Рабочая программа «Развитие способностей к художественному общению и формирование эстетических суждений в процессе восприятия пейзажной живописи детей старшего дошкольного возраста»

 

Пояснительная записка

Исследованиями, посвященными проблеме восприятия детьми искусства занимались Е.Г. Ванслова, Е.В. Квятовский, Е.В. Кузина, Л.Л. Литвиенко, Б.М. Теплов и др., общению с ним О.И. Никифорова, З.Я. Рез, П.М. Якобсон, изучению роли искусства в духовном развитии личности Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский.

Анализ моих исследований показал, что до недавнего времени, художественное воспитание детей изучалось в основном, как познавательный процесс, направленный на развитие когнитивных процессов: расширение представлений об окружающем мире, развитие речи детей. Проблема художественного общения, развитие способностей к эстетическим высказываниям является менее изученной.

В исследованиях М.В Мацкевич, Р.М. Чумичевой, С.И. Земляной и др. отмечается, что в процессе восприятия произведений искусства   дети учатся видеть его содержание, выделять и называть персонажи, определять их характер, настроение, и высказывать, как все это передал художник, т.е. формируется художественное общение.

В условиях личностно – ориентированных технологий, использование произведений искусства имеет важное значение. Одной из задач художественного воспитания детей в настоящее время является создание условий для развития индивидуальности ребенка и его творческих способностей. В решении этих задач, по моему мнению, необходимо использовать произведения изобразительного искусства.

Я предположила, что художественное общение с использованием произведений живописи у детей наиболее эффективно развивается при соблюдении ряда педагогических условий, если:

- будет создана художественно – эстетическая среда;

- будут отобраны произведения, доступные для восприятия и оценки старшими дошкольника;

- ребенок выступает в роли «соавтора» произведения искусства;

- взаимодействие ребенка в процессе восприятия, будет строится на принципах равноправного партнерства с художником и педагогом

Учитывая эти условия, мною был разработана рабочая программа, включающая в себя ряд бесед с детьми старшего дошкольного возраста по произведениям живописи, а так же предложены методические рекомендации по развитию эстетических суждений о пейзажной живописи у детей старшего дошкольного возраста.

План программы

сентябрь

Конспект индивидуальной беседы по картине

октябрь

Тема беседы: «Путешествие в мир искусства»

ноябрь

Тема беседы: «Экскурсия в картинную галерею»

декабрь

Тема беседы: «Необычное путешествие»

январь

Тема беседы: «Морской пейзаж»

февраль

Тема беседы: «Путешествие по временам года»

март

Тема беседы: «От весны до зимы»

апрель

Тема беседы «Беседа по картине А. Куинджи «Закат»

май

Тема: «Обобщающая беседа по картине И.И. Шишкина «Перед грозой»

Конспект индивидуальной беседы по картине №1.

Цель: выявить особенности развития умений к художественному общению.

Картины для беседы: И.Э. Грабарь «Февральская лазурь», И.И. Левитан «Март», А. Саврасов «Грачи прилетели».

Предложить ребенку выбрать понравившуюся картину.

  • Почему ты выбрал эту картину?
  • Что ты видишь на этой картине?
  • Что по твоему мнению главное в картине? Почему?
  • Сочетание каких цветов, использовал художник в картине?
  • Что в картине самое яркое, сразу бросается в глаза?
  • Какое настроение передал художник?
  • Какого цвета в картине больше?
  • В картине тепло или холодно? Почему?
  • Чтобы ты делал, если бы оказался в картине?
  • О чем ты думаешь, глядя на эту картину?
  • Какую ты видишь связь между изображениями на картине?

Конспект беседы №2

Тема: «Путешествие в мир искусства»

Цели:

Развивать у детей устойчивый интерес к живописи. Подвести к пониманию того, что искусство отражает окружающий мир и художник изображает то, что вызвало его интерес, удивление.

Знакомить с тем, о чем и как говорит искусство. Учить видеть особенности и отличительные признаки разных видов искусства.

Продолжать работу по формированию навыков последовательного целостного художественного восприятия подлинно художественных произведений искусства.

Формировать навыки и умения общаться по поводу искусства с товарищами, взрослыми, высказывать суждения и оценки увиденного.

Воспитывать умение любоваться произведениями, понимать их настроение.

Предварительная работа:

  1. Рассматривание репродукций, беседа по ним.
  2. Составление рассказа по картинам.
  3. Дидактическая игра “Музей”

Картины для беседы:

Репродукции из набора “Третьяковская галерея”.

Ход беседы

В: Дети сегодня мы с вами посетим нашу картинную галерею. А знаете ли вы, что такое картинная галерея?

Д: Так называется помещение, где висит много картин, и люди ходят туда полюбоваться ими.

В: Я приглашаю вас на экскурсию в картинную галерею. Как вы думаете, что мы здесь увидим?

Д: Картины.

В: А как еще, можно назвать картины?

Д: Произведения живописи.

В: Давайте вспомним, что такое живопись? Живопись – это один из видов изобразительного искусства. Секрет живописи в том, что художник с помощью кистей и красок создает как бы живой, видимый нами словно через окно, мир. Под его кистью оживают деревья, цветы, море.

В: Вот и мы сегодня пришли сюда, чтобы полюбоваться картинами. Правда, картины – это не совсем правильно. У нас в галерее висят репродукции с картин известных художников. А сами картины хранятся в музеях, выставочных центрах, знаменитых картинных галереях, как, например, Третьяковская галерея, Эрмитаж и других. Кто из вас уже был в картинных галереях? Что вам особенно понравилось?

Д: Красиво, интересно.

В: А сегодня я предлагаю вам посмотреть картины в нашей картинной галерее. Проходите, пожалуйста, посмотрите. На этих картинах нарисованы разные овощи, фрукты, цветы, посуда, книги. Мы уже знаем, как называются эти картины. Это натюрморты.Они рассказывают красками, как прекрасен  наш мир, славят богатство и изобилие природы, труд людей, создавших эти предметы. Художники предлагают нам  полюбоваться этими вещами, увидеть их красоту.

В: Какая из картин Вам понравилась? Почему? Найдите самый вкусный натюрморт.

Самый веселый натюрморт? Самый необычный?

Переходят к другой группе картин.

В: Что изображено на этих картинах?

Д: Природа.

В: Как называется этот жанр живописи?

Д: Пейзаж.

В: О чем художники хотят нам рассказать?

Д: О красоте природы.

В: Да. О  красоте дикой природы – лес, море, горы  и о  природе, измененной руками человека – парк, сквер, аллея.  О разнообразии ее состояний:  утро, вечер, ночь,  закат, зима, осень, весна и лето.  И здесь художники передают свое настроение, состояние – то, что происходит в душе человека, когда он видит солнце, ощущает холодный ветер, дождь или снег.

В: С помощью чего художники передают свое настроение?

Д: С помощью красок.

В Правильно, яркие, теплые тона передают веселое, радостное настроение. Бледные холодные тона вызывают грусть, заставляют задуматься. Давайте с вами найдем радостный, грустный, тревожный пейзаж.

