Правила, запреты и детская агрессивность

Как понимается симптоматика детской агрес­сивности? В случае так называемых трудновоспитуемых детей непросто определить, когда це­лесообразно прибегать к административным мерам, когда же следует подумать о необходимости внесения некоторых изменений в сами институциональные рамки. Это своего рода иллюстрации, показывающие, как на основе изменения воспитательных взглядов меняется отношение к одному и тому же явлению. Все дело именно в позициях. Это они помогают находить наилучшие решения. Перед нами две матери; одна, может быть, по науке от бабушек, считает важ­ным соблюдение определенных интервалов в кормлении; другая же просто приспосабливается к потребностям младенца. Точно соблюсти интервалы не всегда возможно. А что делать, если ребенок плачет, не желая дожидаться, по­ка стрелка часов окажется в нужном положении? Здесь вряд ли поможет «рецепт» надо, мол, делать так или наоборот. Важно понять, какие чувства скрываются за этими двумя такими разными взглядами, и только тогда можно ре­шить, какой из этих методов лучше. Пример из учительской деятельности. Физик считает важным работать точно по заданной программе, в то время как биолог желает привить детям любовь к своему предмету. Тогда у них возникают проблемы. Физику не удается по-настоящему мотивировать учеников, а биолог то и дело отстает с программой. В результате он тоже вынужден оказывать давление, потому что институциональные рамки не позволяют ему идеально выполнить поставленные задачи. Однако нельзя забывать, что ученики в этом случае с гораздо большим удовольствием учат биологию, чем физику.

Нас, конечно, интересует детский сад. Есть ли здесь свои специфические проблемы? Принци­пиально детям в этом возрасте нужна, прежде всего, помощь, а не выучка. Поэтому в детском саду следовало бы побольше внимания уделять игре, ритуалам, символам. Многие воспитатели уверены, что детский сад - это самое лучшее место пребывания для ребенка. Ведь здесь ему прививают полезные навыки; ребенок учится приспосабливаться к социальной жизни. И если трехлетний малыш вдруг не желает посещать детский сад, воспитательница считает: «Винова­та в этом, конечно, мать! Ведь у меня он получает все, что ему нужно. Поэтому со мной у него не может быть никаких проблем». Тогда недоволь­ство или непослушание ребенка она воспринимает исключительно как выпад против нее лично или как свидетельство собственной неудачи. К чему это ведет? Нетрудно догадаться, ведь ни один из нас не в состоянии испытывать симпатию к виновникам наших неудач. Они всего лишь выдают аффективные чувства, и с ними следует обращаться не как с причиной страдания, а как с информацией об этом страдании. Не всегда можно сразу понять, что именно скрывается за тем или иным симптомом. Это сигнал тревоги, значит, и реагировать я буду соответственно. Здесь речь о принципиальной позиции, а не о работе с отдельными случаями. Что если сказать ребенку: ты, мол, не должен злиться и т.д.? Это вполне нормально: дети порой впадают в ярость, и за ними следует признать это принципиальное право. Конечно, это не значит, что надо позво­лять ребенку драться или портить вещи; здесь у нас нет выбора, агрессивные действия мы обязаны предотвратить.

Вопрос в другом, а именно: как, с какими чувствами встречаем мы детскую агрессивность? То ли мы хватаемся за голову («О Боже, что мне делать?!»), то ли просто регистрируем: «Так, у ребенка проблемы, в настоя­щий момент с ним что-то происходит. Чем мы можем помочь?». Конечно, прежде всего, следу­ет принять меры, чтобы он не нанес вреда другим и себе, а, кроме того, защитить себя от воз­можного чувства вины как следствия проблема­тичных действий. Позволить детям агрессивные действия мы не можем, но помешать возникновению агрессивности - это, не в наших силах. Она является сама, и тогда мы должны думать о том, как взять ее под контроль. Ребенку, переживающему в настоящий момент приступ ярости, необходима помощь, это не просто, да еще в группе из 30 человек с одной единственной воспитательницей!

