Формирование у дошкольников навыков безопасности жизнедеятельности

Безопасность граждан – одна из основных функций гуманистического государства, опирающегося в своей деятельности как на правовую, законодательную базу, так и на соответствующие знания и навыки самих граждан. Обеспечение безопасности участников образовательного процесса – проблема, с которой сталкиваются все руководители дошкольных учреждений. Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Однако необходимость соблюдения определенных правил поведения позволит избежать многих проблемных ситуаций. Существуют правила поведения, которые неукоснительно должны выполнять дети, от которых зависит их здоровье и безопасность. Проблема безопасного поведения ребенка в настоящее время как никогда актуальна. Поэтому, перед ДОУ возникло противоречие между представлениями ребенка о безопасности жизнедеятельности и эффективностью используемых форм и методов, направленной на умение применить свой опыт в различных ситуациях.

Решая данное противоречие, основной акцент мы сделали на игровой деятельности. В игре особенно полно и порой неожиданно проявляются личностные качества ребёнка. Более того игра для ребёнка – это мощная сфера так называемой «самости» – самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации.

Неотъемлемой частью любой игры являются правила, В творческой игре – это скрытые правила, заложенные в игровых условностях, когда дети принимают для себя важность соблюдения очередности выполнения ролей, правильного соответствия игровых действий выбранной роли. В играх с правилами, дидактических и подвижных, происходит развитие произвольного поведения детей. Ребенок учится подчинять свои действия образцу, в качестве которого может выступать повеление, мнение и оценка окружающих. К концу дошкольного периода у ребенка появляется способность управлять своим поведением, подчиняться правилам и требования – личностные качества, которые немаловажны при формировании навыков безопасного поведения.

В соответствии с основной общеобразовательной программой МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 8 г.Алексеевка Белгородской области» для развития интегративных качеств личности ребенка используются примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» (авт.Т.И. Бабаева и др.), программа «Основы безопасности поведения детей дошкольного возраста» (авт. Р.Стеркина, О.Князева, Н.Авдеева), программа «Светофор» (авт. Данилова Т.И.), ряд методических пособий.

Изменения содержательной стороны дошкольного образования выражены в наметившейся тенденции отказа от учебно-дисциплинарной модели воспитания: педагогическая общественность стала ориентироваться на реализацию принципов гуманистической педагогики, личностно-ориентированного стиля общения с детьми.

Содержание образовательной деятельности центрировано на ребенке, создании ему эмоционально-комфортного состояния и благоприят­ных условий для развития индивидуальности, позитивных личност­ных качеств.

В соответствии рекомендациями ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы образовательная программа детского сада строится исходя из нескольких принципов:

  • развивающего обучения;
  • научной обоснованности и практической применимости;
  • полноты, необходимости, достаточности;
  • единства воспитательных и образовательных задач
  • интеграции образовательных областей в соответствии с возрастом и особенностями развития;
  • взаимодействия и доверительного сотрудничества;
  • гуманизации;
  • дифференциации;
  • индивидуализации.

Воспитательно-образовательный процесс строился, исходя из психолого-педагогического обоснованного выбора воспитателем тематических планов, средств, форм и методов воспитания и обучения детей, обеспечивающих получение образования соответствующего государственным стандартам.

В соответствии с областями интеграции мы определили и задачи приемлемые для каждого возраста.

Используя метод игры в различных видах деятельности, педагог ведет ребенка постепенно: наблюдение за окружающим миром, деятельностью взрослых, эпизодическое участие в ней, затем партнерство и сотрудничество.

схема

Далее образовательная деятельность предполагала систематизацию игрового материала в соответствии с различными видами деятельности, областями интеграции, степени сложности.

Познавательно-исследовательская деятельность

(области «Безопасность», «Познание», «Коммуникация»)

Игровая деятельность

(области «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Труд»)

Двигательная деятельность

(области «Безопасность», «Физкультура», «Здоровье»)

Художественно-творческая деятельность

(области «Безопасность», «Художественное творчество», «Музыка»)

Игры на подиуме

Игры-тренинги

Развивающие игры

Обучающие игры

Дидактические игры

Сюжетно-ролевые игры

Игротека

Настольно-печатные игры

Подвижные игры

Игры- соревнования

Театрализованные игры

 

Данное разделение игр условно, одни и те же игры можно использовать в организованной, совместной и самостоятельной деятельности детей.

Организация работы с детьми по формированию навыков безопасности жизнедеятельности предполагала помимо игр и другие формы взаимодействия взрослого и ребенка и здесь мы основной акцент сделали на выборе такого метода как проект.