В: Многие музыканты, любуясь красотой природы, сочиняли музыку. Давайте послушаем отрывки из музыкальных произведений, и представим, какому пейзажу соответствует музыка.

В: А какой жанр живописи представлен на этих картинах?

Д: Портрет.

В: Кто обычно изображен на портрете?

Д: Люди, дети.

В: Это человек или группа людей, это и взрослые, и дети, иногда мы можем увидеть, кто они по профессии: врачи, строители, музыканты.

В: На что похож портрет?

Д: На фотографию.

В: Но на картине художники изображают не только их лица, позу, одежду, но и их настроение: грустное или радостное, спокойное или взволнованное. Давайте рассмотрим некоторые портреты. Какие из них Вам понравились больше всего? Почему? (обсуждение)

- А теперь вы можете самостоятельно рассмотреть понравившиеся картины.

В процессе рассматривания дети делятся впечатлениями, педагог ненавязчиво беседуют с детьми.

Дети рассказывают о понравившихся картинах, сочиняют истории, пытаются представить, что они находятся в том месте, которое изображено на картине (цвет, запах, настроение, звуки)

Дидактическая игра «Салон»

Когда дети достаточно ознакомятся с картинами, воспитатель призывает их внимание:

- Дети, я предлагаю вам представить, что наша галерея – это салон, куда приходят люди, чтобы приобрести понравившуюся картину. И вы пришли сюда, чтобы выбрать картину. Может быть, вам нужно подарить её кому-нибудь или украсить ею помещение.

Я предлагаю вам выбрать одну картину, которая особенно вам понравилась, и вы считаете, что она подходит вам, рассказать, почему именно эта картина, чем она вам особенно приглянулась. Дети осматриваются, выбирают картины. Затем педагог выслушивает рассказы трех-четырех детей.

Конспект беседы №3

Тема: «Экскурсия в картинную галерею»

Цели:

закрепить у детей представления о том, что такое живопись и познакомить детей с таким средством выразительности как колорит; выяснить, как художник передает настроение картины красками;

вызвать эмоциональный отклик на настроение живописных полотен, сопереживание ему;

развивать творческое воображение, желание высказаться по поводу увиденного и переживаемого,

словарная работа: живопись, пейзаж, холодные и теплые цвета , палитра.

Предварительная работа:

рассматривание репродукций картин разных жанров;

составление описательных рассказов по картинам;

проведение дидактических игр «Составь натюрморт», «Собери пейзаж», «Найди картину по палитре»;

чтение стихотворений о природе;

Материалы для беседы:

репродукции картин с изображением пейзажей;

отрывки из музыкальных произведений;

материал для рисования;

цветные палитры;

2 зайчика, оранжевого и серого цвета

Ход беседы:

Звучит приятная музыка.

В: Дети, сегодня мы с вами вновь   отправимся на экскурсию в картинную галерею.

Вы знаете, что картины пишут художники, а что же они используют для этого?

Д: Краски, кисти, бумагу и т.д.

В:Правильно, но краски в руках настоящего художника, могут рассказать не только о том, что он увидел, но и о том, что он в это время чувствовал: радость или печаль, тревогу или спокойствие. Краски могут создавать настроение. Одни цвета радуют, другие волнуют. Сочетание цветов в картине называется колоритом. Колорит помогает передать настроение картины. Цвета делятся на холодные и теплые. В теплых цветах преобладают оттенки желтого и красного. Теплые цвета напоминают нам тепло, огонь. Холодные цвета напоминают, например, о холоде, о снеге.

В: А сейчас ребята, постараемся создать себе хорошее настроение перед экскурсией.

Психогимнастика «Я – солнышко»

«Я - маленькое солнышко. Я просыпаюсь, умываюсь. Я расчесываю свои лучики и поднимаюсь над горизонтом.

Я – большой шар. У меня много тепла и света. Я дарю тепло всей земле и всем людям. Я – вдыхаю тепло, я лечу над землей и освещаю ее».

В:Ой, ребята, а кто это? (незаметно достает из-за ширмы оранжевого зайчика)

Наверное, когда мы разговаривали с солнышком, один из «солнечных зайчиков»заглянул и остался. Давайте назовем его «Лучик». Посмотрите, какой он яркий, веселый. Как вы думаете, какое у него настроение?

Д: Радостное, веселое.

В: Возьмем его с собой и отправимся на экскурсию. Что изображено на этих картинах?

В: Верно, природа.

В: Как называется этот жанр живописи?

Д: Пейзаж.

В: О чем художники хотят нам рассказать?

Д: О красоте природы.

В: Да. О  красоте дикой природы – лес, море, горы  и о  природе, измененной руками человека – парк, сквер, аллея.  О разнообразии ее состояний:  утро, вечер, ночь,  закат, зима, осень, весна и лето.  И здесь художники передают свое настроение, состояние – то, что происходит в душе человека, когда он видит солнце, ощущает холодный ветер, дождь или снег. С помощью чего художники передают свое настроение?

Д: С помощью красок.

В: Правильно, яркие, теплые тона передают веселое, радостное настроение. Бледные холодные тона вызывают грусть, заставляют задуматься. Давайте с вами найдем радостный пейзаж.

Дети подходят к картине И. Грабарь «Рябинка»

В: Действительно это красивый и радостный пейзаж, художник нарисовал его удивительно ярко, трогательно, правдиво. Этот пейзаж вызывает чувство восхищения, владевшие его автором: щедрой красотой осени, любовь и глубокую привязанность к родным местам, таким для нас привычным, знакомым и близким.

В:Какими еще словами можно передать настроение этой картины?

Д: Радостное, восхищенное, праздничное, светлое, безоблачное.

В: Какой колорит использовал художник?

Д: Яркий, насыщенный, теплые цвета, оранжево – красный, огненный, горячий.

В: Как вы думаете, с чем можно сравнить ягоды рябины, листву?

Д: С новогодними огоньками, искрами, свечками, огонь.

В:О чем вы думаете, глядя на эту картину?

Д: О красивой осени. О теплых последних деньках и становится грустно. Как прекрасна природа. Художник нарисовал красоту осени.

В: Какая погода изображена на картине?

Д: Солнечная, теплая, осенняя, безоблачная.

В: А какая еще бывает погода осенью?

Д: Дождливая, холодная, сырая, серая.

В: Какое же настроение у нас, когда мы смотрим в такой день на улицу?

Д: Грустное.

В: Давайте найдем пейзаж с таким настроением?

Дети подходят к пейзажу И,С. Остроухова «Золотая осень».

Воспитатель незаметно достает серого зайчика.

В: Ребята, а наш солнечный зайчик около этого пейзажа стал сереньким, как вы думаете почему?

Д: Загрустил, испортилось настроение, нерадостный пейзаж.

В: Как еще можно сказать про грустное настроение?

Д: Печальное, задумчивое, тихое.

В: Давайте внимательно рассмотрим как же художник изобразил грустное настроение.

