Сайт для воспитателей детских садов




( 1 Голос ) 


«Развитие познавательного интереса детей в процессе поисково-исследовательского проекта «Демянск – моя малая Родина»

Введение

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.

Формирование познавательных интересов связывают с процессом учения, когда главное содержание жизни ребенка состоит в постепенном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому. В самой структуре учебного процесса имеется множество объективных оснований для формирования познавательных интересов.

Дошкольный возраст - это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольников особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста. В то же время, очевидно, что познавательная активность не является прямым следствием возраста, и далеко не все современные дошкольники обладают этим ценным качеством.

Актуальность проблемы развития у детей познавательного интереса обусловлена тем, что дошкольный возраст - важный период в жизни человека. В этом возрасте закладываются основы будущей личности формируются предпосылки физического умственного нравственного развития ребёнка.

Углубленное изучение особенностей дошкольного детства привело учёных к выводу, что на каждом возрастном этапе по ходу освоения детьми разных видов деятельности складывается как бы определённый «этаж» занимающий своё место в структуре целостной личности. На этом «этаже» формируются психические свойства и способности необходимые не только для перехода к следующему «этажу» но и для всей будущей жизни имеющие непреходящее значение. Недостроенный «нижний этаж» - плохая опора для следующего.

Крупнейший учёный А.В. Запорожец в своих работах пишет, что «целью дошкольного обучения должна быть амплификация, то есть обогащение максимальное развёртывание тех ценных качеств по отношению к которым этот возраст наиболее восприимчив».

Задача дошкольных учреждений - развивать у дошкольников устойчивую потребность в познаниях, потребность в учении или мотивацию учения.

Возрастающее внимание современной науки и практики образования к вопросам развития познавательных интересов обусловлено главной особенностью современного мира - его динамичностью. Происходящие изменения столь интенсивны, что человеку все реже удается сохранять гармонию с окружающим, используя усвоенные знания и привычные поведенческие модели. Поэтому актуальность данной проблемы на социально-педагогическом уровне определяется современным социальным заказом общества на выпускника дошкольного образовательного учреждения, который касается не требований к конкретным знаниям, а новых универсальных способностей, сформированных стойких познавательных мотивов, основным из которых является познавательный интерес.

В состоянии интереса человек (ребенок, взрослый) всегда более или менее активен, успешен.

Актуальность на научно-теоретическом уровне исходит из научного осмысления и методологического обоснования проблемы познания природы, сущности интереса, изучения его возрастных границ и механизма формирования в деятельности различного содержания.

Психолого-педагогические исследования (Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, JLC. Выготского, JI.A. Венгер, A.B. Запорожца, Т.А. Куликовой) показывают, что в дошкольном возрасте познавательный интерес проявляется как стремление ребенка проникать во все многообразие окружающего мира, отражать в сознании причинно-следственные связи и отношения, закономерности.

Однако, далеко не все вызывает у ребенка интерес. Степень его проявления, широта, глубина, осознанность, как показывают исследования ученых (Ю.К. Бабанского, А.Н. Поддьякова, Ф.К. Савиной, Г.И. Щукиной), зависят от характеристик объекта, к которому он направлен. Важна новизна и сложность информации об объекте, присутствие в ней когнитивного конфликта (противоречия).

Развитие познавательного интереса как сложного личностного образования происходит постепенно в деятельности, имеющей практическую направленность, позволяющей входить ребенку в проблемную ситуацию. И такой деятельностью, обеспечивающей возможность получать, синтезировать, комбинировать, активно использовать историческую информацию о предмете, является проектная деятельность.

Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, проектный метод развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Для организации проектной деятельности важны работы, рассматривающие ее сущность, проблемный характер, место в воспитательно-образовательном процессе (Дж. Дьюи, Т.А. Данилина, Б.В. Игнатьев, У. Килпатрик, М.В. Крупенина, Н.Г. Чернилова). Однако, в данных исследованиях недостаточно изучены возможности проектной деятельности и ее роль в развитии познавательного интерес к родному краю.