Объединяя игры в проект, мы решали сразу несколько задач. Во-первых сам по себе проект – это уже творческий подход педагога к решению задач, во-вторых поддерживался интерес детей в различным видам деятельности: познавательной, продуктивной, двигательной, игровой и ребенок становился не простым исполнителем, а творцом; в-третьих нашими постоянными партнерами были не только дети, но и их родители, а это значит информационный материал закреплялся с детьми и дома, в более привычных для них условиях, в-четвертых совместное проведение мероприятий находило не только положительный отклик родителей, но и способствовало их активизации и проявлению творчества. Проект позволил нам в течение месяца преподнести дошкольнику полезный и необходимый материал по обеспечению безопасности жизнедеятельности, оставить в памяти интересные экскурсии, новые игры, творческие выставки совместных с родителями работ, фотовыставки и многое другое.

Педагогами ДОУ разработаны проекты «Безопасная дорога», «Улицы нашего города», «Постовой», «Дорожная азбука», «Транспорт» ряд игр, бесед, целевых прогулок, экскурсий по правилам дорожного движения.

Но самое главное мы смогли изменить отношение ребенка к своему поведению. Дети стали более ответственными, рассудительными, терпеливыми, качества которые необходимы при безопасной жизнедеятельности. Они владели достаточно осмысленными представлениями о безопасном поведении, приводили примеры правильного поведения в отдельных опасных ситуациях, устанавливая связи между неправильными дей­ствиями и их опасными последствиями для жизни и здоровья. Соблюдая правила дорожного движения, поведения в транспорте, в повседневной жизни, помогали сверстникам и младшим детям в выборе безопасного поведения.

По статистическим данным за последние 15 лет не зарегистрировано ни одного случая, когда воспитанник, а в дальнейшем выпускник нашего ДОУ был участником ДТП, по вине ребенка или его родителей.          

План тематического проекта «Красный, желтый, зеленый»

Области интеграции

Формы работы с детьми

Тема, содержание

Сроки

Безопасность

Экскурсия

Игровое занятие

Игры с использованием мнемотаблиц

«Мой друг светофор» «Путешествие по улицам нашего города»

«Маршрут»

1 неделя

Познание

Интегрированное занятие

Проблемно игровые ситуации

Проблемная ситуация с использованием методики сказкотерапии

Игра на подиуме «Наша улица»

д/и «Виды перекрёстков», «Угадай какой знак», «Дорожное домино»

«Дорожная Азбука»

«Случай на перекрестке»

«Почему столкнулись машины»

«Незнайка на перекрестке»

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Социализация

Сюжетно-ролевые игры

Создание музея детских машин

«Служба спасения»

«Водитель»

«Светофор», «Постовой»

«Автопарк»

«Составим перекресток»

1-4 недели

Здоровье

Беседы

Проблемная ситуация

Сюжетная игра

«Моя мама медсестра»

«Первая помощь»

«Больница»

1-4 недели

Труд

Беседы

Трудовое поручение

«Мой папа полицейский»

«Постовой»

Помощь детей в уборке территории автопарка

2 неделя

3 неделя

1,4 недели

Физкультура

Спортивная эстафета

«Автогонки»

4 неделя

Музыка

Музыкально-дидактические игры

Музыкальный досуг

«Светофор»

«Пешеходы и водители»

«На лесном перекрестке»

1 неделя

3 неделя

2 неделя

Художественное творчество

Конкурс рисунков

«Улицы нашего города»

2 неделя

 

Работа с родителями

Консультации с использованием методики песочной терапии

Консультация

Дискуссионный клуб:

- анкетирование

- дискуссия

- тренинг

- игра

- интервью

«Безопасность ребенка в наших руках»

«Пример для подражания»

«Безопасность наших детей»

1-2 недели

1-4 недели

Консультации в родительском уголке

«Беседы с ребенком о правилах дорожного движения»

«Какой я пешеход?»

3-4 недели

Семинар

«Что нужно для безопасности ребенка?»

2 неделя

Устный журнал

«Правила дорожного движения для детей и взрослых»

3 неделя

Конкурс семейных проектов

«Красный, желтый, зеленый»

3 неделя

Совместный досуг

Спортивная эстафета «Автогонки»

4 неделя

Совместная экскурсия

«Путешествие по городу»

2 неделя

 

Тематическое планирование игр и бесед

в совместной деятельности воспитателя и детей

Области интеграции

Тема, содержание

Игра

Беседа

Безопасность

«Светофор», «Угадай-ка», «Наша улица», «Наши друзья – знаки», игра-тренинг «Поезд» и «машины»,   игра с использованием мнемотаблиц «Маршрут»

«Уважай водителя и пешехода!»