Воспитатель читает детям стихотворение: «Унылая пора! Очей очарованье!»  

В: Так писал об осени Александр Сергеевич Пушкин. Эти же слова приходят на ум, когда смотришь на картину Ильи Семеновича Остроухова «Золотая осень»

Золото повсюду: на деревьях и на земле. Золотой наряд окружающих деревьев оттеняет бледно-голубое небо на заднем плане картины, чтобы не отвлекать внимания от их пышного наряда. Небо лишь кое-где просвечивает сквозь золотую листву, являясь своеобразным фоном для нового убранства этих красавцев. Даже старое корявое дерево, изображенное слева на картине, преобразилось, сменив зеленое платье на золотое.

Только трава еще не совсем поменяла наряд, да на некоторых листочках проглядывают зеленые пятна. Но на фоне этой неброской зелени еще изумительнее смотрится осеннее убранство кленов, молодых берез и осин.

В: А теперь вы ребята расскажите мне, чем и как художник передал настроение картины?

Д: Художник передал настроение темными и не яркими красками.

Д: В картине много серо-желтого цвета.

Д: Картина тихая, хочется грустить.

В: Какие деревья, листва?

Д: Деревья коричневые, серые и темные. Листья золотые.

Д: Красивые деревья.

В: Что вы видите на переднем плане?

Д: Грязную землю. Листья на земле. Они желтые, немножко зеленые, коричневые.

В: Художник изобразил здесь раннее пасмурное утро, солнце еще не взошло, но картина светлая. Как это удалось художнику?

Д: Он нарисовал много желтых листьев. Желтый – теплый цвет. Солнышка нет, но листочки как лучики.

В: Как вы думаете , что художник хотел этим показать?

Д: Художнику нравится осень. Он любит природу. Осень – золотая красавица.

В: Какого цвета еще много в картине?

Д: Темного, коричневого, серого.

В: А что вы видите в глубине картины?

Д: Две сороки. Они что-то нашли. Тонкая тропинка. Птички в лесу никого не боятся. Кривые деревья.

В: Почему картина, кажется грустной?

Д: Много темных цветов. Скоро кончится осень. Холодно и сыро. Кажется пойдет дождь. Нет солнышка.

В: Сегодня мы с вами увидели как художники в одно и то же время года показывают свое разное настроение в картине. Узнали что такое колорит картины, каким он бывает и как он передает всю красоту и своеобразие картины. А сейчас я приглашаю вас в художественную мастерскую. Мы станем настоящими художниками и попробуем нарисовать свой пейзаж и выразить красками его настроение.  Придумайте названия своим картинам. Ну  вот, и подошла к концу наша экскурсия. Что Вам понравилось больше всего?

 Конспект беседы №4

Тема: «Необычное путешествие»

Цели: Познакомить детей с пейзажем как жанром изобразительного искусства. Подвести к пониманию того, что художники не просто изображают природу, но и передают свое отношение к ней.

Познакомить детей с творчеством И.И. Шишкина и других художников-пейзажистов. Учить сравнивать работы разных художников и находить особенности и отличия в них.

Учить проникновению в картину, развивать фантазию и воображение детей, создавая необходимое настроение. Развивать умение рассматривать картину, обсуждать её достоинства, делиться впечатлениями.

Воспитывать сопереживание чувствам художника, его настроению.

Картины для беседы:

И.И. Шишкин “Корабельная роща”, “Русский лес”, “Перед грозой”;

Ф.А. Васильев “Перед дождем”, “Мокрый луг”.

Ход беседы:

В: Сегодня мы с вами совершим необычное путешествие: с помощью нашего воображения мы побываем в разных местах и посмотрим, что ожидает нас там.

Но вначале я хочу загадать вам загадки:

“Где можно увидеть луг, на котором не вянут цветы? Осенние деревья, с чьих ветвей не облетают листья? Снег, что никогда не потемнеет и не растает?”

Правильно, на картинах художников-пейзажистов. Изображение природы – леса, луга, реки, моря написанные художником называются пейзажем. Человеку всегда было свойственно наблюдать за природой, стремиться изобразить и выразить своё отношение к увиденному. В пейзаже художник изображает природу так, как её увидел только он один. То особенное, что ему открылось, и что он вложил в привычные очертания деревьев, снега, неба, художник передает в своей картине.

Наверное, все из вас знают, что такое деревня и многие не раз бывали там. Слово деревня похоже со словом “дерево”. Русская зима всегда была богата лесами. Чтобы построить жилище, люди срубали деревья и строили из них дома. Из древесины резали ложки, посуду, украшали её росписью. С лип драли лыко, плели лапти. Из бересты делали кузовки, из ивовых прутьев плели корзины. Много людей ходили в лес по грибы, по ягоды, на охоту, за лекарственными травами, но вот однажды дождался лес своего художника.

Родился он в небольшом городе Елабуга, который стоит на берегу Камы, в окружении густых хвойных лесов. И фамилия у будущего пейзажиста было лесная – Шишкин. И звали то его по-русски Иван Иванович. Едва ли не половину жизни провел Шишкин в лесу на этюдах. “Царем лесов” называли художника его друзья. В нашей картинной галерее находится несколько его картин-репродукций.

Затем педагог предлагает начать путешествие с картины “Корабельная роща” - самой крупной по размерам в творчестве Шишкина. Вначале педагог дает детям возможность самостоятельно рассмотреть репродукцию, затем задает следующие вопросы:

В: Как вы думаете прохладный или теплый день изобразил художник?

Д: Солнечный, теплый

В: Хотели бы вы оказаться в этом лесу?

Д: Да

В: Где здесь можно спрятаться в тени?

Д: В лесу, под деревьями

В: А где погреться на солнышке?

Д: На травке

В; Захотелось ли вам побегать по воде босиком, приложить ладошку к камням? Какие они, холодные или теплые?

Д: Да, они теплые

В: Какие цвета помогают художнику передать ощущение теплоты камня, нагретой воды?

Д: Желтый, зеленый

В: Почему картина называется “Корабельная роща?

Д: Деревья большие

В: Правильно, это связано с тем, что сосны высокие и прямые, как мачты, а их шевелящиеся от ветра ветви похожи на паруса. Рядом с такими гигантами все кажется маленьким и незначительным. Пройдет немного времени. И многие из этих гигантов превратятся в могучие корабли и увидят необъятные просторы земли.

Затем педагог предлагает детям представить, что они оказались в самой роще:

В: Смотрите, какой чудесный летний день! Разогретые на солнце деревья напоили воздух удивительным ароматом сосновой смолы и хвои.

В: Чем бы вы занялись, оказавшись в этом лесу?

Д: Собирали ягоды, цветы, рассматривали красивых бабочек, плели венки из цветов в тени под деревом, слушали пение птиц, жужжание шмелей, журчание воды, увидели бы белочку, ежика и многое другое.

В: Вот как хорошо нам с вами было в этом лесу! А потом мы пошли по тропинке, и пришли в ещё более дремучий лес.

Педагог подводит детей к репродукции “Русский лес” И.И. Шишкина.

