Из опыта работы

«Играем - правила дорожного движения запоминаем!»

По результатам статистики, ежегодно на дорогах нашей страны совершается десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием 1детей. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения при всеобщем участии педагогов, родителей и детей.

На улицах  часто можно наблюдать такую картину: не дожидаясь разрешающего сигнала светофора, пешеходы, нарушая правила, ступают на заветную «зебру», пытаясь перейти дорогу в перерывах   автомобильного движения; игнорируя дорожные знаки, переходят улицу в запрещённом месте, нисколько не заботясь о том, какой пример, они подают детям. А ведь мы, взрослые, являемся для детей образцом поведения.

Детский травматизм на дорогах – серьёзная проблема, с которой из года в год приходится сталкиваться сотрудникам ГИБДД. Чаще всего дети сами являются причиной дорожно-транспортных происшествий. И причина здесь не только в том, что дети плохо ориентируются на дорогах, не соблюдают правила дорожного движения или  у них нет опыта и психологической подготовленности, но что самое главное, очень часто нет положительного примера перед глазами - примера взрослых. Поэтому, каждое дорожно-транспортное происшествие, в которое попадает ребёнок, - это прямой укор всем взрослым, так бездумно нарушающим правила дорожного движения.

Лучший способ сохранить свою жизнь и жизнь своего ребенка на дорогах – это знать и соблюдать правила дорожного движения!

Работа по обучению детей правилам грамотного и безопасного поведения на улице должна быть систематической. И чтобы ребенок не попал в беду, нужно воспитывать у него уважение к правилам дорожного движения терпеливо, ежедневно, ненавязчиво. Ему нужно объяснить, что произойдет при нарушении правил дорожного движения с пешеходом, транспортом. Развивать у детей зрительную память, внимание.

Каждый взрослый должен знать правила дорожного движения для пешеходов и воспитывать дисциплинированных пешеходов в своих детях. Ведь правила дорожного движения едины для детей и взрослых.

Взрослые должны помнить, что дети – это зеркала, отражающие поступки взрослых! Поэтому именно своей культурой поведения на улицах  мы воспитываем наших детей с раннего детства, именно с этого возраста мы преподаём им азы дорожной культуры. Всё, что усваивает ребенок, прочно закрепляется у него в памяти и остаётся с ним навсегда!

Усвоение знаний проще всего происходит в процессе игры, и поэтому я   использую игры-минутки – кратковременные занятия по безопасности движения. Цель этих «игр-минуток» состоит в том, чтобы повлиять на процесс стихийного формирования навыков поведения на улице во время движения по ней путём создания у детей соответствующей установки, ориентировки мышления в вопросах «дороги» и «безопасности».   В процессе этих игр внимание детей переключается на вопросы безопасности путём разбора проблемного вопроса, где ребёнок получает элемент полезных сведений по безопасности движения, поданный в проблемной и занимательной форме.

Например:

- На какой сигнал светофора можно переходить улицу?

- Как определить, далеко машина или близко?

- Можно ли играть на тротуаре?

- Если кто-то из взрослых пешеходов переходит проезжую часть улицы на красный сигнал светофора, можно ли следовать его примеру?

- Почему опасно перебегать через проезжую часть?

- Почему надо переходить улицу на перекрестке?

- Легко ли остановить машину на скользкой дороге? и т.п.

Помимо «игр-минуток» я использую и настольные игры:

- игра «Собери знак» - закрепляет  знание дорожных знаков и правила их выполнения, развивает память, внимание, мышление.

- игра «Узнай знак» - закрепляет знания детей о дорожных знаках.

- «Азбука пешехода»- с помощью этой игры дети быстро узнают язык дорожных знаков и дорожной разметки. Учатся правильно и безопасно переходить улицу.

- игра «Дорога» (детское домино) – дети учатся строить свою дорогу и быстро запоминают предупреждающие знаки.

Интересной и эффективной формой работы стала организация подвижных и ролевых игр, например:

- игра «Автогараж» - закрепляет знания о видах транспорта. Дети упражняются в умении различать дорожные знаки для водителей и пешеходов.

- игра «Наша улица» - уточняет представления детей о правилах поведения на улице и закрепляет знания о правилах перехода проезжей части.

- «Светофор» - на сигнал, подаваемый кругом определённого цвета, дети выполняют

соответствующие этому знаку движения.

- «Цветные автомобили» - дети учатся передвигаться по площадке, не задевая друг друга. Игра развивает внимание, наблюдательность и т.д.

Усвоение и закрепление знаний о правилах дорожного движения провожу и с помощью чтения художественной  литературы, в настоящее время для детей имеется много книг,   с яркими красочными иллюстрациями, которые дополнительно дают детям возможность лучшего усвоения и запоминания материала:

- «Умный Светофор» М.В. Дружининой,

- «Автомобиль» Н. Носова,

- «Моя улица», «Велосипед» С. Михалкова,

- «Мяч» С. Маршака,

- «Машины» В. Кожевникова и т.д.

Я понимаю, что не всё зависит от меня и прилежности пешеходов. К сожалению, существует множество факторов, влияющих на риск пострадать в ДТП, но, прежде всего каждый педагог, родитель должен спросить себя самого: «А что я сделал, чтобы этого неслучилось?"


Используемая литература:

  1. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез,2009.
  2. К.Ю.Белая. Как обеспечить безопасность дошкольников. – 4 изд.- М.: Просвещение, 2004.
  3. Н.А. Извекова. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  4. Т. А. Шорыгина Основы безопасности для детей 5-8 лет. М.: ТЦ Сфера 2007.
  5. Н.Н. Авдеева. Пособие по основам безопасности жизнедеятельности для детей старшего дошкольного возраста «Безопасность» , Санкт-Петербург, государство «Детство –Пресс», 2004.

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Планирование образовательной работы (на неделю с 15.01 по 19.01.2024г.) Тема:…

Планирование образовательной работы (на неделю с 15.01 по 19.01.2024г.) Тема: Мир профессий. Профессии сейчас

Весь этот мир творит учитель

Весь этот мир творит учитель Дошкольный период развития ребенка – это именно тот эмоционально-образный этап, когда он накапливает данные о мире...

Творческая лаборатория «В пустыне»

Творческая лаборатория «В пустыне» Возраст детей: подготовительная к школе группа. Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие». Тема: Экосистемы. Программные задачи: - познакомить детей с природой...

Читайте также

Создание персонального сайта как способ и результат развития информационно-коммуникационной компетентности…

Создание персонального сайта как способ и результат развития информационно-коммуникационной компетентности педагога ДОУ Запросы современного общества ставят перед педагогами задачи повышения профессионализма...

Проект «Мы будущие солдаты»

Проект «Мы будущие солдаты» Возраст детей: 5 – 6 лет. Тип проекта: Познавательно – речевой. Продолжительность проекта: краткосрочный. Сроки реализации проекта: 1 неделя. Актуальность и...

«Встретилась Зима с Весной»

«Встретилась Зима с Весной»  (Под музыку дети входят в зал.) Ведущий:Что за праздник? Что за праздник? Не слыхали о нем разве? Будет праздник здесь...