Ребенок, обуреваемый приступом ярости, в такой момент не видит иного выхода, кроме как дать обидчику по голове. Ведь в его распоряжении не так уж много средств для выражения чувств, да еще таких сильных; он не способен сцепить зубы или вербализировать свое отношение к ситуации. Когда мы говорим: «Максим, мы договорились, что ты не будешь бить Наташу по голове», - в наших глазах это должно, собственно, выглядеть примерно следующим образом: «Правило не драться, несомненно, очень хорошее и правильное правило; и я, как воспитательница, устанавливающая такие хорошие правила и следящая за тем, чтобы они выполнялись, тоже хорошая; а вот ты, Максим, нарушаешь правила, и поэтому ты плохой»

В глазах Максима все выглядит совсем иначе, он, скорее всего, думает так: «Я, Максим, бедный и хороший, а Наташа, которой я справедливо дал по голове, плохая, потому что она снова отняла у меня кубики, и воспитательница тоже плохая, потому что она защищает Наташу. Из чего следует, что эти глупые правила, которые придумала эта воспитательница, тоже плохие, потому что они защищают Наташу, а не меня».

Итак, мы видим, между этими двумя мирами нет абсолютно никакой связи. Максим чувству­ет себя непонятым и нелюбимым. В результате он будет чувствовать себя еще хуже, и его ярость будет только расти; с каждым разом он будет все больше выходить из себя, окончательно теряя власть над своими чувствами, и он станет совершать поступки, о которых потом сам будет жалеть. И тогда не только другие будут на него злиться, он сам будет недоволен собой, у него появится чувство вины, а именно оно, это чувство, - благодарнейшая почва для дальнейшего роста агрессивности.

Так как же дать ребенку возможность иначе пережить ситуацию, когда он в ярости? представить, что у этого злополучного Максима и правда были все основания дать девчонке по голове, она то и дело делает ему что-то назло, и его ярость не так уж безосновательна. В любом случае чувства ребенка следует уважать. Важнее всего дать ребенку почувствовать, что его понимают и на него не злятся. Однако, несмотря на это, тем не менее, совершать подобные поступки он не имеет права. Когда ребенок плачет или сидит печальный, мы не сомневаемся в том, что он нуждается в утешении. Но ведь ярость и злость точно также говорят об испытываемом в настоящий момент душевном неблагополучии, как и печаль. Но в то время как утешить грустного ребен­ка не представляет собой труда - надо только погладить его по голове, успокоить разбушевавшегося намного сложнее. Что делать с этой яростью? Эти вопросы и есть вопросы социального приспособления. Необходимо создать в детском саду так называемый уголок ярости. Завести специальную подушку, матрац или нечто вроде боксерской груши. Открытый разговор на эту тему тоже может иметь огромное «терапевтическое» значение: таким образом, дети понимают, что никто их не упрекает за испытываемые ими чувства. Когда мы совместно ищем наиболее безобидные и общественно приемлемые выражения этим чувствам, мы как бы вносим в проблему элемент игры. И тогда, если ребенок зол или раздражен, он может отправиться в такой угол и колотить подушку до тех пор, пока не устанет. За это время негативная энергия ярости улетучится, и можно будет об­судить, что, собственно, произошло, почему он так разозлился. Подумайте, как это помогает нам, взрослым, если мы в состоянии говорить о своих чувствах! Поэтому чрезвычайно важно помогать детям вербализовать свои ощущения.

Существуют ли в детском саду своего рода методы «профилактики агрессивности»? Нет, такой профилактики нет. Чаще всего агрессивность имеет истоки в родительском доме, и значит, меры должны быть приняты именно там. Зато в детском саду можно предпринять определенные педагогические меры, и заключаются они, прежде всего в том, чтобы с уважением относиться к детским чувствам и по­требностям. Поступкам детей нельзя выставлять оценки, они ни плохие, ни хорошие, это просто поступки, выражающие переживаемые чувства

Даже когда мы детям что-то запрещаем или заставляем отказаться от собственных влечений, мы обязаны заботиться о том, чтобы у них оста­валось чувство - мы их при этом продолжаем любить, мы принципиально добры к ним. Нельзя, чтобы дети переживали наши меры как исключительно репрессивные, они должны чувствовать нашу заинтересованность. Ведь в этом обществе существуют не только такие законы, которые запрещают, но и такие, которые говорят: ты имеешь право, и мы можем. Если мы подробно и no-доброму станем об этом говорить, дети бу­дут воспринимать нас, взрослых, не только как тех, кто постоянно что-то запрещает, но и как своих помощников. Речь идет даже не о том, чтобы они воспринимали нас как милых и добрых (мы и так милые и добрые, ведь мы любим детей), а о том, чтобы ребенок чувствовал: эти сильные взрослые всегда готовы прийти мне на помощь, и даже тогда, когда они проявляют строгость, они все равно хорошо ко мне относятся.