Таким образом, актуальность, новизна и перспективность темы обусловлена:

- важностью проблемы развития познавательного интереса как ценного личностного образования, составляющего мотивационную основу познавательной деятельности ребенка;

- неразработанностью проблемы развития у детей дошкольного возраста познавательного интереса к своей малой Родине в проектной деятельности.

Особенности познавательного интереса детей дошкольного возраста 

Познавательный интерес – эта особая область интересов человека, в которой объектом является сам процесс познания, а он в свою очередь, характеризуется стремлением проникать в сущность явлений, относительно устойчивым стремлением к постоянному глубокому и основательному их изучению.

Познавательный интерес -сложное личностное образование , представлен взаимосвязанными между собой эмоциональными, интеллектуальными, регулятивными и творческими процессами, степень проявления которых определяется особенностями информации (новизна, сложность, когнитивный конфликт) и характером деятельности (проблемность, практическая направленность).

Е.А. Коссаковская отметила, что в развитии познавательных интересов дошкольников существует две основные линии:

Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями и сведениями об окружающем, которое и вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед ребенком открывающихся сторон окружающей действительности, тем шире его возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных интересов.

Данную линию развития познавательных интересов составляет постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности. Активизатором мышления ребенка В.И. Водовозов считает интерес, способствующий осмысленному восприятию учебного материала и практическому применению теоретических знаний, переживание детьми их сопричастности с обучением. Его педагогические воззрения совпадают с ранее высказанными предположениями К.Д. Ушинского о сложной структуре возникновения познавательного интереса.

П.Ф. Каптерев и В.П. Вахтеров в своих педагогических взглядах также обоснуют важность определенного периода жизни ребенка для развития у него устойчивого познавательного интереса к приобретению знаний. При правильной организации обучения и воспитания она способна не только к достижению главной цели образования - самообразованию, но и к возникновению собственного независимого взгляда на процессы, происходящие вокруг и способствующие в конечном итоге формированию собственной стратегии подчиненной устойчивой познавательной потребности

Накопленные к 6 годам сведения о мире являются серьезной базой для дальнейшего развития познавательной сферы ребенка. Процесс познания в этом возрасте предполагает содержательное упорядочивание информации (весь мир - это система, в которой все взаимосвязано). Понимание взаимосвязанности всего происходящего в нашем мире является одним из основных моментов построения ребенком элементарной целостной картины путем сопоставления, обобщения, рассуждения и выстраивания гипотетических высказываний, элементарных умозаключений, предвидений возможного развития событий.

На протяжении дошкольного детства ребенок непосредственно включается в овладение способами целенаправленного познания и преобразования мира через освоение умений:

- постановка цели и планирование;

- прогнозирование возможных эффектов действий;

- контроль за выполнением действий;

- оценка результатов и их коррекция.

К 7 годам происходит формирование обобщенных представлений о пространстве и времени, о предметах, явлениях, процессах и их свойствах, об основных действиях и важнейших отношениях, о числах и фигурах, языке и речи. У ребенка формируется познавательное и бережное отношение к миру («Мир полон тайн и загадок. Я хочу их узнать и разгадать. Я хочу сохранить мой мир. Ему нельзя вредить»). Общеизвестно, что накопление индивидуального опыта в дошкольном возрасте осуществляется не только в игре, но и во многих других, сугубо детских видах деятельности: рисование, конструирование, посильном труде, действиях по самообслуживанию, общении со сверстниками. Переживание успеха и неуспеха в этих видах деятельности несомненно вносит свой вклад в отношение ребенка к себе, а значит и в его личностное развитие. Мотивационная готовность дошкольников предполагает выявление причин, побуждающих ребенка к учению. Диапазон мотивов достаточно обширен: от очевидного нежелания учиться или ориентации на внешнюю атрибутику школьной жизни (красивая школа, звонок и т.п.) до осознанного стремления занять новую социальную позицию (стать школьником) и интереса к новым знаниям

Однако интерес возникает лишь в ходе правильно организованной деятельности.

