Взаимодействие с семьей при ознакомлении дошкольников с родным краем

Идея воспитания патриотизма приобретает все большее общественное значение и становится задачей государственной важности.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. 23 ноября 2009 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 655 были утверждены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования , где подчеркивается   исключительная роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Признание приоритета семейного воспитания требует иных форм взаимодействия семьи и детского сада.

Ведущая цель взаимодействия детского сада с семьей - создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

Наш детский сад является опорным садом по патриотическому воспитанию дошкольников в районе. Поэтому одной из важных задач сотрудничества с родителями является повышение родительской компетентности по вопросам ознакомления дошкольников с   родным краем.

Главное на что обращалось внимание - вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, разнообразить формы работы с ними, пробудить интерес к жизни детей в детском саду.

Работу с родителями строили, придерживаясь следующих этапов.

1. этап организационный (сентябрь 2011- октябрь 2011)

- составление перспективного плана работы с родителями по ознакомлению с родным краем, анкетирование родителей по данному вопросу

2. этап практический (ноябрь 2011- май 2012)

- организация сотрудничества с родителями через реализацию различных форм работы

3. этап заключительный (май-июнь 2012)

- подведение итогов работы: (повторная диагностика , перспективы сотрудничества с родителями)

По результатам анкетирования выявили, что родители заинтересованы в обогащении знаний детей о родном крае, но испытывают затруднения в том, какая информация необходима дошкольникам.

Проанализировав методическую литературу, установили, что акцент необходимо делать на воспитание любви к родному дому, к природе и культуре малой Родины. Воспитывая у детей любовь к родной деревне, необходимо подвести их к пониманию, что их деревня - частица России, здесь, как и в других местах России люди трудятся ( учителя учат, врачи лечат больных и т. д.), соблюдают традиции, живут дружно, берегут и охраняют природу и родную деревню.

Для организации сотрудничества использовали разнообразные

формы работы: коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные.

Проведено родительское собрание «Знакомим дошкольников с родным краем», где наметили основные пути взаимодействия по данной проблеме.

Одной из эффективных, нетрадиционных форм работы с родителями явилось мини-собрание «Традиции нашей семьи». Была выявлена интересная семья со своими традициями, изучили ее опыт воспитания. Далее выступили другие семьи, которые рассказали о своих традициях, как народных (русских, татарских, коми-пермяцких), так и семейных.

Больший интерес вызвала такая форма работы с родителями, как деловая игра «Путешествие по родной деревне Савино» В процессе этой игры участники не просто «впитывали» определенные знания, а конструировали новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры пытались проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение, как знакомить детей с родным краем.

Еще одной формой работы с родителями являются тренинги. Был проведен тренинг совместно с психологом «Воспитание патриотических чувств у дошкольников» Тренинговые игровые упражнения и задания помогли дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним по формированию патриотических чувств, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начал конструктивно общаться с ребенком, постиг новые истины.

Для изучения истории и достопримечательностей родной деревни оформили папку-передвижку, где разместили интересную информацию для родителей, что рассказать детям о деревне Савино.

Совместно с родителями собрали материал о родном крае: стихи о Савино, загадки о природе родного края. Дети с радостью узнавали знакомые стихии загадки, гордились участием родителей в их подборке.

Действенной формой изучения родной деревни являются путешествия, экскурсии по родному краю. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - говорят в народе. Родители принимали активное участие в походах в Савинский лес. Дети вместе с родителями смогли оценить красоту родной природы, слушали пение птиц, любовались деревьями, но и участвовали в спортивных конкурсах. Восторгу детей не было предела! А родители сожалели о том, что редко бывают с детьми на природе.

Мир ребенка – это его дом, семья, двор – все то, что окружает его, самым непосредственным образом и влияет на его жизнь. Выставка рисунков «Дом, в котором я живу», пробудила интерес к своему дому, своей семье.

Активно участвовали родители в изготовлении дидактических игр по ознакомлению с родным краем. Эти игры не только обогатили знания детей о родном крае , но и дети с увлечением рассказывали , как вместе с мамами и папами придумывали разные игры.

Таким образом, итогом работы явилось то, что повысился уровень активности родителей в жизни группы, по результатам диагностики была выявлена положительная динамика родительской компетентности по ознакомлению дошкольников с родным краем, родители стали верными помощниками педагогов.

 

Оформили совместно с родителями альбомы, и папку передвижку «Савино мой край родной»

1 2

 

изготовили дидактические игры,

 

3

 

выставка рисунков   «Дом, в котором я живу»

 

45

 

Результаты анкетирования родителей по ознакомлению дошкольников с родным краем.

 

6

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Оздоровление детей дошкольного возраста посредством различного вида гимнастик

Оздоровление детей дошкольного возраста посредством различного вида гимнастик Доклад инструктора ФЗК Колгановой О.В. Утренняя гимнастика и гимнастика после дневного сна - является...

Мастер-класс для воспитателей ДОУ: «Кубик Блума, как технология развития критического…

Мастер-класс для воспитателей ДОУ: «Кубик Блума, как технология развития критического мышления у детей дошкольного возраста»

Эмоциональное выгорание педагогов

Эмоциональное выгорание педагогов Тезисы: В статье рассматривается профессиональная деформация личности педагога – эмоциональное выгорание, автор анализирует причину данного феномена. Результатом процесса...

Читайте также

«Книга – лучший друг»

«Книга – лучший друг» Современные дети всё чаще проводят своё время за компьютером, телефоном и телевизором и всё реже читают книги...

Педагогический проект «Зимующие птицы»

Педагогический проект «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитатель. Срок реализации: краткосрочный (1 неделя). Цель: создание условий для расширения представлений детей...

Влияние оригами на всесторонне развитие детей дошкольного возраста

Влияние оригами на всесторонне развитие детей дошкольного возраста «Из обычного листа бумаги можно сотворить целый мир». В.Дегтева. Оригами — это искусство складывания бумажных...