В: Кого мы здесь повстречали?

Д: Старичка-лесовичка, с длинным посохом в руке. Зайчика, лисичку.

В: В этом лесу солнечного света мало, его загораживают высокие деревья, не только сосны, но и могучие дубы. Чувствуете, здесь прохладнее и художник использует холодные зеленые оттенки и темные цвета.

В: Что мы можем увидеть в этом лесу?

Д: Огромные мухоморы, берлогу медведя, избушку Бабы-Яги и т.д.

В: Долго бродили мы среди великанов-деревьев, совсем забыли о времени и вдруг, неожиданно погода испортилась. Солнце скрылось за тучей, подул холодный ветер, верхушки деревьев тревожно зашумели. Скорее попрощались мы со стариком-лесовиком и побежали по узкой песчаной тропинке, которая вывела нас прямо к реке.

Педагог подводит детей к репродукции с картины И.И. Шишкина “Перед грозой”.

Посмотрите, ребята, как вдруг потемнело. Ветер затих.

Звучит музыка А. Бетховена: симфония 4 часть “Гроза”.

В: И вдруг темный небосвод озарила яркая вспышка молнии, и загремел гром.

Куда же мы побежим: вперед или назад? Почему?

Д: В лес, укроемся под деревьями

В: Что вас больше всего пугает на картине? Почему?

Д: Небо, оно темное

В: Какие цвета и оттенки художник взял, чтобы показать тревожное грозовое небо, состояние в природе перед грозой?

Д: Серый, в некоторых местах почти черный, фиолетовый, синий, сиреневый.

- Как называются такие цвета?

Д: Холодные

Педагог обращает внимание детей на оттенки желтого цвета, такого теплого и ласкового на предыдущей картине, здесь же они, гармонируя, с зеленым, воспринимаются как холодные.

Детям предлагается поспешить дальше к картине “Перед дождем” Ф.А. Васильева. Педагог обращает внимание детей, что эта картина написана другим художником.

В: Названия картин одинаковые, но работы отличаются друг от друга. Различная техника исполнения, манера автора.

Опять зашумел ветер. Как сильно он наклоняет верхушки деревьев! Через речку хозяйки гонят своих гусей домой. Они торопятся успеть до дождя. Поспешим и мы за ними. За деревьями виднеется дом и дымок под крышей. Попросим художника впустить нас в дом переждать грозу. Побежали (звучит музыка дождя). Хорошо успели. Хозяюшка добрая оказалась, напоила нас чаем с пирогами.

Но вот дождь закончился. Попрощаемся с гостеприимной хозяйкой и поспешим дальше. Педагог подводит детей к следующей картине-репродукции “Мокрый луг” Ф.А. Васильева.

В: Ах, как свежо и чисто стало в природе! Посмотрите, далеко почти за горизонт уплыли черные тучи. Перед нами луг, умытый дождем. Сквозь легкие облака светит солнышко. Оно отражается во всем: в образовавшемся после дождя небольшом озерце и на мокрых травинках и листочках. Все краски свежи. Художнику опять понадобились теплые, ласковые, желтые оттенки. С помощью их он показал, как быстро просыхает и нагревается земля и воздух.

В:Как вы думаете, какое время суток здесь изобразил художник?

Д: Вечер  

В: Долго мы с вами путешествовали и не заметили, как вечер наступил. Пора возвращатся домой. Но мы с вами еще много совершим увлекательных путешествий в страну живописных полотен.

Конспект беседы №5

Тема: «Морской пейзаж»

Цели:

Вызвать у детей эмоциональный отклик на состояние и настроение пейзажных картин: радость, удивление, чувство сопричастности, наслаждение от изображенной художником красоты.

Способствовать тому, чтобы дети соотносили увиденное с литературным произведением, собственными чувствами и переживаниями, высказывали свои суждения, давали оценки.

Подвести детей к пониманию зависимости использования художником цвета и композиции от содержания картины.

Продолжать формировать представления детей о пейзаже, как жанре живописи.

Закрепить знания детей о линии горизонта.

Дать совместно с детьми определение морского пейзажа.

Обогатить словарь детей эмоциональными, эстетическими, искусствоведческими терминами: “марина”, “штиль”, “морской пейзаж”.

Закрепить умение соотносить музыкальное произведение с картиной по настроению и звучанию.

Предварительная работа

  1. Наблюдение на прогулке за линией горизонта.
  2. Чтение сказки А.С. Пушкина “Сказка о рыбаке и рыбке”.
  3. Рисование осеннего пейзажа.
  4. Рассматривание репродукций И. Левитана, И. Шишкина, В. Поленова, К. Рериха.
  5. Посещение выставки работ детей, организованной в ДОУ.

Материал для беседы:

картины: А. Киселев “Морской пейзаж”, И.К. Айвазовский “Волна”, Е. Волков “Море”; изображение из книги А.С. Пушкина “Сказка о рыбаке и рыбке”

листы бумаги А4; цветные карандаши; фломастеры; мольберты 4 шт.;

запись музыкального произведения “Шторм” в исполнении В. Мэй;

запись с шумами моря.

Ход беседы

Стены группы оформлены картинами с изображением пейзажей разных видов.

- Сейчас мы с вами снова совершим экскурсию на выставку картин. Как вы думаете, какие картины представлены на нашей выставке.

Вы правильно догадались, мы снова будем смотреть пейзажи.

- Что же такое пейзаж? (Картина о природе)

- Кто вспомнит стихотворение о пейзаже?

Если видишь, на картине

Нарисована река,

Или сад и белый иней,

Или лес и облака,

Или горная равнина,

Или поле и шалаш,

То подобная картина

Называется пейзаж!

В: А какие виды пейзажа мы уже знаем?

Д: Сельский, городской

В: Сегодня мы посмотрим необычные, удивительные пейзажи.

Сейчас я покажу вам их и вы сможете рассмотреть их внимательно, полюбоваться ими. И если вы будете внимательны, то почувствуете “душу” картин, они откроют вам свои секреты.

Воспитатель показывает книгу А.С Пушкина “Сказка о рыбаке и рыбке”.

В: Ребята, вам знакома эта книга? Как она называется?

Д: Сказка о рыбаке и рыбке.

В: О чем же она нам хочет подсказать? Где жила главная героиня этой сказки?

Д: В море

В: Так вот в чем подсказка! Главным героем наших сегодняшних картин будет море.

С давних пор художники рисовали море и называли свои картины “маринами”, что в переводе с греческого означает морская.

Существует поверье, что у моря, как и у человека, есть настроение.

В: Каким бывает настроение?

Д: Спокойным, тихим, бурным, много волн

В: Каким цветом можно нарисовать хорошее радостное настроение? А у моря?

Д: Голубым, светло-синим

В: А каким же цветом плохое?

Д: Черным, темно-синим

В: Такие картины, в которых художники изображают разное настроение моря, называютсятак же пейзаж, но морской.

В: Какая линия всегда подскажет, с чего начать рисовать?