I. Подготовка почвы для интереса:

а) подготовка внешней почвы для воспитания интереса: организация жизни и создание благоприятных условий, способствующих возникновению потребности в данном объекте или в данной деятельности у данной личности;

б) подготовка внутренней почвы предполагает усвоение известных знаний, умений, наличной общей опознавательной направленности.

II. Создание положительного отношения к предмету и к деятельности и перевод смыслообразующих, отдаленных мотивов в более близкие, реально действующие. Это отношение не является еще интересом в подлинном смысле слова, но является психологической предпосылкой интереса; оно подготавливает переход от внешне обусловленной потребности в деятельности (нужно, следует) к потребности, принятой ребенком.

III. Организация систематической поисковой деятельности, в недрах которой формируется подлинный интерес, характеризуемый появление познавательного отношения и внутренней мотивации, связанных с выполнением данной деятельности.

IV. Построение деятельности с таким расчетом, чтобы в процессе работы возникали все новые вопросы и ставились все новые задачи, которые становились бы неисчерпаемыми на данном занятии.

Два первых момента при формировании стойких интересов приобретают особенно важное значение и занимают самостоятельное большое место; работа по воспитанию отношения занимает длительное время.

Систематическая активная самостоятельная «поисковая» деятельность и сопутствующее ей переживание радости и познания и достижения формируют стойкий динамический стереотип познавательного интереса, который постепенно превращается в характеризующее личность качество.

Подлинный интерес, сформированный в процессе специально организованной активной самостоятельной «поисковой» деятельности, характеризуется не только эмоционально положительным к ней отношением и пониманием значения и смысла этой деятельности. Главное в том, что для него характерно эмоционально-познавательное отношение к процессу этой деятельности, которая внутренне мотивирована. Это означает, что, помимо личных и общественных мотивов, внеположных по отношению к деятельности, возникают мотивы, идущие от самой деятельности (сама деятельность начинает побуждать ребенка). При этом ребенок не только понимает и принимает цель этой деятельности, ему не только хочется достигнуть цели, но и хочется искать, узнавать, решать, достигать.

При правильном педагогическом подходе окружающих людей (особенно учителей, воспитателей, родителей) интересы ребенка имеют неограниченную тенденцию развития. Чем дальше и глубже идет исследовательская поисковая деятельность, тем более ненасыщаемым становится интерес, тем больше радость и «жажда» познания. Чем шире связь интереса с «ядром» личности и с прежними интересами, мотивами, основными потребностями личности, чем шире связь идущей от деятельности с широкими социальными мотивами, чем сильнее непосредственный мотив, идущий от деятельности, тем глубже становится интерес, тем он более устойчив.

Связь интересующей деятельности с основными привязанностями, с близкими людьми, ее соответствие основным способностям и перспективным возможностям человека, а также глубокое удовлетворение в связи с ее осуществлением - важнейшие предпосылки стойкого интереса. Неисчерпаемость вопросов, возникающих в процессе деятельности, приводит к постоянной «ненасыщаемости» интереса, т.е. создает все растущее стремление углубить, расширить сферу познания и овладения данной деятельностью. Усиливающееся стремление к расширению сферы познания и результативности данной деятельности создает тенденцию к укреплению интереса к данной деятельности и превращению ее в «дело жизни». Эта тенденция и эти стремления, подчиняя себе все дополнительные мотивы и интересы, входят в характеристику личности. Но и эта широкая система отношений, отраженная в эмоционально-познавательной направленности, складывается в ходе организованной поисковой деятельности, без которой подлинный интерес не возникает.

Дошкольный возраст - сензитивный период для развития познавательных потребности. Поэтому очень важно своевременное и адекватное опредмечивание познавательных интересов, их стимулирование и развитие во всех сферах деятельности детей. Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективной образовательной деятельности в целом. Познавательный интерес объемлет все три традиционно выделяемые в дидактике функции процесса обучения: обучающую, развивающую, воспитательную.

Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности. Одаренным детям свойственно сильное стремление к познанию, исследованию окружающего мира. Ребенок не терпит ограничений нам свои исследования, и это его свойство, проявившись довольно рано на всех возрастных этапах продолжает оставаться его важнейшей отличительной чертой. Лучший способ личностного развития, настоящий залог высокого интеллекта - это искренний интерес к миру, проявляющийся в познавательной активности, в стремлении использовать любую возможность, чтобы чему-нибудь научиться.

Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, которая помогает, ему адаптироваться на первых порах к новым условиям жизнедеятельности. Достаточно быстро познавательная направленность переходит в познавательную активность - состояние внутренней готовности к познавательной деятельности. Проявляется оно в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше тяготеет к познавательной деятельности. В познавательной деятельности развиваются и формируются познавательные интересы.

Применение проектного метода в ДОУ

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Использование технологии проектирования как одной из форм поисковой деятельности позволяет эффективно решать важные задачи развития способностей дошкольников.

Проект связан с развивающим, личностно-ориентированным обучением и может широко использоваться в учреждениях любого типа, в любой группе детского сада. Суть личностно-ориентированного подхода заключается в постоянном обращении к субъективному опыту детей, к опыту их собственной жизнедеятельности. Самое важное при этом – признание самобытности и уникальности каждого ребенка. Педагог и ребенок выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но одинаково необходимого опыта.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Педагог может подсказать источники информации, а может просто направить мысль ребенка в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате дети должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.

В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей. Тематика и содержание проектов для детей дошкольного возраста могут быть очень разнообразны. Е.С. Евдокимова предлагает свой вариант классификаций типов проектов, актуальных для дошкольного образования:

1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.

2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.

3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.

4. По характеру контактов: осуществляется  внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект)

5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.

6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.

Обращая внимание на классификацию типов проектной деятельности по доминирующему методу, важно отметить, что в практике современных дошкольных учреждений чаще используются следующие виды проектов:

1. исследовательское-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

2. ролево-игровые: с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы

3. информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы

4. творческие

5. нормативные (описан Н.Е. и А.Н. Веракса).

Работа педагога над проектом, включает составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода и проходит в несколько этапов:

1) постановка цели;

2) поиск формы реализации проекта;

3) разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;

4) организация развивающей, познавательной, предметной среды;

5) определение направлений поисковой и практической деятельности;

6) организация совместной творческой, поисковой и практической деятельности с педагогами, родителями и детьми;

7) работа над частями проекта, его коррекция;

8) коллективная реализация проекта, его демонстрация.

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

Организация проектной деятельности по ознакомлению с родным поселком в средней группе

В деятельности педагогов ДОУ одной из задач является воспита­ние у детей чувства патриотизма. Эту задачу можно сформули­ровать более конкретно: формирование цен­ностного отношения к родному краю. Ребенок дошкольного воз­раста мыслит конкретно. Он дол­жен выполнять конкретные дела, а не оперировать отвлеченными понятиями.

В этом смысле проектный ме­тод — наиболее целесообраз­ная форма для решения задач нравственно-патриотического воспитания.

По проектному методу я работаю 4 года и считаю его эффективным и результативным.

Во-первых, он позволяет ребен­ку почувствовать себя исследова­телем. Не секрет, что в детских садах иногда пытаются сделать детей энциклопедистами, т.е. на­пичкать их как можно большим объемом знаний. Но это очень неблагодарная работа. В совре­менном мире объем информации удваивается каждые 5—7 лет, так что запастись знаниями «впрок» никому не удастся. Главное — научить ребенка пользоваться источниками информации. Во-вторых, проектный метод позволяет объединить детей, ро­дителей и воспитателей в со­вместной деятельности. Самый важный результат обучения на проектной основе — формиро­вание настоящего сообщества детей, воспитателей и родителей.