Познание

«Теремок», «Правила дорожного движения на ковре», «Моделируемые дорожные ситуации», «Путаница»

«Пополняем словарь безопасности», «Уроки светофора», «Сигналы тревоги»

Здоровье

«В гости к Айболиту», «Профессии»,

«Береги здоровье смолоду», «Заботимся об окружающих»

Коммуникация

игры по желанию в игровых центрах безопасности, сюжетно-ролевых, конструктивных игр

«Как мы общаемся», «Давай дружить, играть», «Безопасное поведение вместе с друзьями»

Социализация

с/р игра «Служба спасения», «Пассажиры»

«Вместе играем»

Физкультура

Подвижные игры «Найди безопасный путь», «Где мы были, мы не скажем, а на чем ехали – покажем», «Велогонки», «Зебра», «Глазомер», «Ты – большой, я – маленький»

«Безопасные игры», «Соревнование, эстафета»

 

План работы

по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма 

мероприятия

срок

ответственный

Обновление уголков безопасности (макеты, игровые зоны, атрибуты)

сентябрь

воспитатели

Оформление консультационного материала для родителей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

воспитатели

Консультация для воспитателей «Воспитание у детей навыков безопасного поведения на дороге»

старший воспитатель

Тематический досуг «Путешествие в страну дорожных знаков»

воспитатели

Музыкально-спортивный досуг «Школа пешеходов»

музрук

Выставка детских работ «Безопасная дорога»

рук. изо

Беседы с детьми «Я – пешеход», «Я – водитель», «Я – постовой»

октябрь

воспитатели

Экскурсии и целевые прогулки: «Виды транспорта»,

«Улицы города», «Перекресток» (пешеходный переход, светофор)

воспитатели

Проблемно-игровые ситуации «Как себя вести, если …»

ноябрь

воспитатели

Организация подвижных игр «Водители и пешеходы», «Светофор», «Машины»

воспитатели

Чтение художественных произведений, рассматривание картин, иллюстраций

воспитатели

«Дорожная азбука» (цикл занятий, бесед)

декабрь

воспитатели

Конкурс «Зеленый огонек»

ст.воспитатель

Сюжетно-ролевые игры «Перекресток», «Служба безопасности», «Дорожные знаки», «Больница»

воспитатели

Приобретение наглядно-дидактического материала по правилам дорожного движения

старший воспитатель

Занятия с детьми о правилах поведения в общественном транспорте

январь

воспитатели

Консультации для родителей «Безопасность ребенка в наших руках»

старший воспитатель

Беседы с детьми, чтение художественных произведений, рассматривание картин, иллюстраций

февраль

воспитатели

Консультация для педагогов «Ребенок и дорога»

ст.воспитатель

Выставка детских работ «Дорога. Ребенок. Безопасность»

март

рук.изо

Музыкально-спортивный досуг «Мой друг – светофор»

муз рук

Оформление передвижной выставки методической литературы для родителей

старший воспитатель

Целевые прогулки   «Перекресток» (регулируемый, нерегулируемый), «Дорожные знаки», «Водители и пешеходы»

апрель

воспитатели

Игры-тренинги «Мы – пешеходы» на дорожно-транспортной площадке ДОУ

воспитатели

Тематическая экскурсия «Безопасный город»

май

воспитатели

Консультация для родителей «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в летний период»

старший воспитатель

Консультация для педагогов «Безопасность поведения детей в летний период»

старший воспитатель

Приобретение наглядно-дидактического материала по правилам дорожного движения

старший воспитатель

Обновление дорожно-транспортной площадки и разметки

завхоз

 


Используемая литература:

  1. Белая К.Ю. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников. М., 1998.
  2. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. СПб, 2005.
  3. Данилова Т.И. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения. – СПб.: «Детство-Пресс», 2009
  4. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: Пособие для воспитателя детского сада - М.: Просвещение, 1983.
  5. Васильева М.А. Руководство играми детей М.: Просвещение, 1986
  6. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009
  7. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду М.: Просвещение, 1985
  8. Касабуцкий Н.И. и др. Давайте поиграем М.: Просвещение, 1991




Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Эта удивительная…

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Эта удивительная солнечная система» Цель: Вызвать интерес детей к изучению космоса, с помощью такой...

Конспект интегрированной НОД в средней группе по теме «Весна. Перелетные…

Конспект интегрированной НОД в средней группе по теме «Весна. Перелетные птицы» с использованием ИКТ Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»...

Проект в группе раннего возраста «Играем в сказку»

Проект в группе раннего возраста «Играем в сказку» Сроки выполнения проекта: краткосрочный с 14 марта – 26 марта. Тип – социальный, игровой. Участники проекта:...

Читайте также

План по сохранению и укреплению здоровья детей первой младшей группы

План по сохранению и укреплению здоровья детей первой младшей группы Цель работы: сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей за...

Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе «Тюмень в годы…

Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе «Тюмень в годы войны, назад в прошлое» Цель: Формирование у детей патриотических чувств. Ознакомление...

Морально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на занятиях дополнительного образования технической…

Морально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на занятиях дополнительного образования технической направленности Проблема морально-нравственного воспитания детей все больше обостряется в современном обществе...