Смысл правил в том, что они развивают чувст­во уверенности и собственной полноценности; двигаясь в рамках твердых правил, ребенок учится отличать себя от других, он ощущает себя как личность; таким образом, укрепляется его Я. Нет ничего опаснее для развития ребенка, чем меняющиеся каждый день порядки и правила или полное их отсутствие. Ведь даже взрослому в такой ситуации легко потерять ориентацию.

Кон­фликтов в детском саду избежать невозможно. Поэтому надежда здесь лишь на психоаналити­ческую педагогику, которая помогает понять внутренний смысл событий. А вот существует ли связь между возрастом и запретами? Смысл запретов и правил в детском саду в том, чтобы защитить детей и их интересы, защитить имущество, защитить самочувствие воспитате­ля, предотвратить шум и т.д. Все это непросто при том обстоятельстве, что на целую группу одна воспитательница, и у нее соответственно всего одна голова, два глаза и две руки, в то время как с другой стороны много голов, много глаз, много рук и ног. Запреты и правила необходимы уже по этой причине. И они относятся как к ма­леньким детям, так и к подросшим. Запреты, как уже говорилось, имеют мало общего с педагоги­кой, это просто неизбежное жизненное обстоятельство. Педагогика же начинается там, где мы начинаем размышлять над тем, как эти запреты и правила должны на­учить детей приспосабливаться к общественным нормам.

Часто можно слышать такое: нельзя позволять детям все, они должны учиться переносить лишения и т.д. Однако надо ли специально придумы­вать какие-то дополни­тельные лишения, если ребенок и без того вынужден терпеть их с утра до вечера, если ему изо дня в день приходится отказываться от своих потребностей и желаний?

Вместо того чтобы утром поваляться в постели, поиграть с любимыми мамой и папой, он должен, еще зевая, отправляться в детский сад, где не всегда может рассчитывать на личную любовь и привязанность, где ему то и дело приходится отказываться от своих желаний. Вечером он с не­терпением ждет маму, а она все не идет... Но вот мама, наконец, здесь, казалось бы, сейчас можно приласкаться к ней и поиграть, но ей надо идти за покупками. В магазине столько чу­десных вещей в красочных обертках, но их он тоже получить не может. Потом маме надо гото­вить ужин. Приходит папа; может быть, он поиг­рает? Но папа устал, и ему хочется посмотреть и послушать последние известия. И вот, пожалуйста, «Спокойной ночи, малыши!». Надо ли придумывать еще что-то дополнительно, чтобы приучать ребенка «терпеть лишения»? Мы живем в таком сложном и таком враждебном по отношению к детям обществе, что подобные мысли зву­чат просто насмешкой. Переутомлены не только мы, переутомлены и наши дети. Итак, достаточно уже того, что мы вынуждены устанавливать те границы, без которых все равно не обойтись. Другой вопрос: с какого возраста дети не переживают по поводу запретов и с радостью и удовольствием выполняют все, что от них требуется такого возраста нет. Ведь даже становясь взрослыми, мы в лучшем случае принимаем необходимые ограни­чения как данность, о радости здесь не может быть и речи. Но, конечно, это большая разница два года ребенку или шесть. Решающим шагом в психологии развития яв­ляется тот момент, когда нормы оказываются усвоенными, то есть когда ребенок начинает понимать, что он имеет право делать и что нет. Эта точка достигается примерно в шесть лет - к тому моменту, когда ребенок идет в школу. Конечно, здесь речь идет о поступательном развитии, и детский сад имеет дело с детьми, которые уже в большой степени знают, что можно и чего нельзя. Просто они пока не способны полностью претворить это знание в действия.

