Взаимодействие с семьей при ознакомлении дошкольников с родным краем
Идея воспитания патриотизма приобретает все большее общественное значение и становится задачей государственной важности.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. 23 ноября 2009 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 655 были утверждены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования , где подчеркивается исключительная роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Признание приоритета семейного воспитания требует иных форм взаимодействия семьи и детского сада.
Ведущая цель взаимодействия детского сада с семьей - создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Наш детский сад является опорным садом по патриотическому воспитанию дошкольников в районе. Поэтому одной из важных задач сотрудничества с родителями является повышение родительской компетентности по вопросам ознакомления дошкольников с родным краем.
Главное на что обращалось внимание - вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, разнообразить формы работы с ними, пробудить интерес к жизни детей в детском саду.
Работу с родителями строили, придерживаясь следующих этапов.
1. этап организационный (сентябрь 2011- октябрь 2011)
- составление перспективного плана работы с родителями по ознакомлению с родным краем, анкетирование родителей по данному вопросу
2. этап практический (ноябрь 2011- май 2012)
- организация сотрудничества с родителями через реализацию различных форм работы
3. этап заключительный (май-июнь 2012)
- подведение итогов работы: (повторная диагностика , перспективы сотрудничества с родителями)
По результатам анкетирования выявили, что родители заинтересованы в обогащении знаний детей о родном крае, но испытывают затруднения в том, какая информация необходима дошкольникам.
Проанализировав методическую литературу, установили, что акцент необходимо делать на воспитание любви к родному дому, к природе и культуре малой Родины. Воспитывая у детей любовь к родной деревне, необходимо подвести их к пониманию, что их деревня - частица России, здесь, как и в других местах России люди трудятся ( учителя учат, врачи лечат больных и т. д.), соблюдают традиции, живут дружно, берегут и охраняют природу и родную деревню.
Для организации сотрудничества использовали разнообразные
формы работы: коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные.
Проведено родительское собрание «Знакомим дошкольников с родным краем», где наметили основные пути взаимодействия по данной проблеме.
Одной из эффективных, нетрадиционных форм работы с родителями явилось мини-собрание «Традиции нашей семьи». Была выявлена интересная семья со своими традициями, изучили ее опыт воспитания. Далее выступили другие семьи, которые рассказали о своих традициях, как народных (русских, татарских, коми-пермяцких), так и семейных.
Больший интерес вызвала такая форма работы с родителями, как деловая игра «Путешествие по родной деревне Савино» В процессе этой игры участники не просто «впитывали» определенные знания, а конструировали новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры пытались проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение, как знакомить детей с родным краем.
Еще одной формой работы с родителями являются тренинги. Был проведен тренинг совместно с психологом «Воспитание патриотических чувств у дошкольников» Тренинговые игровые упражнения и задания помогли дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним по формированию патриотических чувств, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начал конструктивно общаться с ребенком, постиг новые истины.
Для изучения истории и достопримечательностей родной деревни оформили папку-передвижку, где разместили интересную информацию для родителей, что рассказать детям о деревне Савино.
Совместно с родителями собрали материал о родном крае: стихи о Савино, загадки о природе родного края. Дети с радостью узнавали знакомые стихии загадки, гордились участием родителей в их подборке.
Действенной формой изучения родной деревни являются путешествия, экскурсии по родному краю. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - говорят в народе. Родители принимали активное участие в походах в Савинский лес. Дети вместе с родителями смогли оценить красоту родной природы, слушали пение птиц, любовались деревьями, но и участвовали в спортивных конкурсах. Восторгу детей не было предела! А родители сожалели о том, что редко бывают с детьми на природе.
Мир ребенка – это его дом, семья, двор – все то, что окружает его, самым непосредственным образом и влияет на его жизнь. Выставка рисунков «Дом, в котором я живу», пробудила интерес к своему дому, своей семье.
Активно участвовали родители в изготовлении дидактических игр по ознакомлению с родным краем. Эти игры не только обогатили знания детей о родном крае , но и дети с увлечением рассказывали , как вместе с мамами и папами придумывали разные игры.
Таким образом, итогом работы явилось то, что повысился уровень активности родителей в жизни группы, по результатам диагностики была выявлена положительная динамика родительской компетентности по ознакомлению дошкольников с родным краем, родители стали верными помощниками педагогов.
Оформили совместно с родителями альбомы, и папку передвижку «Савино мой край родной»
изготовили дидактические игры,
выставка рисунков «Дом, в котором я живу»
Результаты анкетирования родителей по ознакомлению дошкольников с родным краем.
Читайте также |
---|
Оздоровление детей дошкольного возраста посредством различного вида гимнастик
Оздоровление детей дошкольного возраста посредством различного вида гимнастик Доклад инструктора ФЗК Колгановой О.В. Утренняя гимнастика и гимнастика после дневного сна - является...
Мастер-класс для воспитателей ДОУ: «Кубик Блума, как технология развития критического…
Мастер-класс для воспитателей ДОУ: «Кубик Блума, как технология развития критического мышления у детей дошкольного возраста»
Эмоциональное выгорание педагогов
Эмоциональное выгорание педагогов Тезисы: В статье рассматривается профессиональная деформация личности педагога – эмоциональное выгорание, автор анализирует причину данного феномена. Результатом процесса...