Для работы по данной теме я определи­ла следующие задачи: уточнить и закре­пить знания о своей малой Родине –поселке Демянск; вызвать интерес к исто­рии своей семьи, своего детского сада, своему поселку; формировать бережное от­ношение к природе родного края , воспитывать уважение к лю­дям труда.

Для выполнения этих задач было сде­лано следующее: написан совместно с детьми с помощью «модели трех вопросов» план проекта , подобрана лите­ратура, фотографии по дан­ной теме, установлена связь с сотрудниками библиотеки и музея с целью проведения бесед и экскурсий, вместе с детьми и родителями подобраны ма­териалы, иллюстрации для продуктивных видов дея­тельности.

Работа по проектной деятельности строилась с учетом ФГТ, т. е. осуществлялась полная интеграция образовательных областей.

Физическая культура

Здоровье

Познание

Коммуникация

 

Чтение художественной литературы

Игра «городки», хороводные игры

Игры настольные-печатные «наш дом», «конструкторы», строим свои дома из коробок

Экскурсия в музей «Русская изба». Знакомство с памятниками поселка. Экскурсии по близлежащим улицам, на площадь, в парк. Герб Демянска. Опыты с глиной, песком, землей. Животные, растения, птицы Демянского района (дикие и домашние)

Беседы о быте жителей поселка ( сейчас и как жили раньше)

Беседы о праздниках (на какие праздники вы ходите в центр поселка, чем там занимаетесь?)

Чтение стихов Демянских поэтов, русских народных сказок, былин.

Социализация

Труд

Безопасность

Художественное творчество

Музыка

Сюжетно-ролевые игры «Семья» , «Водители».

Сделать из тряпок бабку и дедку, создать быт русской избы, наводить порядок в русской избе.

Беседа о труде взрослых.

Макет «наш поселок»

Ситуации: «если ты потерялся на улице», «опасности на речке».

Работа с раскрасками: «Изба», «Русский костюм»

Коллективная работа из бересты

Лепка из глины «игрушки»

Слушание русских народных песен, разучивание частушек.

В рамках проек­та проводились экскурсии по го­роду, беседы о разных домах, о доме каждого ребенка. Дети при­несли в группу фотографии или рисунки сво­их домов. В результате состави­ли фотолетописи «Улицы родно­го города» и «Дом, в котором я живу». В них поместили не толь­ко фотографии, но и рассказы о своем доме, создали дей­ствующий макет перекрестка рядом с детским садом.

В работу с интересом вклю­чились родители. Родители помогали в со­ставлении своей родослов­ной. Дети с интересом рас­сказывали о бабушках, де­душках.

В группе организовали выставку, на кото­рой каждый день появлялись новые экспонаты: фотографии и рассказы детей. Работа не огра­ничилась сбором фотографий. Использовались материалы му­зея по истории поселка и его ок­рестностей. Дети знакомились с каждым новым экспонатом.

Итогом реализации проекта в группе стало создание книги «Мой поселок Демянск».

Прогулки, экскурсии, бе­седы учат детей замечать и оценивать то, что находит­ся вокруг них. Уточняя зна­ний детей о настоящем и прошлом, я старалась ис­пользовать прием сравне­ния старого быта и совре­менного. Организуя экс­курсии по родной деревне, на приро­ду, старалась построить их так, чтобы дети не только рассматривали объект и от­вечали на мои вопросы, но и могли сделать для себя какие-то выводы, устано­вить логические связи. Все это не только способствует углублению интереса к ис­тории родного поселка, сво­ей семьи, но и развивает любознательность, умение размышлять.

Свои впечатления дети отображали в игровой и продуктивной деятельности. Они рисова­ли плакаты «Моя деревня» (вместе с ро­дителями), занимались ручным трудом, из коробочек изготавливали «Дома на на­шей улице», делали аппликации «По ули­цам едут машины» и конструировали из строительного материала «двухэтажные, трехэтажные дома». Особенно интересно дети разворачивали игры с участием бабушки и дедушки, которых мы сделали из тряпок. А поиграв в русскую народную игру «Городки», почти все дети стали просить родителей купить эту игру домой.

