Сайт для воспитателей детских садов




( 1 Голос ) 


Развитие дружеских взаимоотношений между народами как один из аспектов нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Обратить внимание коллектива детского сада на один из аспектов нравственно – патриотического воспитания – воспитание дружеских взаимоотношений между народами – заставил конфликт между детьми старшей группы и девочкой армянской национальности. Неожиданно для взрослых ребенка стали дразнить за то, что она «никогда не моется, и поэтому черная», и вообще она «армянка». Урегулировав возникшую ситуацию, мы проанализировали причины ее возникновения и наметили дальнейшую работу по профилактике проявлений национализма в детском коллективе.

Жизнь в условиях многонационального региона, каким является Краснодарский край, требует особых социальных навыков. Наш край населяют люди многих национальностей, вероисповеданий, в одной группе детского сада могут быть русские, армянские, адыгейские, татарские детишки, представители разных диаспор. Развивать навыки общественного бытия необходимо с детства, когда в детских душах не посеяны еще ядовитые семена национальных распрей. Задача педагогов детского сада – сформировать у детей основы толерантности, взаимоуважения и навыки совместного проживания.

Патриотизм по определению это «Преданность и любовь к своему отечеству и своему народу» (словарь Ожегова). В дошкольном возрасте патриотизм – это воспитание в ребенке человеческих качеств, начиная с элементарного чувства привязанности.

В работе по нравственно – патриотическому воспитанию мы руководствуемся документом под названием «Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации», одобренной на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей 21 мая 2003 года. Концепция – документ, отражающий совокупность официально принятых взглядов на государственную политику в области патриотического воспитания.

Цель патриотического воспитания, как указано в Концепции, - развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности. Достижение этой цели следует осуществлять через решение в числе прочих задачи формирования расовой, национальной и религиозной терпимости, развития дружеских взаимоотношений между народами.

Одной из ошибок педагогической работы нашего коллектива мы посчитали «национальное углубление». В рамках воспитания патриотизма у дошкольников в каждой группе организован уголок кубанской избы, где представлены материалы, связанные с казачьим бытом, историей казачества на Кубани и прочее. А ведь в наш детский сад ходят дети различных национальностей. Так стоит ли выпячивать одну из них? Ведь было в прежние времена всеобъемлющее понятие «советский народ». Мы поняли, что нужно рассказывать детям о разных национальностях, нужно рассказывать о расах, не культивируя и не принижая ни одну из них.

Наш век – это время массового передвижения людей, в том числе и детей. Человек родился в провинции, учиться поехал в столицу, затем получил приглашение работать за границей. Как в таких условиях воспитывать у детей патриотизм? С одной стороны, нужно, чтобы они знали и любили свой край, с другой – чтобы и в других местах чувствовали себя комфортно. Возможно, в понятие «новый патриотизм» необходимо включить более сложное сочетание отношения к чужому и своему. Недопустимо раболепское или, наоборот, пренебрежительное отношение к другим, должен присутствовать интерес к миру в целом, нравственность. Причем сначала должна идти нравственность, а потом – патриотизм. А для этого, прежде всего, необходимо понимать, что существуют народы и страны с разной культурой, историей, которые достойны такого же уважения, как и твой собственный народ.

Мировая общественность в качестве всеобъемлющего средства борьбы за выживание выбрала ТОЛЕРАНТНОСТЬ как основополагающий принцип морали. Под ТОЛЕРАНТНОСТЬЮ понимается такое свойство личности, в котором отражается отношение к миру в целом, в том числе к другим людям и к самому себе. Оно проявляется в ситуациях несовпадения взглядов, мнений, оценок, верований, особенностей поведения и заключается в понижении чувствительности к объекту взаимодействия за счет выдержки, самообладания и самоконтроля. Толерантность является звеном между терпимостью и нетерпимостью. В основе толерантности лежит интеллектуальное убеждение, аналогичное взаимной договоренности сторон о границах существования. ТЕРПИМОСТЬ характеризует поведение, базирующееся на усвоении принципов ненасильственного взаимодействия. Определение толерантности можно сформулировать так: помочь разным по мировоззрению, непохожим друг на друга людям жить в мире рядом друг с другом.

 Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов. Особенно это актуально в наши дни, когда среди части населения возникают противостояния по данным проблемам. Гуманное отношение к людям разных национальностей.

Основой содержания формирования толерантного сознания у детей должно стать следующее:

- Формирование представлений ребенка о себе, как уникальной самоценной личности

- развитие представлений о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделение сходства и различий.

- сообщение знаний об окружающем мире в соответствии с базисной программой

Для воспитания толерантного поведения целесообразно использовать следующие средства:

- всестороннее воспитание и развитие ребенка во всех видах деятельности в атмосфере добра и взаимопонимания

- гармонизация отношений (ребенок – ребенок, ребенок – взрослый, детский сад - семья), с целью постижения детьми науки жить среди людей.

- культивирование ценности другой точки зрения

- концентрация внимания детей на общности культур разных народов в процессе их знакомства с художественной литературой, искусством и фольклором стран мира

- использование заповедей мировых религий для воспитания в детях добра и милосердия

- примеры великого братства народов, подвигов во имя людей

- организация детских праздников

Развивающая среда старшей группы была пополнена картой мира и картой России с изображением человечков в национальных костюмах, альбомами с подбором иллюстраций по теме «Страны и континенты». На занятиях по ознакомлению с окружающим прошла серия занятий – путешествий: «Путешествия в Африку», «Путешествие в Америку», «Широка страна моя родная». При ознакомлении с культурой и бытом народов, населяющих нашу планету, акцентировалось внимание на том, что у людей разной культуры, живущих в разных условиях и отличающихся внешне, есть то, что их объединяет: все хотят жить в мире и дружбе. Чтение фольклорных и авторских народов мира позволило детям понять, что общечеловеческие ценности: доброта, трудолюбие, честность важны для всех. Заинтересовала и детей и взрослых работа по поиску аналогичных пословиц в русском кубанском фольклоре и фольклоре народов мира: о мире, о дружбе, о матери.

Суть можно свести к тому, что мы разные, но хотим жить вместе. Для этого нужна ТОЛЕРАНТНОСТЬ. Как, когда и где ей учиться? А, может, не учиться, а просто особенно тщательно с детского возраста сохранять неистребимый интерес друг к другу, желание быть понятым. Быть может, со временем, эти качества перерастут в нормальное человеческое уважение, не только себя, но и других. Лучшее воспитание – это воспитание в детях добра на основе искренних человеческих отношений.

 



Добавить комментарий


Читайте также

Методические разработкиРабота с родителямиПроектная деятельность





Вход на сайт


Комментарии

  • Елена
    Замечательный проект!!!

    Подробнее...

     
  • ИРИНА
    Очень интересно услышать отзывы! спасибо!

    Подробнее...

     
  • Ольга
    материал интересный, доступный

    Подробнее...

     
  • Елена
    Спасибо!Очен ь достойный сценарий, ещё хорошо, что он весенний (очень много осенних, весенние ...

    Подробнее...

     
  • Елена
    отличное развлечение, очень понравилось. Наталья Викторовна творческих Вам успехов, спасибо за хороший ...

    Подробнее...