упражнения, йога - гимнастика,

• упражнения на коррекцию осанки и стопы,

• веселый тренинг и элементы психогимнастики.

Это отражено в годовом плане, составленном на все возрастные группы.

Причем реализация данного блока осуществляется в 4 этапа, т.к. в каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность.

В программе определены и сопутствующие формы работы (экскурсии, походы, развлечения, гимнастика и т.д.)

Блок III. Взаимодействие с родителями.

Данный блок реализуется с помощью следующих форм работы: семейные клубы; семейные праздники; диспуты, почтовый ящик, передвижные библиотеки, консультации. Кроме традиционных форм работы с семьей, большое влияние оказывают открытые показы занятий и праздников, занятия детей и родителей типа «Самая спортивная семья», «Старты на воде», которые организуются в детском саду, а так же Дни Открытых Дверей для родителей, где родители могут принять участие в занятии.

Мы предлагаем вашему вниманию, конспекты занятий проведенных с детьми подготовительной группы.

Конспект занятия «В осеннем лесу»

Конспект занятия «Моряки» (с элементами психогимнастики, релаксация)


Список литературы.

1. Программа «Радуга» [Текст] / Под ред.Т.Н. Дороновой. – М.:Просвещение, 2003. – 109 с.
2. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст]/ Под ред. М.А.Васильевой. – М.:Просвещение, 2004. – 123 с.
3. Рунова, М.А. Радость в движении [Текст] / М.А.Рунова – М.:Просвещение, 2004. – 203 с.
4. Силюк, Н.А. Зимние физкультурные праздники для детей дошкольного возраста: пособие для практических работников ДОУ [Текст]/ Н.А.Силюк – М.:Айрис-Пресс, 2006. – 103 с.

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Значение культуры речи. Требования к ней. Роль речи воспитателя

Значение культуры речи. Требования к ней. Роль речи воспитателя Культура речи – это составная часть общей культуры человека, умение точно, выразительно...

Педагогическое кредо современного воспитателя

Педагогическое кредо современного воспитателя Ребенок – иностранец, он не понимает языка, не знает направления улиц, не знает законов и обычаев… Необходим гид...

Открытка для папы

Открытка для папы Получать подарки любят все! Но дарить, выбирать или делать их своими руками ещё приятней! К тому же этот...

Читайте также

ТРИЗ технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

ТРИЗ технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста Статья содержит информацию о технологии ТРИЗ и методах решения задач на первый план...

Занятие по лепке в группе раннего возраста «Солнышко»

Занятие по лепке в группе раннего возраста «Солнышко» Цель: учим детей надавливать пластилин и размазывать его на картоне указательным пальцем. Прививаем...

Многофункциональное интерактивное пособие «Чемодан»

Многофункциональное интерактивное пособие «Чемодан» Цель: Создание условий для организации разнообразных видов деятельности детей старшего дошкольного возраста с помощью трансформируемого, полифункционального, содержательно-насыщенного...