Статья «Развитие речи детей-логопатов через игру»

Одно из самых закоренелых и

труднопреодолимых представлений

о педагогическом процессе заключается

как раз в убеждении, что процесс этот

должен протекать угрюмо.

Дж.Родари

Ваш ребёнок скоро пойдёт в школу… Всем в семье хочется, чтобы он учился с интересом, радостью, старанием. Но всё ли вы сделали для того, чтобы ребёнок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от этого зависят его успехи в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы.

К 5 годам речь ребёнка должна быть в основном сформирована: он должен правильно строить фразу, чётко произносить все звуки родной речи, его словарный запас должен быть достаточно обширен и богат. [4]

Игра – самое любимое, самое естественное занятие детей. Да и взрослых тоже, хотя игры у них порой бывают невесёлые и небезопасные.

Игра даёт нам реальный опыт, которого не дали бы рассказы и книги, но щадит, как не стала бы щадить жизнь. Человек, у которого в детстве было много разнообразных, сложных и справедливых игр, вырастет более развитым, гармоничным и готовым к общению с другими людьми.

В связи с этим невозможно с тревогой не думать о нынешних детях. В какие игры они играют, много ли их знают? В большинстве случаев – не более пяти, и среди них – ни одной со сколько-нибудь сложными правилами.

Вырастая, дети чувствуют себя одинокими, боятся людей, не умеют спорить и договариваться, действовать сообща, не понимают сложных отношений.

Сегодня дети всё больше времени проводят в обществе компьютера и телевизора: проще иметь дело с послушным прибором, пассивно потребляя предлагаемые развлечения. Часто ребёнок попадает в сильнейшую зависимость от теле - или компьютерной реальности, а игры, которые проявляют собственную волю, его пугают.

Запреты здесь не помогут. Выход один – детям должно быть известно что-то более интересное, чем компьютерные игры и телевизор. Наши дети нуждаются в игре, в развитой культуре игры, ведь это лучший способ развить способности, подготовиться к жизни, к общению с людьми. [6]

Каждый педагог стремиться помочь детям хорошо учиться, сделать процесс обучения продуктивным и интересным. Но в последнее время в школу приходит всё больше детей, которые по тем или иным причинам начинают испытывать трудности в учёбе уже с первых дней. Эти дети имеют нарушения звукопроизношения, бедный словарный запас, у них нарушен грамматический строй речи, отставание в развитии памяти, внимании, мышления. [7]

Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех речевых звуков. Таким правильным звукопроизношением большинство детей овладевает ещё в дошкольном возрасте, причём происходит это без какого-либо специального обучения, на основе подражания правильной речи окружающих людей. Однако у многих детей те или иные дефекты в произношении речевых звуков остаются на долгие годы и не исчезают без специальной логопедической помощи.

Трудность овладения правильным звукопроизношением чаще всего бывает связана с наличием определённых причин, которые могут быть не только выявлены, но в большинстве случаев и устранены уже в дошкольном возрасте. Однако многие родители, к сожалению, не придают серьёзного значения неправильному произношению звуков их детьми и упускают драгоценное время, надеясь на то, что «с возрастом всё само пройдёт». О том, что эти надежды далеко не всегда оправдываются, свидетельствует наличие дефектов звукопроизношения в речи многих взрослых людей.

Естественно, что неправильное произношение звуков в той или иной мере беспокоит в дальнейшем очень многих, причём нередко это воспринимается людьми, особенно подростками, как самое настоящее несчастье, мешающее в достижении многих жизненных целей (выбор профессии, устройство личной жизни и пр.).

Особое внимание хочется обратить на то, что некоторые дефекты в произношении звуков, не устранённые до начала обучения ребёнка грамоте, в дальнейшем неизбежно отражаются на письме. [5]

Игры не только служат для выработки правильного произношения, но и помогают размышлять над звуковым, смысловым, грамматическим содержанием слова. Благодаря играм ребёнок научится различать звуки речи (фонемы) на слух, выделять их из слова, сравнивать между собой. А это – главное условие не только формирования правильного произношения, но и успешного обучения чтению и письму.

Игры помогут ребенку быстрее привыкнуть к правильному произношению отрабатываемых звуков. Произнести новый для ребёнка звук в слове, использовать его в повседневной речи – дело непростое. А соединить этот процесс с осмыслением значения слова, его грамматического строения, места во фразе – задача очень сложная. Необходимо помнить об этом, помогая ребёнку выполнять упражнения. [4]

Что необходимо рассказать ребёнку? Прежде всего надо объяснить, что наша речь состоит из слов, а слова – из звуков. Если хотя бы один звук исчезнет в слове, тог оно будет обозначать совсем другой предмет (крот – рот, снаряд – наряд, кролик – ролик). То же произойдёт, если неправильно произносить звуки (рак – лак, мишка – миска). Поэтому нужно хорошо слышать и произносить все звуки!

Если ребёнок не может правильно произнести тот или иной звук, необходимо обратиться к логопеду. Он объяснит, как управлять речевым дыханием, движениями языка, губ, челюсти, чтобы правильно произнести звук. Часто для ребёнка с нарушением речи это очень трудная работа. Поэтому нельзя требовать, чтобы он сразу правильно употреблял новый для него звук в повседневной речи. Ребёнок должен многократно, иногда в течение многих дней, повторять его отдельно, затем в слогах, словах, фразах, стихах. Только после этого звук появляется в его обиходной речи.

Какие же игровые упражнения можно предложить детям?

  • На различение звуков [С] – [З]:

- Закончите стихотворения, вставляя нужные по смыслу слова со звуками [С] и [З]:

В коридоре топот ног,

То зовёт всех в класс _____________ .

Чтобы ноги отдохнули,

Посиди-ка ты на ___________ .

- Вставьте пропущенные буквы С или З в слова, подчеркните на каждой строчке «лишнее» слово:

_еркало, ва_елин, ва_илёк, пу_ырёк.

О_имые, вы_тавка, _текло, ква_.

Кра_ота, обе_ьяна, _тавни, _оловей.

_ве_да, _па_ибо, _а_венел, _а_найка. [5]

  • На обозначение мягкости с помощью мягкого знака.

- Составье словосочетания, соединяя линиями прилагательные с нужными по смыслу существительными:

каменный

конь

прямой

мель

хищный

хор

смешанный

кон

белый

угол

песчаная

хорь

вороной

уголь

игровой

мел

- Заполните таблицу

 

 

Л

Ь

 

 

круглый предмет

 

 

Л

Ь

 

 

часть чего-либо (у апельсина)

 

 

Л

Ь

 

 

мелкие камешки

 

 

Л

Ь

 

 

танец

 

 

Л

Ь

 

 

одежда

 

 

Л

Ь

 

 

морская рыба   [2]

  • На составление слов из слогов:

ро, пи, ги ___________               ля, на, по _____________

пин, тро, ка _________               ло, ва, го _____________

мА, бу, га ___________               та, кон, фе ____________

ло, со, вей ___________               ва, кА, на _____________

 

  • На определение места ударения в слове.

 

Прочитайте вслух загадки, поставьте ударение в подчёркнутых словах:

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

 

Забралась на карниз,

Нос повесила вниз.

На ночь слёзы прячет,

А на солнце плачет. [1]

У игры есть прекрасное свойство – она сама организует обучение. Не обязательно сначала учить по к4акому-то новому методу и тогда уже вводить игру. Можно наоборот – начнём играть, а сама форма игры не позволит принуждать, читать нотации и требовать зубрёжки. В игре незаметно, сами собой исчезнут стены, разделяющие сейчас педагога и ребёнка, родится новая атмосфера и новые отношения. Игра сама учит, учит и детей и взрослых, в ней рождается живая реальность свободного обучения, творческого, радостного, эффективного.

 

Список литературы:

1. Козырева Л.М. Загадки звуков, букв, слогов. Тетрадь для логопедических занятий №1. – Ярославль: «Академия развития», 1999. – 48 с.

2. Козырева Л.М. Тайны твёрдых и мягких согласных. Тетрадь для логопедических занятий №2. – Ярославль: «Академия развития», 1999. – 48 с.

3. Козырева Л.М. Различаем глухие и звонкие согласные. Тетрадь для логопедических занятий №3. – Ярославль: «Академия развития», 1999. – 64 с.

4. Лопухина И.С. Логопедия, упражнения для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. – СПб.: Дельта, 1999. – 224 с.

5. Парамонова Л.Г. Упражнения для развития речи. – СПб.: Дельта, 1998. – 208 с.

6. Петрановская Л.В. Игры на уроках русского языка: Пособие для учителя. – М.: МИРОС – МАИК «Наука/Интерпериодика», 2000. – 144 с.

7. Тукачёва С.И. Коррекционно-развивающие занятия. – Волгоград: ООО «Экстремум», 2004. – 148 с.

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Детская одаренность: понятие, признаки, виды и особенности личности одаренного ребенка

Детская одаренность: понятие, признаки, виды и особенности личности одаренного ребенка Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну...

Организация образовательной деятельности по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры…

Организация образовательной деятельности по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям как основа духовно-нравственного воспитания дошкольников Красота родного края...

Читайте также

Логопедическое занятие в подготовительной группе на тему: «Зима, зимние забавы»

Логопедическое занятие в подготовительной группе на тему: «Зима, зимние забавы» Коррекционно-образовательные цели: Уточнение и обобщение знаний детей о зиме и зимних забавах. Активизация и расширение...

Развитие познавательной активности и сенсорного опыта у детей раннего возраста…

Развитие познавательной активности и сенсорного опыта у детей раннего возраста посредством «Хеппенинга» и «Сенсорных коробочек» Проблема. И перед родителями, и перед...

Диагностика уровня физического развития детей 7 года жизни

Диагностика уровня физического развития детей 7 года жизни Изучив проблему индивидуально-дифференцированного подхода на занятиях физической культурой детей 7 года жизни, проанализировав...