«Проблема воспитания культуры здоровья образовательного процесса в ДОУ»
Здоровье – это один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны.
Невозможно обойти вниманием такие важные проблемы, связанные со здоровьем подростков, как курение, злоупотребление алкоголем, употребление наркотических средств. Эти явления, получившие название “вредные привычки”, широко распространены сегодня в молодежной среде и оказывают огромное влияние на жизнь подростков любой возрастной группы.Порой спрашивают, а с какого возраста следует вести пропаганду ЗОЖ? Первые же понятия по ЗОЖ к ребенку необходимо прививать с возраста, когда он начинает активно познавать мир, т. е. с 2—3 лет. И этот процесс должен непрерывно продолжаться всю человеческую жизнь. Именно со школы, а еще лучше в дошкольном учреждении должен закладываться фундамент трезвого поколения.Ухудшение здоровья детей дошкольного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни. Одной из причин этого является образ жизни семей, где сегодня воспитываются дети. В большинстве семей можно обнаружить так называемые факторы риска: хронические инфекционные заболевания, несбалансированное питание, низкая физическая активность, курение, злоупотребление алкоголем, наркотиками и т. д. При этом часто в семье присутствуют не один, а сочетание нескольких факторов.
В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие.Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в ДОУ является особенно актуальной на современном этапе развития общества. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей дошкольного возраста.Приоритетом нашего дошкольного учреждения является физическое развитие ребёнка, сохранение его здоровья. На базе детского сада созданы все условия для полноценного физического развития и оздоровления детей. Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в каждой группе оборудованы физкультурные уголки: в них есть все необходимое физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для подвижных игр, физкультурное оборудование для гимнастики после сна, оборудования для индивидуальной профилактической работы с детьми.В дошкольных группах детского сада созданы «уголки здоровья», где дети получают знания валеологического характера. В «уголках здоровья» накоплен богатый материал: дидактические игры и пособия по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены. Дети самостоятельно и под руководством воспитателя получают элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья.Мной инструктором по физическому воспитанию проводятся физкультурные занятия, на которых решаются оздоровительные, развивающие и воспитательные задачи. Во время физкультурных занятий дети знакомятся с комплексом упражнений «Здоровый ребенок», целью которого является профилактика простудных заболеваний, плоскостопия и нарушений осанки. На занятиях активно используется музыкальное сопровождение, игровые и проблемные методы обучения. Широкий спектр физкультурного оборудования способствует развитию интереса к занятиям, укреплению своего здоровья.
3 декабря в нашем дошкольном учреждении прошло физкультурно-оздоровительное мероприятие «Наши друзья – мяч, обруч и гимнастическая палка». Целью проведения данного мероприятия было разучить комплекс упражнений с мячом, обручем и гимнастической палкой; повысить эмоциональный настрой детей; воспитывать желание заниматься физической культурой; развивать мелкую моторику.
К проведению данного праздника ребята тщательно готовились, они показали все свои умения: выполнили строевые упражнения, дыхательную гимнастику «ТУРНИК», участвовали в эстафетах с мячом, с обручем, с палками и поиграли в подвижную игру «Дойди до меня».
При проведении физкультурно-оздоровительного мероприятия дети в полной мере проявили активность, инициативу, самостоятельность, творчество, что благотворно повлияло на развитие их способностей и личностных качеств.
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Я уверена, что именно педагоги, врачи и в состоянии сделать для здоровья современного дошкольника многое. Мы должны работать так, чтобы воспитание детей в детском саду не наносило ущерба здоровью дошкольников.
Литература:
- Е.В. Ишухина. Формирование здорового образа жизни, 2002г.
- О.А. Шклярова. Культура здоровья в содержании общего образования, 2005г.
- Н.Л. Воробьёва. Игра и спортивные развлечения, 2008г.