Особенности эмоционально-волевых качеств личности у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста

Изучение особенностей развития дошкольников с ЗПР представляется важным как для более глубокого понимания детей данной категории, так и для совершенствования методов психологической дифференциальной диагностики по отношению к ним и осуществления полноценной коррекционной работы.

В работах, посвященных психологическим особенностям детей с ЗПР (С. Д. Забрамная, С. Я. Рубинштейн, Г.Е. Сухарева), имеются весьма интересные наблюдения, характеризующие особенности эмоционально-волевой регуляции у детей с ЗПР в целом, а также недостатки отдельных свойств данного психического процесса.

Так, авторы указывают на несамостоятельность, недостаток инициативы, безудержность побуждений, неумением руководить своими действиями, неумением преодолевать малейшие препятствия, противостоять искушениям.

Тем не менее, сведения об уровне развития эмоционально-волевой регуляции детей данной категории носят весьма разрозненный характер. Для выявления особенностей эмоционально-волевой регуляции у детей с ЗПР дошкольного возраста использовала следующие методики:

  • тест «Сны животных».
  • методика «Расставь знаки»;
  • методика «Дорисуй, чего не хватает».

Используемые методики направлены на выявление особенностей эмоционально-волевых проявлений ребенка, насколько развиты волевые проявления, сформированы волевые качества и привычки. Так же в своей работе использовала игры и упражнения: «Построй башню», «Поставь черточку», Модификация методики «Лабиринты», «Мы лепим», «Два охотника», «Представь, что ты это можешь», игра «Нарисуй, что услышал», «Придумай окончание», «Найди различия», « Разрезные картинки» (см. приложение).

Цель моей работы: выявить особенности эмоционально-волевых качеств личности у детей с задержкой психического развития дошкольного возраста

В качестве основных задач обследования детей с ЗПР в детском саду можно назвать следующие:

  • выявление качественных особенностей психического развития ребёнка;
  • выявление "уровня обученности", т е. степени овладения знаниями, умениями и навыками в соответствии с возрастными возможностями;
  • определение характера динамики развития и особенностей обучаемости при овладении материаллом;
  • дифференциация сходных состояний на основе длительного психолого-педагогического наблюдения и изучения динамики развития;

Наблюдая за деятельностью детей обращала внимание на следующие показатели:

1. Общий фон настроения ребенка (адекватный, депрессивный, тревожный, эйфоричный и т.д.; его активность; наличие познава­тельных интересов, проявления возбудимости, расторможенности).

2. Контактность ребенка (желание сотрудничать со взрослыми).

Поверхностность, легкость и связанная с этим неполноцен­ность контакта чаще всего могут быть связаны с интеллектуаль­ным дефектом. Затруднение в установлении контакта испытывают дети с симптомами повышенного уровня тревожности, тормозимости, со сложностями адаптации к новой обстановке и незнако­мым людям, реакциями страха и другими невротическими реак­циями.

3. Эмоциональное реагирование на поощрение и одобрение. Поощ­рение и одобрение вызывают радостную, окрашенную положи­тельными эмоциями реакцию детей уже с самого раннего возраста (1 -1,5 года).

4. Эмоциональное реагирование на замечания и требования. Фикси­руются реакция ребенка на замечание, исправление ребенком свое­го поведения в соответствии с замечанием, необходимость более строгих мер для коррекции поведения. Отсутствие реакции на заме­чание у детей старше 3 лет может свидетельствовать о крайней изба­лованности, когда ограничения и замечания непривычны для ре­бенка, или об интеллектуальном снижении, когда ребенок не пони­мает смысла замечаний. Ярко выраженные негативные, агрессивные реакции на предъявленные требования говорят о том, что ребенок, понимая смысл замечания, не желает ему подчиниться.

Анализируя результаты, можно сделать выводы, что дети часто не всегда правильно оценивали ситуацию. Некоторые безразлично относились к факту игры, некоторые проявляли чрезмерную необоснованную веселость, некоторые отказывались от игры или не проявляли никакого интереса.

Дети данной категории плохо или не с первого раза понимали инструкцию. Были склонны упрощать задание и делать только понятные и интересные им упражнения. Дети с ЗПР неадекватно реагируют на выражение лица. Менее выраженная мимика, как правило, детям не понятна. Многие дети имеют поведенческие проблемы, поэтому могут намеренно давать неверные ответы, стараясь обратить на себя внимание. Некоторые из детей проявляли негативизм и нежелание выполнять какие-либо задания. К работе приступали после уговоров. Многие дети не принимают помощь, негативно реагируют на подсказки. Перенос осуществляют с трудом, или механически.