Эта волшебная линия называется линией горизонта и соединяет небо и землю, а в наших сегодняшних картинах небо и воду. Как вы думаете, как будет выглядеть линия горизонта, когда настроение у моря спокойное? Покажите руками. (Пластический этюд)

Воспитатель предлагает репродукцию картины с изображением моря в спокойном состоянии А. Киселев “Морской пейзаж” 

Такое состояние моря называется штиль. Именно таким было настроение в сказке А.С. Пушкина в первый раз, когда старик пришел к морю

А каким оно было во второй раз? Зачитывает: “Видит, море слегка разыгралось..”

Как теперь будет выглядеть линия горизонта?

Покажите руками (Дети снова показывают)

Воспитатель показывает репродукцию картины Е. Волкова “Море”

В: Посмотрите, как изменилась линия. Что же произошло с морем, когда старик пришел просить, чтобы рыбка служила на посылках?

Зачитывает: “Стало черным синее море, так и вздулись сердитые волны, так и ходят, так воем и воют..”

В: Такое состояние моря называется шторм. Это очень страшное, неприятное зрелище.

Как же теперь будет выглядеть линия горизонта?

Ответить очень сложно. Давайте посмотрим картину великого художника-мариниста  И.К. Айвазовского “Волна”.

Дается время, чтобы дети разглядели картину.

В: Покажите руками линию горизонта. Море не просто рассердилось, оно в ярости. Посмотрите, как оно изменилось “Так и вздулись сердитые волны!”

Что же произошло с цветом воды?

Д: Стало темным

В: Что изображено в картине?

Д: Кораблекрушение

В: Что пытаются сделать люди?

Во время шторма поднимается на море самая высокая волна, которая может достигать высоты многоэтажного дома. Она подкрадывается незаметно (Показывает). Потом становится все выше, выше, выше...а потом ударяет вниз с сокрушительной силой! Такую волну моряки называют “девятый вал”. Она может разрушить все на своем пути, вызывая у любого человека чувство страха. Посмотрите, вот она в картине.

К этой картине очень подходит музыкальная композиция “Шторм” В исполнении В. Мэй. Вот послушайте. (Звучит музыка)

Во время прослушивания воспитатель акцентирует внимание на картине, на волне.

Видим ли мы трагический конец в этой картине? Что может произойти дальше? (Ответы детей)

Во время высказываний детей воспитатель делает акцент на позитивный исход.

Но вот, снова выглянуло солнце, умчалась вдаль черная туча, рассеялся шторм, и снова поменялся цвет воды и настроение моря...

(Во время рассказа, звучит спокойная, мелодичная музыка)

Конспект беседы №6

Тема «Путешествие по временам года»

Цели: закрепить знания детей в временах года;

развивать у детей эмоциональное восприятие цвета, вызывая адекватный отклик на живописные пейзажи, обратив внимание на то, что цвет в живописи – это основное свойство выразительности, показывать, что в пейзажных картинках художник с помощью цвета может показать время года;

развивать желание высказываться по поводу увиденного, соотносить со своим опытом;

обогащать словарь детей эстетическими, эмоциональными и искусствоведческими терминами;

побуждать к поиску цвета и цветовых сочетаний;

учить выражать настроение в рисунке, танцевальных импровизациях,

развивать интерес к изодеятельности.

Материалы:

Репродукции картин: «Золотая осень» И. Левитана, «Зима» И. Шишкина,

«Московский дворик» В. Поленова, «Пейзаж в Островским» Н. Ромалина.

 Акварель, кисти, альбомные листы, палитры.

Предварительная работа:

Закрепление у детей знаний о цвете и его свойствах. Художественно-развивающие игры «Подбери цвета, которые художник использовал в своей картине», «Найди по палитре».

Ход беседы:

В: Ребята, я предлагаю вам попутешествовать. Только это не обычное путешествие. Мы отправимся в разные времена года. А поможет нам в этом тучка времени. Садитесь пожалуйста на тучку. В какое время года вы хотите попасть?

Д: В осеннее время года

В: Закрывайте глазки, отправляемся в путь.

Тучка, тучка, ты – летучка.

Лети быстрей

В осеннее время занеси скорей.

 Дети открывают глаза, выходят на осеннюю полянку, перед ними картина И. Левитана «Золотая осень».

В: Ребята, как вы думаете, в каком времени года мы очутились, не перепутала ли тучка?

Как вы догадались, что это осень?

Д: Художник использовал желтые, оранжевые, золотые, красные, коричневые цвета листьев, зеленовато-коричневые, бурые цвета трав.

В: Правильно, вам подсказали краски, которые использовал художник. Это громкие, звонкие, яркие краски золотой осени. Они создают ощущение нарядности, радости, торжественности. давайте представим себе как летят листочки.

Подвижная игра «Танец листочков»

В: А теперь отправляемся в путь. В какое время полетим?

Д: В зимнее время года

Тучка, тучка, ты – летучка.

Лети быстрей

В зимнее время занеси скорей.

В: Ребята, как вы думаете, мы уже в зимнем времени года? Ребята, посмотрите, как играют краски на снегу. Снег голубоватый в тени и коричневато-желтоватый так, куда попадает свет зимнего солнца. Холодно и морозно, кажется, что воздух застыл. А какая стоит тишина. Вы чувствуете ее? Ничто не шелохнется.

«Заколдован невидимкой

Дремлет лет под сказку сна…»

Так красиво сказал об этом  лесе С. Есенин. А художник И. Шишкин о зимнем лесе рассказал красками. Ребята, что-то замерзли мы, давайте погреемся и в снежки поиграем.

Подвижная игра «Снежки»

В: Ну а теперь в путь, садитесь на тучку времени. После зимы хочется побыстрее в теплое время года попасть.

Тучка, тучка, ты – летучка.

Лети быстрей

В весеннее время занеси скорей.

В: Ребята, посмотрите на «Пейзаж в островском» Н.Ромадина. Какие краски использовал художник при изображении весеннего времени года? Какие чистые акварельные цвета. Они создают ощущение прочности, свежести, нежности. Кажется, что воздух напоен запахами проснувшейся земли. Цветут вербочки, даже молоденькая сосенка украсилась розовыми свечками.

В: А  теперь в путь. В каком времени года мы не были сегодня?

Д: В летнем

Тучка, тучка, ты – летучка.

Лети быстрей

В летнее время занеси скорей.

 В: Что мы видим перед собой?

Д: Деревянные заборы, они темные, сараи, колодцы, дома, много кустов, крыши маленьких домов, церковь

В: Правильно, В.Д. Поленов изобразил то, что увидел в московском дворике. Мы как будто вошли во двор.

Д: Какие краски использовал художник?

Д: Яркую и свежую зелень травы. Голубое небо, желтый песок на дорожках.

В: Ребята, краски нам говорят, что это летний полдень. Обратите внимание на голубоватые тени, которые лежат на стенах домов. Ощущение яркого, жаркого, летнего дня. От картины веет ощущением ясности, прозрачности, тепла, спокойствия. И все это благодаря ощущению цветовой гармонии, найденной художником. А теперь пора возвращаться домой.