Одна из самых интересных сторон проектной деятельности заключается в том, что проект не «привязан» к программе и не имеет четких границ. Дети сво­бодны в своем творчестве. Ре­зультат проекта дает возмож­ность выбора, свободного варьи­рования. Ребенок выступает в качестве субъекта воспитатель­но-образовательного процесса: он сам выбирает тему, способ работы, действия и получает ре­зультат. При реализации проек­та возникают новые идеи. Такой оказалась идея изготовления куколок совместно с родителями.

Завершилась работа по этому долгосрочному проекту презентациями, которые проходили в сентябре в форме познавательного развлечения и в декабре в форме соревнования семейных команд.

В результате проделанной работы у ребят пробудился исследовательский интерес, любознательность, зажегся огонек любви к родной де­ревне, родному краю, появи­лись обширные и прочные знания.

При анализе эффективности реализации проекта использовались показатели поисково–познавательной деятельности дошкольников, предложенные авторами Дыбиной О.В., Рахмановой Н.П., Щетининой В.В.

Для выявления уровня сформированности познавательной активности дошкольников мы выделили следующие критерии и показатели:

- когнитивный (наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность);

- мотивационный (создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, ее завершенность);

- эмоционально-волевой (проявление положительных эмоций в процессе деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач);

- действенно-практический (инициативность в познании; проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребенка).

На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня сформированности познавательной активности у дошкольника: низкий, средний и высокий.

Низкий уровень - не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.

Средний уровень - большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым.

Высокий уровень - проявление инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.

Наблюдение за детьми в ходе реализации проекта выявили у 60% детей высокий уровень познавательного интереса, у 40 % детей – средний уровень. Это говорит о том, что проектный метод достаточно эффективен, а тема проекта интересна и доступна детям.

Результаты реализации проекта свидетельствуют об эффективности выбранной стратегии работы. Благодаря сотрудничеству и сотворчеству воспитателей, детей и родителей, удалось достичь намеченной цели. В процессе разрешения специально моделируемых проблемных ситуаций дети научились решать задачи, исходя из поставленной проблемы, планировать этапы своих действий в соответствии с задачами, находить нестандартные решения выявленных проблемных ситуаций. Экспериментируя с объектами живой и неживой природы, дети узнали о свойствах веществ и материалов, о преобразовании предметов. Работа в творческих группах помогла в развитии коммуникативных навыков детей, в совершенствовании стиля партнерских отношений.

Главный итог этой работы – педагогический. Ребенок провел настоящее исследование, почувствовал вкус самостоятельной работы, получил первые навыки ее проведения.

Заключение, выводы

В ходе проектной деятельности мне удалось решить следующие задачи:

1. Глубже изучить природу проектной деятельности, особенности ее организации с детьми среднего дошкольного возраста и обосновать ее возможности в развитии познавательного интереса .

2. Разработать и апробировать этапы проектной деятельности, направленной на развитие у дошкольников познавательного интереса к своему поселку.

3. Определить показатели развития у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса к своей малой Родине.

Практическая значимость работы по данному проекту состоит в возможности использования на практике представленных и апробированных методических рекомендаций педагогам:

- по диагностике познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста к родному поселку;

- по организации проектной деятельности детей среднего дошкольного возраста; (Приложение №1)

- по использованию иного содержания в организации проектной деятельности дошкольников

Проведенная работа с детьми в рамках проектной деятельности позволяет сделать следующие выводы:

- функционирование структурных компонентов познавательного интереса (эмоционального, интеллектуального, регулятивного, творческого) может осуществляться в проектной деятельности, содержанием которой выступает информация о родном поселке;

- поэтапная организация проектной деятельности способствует максимальному проявлению дошкольниками познавательного интереса к своему поселку.

- развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста происходило в проектной деятельности, в которой прослеживается линия его развития: зарождаясь в виде эмоциональной отзывчивости на новое, необычное (любопытство), он постепенно в процессе восприятия переходит в любознательность и далее в потребность в познании и осуществлении самостоятельной познавательной деятельности при эмоциональной, регулятивной и инструктирующей поддержке взрослого.