Как показали наблюдения, практически все учащиеся сложно вовлекались в процесс игровой деятельности. Некоторые дети продолжали разговаривать, играть, не понимая ситуации. Также почти все дети легко отвлекались на посторонние предметы.
По нашим наблюдениям, учащиеся долгое время не могут заниматься однообразной деятельностью. Дети быстро теряют интерес и прекращают работу, дополнительных мотивов для ее продолжения они не находят.
Таким образом, значимость эмоционально-волевых качеств личности для успешной учебной деятельности, указывают на необходимость проведения специальной коррекционной работы с детьми данной категории. Поэтому процесс обучения и воспитания должен выстраиваться с позиций системного подхода.
 

Приложение.

Упражнение «Построй башню»

Цель: Овладение навыками самоконтроля, выработка уверенности в своих силах, снижение уровня тревожности.

Игровой материал: Секундомер, фишки, принадлежности для рисования, кубики.

Ход игры:

Воспитатель предлагает ребенку выполнить одну из двух задач: построить из кубиков башню или раскрасить сделан­ное по трафарету изображение. Начиная игру с секундомером, педагог говорит: «Сейчас я тебе дам 10 фишек» Вот кубики. Тебе за 10 минут нужно построить башню. Если ты будешь отвлекаться, то не успеешь. При этом каждый, раз, как только ты отвлечешься, начнешь разговаривать, задавать мне вопросы или заниматься чем-нибудь другим, ты будешь отдавать мне по одной фишке. Если же ты справишься с заданием за 10 минут, я дам тебе еще 10 фишек. Когда наберешь 30 фишек, ты выиграешь и получишь приз».

Усложнение упражнения состоит в том, что после нескольких занятий (когда ребенок научится не отвлекаться) педагог во время выполнения задания нарочно отвлекает ребенка. При этом последнему дается инструкция обращать на взрослого внимание. Последующие возможные усложнения игры связаны с увеличением времени выполнения задания на 5 минут.

 

Упражнение «Поставь черточку»

Ребенку предлагалось заполнить весь лист бумаги, рисуя в каждой клеточке черточку. В процессе выполнения задания создавались помехи: звонят в колокольчик, ставят перед ребенком новую яркую игрушку. Время, требующееся ребенку на выполнения задания, фиксировалось.  

Занятия проводились преимущественно в групповой форме или по подгруппам не реже двух раз в неделю. На каждое занятие отбиралось несколько заданий из разных серий, что обеспечивало разнообразие видов работы детей. Использование во время экспериментального обучения доступных, интересных игр и упражнений, чередование на занятиях видов деятельности формировало интерес к ним учащихся экспериментальной группы, стимулировало их активность.

Модификация методики «Лабиринты»

Упражнение направленно на развитие настойчивости, выносливости и самостоятельности в работе. Стремление доводить задание до конца.

Использовались различные варианты «лабиринтов» по сложности и внешнему оформлению.

 

Упражнение «Мы лепим»

Цель. Вырабатывание у ребенка уверенности в своих силах. Ослабление и снятие эмоционального и физического напряжения.

Игровой материал:. Пластичный материал (глина, тесто, пластилин), набор формочек (позволяющих отразить разнообразные эмоционально значимые темы), скалка, различные изобразительные и поделочные предметы (камушки, перья, зубочистки, карандаши; стеки, молоток, пластмассовый нож).

Ход игры.

Вначале педагог дает возможность детям изучить свойства, предоставленного им материала, поиграть с ним. При этом воспитатель может также играть с материалом. Как правило, вначале дети некоторое время играют с материалом и предметами, изучая их свойства. Затем дети переходят к основному этапу работы — созданию определенных образов. Работа каждого ребенка с материалом индивидуальна, поэтому воспитателю нужно вести себя достаточно чутко и осторожно, чтобы выбрать оптимальный момент для того, чтобы вмениться в процесс детского творчества.

Существуют два основных способа работы детей с материалом:

1. Создание единичных символических образов.

2. Создание набора фигур или изображений, которые используются для ролевой игры.

Во время проведения игры воспитатель следит за работой детей, стараясь не вмешиваться, помогает только тогда, когда его просят.

Упражнение «Два охотника»

Цель: Обучение принятию на себя роли сказочных персонажей, их чувств, особенностей поведения и черт харак­тера. Формировать настойчивость и самостоятельность в работе.

