Из опыта работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром на

тему: «Моя Волга»

 

На современном этапе задачи патриотического воспитания, приобретает особую сторону и актуальность. Основными формами ознакомления детей старшего дошкольного возраста по воспитанию чувства любви и привязанности к родному краю, его истории, культуре у нас стали заочные экскурсии, целевые прогулки, игры, занятия. Ценность этих форм работы определяется не только тем, что дети имели возможность непосредственно знакомиться с родным краем, но и тем, что на основе возникающих в результате их проведения конкретных представлений у ребят впоследствии легче формируются знания о своей «Малой Родине».

Вот почему мы решили познакомить наших воспитанников с рекой Волгой. С помощью родителей собрали и систематизировали разнообразный материал, рассказывающий о прошлом и настоящем одной из красивейших рек России: иллюстрации реки Волги, фотографии, открытки городов на Волге, подобрали литературу: стихотворение И.А. Бунина «Родник», С Викулова «Три клада природы», С.Я. Маршака «Волга и Вазуза», а так же музыкальный ряд: песня композитора М. Фрадкина на стихи Л. Ошанина «Течет Волга».

Ознакомление детей с рекой Волгой мы начали так:  Мы бы хотели побывать сегодня в роли экскурсоводов и рассказать вам о замечательной реке Волге, перед вами фотографии этой удивительной реки Волги. Предлагаем детям послушать, как в русской народной сказке в обработке С.Я Маршака говорится о начале Волги, почему в народе так называют Волгу Матушкой - кормилицей? А еще Волгу называют рекой – Красавицей, рекой – Кормилицей. Почему? (ответы детей). Почему с Волгой не может сравниться ни одна река? Дети рассматривают карту. Из давно люди селились на берегах рек, создавали там города, почему? У каждой реки есть берега. И каждая река течет много лет по одному и тому же месту. Как называется это место реки? Обращаем внимание детей на макет. В какое море впадает Волга? Иногда река выходит из своих берегов, почему это случается и когда? (ответы детей). Как называется то место на берегах Волги, которое каждую весну затапливается водой? (Бассейн реки). После того, как вода уходит в свои берега, почва здесь становится особенно плодородной, не случайно существует народное изречение: «Вода на лугу - сено в стогу», как Вы его понимаете? Волга течет по России много километров. Разные народы живут на берегах этой реки. Предложили детям рассмотреть иллюстрации с изображением народов, живущих на берегах реки Волга. Каким одним словом можно назвать людей, живущих на Волге? (Волжане). Обращаем внимание детей на карту и указываем на город Волгоград, рассказываем об истории этого города, рассматриваем фотографии, открытки памятников, воздвигнутых русским солдатам. На этих фотографиях – мирные дни Волгограда, что Вы видите на этой фотографии? Правильно. Волга дает электрический ток нашей стране. По берегам Волги в земле лежат большие черные трубы. Что в них? (Газ и нефть). Волга снабжает страну газом и нефтью. К сожалению, вода в Волге загрязнена сточными водами заводов, фабрик и сельского хозяйства. Большой вред реке приносит загрязнение нефтепродуктами, от этого гибнут растения и животные, погибают рыбы, насекомые, поэтому мы с Вами должны знать закон об охране природы, так как природа – источник жизни на земле. Чтение С. Викулова «Три клада природы». Затем мы слушали одну из песен сложенных о Волге, под замечательную музыку М. Фрадкина на стихи Л. Ошанина, можно даже потанцевать. Предлагаем детям отгадать загадку: какая птица состоит из звука и названия реки Волга (Иволга). Мы продолжаем наш разговор о Волге. Много рек питает Волгу своими водами, какие притоки Волги знаете Вы? ( ответы детей) Я Вам расскажу еще об одном притоке – реке Вазузе. Читаем сказку в обработке С. Маршака «Волга и Вазуза». А как называется место где река в падает в море? (Устье). В устье реки Волги теплый климат, сюда многие птицы прилетают зимовать, а некоторые живут тут постоянно. Сейчас поиграем с Вами в игру « Покажи и назови птиц», которые живут на Волге «Покажи и назови рыбу», которая живет в Волге. Есть на Волге цветок, который отличается от всех других цветов! Найдите на своей карточке и покажите мне. Как он называется? Чем он знаменит? (ответы детей). Знаменита Волга и народными промыслами, один из которых Вы хорошо знаете. Как он называется и почему? (Городец).

Затем подводим итог нашей работе. Разговоры о Великой русской реке Волге мы продолжим на других занятиях, впереди много нового и интересного. В ходе этого занятия мы ставили цели: воспитывать любовь к природе и животному миру, России, развивать любознательность, стремление изучать и сохранять животный мир, природу России; уточнить значение воды для жизни животных и растений, активизировать речевое общение.

Нам важно знать результат нашей· работы в этом направлении, в связи с чем совместно с психологом ДОУ разработан специальный опросник для детей старшего возраста, цель которого определить динамику социального развития каждого ребенка.

Таким образом, детский сад выступает той социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины мира», для развития социальных эмоций и мотивов, способствующих налаживанию межличностных отношений; воспитания патриотизма, основ гражданственности, интереса к своей «малой Родине»

И сегодня актуальны слова нашего выдающегося педагога В. А. Сухомлинского «Детство – каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества. Чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества».

 

Литература:

  1. Авдеева Е.В. «Патриотическое воспитание старших дошкольников» Мн., 2004г.
  2. Козлова С. А. «Родной край: пособие для воспитателей детских садов» МП., 1990г.
  3. Кондрыкинской Л. А. «С чего начинается Родина?» М., 2003г.
  4. Подольская Г.Г. «Золотой ключик – 1997» Астр., 1997г.
  5. Шорыгина Т.А. «Родные сказки» М., 2005г.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Открытое занятие: «Весенние цветы для Мальвины»

Открытое занятие: «Весенние цветы для Мальвины» Анализ открытого занятия. Занятие проводила с детьми средней группы, присутствовало 12 детей. Цель: Продолжать формировать представления и...

Сценарий выпускного вечера в подготовительной группе «Как Симка и Нолик…

Сценарий выпускного вечера в подготовительной группе «Как Симка и Нолик детей в школу провожали» 1 ведущий: Сегодня праздник удивительный!Он не простой...

Дополнительная образовательная программа по художественному творчеству «Пластилиновая страна»…

Дополнительная образовательная программа по художественному творчеству «Пластилиновая страна» Возраст обучающихся – 4-5 лет. Срок реализации программы - 1 год. Численность обучающихся в группе...

Читайте также

Сценарий мероприятия к спортивному празднику «День Здоровья»

Сценарий мероприятия к спортивному празднику «День Здоровья» Атрибуты: фонограмма «Здравствуй мир», видеоролик «Мультзарядка», 4 конуса, 2 градусника из картона, 2 большие...

Экологическая игра «Наш дом – планета Земля»

Экологическая игра «Наш дом – планета Земля» Цель: воспитывать интерес к природе и её обитателям. Задачи: - расширение кругозора детей, их знаний по...

Интеллектуальная игра «Знатоки дорожных правил»

Интеллектуальная игра «Знатоки дорожных правил»