- приоритетными педагогическими условиями развития познавательного интереса к истории поселка в проектной деятельности являлись: взрослый как образец-ориентир, носитель опыта организации проектной деятельности; включение в проектную деятельность заданий поисково-творческого, проблемного характера, стимулирующих познавательный интерес детей к Демянску; создание «проектного поля» как предметно-стимулирующей среды.

Деятельность взрослого и детей, ее специфика и содержание определялись последовательностью работы над проектами.

В результате проведения проекта отмечена положительная динамика в развитии у дошкольников познавательного интереса к родному поселку. Наблюдение за детьми в ходе реализации проекта выявили у 60% детей высокий уровень познавательного интереса , у 40 % детей –средний уровень. Это говорит о том, что проектный метод достаточно эффективен , а тема проекта интересна и доступна детям.

Результаты реализации проекта свидетельствуют об эффективности выбранной стратегии работы. Благодаря сотрудничеству и сотворчеству воспитателей, детей и родителей, удалось достичь намеченной цели.

В ходе реализации проекта пополнилась развивающая среда группы и участка ДОУ.

Изменения произошли в позиции и деятельности педагогов. Мы стали глубже понимать сущность и важность проблемы развития у дошкольников познавательного интереса, овладели способами организации и руководства проектной деятельностью дошкольников.

Дальнейшие разработки данной проблемы исследования могут осуществляться по следующим направлениям: обеспечение преемственности образовательного процесса по развитию познавательного интереса в различные периоды дошкольного детства.

 

Приложение 1

Основные принципы организации проектной деятельности в средней группе:

1. Эмоциональная вовлеченность взрослого в познавательную деятельность. Только в том случае, если взрослый сам с интересом погружен в какую-либо деятельность, может происходить передача личностных смыслов деятельности ребенку. Он видит, что можно получать удовольствие от интеллектуальных усилий, переживать «красоту решения» проблемы.

2. Стимуляция любознательности ребенка. В работе мы старались использовать оригинальные игрушки и материалы, которые могут вызвать интерес, удивление.

3. Передача инициативы от взрослого ребенку. Для нас важно было не только заинтересовать ребенка, но и научить его ставить себе цели в процессе познавательной деятельности и самостоятельно находить способы их осуществления.

4. Безоценочность. Оценка взрослого (как положительная, так и отрицательная) может способствовать фиксации ребенка на собственных успехах, достоинствах и недостатках, то есть развитию внешней мотивации. Мы стремились к развитию внутренней мотивации познавательной деятельности, и поэтому акцентировали внимание на самой деятельности и ее эффективности, а не на достижениях дошкольника.

5. Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства. Взрослый стремился не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями

 

Использованная литература:

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 112 с.
  2. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
  3. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ/ Е.С.Евдокимова – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с. – (Библиотека руководителя ДОУ).
  4. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Подготовительная группа. М. 2008
  5. Никитина С.В. «Начало». Примерная программа по приобщению старших дошкольников к истории и природе Новгородского края. Великий Новгород 2000
  6. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.// Управление ДОУ. 2004. - № 4. С. 99-101.
  7. Сели Д. Очерки по психологии детства М., 2009.
  8. Щукина Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике М., 2001 с.34.


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Читайте также

Методические разработкиРабота с родителямиПроектная деятельность




Комментарии

  • Рада
    СПАСИБО БОЛЬШОЕ ЗА МАТЕРИАЛ! А ГДЕ МОЖНО СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ К ЭТОМУ МАТЕРИАЛУ?

    Подробнее...

     
  • Литвиненко Людмила А
    Занятие интересное. Молодец!

    Подробнее...

     
  • Прасковья
    план кружка понравился.

    Подробнее...

     
  • Прасковья
    план работы театрального кружка

    Подробнее...

     
  • галина
    отличный материал, долго искала.

    Подробнее...