Игровой материал. Иллюстрации белого медведя, пальмы, кенгуру, диких животных; злого вождя.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям такой сюжет: «Жили на свете два охотника. Они очень много путешествовали. Были они и на Севере, где много снега и где живут белые медведи (воспитатель показывает иллюстрацию с изображением белого медведя, дети изображают медведя). Были охотники и в Австралии, где растут пальмы (воспитатель показывает изображение пальмы, дети «превращаются» в пальму) и живут кенгуру (воспитатель показывает картинку с кенгуру, дети изображают его). И вот однажды приехали они в Африку. Очень понравились охотникам в Африке звери. Там были и большие львы, и высокие жирафы, и смешные мартышки (воспитатель по очереди показывает картинки с изображением диких зверей дети изображают их). Бросили охотники свои ружья и не стали стрелять в таких красивых животных. Долго они ходили по Африке и разглядывали зверей, как вдруг видели дикарей-людоедов и очень испугались (дети показывают испуг). Хотели охотники убежать, но не успели — дикари тоже заметили их и захватили в плен. Привели дикари охотников к своему вождю (взрослый показывает картинку вождя, дети изображают злого вождя). А вождь приказал съесть охотников на рассвете, если за них никто не заступится...»

После этого воспитатель предлагает детям ответить на вопросы:

- Что произошло дальше?

- Какие слова вождю сказал бы ты?

Упражнение «Представь, что ты это можешь»

Цель: Вырабатывание у ребенка уверенности в своих силах.

Описание упражнения.

Воспитатель предлагает ребенку не просто что-то сделать, а представить, что он может это сделать и показать. Например, если попросить ребенка завязать шнурки, он может отказаться. В этом упражнений педагог просит его представить, что он может завязать шнурки и показать, как это делается. После этого педагог предлагает ребенку достать до потолка или представить, что он достает до потолка, как он это делает. Педагог может придумывать раз­личные ситуации и вырабатывать у ребенка уверенность в своих силах, что в любом случае у него все получится, пусть даже в воображении.

 

Игра «Нарисуй, что услышал»

Цель. Развитие воображения, навыков изобразительной деятельности,

Игровой материал. Бумага, цветные карандаши.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям прослушать стихотворение и попробовать его зарисовать. Воспитатель заранее подбирает стихотворения. Начинать работу лучше со стихами, в которых образ знакомый, реальный, а уж затем с воображаемыми, нереальными, неизвестными предметами, объектами.

Примерные стихотворения для зарисовки:

1. Радость.

Рады, рады, рады

Светлые березы,

И на них от радости

Вырастают розы,

Рады, рады, рады

Темные осины,  

И на них от радости

Растут апельсины.

То не дождь пошел из облака

И не град,

То посыпался из облака

Виноград,

И вороны над полями

Вдруг запели соловьями,

И ручьи из-под, земли

Сладким медом потекли.

Куры стали павами,

Лысые— кудрявыми.

Даже мельница— и та

Заплясала у моста.

Так бегите же за мною

На зеленые луга,

Где над синею рекою

Встала радуга-дуга.

Мы на радугу вскарабкаемся,

Поиграем в облакам

И оттуда вниз по радуге

На салазках, на коньках.

К, И. Чуковский

 

2. Весна – красна.

Ты, весна, весна - красна, что с собою принесла?

Принесла я для - лугов покрывало из цветов.

Принесла для елки новые иголки.

Для осин и для берез свежих листьев целый воз.

Ж. А. Горбушина

 

3. Это правда или нет?

Теплая весна сейчас,

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть,

А зимой среди ветвей

«Га – га - га!» - пел соловей.

Быстро дайте мне ответ -

Это правда или нет ?

К. И Чуковский

 

4. Здравствуй, весна!

Здравствуй, здравствуй, красавица весна.

Мы посевы в землю семена;

Из земли вырастают росточки,

На окне расцветают цветочки.

Здравствуй, здравствуй, красавица весна!

Птичий домик у нашего окна;

В этом доме сегодня веселье,

У крылатых жильцов новоселье.

Д. А. Горбушина.

 

Игра «Придумай окончание»

Цель. Научить детей приемам фантазирования. Стремиться доводить задание до конца.

Ход игры.

Перед началом игры воспитатель читает детям сказку «Колобок». После этого спрашивает, хотели бы они изменить окончание сказки. Детям, свойственно переделывать «все плохое в хорошее» и поэтому они наверняка согласятся. Тогда педагог просит детей предложить свои варианты. Если дети затрудняются это сделать, взрослый предлагает ввести в сюжет сказки какое-либо средство, например, Колобок вместо своей песенки будет исполнять другую, в которой поется о том, что он совсем невкусный и, возможно, тогда лиса его не съест. Затем воспитатель побуждает детей самим подумать, чем может закончиться сказка.

