Интегрированные занятия в физическом развитии детей дошкольного возраста
Важным фактором в современном мире является всё большее осознание физической культуры, как части культуры личности и общества. Вместе с обновлением всего дошкольного образования активно меняется содержание физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях. Во всех формах организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ (занятия, подвижные игры, самостоятельная двигательная активность детей и т. д.) внимание педагога направляется на воспитание мыслящего, сознательно действующего в меру своих возрастных возможностей ребёнка, успешно овладевающего двигательными навыками, умеющего ориентироваться в окружающем мире. Занимая одно из центральных мест в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками, раздел «физического развития и здоровья» в комплексных образовательных программах содержит лишь перечень двигательных действий, которым следует обучать детей. Но ещё П.Ф. Лесгафт, основоположник научной системы физического воспитания, критиковал односторонность образования, научно обосновывая связь между физическим, умственным и нравственным воспитанием. Эффективно решают эту задачу новые формы физического развития - интегрированные занятия. Интегрированные занятия - это творчество педагога, умение соединить знания из разных предметных областей в одно целое. На мой взгляд, интегрированное занятие даёт детям дополнительные возможности переключения внимания с одного объекта на другие и возможности применения знаний в новых условиях, формированию целостных представлений о здоровом образе жизни, формированию здоровьесберегающей компетентности.
Интегрированные занятия для детей старшего дошкольного возраста я провожу по традиционной схеме, но включаю в них задания на закрепление и совершенствование знаний и умений, полученных на занятиях по познавательному и художественно-продуктивному развитию. В зависимости от темы и содержания, выстраиваю единую сюжетную линию занятия. При сочетании разнообразной деятельности детей с физкультурой, я придерживаюсь чёткой структурной последовательности отдельных частей занятия. Структура интегрированных занятий, представлена тремя частями:
1. Вводная часть предполагает организацию игровой мотивации и нацеливание детей на определённую тему. Двигательная деятельность детей (ходьба, бег, перестроения) подобраны согласно содержанию и сюжету занятия. Длительность основной части занятия 3-5 мин.
2. Основная часть решает задачи физического развития (формирование умений и навыков основных видов движения) и познавательного развития (формирование представлений у детей об основах безопасного поведения в конкретной ситуации, представлении о себе как человеке). Длительность основной части занятия 15-20 мин.
3. Заключительная часть решает задачи приведения функциональной деятельности организма детей к норме и закрепления полученных знаний и умений с помощью релаксации, психоэтюда. Эта часть сопровождается рассказом педагога по данной теме занятия. Длительность заключительной части занятия 2-5 мин.
Интеграция разных видов деятельности и двигательной активности детей в процессе физического воспитания способствует эффективному решению как образовательных, так и оздоровительных задач. Интегрированный подход соответствует одному из требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объёму, но ёмким, а также занятия интегрированного характера вызывают интерес у детей, способствуют снятию у них перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения внимания воспитанников на разнообразные виды детской деятельности.
При планировании и организации интегрированных физкультурных занятий важным компонентом является взаимодействие и сотрудничество инструктора по физической культуре с воспитателями и другими специалистами ДОУ. Мною организован кружок «Мой мир» для детей старшего дошкольного возраста, в котором дети на занятиях по физической культуре закрепляют знания и представления, полученные на занятиях по ОБЖ. В своей работе активно использую парциальную программу Р.Б. Стёркиной, О.Л. Князевой, Н.Н. Авдеевой. «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Темы кружковых занятия, игр, досугов, развлечений подбираю с учётом содержания воспитательно-образовательного процесса по познавательному развитию в конкретной возрастной группе. Педагог-психолог ДОУ помогает мне в подборе игр-тренингов, психоэтюдов, в разработке проблемных ситуаций. При организации двигательной деятельности на физкультурных занятиях дети закрепляют знания и правила безопасного поведения на улице и в быту
Цель кружка:
1. Развитие основных двигательных навыков и активизация знаний детей, приобретённых при изучении основ безопасной жизнедеятельности.
2. Формирование у детей дошкольного возраста основ здорового образа жизни, формирование правил поведения в быту, умения адекватно действовать в чрезвычайных ситуациях.
Поэтому я при проведении кружковой работы ставлю перед собой следующие задачи:
1. Формирование качественно новых двигательных навыков при восприятии окружающей обстановки. Ребёнок должен не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов.
2. Усвоение детьми первоначальных знаний о правилах поведения в общественных местах.
3. Развитие способности к предвиденью возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного, безопасного поведения.
В процессе занятий в кружке «Мой мир», стараюсь прививать детям не только навыки безопасного поведения, но и расширять объём двигательных умений и навыков, вызывать эмоциональный отклик у детей. Чтобы учебный процесс был более эффективным, я максимально использую в нём игру. Я убедилась в том, что дети лучше усваивают полученные знания на физкультурных занятиях в игровой и увлекательной форме, поэтому занятия провожу с использованием наглядного материала, проигрыванием детьми определённых проблемных жизненных ситуаций (звонить по телефону в службу спасения, помочь пострадавшим и др.). Дети участвуют в играх-тренингах, применяют приёмы саморегуляции ощущений своего организма с целью самообладания своими эмоционально-психологическими и физическими качествами.
В структуре занятий я стараюсь использовать различные виды двигательной деятельности: общеразвивающие упражнения, основные виды движений, дыхательную гимнастику, разнообразные виды самомассажа, упражнения на релаксацию. Я стараюсь учить детей чувствовать и ощущать процесс своих движений, тщательно разъяснять детям, как способ, так и цель выполнения упражнения, а для этого необходимо соединять движения и сознание, т.е. осознано выполнять движения. Для развития познавательной деятельности мною используются игровые, имитационные движения, сюжетно-творческие зарисовки, которые усиливают, а соответственно, помогают полнее и всестороннее решить поставленные задачи. Сказки, беседы, чтение стихотворений или отрывков из художественной литературы, пословицы, поговорки, которые помогают осмысливать поставленные перед детьми задачи и сознательно выполнять двигательные упражнения, самостоятельно применять эти упражнения в различных ситуациях.
При проведении интегрированных занятий я заметила, что необходима предельная чёткость, компактность, большая информативность учебного материала, свободное и продуманное размещение наглядного материала, привлечение к проведению занятий узких специалистов и родителей детей.
При проведении интегрированных занятий я руководствуюсь следующими правилами:
1. Самое главное условие эффективности этих занятий - добровольное участие в них детей
2. Занятия не должны утомлять детей. Они заканчиваются чем-то приятным, весёлым, радостным (пусть это будет игра, релаксация или просто сюрприз)
3. На занятиях царит дух соревнования, но на первом плане не критика, а стремление быть лучше.
При организации и проведении интегрированных занятий с детьми дошкольного возраста в кружке «Мой мир», мною нарабатывается практический опыт по оказанию влияния средств физического воспитания на общее развитие ребёнка, в частности по формированию речи, психических процессов, анализаторских систем, таких как: зрительная, слуховая, тактильная, а также по формированию поведения ребёнка, его жизненной позиции.
Анализируя свою практическую работу по проведению интегрированных физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста, я сделала следующие выводы:
- интегрированные занятия по физической культуре способствуют формированию у детей целостной картины мира;
- у детей формируется интерес к занятиям «умной» физической культурой и занятия дают высокую результативность, т.к. ребёнок вовлечён в активный процесс движения и познания;
- развивается познавательный интерес и активность, поскольку любая тема требует от детей активизации опыта реальной жизни в ситуации данного занятия;
- интегрированные занятия обогащают детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений;
- организация и проведение интегрированных занятий способствует творческому взаимодействию специалистов и педагогов детского дошкольного учреждения.
Читайте также |
---|
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в средней группе «Путешествие по…
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в средней группе «Путешествие по зимнему лесу» Воспитатель вносит куклу в зимней одежде. Воспитатель: Здравствуй, Машенька! Ребята, посмотрите...
Консультация для родителей «Красавица весна»
Консультация для родителей «Красавица весна» Закончилась зима и наступила долгожданная весна! Весна - это самое полезное и приятное время года для...
Конспект открытого занятия в старшей группе «Развитие речи через исследовательскую…
Конспект открытого занятия в старшей группе «Развитие речи через исследовательскую деятельность. Лексическая тема «Одежда» Цель: Закрепление и расширение знаний детей по...