Консультация для воспитателей
Тема: «Эстетическое воспитание в дошкольном учреждении»

А.П. Чехов говорил: «В человеке должно быть всё прекрасно: и душа, и тело, и мечты». Для того, чтобы человек мог создавать красоту в себе и вокруг себя, он должен в первую очередь научиться слышать, видеть, понимать, а главное чувствовать красоту. В переводе на греческий чувствовать и чувственность будет слово эстетика. Отсюда и понятие эстетическое воспитание, как воспитание чувственности.

В педагогике эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования у детей способности видеть, слышать, чувствовать красоту окружающего мира, искусства и создавать её. Эстетическое воспитание – это важная сторона полноценного развития ребёнка, т.к. оно способствует:

1. Развитию эмоционально – чувственной сферы;

2. Формируется сенсорная культура ребёнка (дети слушают звуки леса, пение птиц, шорох листвы; рассматривают красоту и окраску деревьев; вдыхают ароматы цветов, лугов, полей);

3. Формируются эстетические представления о поступках, манерах поведения;

4. Эстетическое воспитание усиливает: умственное воспитание (развивается воображение, слуховая и зрительная память, расширяются знания о народно – прикладном искусстве, музыке); физическое воспитание (музыка, художественное слово, красочная атрибутика способствуют формированию темпа, ритма движений, пластики , положительного отношения к физической культуре); нравственное воспитание, т.к. в красоте природы, искусстве – заложена самая огромная воспитательная сила, которая заставляет ребёнка соблюдать правила бережного отношения к природе, к окружающей обстановке.

Эстетическое воспитание осуществляется в процессе решения следующих задач:

1. Развитие у детей эстетического восприятия – это значит научить ребёнка видеть красоту в обыденном (красивые шторы, салфетки, игрушки, мебель); в искусстве (в иллюстрациях детских книг, песнях, потешках); красоту в человеческих поступках, отношениях и эмоционально на это откликаться.

2. Формирование элементарного эстетического сознания, т.е. то, что дети должны знать: сенсорные эталоны (цвета, формы, величины, характеристики звука и т.д.); эмоциональные эталоны (грусть, радость, удивление, испуг); виды и жанры искусства (театр, музыка, поэзия, фольклор, танцы, песни, живопись, скульптура, архитектура, графика, имена художников, поэтов, композиторов и их творчество, народно – прикладное искусство).

3. Освоение детьми разных видов художественно – эстетической деятельности : художественно – речевая деятельность (заучивание стихов); музыкально – пластическая деятельность (на занятиях дети поют, танцуют); изобразительная деятельность (на занятиях дети лепят, рисуют, клеят); театрализованная деятельность (разнообразные виды детского театра – театр БИБАБО, плоскостной, теневой, пальчиковый, спектакли с участием детей и т.д.)

4. Развитие у каждого ребёнка художественно – эстетических способностей: общих художественно – эстетических способностей (знание всех эталонов по сенсорике, умение наблюдать, анализировать); эмоциональной отзывчивости; творческого воображения; специальных художественно – эстетических способностей (в изобразительной деятельности – чувство цвета, композиции, глазомер, зрительная память, умелость рук; в художественно – речевой деятельности – интонационная выразительность речи, сила голоса, поэтический слух и т.д.)

Для решения данных задач необходимо создавать специальные условия:

1. Создание эстетической предметно – развивающей среды: эстетика быта (чистота в группе; гармоничное сочетание цвета штор, обоев, покрывал в спальне; эстетическая продуманность мебели, оборудования);

2. Насыщение групп предметами искусства: картины, панно, вазы, предметы народно – прикладного творчества;

3. Наличие в группе книжного, изобразительного, театрального, музыкального уголков;

4. Необходимо следить за внешним обликом окружающих людей: воспитатель, младший воспитатель и другие работники дошкольного учреждения (красивые, опрятные, хорошие манеры поведения и общения);

5. Необходимо, чтобы в группах были уголки природы, на улице – огород, клумбы, зелёные насаждения;

6. Необходимо проводить праздники и развлечения для детей и родителей с музыкой, стихами, сценками, танцами;

7. Необходимо обеспечивать художественно – эстетическую деятельность детей: изобразительную (рассматривание картин, рисование, лепка, аппликация); музыкально – пластическую (музыка, танцы); художественно – речевую (стихи, рассказы); театрализованную;

Формы организации эстетического воспитания:

1. Занятия по развитию речи, изо. деятельности, музыке;

2. Экскурсии в природу, парк, к памятникам, в музеи, в библиотеку на тематические занятия, на празднично украшенную улицу и т.д.

3. Театрализованные игры и игры драматизации;

4. Проведение разнообразных праздников и развлечений, литературных и музыкальных вечеров.

Уважаемые педагоги!

Давайте воспитывать в наших детях чувство прекрасного, эстетического восприятия, ведь это так необходимо в наше время.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»

Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк» (Средний дошкольный возраст) Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие». Программное содержание: Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, доброе отношение и любовь к...

Экологический проект на летний оздоровительный период в младшем дошкольном возрасте…

Экологический проект на летний оздоровительный период в младшем дошкольном возрасте «Разноцветное лето»

Сценарий зимнего спортивного праздника «Однажды в Африке…»

Сценарий зимнего спортивного праздника «Однажды в Африке…» (Для детей старшего дошкольного возраста) Цель: вызвать радостное, приподнятое настроение от занятий зимними видами спорта...

Читайте также

Эссе по прочитанной книге Анны Быковой «Как подружить детей с…

Эссе по прочитанной книге Анны Быковой «Как подружить детей с эмоциями. Советы «ленивой мамы» Любая активность детей сопровождается эмоциональными переживаниями. Как...

Дидактическая игра «Большой - маленький» для детей 5-6 лет

Дидактическая игра «Большой - маленький» для детей 5-6 лет Аннотация: Данная игра «Большой - маленький» предназначена для детей c 5- летнего возраста...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности с детьми…

Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности с детьми ТНР «В стране Весна» Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие. Цель: расширять...