Далее: запреты и предписания, установление границ - это, собственно, не педагогические вопро­сы, здесь, скорее, речь о принуждении и приспособлении, что связано с порядком и режимом. Другое дело, когда разговор не просто об ограничениях, а об обучении приспособлению в игро­вой форме. Причем ориентироваться надо не на возраст, а на выбор этих самых правил. Такие игры доставляют удовольствие и приносят большую пользу. Тогда ребенок действительно усваивает правила и понимает не только их ограничиваю­щую сторону, но и ту, которая помогает правильно ориентироваться в обществе.

Заметив, что с ребенком что-то неладно, он должен проинформировать родителей и передать ответственность им. Как бы дальше ни развивались события, предпримут ли родители, определенные меры или нет, у воспитателя нет иного выхода, кроме как научиться обращаться с данным симптомом ребенка. Но если даже родители поспешат за помощью, она в любом случае придет не так быстро, итак, все равно не остается ничего иного, как примириться с ситуацией. Поэтому с самого начала откажитесь от борьбы с симптомом и позиции «Я знаю лучше». Не пытайтесь даже задаваться вопросом, как я могу избавить ребенка от его симптома. Это лежит не в вашей компетенции, это дело психотерапии.

Подавляющее большинство симптомов образовалось не в детском саду, их истоки в родительском доме.

В педагогике чрезвычайно важно учитывать все формы проявления символической агрессии.

Педагогика там, где начинаются размышления о том, что делать с детскими чувствами, например с яростью. Задавить ее, «дисциплинировать», загнать внутрь с тем, чтобы она когда-то нашла себе выход. Агрессивность - это нормальное человеческое влечение, и ребенку должна быть предоставлена возможность бесст­рашно его переживать. Поэтому очень важна роль символического агрессивного пространства. По­думаем сами, что делать детям в их ситуации, ког­да они, такие маленькие, постоянно вынуждены подчиняться и испытывать свою беспомощность перед властью этих больших. Какова задача воспитателя, когда дети играют в агрессивные игры? Он непременно должен подчеркнуть, что это сего лишь игра, что это не правда. Обязательно нужно поддержать и усилить символический характер игры. Можно и самому к ней подключиться. Если дети играют, они остаются мирными, ведь они прекрасно понимают, что это игра.

Лучше всего выражать свою агрессивность именно такими способами, чтобы она поменьше выливалась в настоящие конфликты, чреватые серьезными последствиями.

 

Список использованных источников:

1. Бэрон, Р. Агрессия уч. Пособие. — СПб.: Питер, 1997.

2. Мурашова, Е.В. Понять ребенка - Екатеринбург: У- Фактория, 2004.

3. Смирнова, Е. Когда малыш агрессивен. Педагогика.- 2003.- №5.

4. Фурманов, И.А. Детская агрессивность. Минск: Ильин В.П., 1996.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект открытого занятия/НОД по математике «Сказочная Страна Геометрических Фигур» для…

Конспект открытого занятия/НОД по математике «Сказочная Страна Геометрических Фигур» для детей 5-7 лет Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Социально- коммуникативное развитие»;...

Как сохранить планету Земля, почему экологический образ жизни сегодня так…

Как сохранить планету Земля, почему экологический образ жизни сегодня так важен Мое поколение, это поколение 70-х. В 70-е годы ХХ века происходит...

Путешествие в мир народной куклы

Путешествие в мир народной куклы Не секрет, что за последние десятилетия мы утратили народные традиции и вместе с ними большую часть...

Читайте также

Сценарий встречи детей старшего дошкольного возраста с олимпийским чемпионом

Сценарий встречи детей старшего дошкольного возраста с олимпийским чемпионом Цель: Формирование у детей ценностей здорового образа жизни, развитие социальных, нравственных, физических качеств...

Дидактическая игра «Цветные комочки»

Дидактическая игра «Цветные комочки»

Конспект образовательной деятельности по физической культуре

Конспект образовательной деятельности по физической культуре Задачи: Отрабатывать ходьбу и бег по кругу; учить ползать по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь...