Концепция взаимоотношений «Взрослый - Ребенок - группа»

1. При использовании системного подхода происходит интеграция усилий субъектов образовательной и воспитательной деятельности, крепнет взаимосвязь компонентов педагогического процесса (целевого, содержательного, организационно-деятельного, оценочно-результативного). Это важно, потому что целостное развитие личности воспитанника может обеспечить лишь целостный воспитательно-образовательный процесс.

2. Создание единой системы, моделирующей отношения между ребенком и взрослым по типу семейных, позволяет расширить диапазон возможностей воспитательного воздействия на формирующуюся личность. В свете этого к личности педагога предъявляются высокие нравственные требования.

3. Создание системы предполагает возможности моделирования условий для самореализации детей посредством компенсации недостатков психо-физического и интеллектуального развития различными способами и средствами, доступными детям для восприятия, понимания и воспроизведения.

Соответственно для членов педагогического коллектива система дает возможность оптимального выбора адекватного способа воздействия на ребенка с учетом его психо-физических особенностей и личностных качеств.

Педагог, работающий в детском доме, должен иметь, помимо высоких нравственных качеств, высокий уровень профессионального мастерства .

Система позволяет оценить этот уровень в соответствии с заложенными в ней критериями.

4. Создание системы воспитания и образования, реализуемой в детском доме - это также создание определенных традиций, формирующих атмосферу, микроклимат, стиль общения в коллективе взрослых и детей.

При соблюдении принципа единства и постоянства приемов и методов воспитания всеми сотрудниками детского дома это положительно влияет на формирование личностных качеств воспитанников.

Педагогические и психологические теории, ведущие идеи, лежащие в основе концепции.

1. Выготский Л.С.   Идеи о природе отклонений в интеллектуальном и психо - физическом развитии, о социальной ситуации развития.

2. Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. Теория развивающего обучения и ее принципы : ученик –не объект обучения, а субъект деятельности ; продуктивное   творчество, научность содержания обучения ; возможность инноваций, так   как в самой системе заложены возможности ее саморазвития .

3. Худенко Е.В. Принципы коррекционно-развивающего обучения , их учет в реализации теории и практике педагогической деятельности ; выбор оптимальных, адекватных особенностям детей , способов психолого-педагогических воздействий.

4. Забрамная С.Д.,Певзнер М.С., Лубовский В.И., Власова Т.А., Мастюкова Е.М.   Общие положения дефектологии и коррекционной педагогики .Особенности формирования высших психических функций у детей с задержкой психического развития и олигофренией .Методика осуществления подхода к обеим категориям детей в зависимости от причины, степени и времени поражающего фактора.

5. Лалаева Р.И.,Мнухин С.С.   Идея о нарушении чтения не как изолированного расстройства, а проявления комплекса разносторонних нарушений психического и физического развития.

Принципы педагогического воздействия:

1. Единство и постоянство приёмов и методов воспитания.

2. Знание и учёт специфики и глубины дефекта каждого воспитанника..

3. Раскрытие мотивов и внешних обстоятельств поступков ребенка.

4.Учет возрастных, индивидуальных и личностных особенностей (темперамент, способности, возможности, интересы, потребности, идеалы).

5. Учет социальной ситуации, в которой воспитанники находились до поступления в детский дом (длительная социальная, психическая депривация как у воспитанников, поступивших из семей, так и у воспитанников Липецкого, Елецкого специализированных Домов ребенка).

6. Учет конкретного состояния ребенка в конкретной педагогической ситуации.

7. Педагогический оптимизм.

8. У важение к личности воспитанника.

Принципы работы:

1. Установление и развитие деловых и межличностных контактов на уровне «воспитатель – воспитанник – группа детей». Создание благоприятного психологического микроклимата в группах и стимулирование детского коллектива к осуществлению позитивных воздействий на каждого члена группы.

2. Вовлечение воспитанников во все виды деятельности для выявления их способностей и качеств характера – с целью изучения возможностей компенсации имеющихся дефектов развития и (или) негативных социальных условий жизни, имевших место в родных семьях.

3. Постоянное усложнение и повышение требовательности к детям в ходе осуществления избранной деятельности.

Этапы работы:

1 этап.

Изучение педагогами научно – методических основ личностно – ориентированного воспитания, изучение личных дел и медицинских карт воспитанников. Установление дружеских контактов с детьми. Организация совместной коллективной деятельности. Проведение диагностики личности каждого ребенка (совместно с психологом и социальным педагогом).

2 этап.

Продолжение наблюдения и изучения воспитанников в ходе разнообразной деятельности: учебно – познавательной, трудовой, спортивной, игровой, творческой. Изучение (совместно с психологом) как относительно устойчивых свойств личности (способности, темперамент, характер), так и кратковременных (поступки, действия, психические состояния ребенка), а также эффективности воспитательного процесса (совместно с заместителями директора по УВР и специалистами).

Анализ и оценка причин трудностей в воспитании детей (при участии всех членов ПМПк детского дома):

1. Что искажено в духовном мире ребенка в наибольшей мере и под влиянием каких ведущих причин?

2. Какие неблагоприятные условия и влияния поддерживают трудности в воспитании в данный момент?

3. Против каких неблагоприятных обстоятельств может бороться педколлектив детского дома?

4. Какие педагогические ошибки недопустимы по отношению к детям (по материалам личных дел детей)?

5. Как исправить ошибки, допущенные по отношению к детям (особенно – к категории детей, прибывших из семей и имеющих отрицательный социальный опыт)?

Формы работы специалистов на 2-м этапе.

Формы работы психолога на этапе диагностики:

1) проигрывание ситуаций с целью выявления склонностей детей, направленности поступков, их эмоциональной окраски;

2) социометрическое обследование (определение статуса ребенка в группе сверстников);

3) беседы;

4) тест «Уровень тревожности».

Формы работы социального педагога: консультирование воспитателей по фактам, необходимым для знания глубинных причин поступков детей (социальные условия семей воспитанников).

Формы работы воспитателей: выявление совпадения оценок ребенка им самим и взрослыми, личностных качеств воспитанников.

3 этап.

На этом этапе индивидуальной работы на основе установленного уровня воспитанности детей – творческая группа (воспитатель, психолог, заместители по УВР, социальный педагог, дефектологи) проектируют развитие ценностных ориентаций, личностных свойств и качеств воспитанников. Показателями воспитанности являются конкретные действия каждого ребенка: его поступки, ценностные ориентации, отношение ко взрослым, сверстникам, к себе.

4 этап.

Происходит дальнейшее изучение ребенка, проектирование его поведения и отношений в различных ситуациях, позволяющих определить систему воспитательных воздействий с учетом уровня развития конкретного ребенка: его возможностей, способностей, особенностей характера, содержание личностных отношений и потребностей. Для данного этапа характерно использование общих методов воспитания, а также широко применяются методы индивидуального педагогического воздействия: требование, перспектива, общественное мнение, поощрение, наказание. Использование воспитателем указанных методов относительно каждого индивидуализировано.

На данном этапе происходит также изучение возможностей компенсации имеющихся недостатков психо-физического, интеллектуального и социального развития воспитанников.

Компенсация-это развитие потенциальных возможностей, способностей ребенка, выбор такого механизма обработки информации, который позволит ему эффективно взаимодействовать с окружающей действительностью, обществом, сделает его дефект незаметным (малозаметным) как для него самого, так и для других. Это результат серьезнейшей и, как правило, многолетней (если дефект имеет органическую природу происхождения) коррекционной работы.

Методы

перевоспитания

Назначение

 Конкретные способы и приемы

Поощрение и

наказание

Стимулирование     положительного поведения, сдерживание отрицательного

Система поощрений и наказаний с поправкой на

трудновоспитуемость (похвала, приведение в пример остальным детям, привлечение в качестве поощрения к любимому виду деятельности и т.п. – и противоположные воздействия).

 

Переубеждение

Конкретное изменение оправдательных мотивов неправильного поведения, формирование социально ценных

Общественное мнение коллектива группы; переубеждение словом, делом, примером, создание

социально ценного индивидуального жизнен-

ного опыта (создание морального, эмоционального противовеса негативным воздействиям, имевшим место в раннем опыте детей).

 

Переучивание

Устранение отрицательных привычек, нездоровых потребностей, не правильных действий. Изменение жизненного опыта.

Запрет, контроль, проверка выполнения требований (при необходимости – поэтапный контроль),

включение в деятельность, значимую для группы;

поддержка положительных проявлений.

 

Взрыв

Разрушение отрицательных качеств, отрицательного стереотипа поведения

Ирония, доведение до абсурда негативного поведения ребенка. юмор, привлечение ребенка к оценке аналогичных проявлений потенциальным сверстником.

«Реконструкция

характера»

Внесение определенных корректив в духовный мир ребенка (сохраняя ценное, устраняя отрицательное)

Планирование перед ребенком системы возможных перспектив, выделение ведущего положительного качества, составление программы развития (реконструкции) ребенка

 

Переключение

Изменение направленности, переориентация на следование положительному примеру

Методы и приемы организации социальной ценной деятельности: формирование познавательных интересов, создание мотивации соучастия

в положительно направленной деятельности.

Соучастие в

самоуправлении

Развитие самосознания детей, стремления к самопознанию, перестройке

своего характера (формированию эмоционально-волевой среды)

Самоанализ (при помощи взрослого), проведение

воспитателем и психологом тестов на выявление

мотивов поведения (самопознания), самоупражнение, самоосуждение. Упражнение: отказ волевым усилием от незаслуженных вознаграждений.

5 этап.

Заключительный.

Целью его является корректирование , тренинг – то есть формирование и закрепление знаний и норм поведения в конкретных условиях и ситуациях.

Коррекция – способ педагогического воздействия на личность, способствующий исправлению или внесению корректив в развитие личности, закреплению позитивных или преодоление негативных качеств.

Корректирование способствует уточнению или пересмотру коллективных; групповых воспитательных программ. Корректирование завершает индивидуализации воспитательного процесса и опирается на его результаты.

В качестве сравнительной диагностики качеств личности детей может быть использована методика, применяемая на 2-м (диагностическом) этапе.

Социальная среда, освоенная воспитанниками ГБ(О)ОУ специального(коррекционного)

детского дома.

1) микросоциум (место проживания и ближайшее социальное окружение);

2) ближайшие улицы с расположенными на них учреждениями торговли, быта и культуры;

3) парки

4) театры: районный ДК; кинотеатр «Комсомолец»; областные театры

5) музеи: краеведческий музей

6) библиотеки: центральная городская детская библиотека

7) лечебные учреждения:   поликлиника , областная

 детская больница, областной тубдиспансер, санатории : «Сосновка», «Мечта»;

8) загородные оздоровительные лагеря

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Интеллектуальная игра «Знатоки дорожных правил»

Интеллектуальная игра «Знатоки дорожных правил»

Творческо-познавательный проект «Сказочный мир Корнея Чуковского»

Творческо-познавательный проект «Сказочный мир Корнея Чуковского»

Конспект НОД с детьми средней группы полного дня общеразвивающей направленности…

Конспект НОД с детьми средней группы полного дня общеразвивающей направленности детей 4 -5 лет. Тема занятия: «В гости к леснику» Цель:...

Читайте также

Информационный проект «Улицы моего города»

Информационный проект «Улицы моего города»

Информационно-познавательный проект для детей младшего дошкольного возраста «Весна пришла –…

Информационно-познавательный проект для детей младшего дошкольного возраста «Весна пришла – природа ожила» Аннотация проекта По методу -  информационно-познавательный. По количеству участников – групповой. По...

Викторина по правилам дорожного движения «Незнайка в гостях у ребят»

Викторина по правилам дорожного движения «Незнайка в гостях у ребят» (Для детей 5-6 лет - старшая группа) Цель. Закреплять представления о правилах...