Тучка, тучка, ты – летучка.

Лети быстрей

Занеси домой быстрее.

В: Итак, мы побывали с вами в разных временах года и открыли одну из тайн живописца: чтобы люди узнали какое время изображено и почувствовали его, художнику нужно найти нужные цвета и его сочетания, которые передадут ощущение холода и тепла, звонкости и громкости или мягкости, нежности различных в природе. А сейчас вы сами будете художниками и попробуете нарисовать пейзаж с тем настроением, которое вам больше всего нравиться. Сейчас весна, вот и попробуйте нарисовать осенний пейзаж, а мы будем отгадывать, какое вы хотите передать настроение.

Конспект беседы №7

Тема: «От весны до зимы»

Цели:

Сюжетныйкомпозиционный центр, выделение главного в картине.

Предварительная работа.

Проведение дидактических игр:

“Найди картину по палитре ”;

“Собери пейзаж”.

Используемые слова:

- жемчужный, серебристый, искрится, сверкает, нежно – голубые, кремовый, белоснежный, соломенная крыша, покосившиеся хата, побеленная известью, взъерошенная крыша, мохнатый дым, морозный воздух, красногрудые снегири, корявый ствол, усыпанная снегом, гибкие березы, пейзаж, сюжет, композиция, полотно, репродукция, живописец.

Цели:

Учить детей выделять главное и рассуждать о композиции картины.

Обогащать словарь дошкольников эмоционально-окрашенной лексикой (белоснежный, жемчужный, скрипучий, голубовато-розовый), эстетическими и искусствоведческими терминами (композиция, сюжет, репродукция).

Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы.

Материал:

лирическая музыка;

репродукции картин И. Левитана «Весна. Большая вода», В. Поленов «Заросший пруд», И. Левитан «Золотая осень. Слободка», А.К. Саврасова “Зима”;

Ход беседы:

Звучит лирическая музыка.

В: Предлагаю вашему вниманию четыре картины известных художников.

Дать детям время рассмотреть картины.

В:Чем похожи эти картины?

Д: На них изображен пейзаж.

В: Правильно, но картины отличаются друг от друга, каждая имеет свой сюжет, свое содержание. Сегодня мы поговорим об этом, художники называют это композицией картины. Композиция – это расположение всех основных элементов и частей произведения в определенной системе и последовательности для наибольшей выразительности и раскрытия художественного образа. Когда художник рисует картину, он выделяет главное в композиции цветом, размером, расположением. Давайте с вами вместе попробуем определить главное в этих картинах, рассмотрим композицию этих картин и расскажем о том, чем они нам понравились.

В: Таня, что ты чувствуешь, когда смотришь на весенний пейзаж? Какое возникает настроение?

Д: Я чувствую запах весны. Мне хочется медленно танцевать.

В: А какой по твоему мнению, главный объект на картине?

Д: Река с маленькой лодочкой.

В: Маша, глядя на летний пейзаж, что тебе хочется сделать?

Д: Мне хочется зайти на этот мостик, наклониться и посмотреть в воду, а еще собирать цветы, загорать на солнце.

В: О чем хотел рассказать художник? Что в картине самое главное?

Д: Художник хотел показать красоту летнего заросшего пруда.

В: После лета наступает осенняя пора. Кому, ребята, нравится осенний пейзаж? Саша, что интересного ты видишь на этой картине, что на ней самое яркое?

Д: На картине вдалеке маленькие домики и золотистое дерево мне понравилось.

В: А что тебе хочется делать в этой картине?

Д: Можно собирать грибы, составлять букет из осенних листьев, бегать и играть.

В: На смену осени приходит зима. Картины, на которых художники рисуют зиму, называются зимним пейзажем. Скажите, какая бывает зима?

Д: Зима бывает ветреной, вьюжной, метельной, унылой, печальной, морозной.

В: Зимой очень много снега. Каким может быть снег?

Д: Снег может быть холодным, скрипучим, хрустящим, белоснежным, грязным.

В: Где зимой можно увидеть снег?

Д: Зимой снег лежит на крышах домов, на ветках деревьев и кустах, снег покрывает поля.

В: Какие оттенки красок встречаются зимой?

Д: Зимой встречаются оттенки синего, фиолетового, голубого, белого цвета.

В: Как вы думаете, кто еще кроме художников может нам рассказать про зиму в своих произведениях?

Д: Могут рассказать поэты, композиторы.

В: Поэты, художники, композиторы чувствуют зиму по разному, ее настроение, и рассказывают нам о зиме в своих произведениях.

Поэты – в стихах, композиторы – в музыке, а художники – в картинах.

Предлагаю вам присесть на стульчики и рассмотреть картину А.К Саврасова “Зима” и внимательно послушать стихотворение.

“На обочине дороги

В серебристой – белой мгле

Ель, усыпанная снегом

Наклонилась к земле.

Вот изба стоит вдали

Крыша, крытая соломой,

На деревьях снегири

Свиристят своей знакомой.

Из далека прилетели, 

Отдохнуть на ветки сели.

В небо дым с трубы идет.

И береза распушила, 

Крону белую свою,

Снегом ей припорошило

Ствол и ветку каждую.

Все зима заколдовала 

Жемчугом и серебром,

Рукавом своим махнула 

И природа вся уснула”.

В: О чем нам рассказали художник и поэт в своем произведении?

Д: Художник и поэт рассказали о зимней природе.

В: Что удивило и порадовало художника?

Д: Художника удивило то, что снег сверкает и искрится на солнце. Ель и березы усыпаны снегом.

В: Как вы думаете, какой главный объект изображен на полотне?

Д: Главный объект на картине – это изба.

В: Расскажите, какую избу нарисовал художник.

Д: Художник изобразил избу с соломенной крышей, из трубы идет белый дым.

Д: Хата побелена известью. Солома на крыше взъерошена.

В: Что еще вы увидели на репродукции А.К. Саврасова?

Д: На репродукции нарисованы березы и ель.

В: Опишите, какие березы нарисованы на картине.

Д: На картине изображены тонкие, гибкие березы, все в снегу.

В: Что покорило художника в нарисованной им ели?

Д: Покорила стройная ель, укутанная серебристым снегом.

В: Какой живой объект присутствует на репродукции?

Д: На репродукции изображены красногрудые снегири. Они застыли на ветках, как румяные яблоки.

В: Опишите снег, изображенный на полотне.

Д: Снег на полотне белоснежный, скрипучий, серебристый. Местами нежно-голубой, голубовато-розовый.

В: Какие чувства вызывает у вас картина А.К. Саврасова?

Д: Возникает чувство легкости, чувство восхищения.

Д: Глядя на картину, кажется, что находишься внутри ее.

В: Вы рассмотрели картину, немного про нее рассказали. Предлагаю вам послушать мой рассказ про полотно А.К. Саврасова “Зима”. Прежде чем вы его послушаете, немного отдохните. Для этого вам нужно встать возле стульчиков и выполнять движения под мои слова.