При следующем проведении игры воспитатель может взять для изменения сюжета любую сказку, которая заканчивается не так, как хотели бы дети («Два жадных медвежонка», «Красная Шапочка», «Теремок» и др.).

 

Упражнение «Найди различия»

Ребенку предлагалась картинка с изображением одного и того же объекта, отличающего отдельными деталями. Количество отличий может быть различным. Задача учащегося – найти все отличия максимально быстро.

Выполнение этого задания требует настойчивости, выносливости, инициативности и самостоятельности в работе.

 

Тест «Сны животных»

Цель диагностики: Выявление уровня развития способности стать на точку зрения другого существа, перевопло­титься в образ. Выявление волевых качеств личности у ребенка.                                

Экспериментальный материал: 5 листов бумаги: в уголке одного, нарисован спящий ежик, другого - спящая собачка, третьего - спящий заяц, четвертого — спящий медведь, пятого - спящая белка; цветные карандаши.

Ход проведения исследования:

Взрослый дает ребенку следующую инструкцию: «Нарисуй на каждом листе то, что, по твоему мнению, снятся животному».

Интерпретация: Результаты каждого ребенка можно отнести к одному из трех уровней развития способности перевоплощаться в образ.

Высокий уровень - ребенок изображает объект в «поле вещей» (предметное оформление окружающей среды); может создать целостную композицию согласно воображаемому сюжету; использует в своей работе выразительные средства; ему характерна оригинальность работы (не стереотипность).

Средний уровень - ребенок изображает объект в «поле вещей», но не может создать целостную композицию согласно воображаемому сюжету; использует выразительные средства, но работа характеризуются отсутствием оригинальности.

Низкий уровень - работа ребенка схематична, характеризуется отсутствием дополнительных деталей (нет предметного оформления окружающей среды), работа стереотипна.

 

Методика «Расставь знаки».

Цель: Выявление особенностей развития волевых качеств у детей, в процессе создаваемых помех. Стремление доводить задание до конца, проявлять настойчивость и самостоятельность в работе.

Экспериментальный материал: для исследования используется таблица с геометрическими фигурами, цветные карандаши.

Ход проведения исследования:

На таблице представлены ряды геометрических фигур или предметов. В верхней части листа дан образец выполнения задания. Ребенку предлагается выполнить работу по образцу (проставить знаки в фигурах, раскрасить предмет и т.п.).

 

«Дорисуй, чего не хватает».

Цель: Научить детей видеть в объектах характерные признаки, преодолевать привычные представления о внешнем мире. Преодолевать трудности при выполнении данного задания.            

Экспериментальный материал: Иллюстрации животных, у которых что-нибудь нужно дорисовать.

Ход проведения исследования:

Воспитатель раздает детям картинки с изображением животных и предлагает внимательно рассмотреть картинки, назвать, кто на них изображен, и дорисовать то, чего не хватает.

Когда задание выполнено, воспитатель вместе с детьми обсуждают каждый рисунок: что дорисовал ребенок, как раскрасил животное, какие элементы творчества есть в рисунке. Выбирается лучшая работа, которая в полном объеме отразила «характер» того или иного живот­ного.

Интерпретация: Высокий уровень – ребенок называет животного и дорисовывает то, чего не хватает в рисунке;

Средний уровень – ребенок называет животного, но не во всех случаях может дорисовать то, чего не хватает в рисунке;

Низкий уровень – ребенок путает названия животных и не может дорисовать не достающие элементы в рисунке.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий спортивного досуга в подготовительной группе «Богатырские забавы»

Сценарий спортивного досуга в подготовительной группе «Богатырские забавы» Цель: формирование интереса к здоровому образу жизни.  Задачи: Закрепить умения и навыки, полученные на занятиях по...

Конспект бинарного занятия

Конспект бинарного занятия Цель: развивать диалогическую речь; продолжать знакомить детей с литературным жанром «сказка»; помогать запоминать персонажи, специфику их поведения, последовательность...

Консультация для воспитателей: «Япония – источник солнца»

Консультация для воспитателей: «Япония – источник солнца» Раса – род, племя; исторически сложившаяся группа людей, имеющие сходные, передаваемые по наследству внешние...

Читайте также

Методическая разработка (для работы с родителями по финансовой грамотности детей)

Методическая разработка (для работы с родителями по финансовой грамотности детей) Интерактивный практикум для родителей по формированию финансовой грамотности у детей старшего...

Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам»

Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам» Цель: Создание у детей доброго, позитивного настроения в процессе сказочного путешествия в дружеской и...

Рабочая программа воспитателя средней группы (4-5 года)

Рабочая программа воспитателя средней группы (4-5 года)