“Ох, зима! Ох, зима!

Сколько снега намела!

Реки все

Сковала льдом.

В снежной шапке

Каждый дом.

Иней на деревьях

И на проводах.

Мы катаемся с горы – Ах!”

В: Присаживайтесь на стульчики и внимательно послушайте о том, что понравилось мне в картине А.К. Саврасова «Зима»:

Глядя на картину, кажется, что попадаешь в зимнею сказку, в которой правит волшебница- зима. На переднем плане художник изобразил стройную ель, стоящую неподалеку от берез. Ель укутана в легкую снеговую шубу, на ветках – пуховые варежки.       На старом, корявом дереве застыли красногрудые снегири. Они замерли в ожидании приближающего зимнего чуда.

В глубине картины автор особенно изобразил старую покосившуюся хату с взъерошенной соломенной крышей, по краям которой свисают острые, прозрачные сосульки. Над хатой вверх поднимается струйка мохнатого дыма и растворяется в холодном зимнем воздухе.

Снег на картине изображен разными оттенками белого цвета: от нежно-голубого до кремового; местами он серебристый, белоснежный, жемчужный.

Морозный, свежий воздух чувствуется в высоких нежно-голубых облаках, в неярком свете солнца и в холодных серых тенях на снегу.

В: Вы внимательно прослушали мой рассказ. Предлагаю теперь вам рассказать о том, что же удивило и понравилось вам на картине А.К. Саврасова «Зима».

Ира Б.: Мне понравился серебристый снег, он покрыл все деревья, избушку, землю.

Катя Т.: Мне понравился домик в белом снегу. Он здесь самый главный.

Кирилл Г.: Здесь все очень красиво. В центре маленькая избушка. Будто из нее выйдет старичок-лесовечок и расскажет сказку о волшебнице-зиме.

В: Ребята, нам очень понравились ваши ответы, а сейчас представим себя художниками и создадим свои композиции, со своим сюжетом, настроением для нашей выставки. Только постарайтесь в своих работах выделить главное цветом, размером, так чтобы остальным это было понятно.

Конспект беседы №8

Тема: Беседа по картине А. Куинджи «Закат».

Цели: Вызвать у детей эмоциональный отклик на состояние и настроение пейзажных картин: радость, удивление, чувство сопричастности, наслаждение от изображенной художником красоты.

Способствовать тому, чтобы дети высказывали свои суждения, давали оценки.

Подвести детей к пониманию зависимости использования художником контрастных цветов и композиции от содержания картины.

Закрепить знания детей о линии горизонта.

Обогатить словарь детей эмоциональными, эстетическими, искусствоведческими терминами: контраст, светотень,

Ход беседы:

В: Дети, мы уже знаем, как художник цветом передает настроение картины. Давайте вспомним, какие цвета использует для этого автор.

Д: Теплые: красный, желтый, голубой

В: Какое настроение в картинах, нарисованных теплыми тонами?

Д: Радостное, спокойное, весеннее

В: Какое еще бывает настроение и как его показывает художник?

Д: Когда настроение картины грустное, художник использует холодные краски

В: Какие вы знаете холодные цвета?

Д: Черный, серый, синий, фиолетовый

В: Ребята, а сегодня мы рассмотрим, как художники цветом выделяют главное в картине, как и для чего они используют контрастные цвета, узнаем, что такое светотень в картине.

Давайте рассмотрим картину А. Куинджи «Закат». Что, по вашему, главное в картине?

Д: Закат солнца

В: Как и какими цветами выразил художник главное в картине?

Д: Яркими и сочными цветами.

Д: Нарисовал в центре картины.

Д: Красно-желтое солнце

В: Правильно дети, художники используют яркие цвета, размер, располагают главное внутри картины, тем самым привлекая внимание зрителя к содержанию картины, передовая свое настроение и отношение к увиденному ими. Давайте рассмотрим еще несколько репродукций и выделим в них главное.

Дети самостоятельно рассматривают предложенные работы и общаются между собой. Педагог ненавязчиво беседуют с детьми, помогая правильно оценить картину.

В: Главное в картине художники могут подчеркнуть противопоставлением контрастных цветов. Как вы думаете какие это цвета?

Д: Белый и черный

В: Правильно, контрастные цвета противоположны по цвету, это темные и светлые. Какие еще противоположные цвета вы можете назвать?

Д: Синий и голубой, розовый и фиолетовый.

В: Хорошо, а теперь давайте рассмотрим, какие противоположные цвета использовал? А. Куинджи в картине «Закат».

Д: Фиолетовый и оранжевый

В: Правильно, а вот граница между светлым и темным называется светотенью. Светотень помогает художнику выразить глубину, объемность, освещенность изображаемого предмета, отвечает тому состоянию, которое выражено в картине. Светотень помогает художнику добиться композиционной и цветовой гармонии, равновесия, а так же передать эмоциональное настроение картины. Светотенью часто является линия горизонта.

Давайте сейчас с вами поиграем в игру «Подбери схему к картине»

Цель: Закрепить знания детей о выделении главного в картине (способы), о роли линии

горизонта.

Материал: Схемы способов выделения главного в картине, схемы расположения линии

горизонта; приложение № 5), набор репродукций картин;

Ход игры: Подбери схему к картине. Каким способом выделено главное в картине? Почему здесь низкая линия горизонта?

было понятно.

Конспект индивидуальной беседы №9

Тема: Обобщающаяся беседа по картине И.И.Шишкина «Перед грозой»

Цели: Продолжать учить детей выделять сюжетно композиционный центр, определять главное в пейзажах;

Закрепить умения определять линию горизонта, рассматривать многоплановость и форму картины

Ход беседы:

В: О чем художник хотел рассказать в этой картине?

Д: Скоро будет дождь

В:Что здесь самое главное?

Д: Небо темное

В: Как художник выделил главное?

Д: Темным цветом

В: Почему именно это художник выделил в картине?

Д: Потому что небо скоро станет совсем черным и будет гроза

В: Какое настроение у тебя вызывает эта картина?

Д: Настроение грустное

В: Где на картине небо сходится с землей?

Д: В середине картины

В: Чего в картине больше: земли или неба?

Д: Неба

В: Почему художник в этой картине написал больше неба?

Д: Потому что оно главное

В: Какие предметы в картине написаны далеко?

Д: Деревья

В: Как ты догадался, что они написаны дальше? Как художник показал это?

Д: Они маленькие, художник этим показал, что они далеко

В: Какие предметы написаны в картине ближе, чем другие? Почему именно эти предметы художник написал ближе, чем другие?

Д: Желтая трава

В: Как художник расположил лист бумаги, чтобы написать эту картину?

Д: Горизонтально

В: Почему именно так художник положил лист?

Д: Показать духоту, напряжение перед грозой

Методические рекомендации по развитию эстетических суждений о пейзажной живописи у детей старшего дошкольного возраста

- при отборе произведений живописи необходимо учитывать все требования, предъявляемые к ним образовательной программой по ознакомление детей старшего дошкольного возраста с изобразительным искусством. Одним из доступных видов для приобщения дошкольников к художественному диалогу является пейзаж, потому что он реален, близок и понятен детям. Виды рекомендуемых пейзажей: сельский, морской, городской, при отборе также следует учитывать времена года. Необходимо учитывать и региональные особенности. Я рекомендую местные пейзажи:

О.И. Малявкина «Мостик», «Солнечный апрель». Этот пейзажист воспевает красоту родной земли. Его работы покоряют замечательным единством лирического начала, глубоко личного отношения к природе и строго реалистического, объективного ее воссоздания, они близки и понятны детям.

- художественное общение при восприятии пейзажной живописи предполагает владение детьми языком искусства: восприятие содержания, оценку средств художественной выразительности (указать цвет, колорит, симметрию, форму). Для восприятия детьми композиции я рекомендую следующие произведения:

И.Э. Грабарь «Февральская лазурь»

И.И. Шишкин «Перед грозой»

К.Ф. Юон «Зимнее солнце»

И.К. Айвазовский «Шторм»

- для детей старшего дошкольного возраста необходима организация систематического ознакомления с произведениями живописи, как в образовательной деятельности, так и в самостоятельной. Для развития эмоциональной отзывчивости к эстетической стороне окружающей действительности я рекомендую с детьми чаще проводить экскурсии в природу, подготавливающие детское восприятие к опосредованному знакомству с пейзажами. Живое наблюдение природы подготавливает восприятие ее в произведениях искусства. Рассматривание иллюстраций, картин о природе конкретизирует это восприятие, делает его более осмысленным. Заострять внимание детей на том, что художник, замечая интересное в природе, стремится нарисовать это в своем произведении, а поэт, отражает увиденное в стихах.

- комплексное воздействие эмоциональных, зрительных и слуховых образов способствует развитию у детей эстетического восприятия. Поэтому, я рекомендую, при рассматривание пейзажей, использовать небольшие лирические произведения А.С. Пушкина, И Сурикова, М. Познаковой, в которых описана картина природы: В результате целенаправленной работы дети самостоятельно накапливают чувственный опыт, на основе которого сопоставляют несложные поэтические и художественные образы. С детьми старшего возраста работа по развитию эстетического понимания пейзажной живописи усложняется. Педагог продолжает опираться на опыт ребенка, который значительно обогащается к шестому году жизни, и на новые впечатления, получаемые в результате активных наблюдений, а поэзия и музыка, помогают ребенку осмыслить произведение изобразительного искусства, его выразительные и изобразительные средства. Знакомясь одновременно с репродукцией картины и поэтическим произведением, ребенок реально представляет различные способы передачи выразительности образов и стремится воспроизвести это в своих рисунках.

- развивать у детей изобразительные навыки, так как рисование имеет огромное значение для эстетического воспитания и развития ребёнка.

Создание изображения требует целого ряда навыков и умений, оно базируется на образах восприятия и представлений. В процессе рисования у ребёнка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия рисованием учат видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведений живописи.

- в обучении детей, умениям высказываться по поводу произведения искусства, необходимо использовать как традиционную методику: вопросы, беседы, искусствоведческий рассказ педагога, поэзию, музыку, игровые ситуации, так и другие: принцип соавторства, партнерства, введения игрового персонажа. Развивать в детях способность видеть отношение к произведению автора, понимать его мысли, чувства и высказывать свое эмоционально – личностное восприятие картины. Для этого беседу надо строить на вопросах личностно – ориентированного характера (Как ты думаешь, о чем эта картина? Какое настроение вызывает у тебя эта картина? О чем ты думаешь, глядя на картину?)

- пополнять и изменять художественно – эстетическую среду группы, тем самым поддерживать и развивать в детях интерес к искусству, желание узнать что-то новое. Например, я предлагаю при оформление группы учитывать половые интересы детей: девочкам можно подготовить выставку к 23февраля, используя морские пейзажи И.К. Айвазовского с изображениями кораблей, сельские пейзажи К.Ф. Левитана с изображениями лошадей, городские пейзажи с изображениями машин, дополнить ее работами детей.

Мальчики могут к 8Марта подготовить выставку для девочек, используя пейзажи с изображением нежных цветов, рек, красивых деревьев: И. Левитан «Луг на опушке леса», «Березовая роща», «Вечерний звон» и другие, дополнить ее работами детей.

- регулярно проводить работу с родителями по художественно – эстетическому воспитанию детей: выступать на родительских собраниях и давать рекомендации о пользе наблюдений не только за сезонными изменениями в природе, но и отмечать некоторые особенности отдельных явлений и состояний природы; поощрять самостоятельное рассматривание детьми картин, иллюстраций, наблюдение явлений и объектов природы, а также общение детей по поводу искусства.

Оформить рубрику, где предлагать родителям статьи с полезными советами и рекомендациями «На заметку родителям», «Интересно и полезно», «Рабочее место юного художника». Посоветовать родителям, как можно чаще вместе с детьми посещать выставки, музеи, совершать совместные прогулки.


Литература:

  1. Бореев, Ю.Б. Эстетика
  2. Бреусова, Т.А. Художественное общение как средство формирования духовной культуры младшего дошкольника на уроках изобразительного искусства живописи
  3. Волков, Н. Н. Восприятие картины.
  4. Земляная, С.И. Взаимодействие педагога и детей в процессе формирования эстетического восприятия произведений изобразительного искусства.
  5. Курочкина, Н.А. Знакомство с пейзажной живописью.
  6. Курочкина, Н.А. Дети и пейзажная живопись. Времена года.
  7. Сакулина, Н.П. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду.
  8. Никитина, Э. В. О некоторых особенностях эстетических суждений о пейзаже детей дошкольного возраста (по данным конст.эксперимента).
  9. Чумичева. Р. М. Дошкольникам о живописи.

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проектная деятельность в развитии коммуникативных функций речи дошкольников

Проектная деятельность в развитии коммуникативных функций речи дошкольников Тип проекта: познавательно-информационный, творческий. Вид проекта: групповой, краткосрочный. Проблема: Чтение перестало удовлетворять потребность детей в воображении...

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности по приобщению детей к истокам…

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Березка» 1. Пояснительная записка В настоящее время в нашем...

Проект «Всё про то, где я живу» для детей старшего…

Проект «Всё про то, где я живу» для детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение...

Читайте также

Проект «Насекомые вокруг нас» (подготовительная к школе группа)

Проект «Насекомые вокруг нас» (подготовительная к школе группа) Вид проекта: познавательно-исследовательский. Продолжительность: краткосрочный. Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, педагоги, музыкальный руководитель...

Сообщение из опыта работы «Методы и приёмы экологического воспитания с…

Сообщение из опыта работы «Методы и приёмы экологического воспитания с детьми младшей группы» Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей...

Конспект занятия для подготовительной группы «День знаний»

Конспект занятия для подготовительной группы «День знаний» Цель: развитие познавательной активности, творчества и навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Программное содержание: 1...