Реализация творческого и профессионального потенциала педагога через авторские программы
При выстраивании стратегии развития дошкольного образовательного учреждения необходимо, с одной стороны. Учитывать особенности воспитания современных детей и запросы их родителей, а с другой стороны - постоянно совершенствовать профессиональное мастерство педагогического коллектива. Сохранить высокий уровень воспитательно-образовательных услуг возможно при грамотно подобранных образовательных программах, высоком профессионализме педагогов, созданных условиях, обеспечивающих качество дошкольного образования.
Современная динамика развития дошкольного образования ставит ДОУ и воспитателей перед необходимостью составления авторских или модифицированных образовательных программ, т.к. существующие программы иногда не отвечают возможностям детского контингента группы или не отражают требования образовательной программы ДОУ (например: региональный компонент). Однако коллектив дошкольного учреждения по разным причинам оказывается не готов к такой сложной деятельности. Возникает противоречие между потребностью в составлении авторских и модифицированных программ и отсутствием необходимых знаний и умений у воспитателей для осуществления этой деятельности. Разрешить данное противоречие можно только через практическую деятельность. Нельзя научиться чему-либо без накопления знаний и навыков.
И так о знаниях: что необходимо знать об авторских программах и их особенностях.
1. В чем отличие авторских и модифицированных программ.
2. Как построить структуру программы.
3. Какова необходимость той или иной программы.
4. С какой целью создается программа.
5. При каких условиях может быть реализована та или иная программа.
6. Как оценить оправданность и эффективность программы.
Авторская программа – это программа разработанная одним автором или авторским коллективом, содержащая новое на настоящий момент направление и (или) содержание учебного плана. Таким направлением в нашем регионе может быть ознакомление с народами ханты и манси, нефтепромыслами или обучение, скажем, математике на основе природных ресурсов нашего края. Таких программ, рекомендованных министерством образования пока нет, а следовательно могут быть авторскими.
Модифицированная программа – это программа, составленная на основе уже существующей или существующих программ в которой автор или авторский коллектив меняют содержание или структуру, с учетом поставленных целей и задач.
Структура программы – это одно из основных требований к любой программе:
1. Пояснительная записка, содержащая актуальность ,цели задачи программы, её новизну и прогнозируемую эффективность, условия реализации программы.
2. Методики и технологии обучения и воспитания по данной программе, сроки обучения, планирование по часам и темам.
3. Мониторинг, включающий предполагаемые результаты и критерии их оценивания.
4. Список используемой литературы.
5. Приложения в виде конспектов, наглядных пособий и пр.
Программа оформляется титульным листом, содержащим название программы, фамилии авторов, указания на кого рассчитана программа.
Необходимость составления той или иной программы вытекает, прежде всего, из уровня профессиональной компетентности педагога, осуществляющего воспитательно-образоательный процесс, его умения работать с каждым конкретным ребенком и с конкретной группой, умения планировать. Прогнозировать результаты и выстраивать оптимальные педагогические способы достижения желаемых результатов. Воспитание ребенка – это творческий процесс, требующий профессиональных знаний и высокой ответственности педагога.
Цель составления авторских программ - это прежде всего возможность каждого педагога реализовать свой творческий и профессиональный потенциал в ответственном деле – воспитании будущего поколения, это все возрастающее качество дошкольного образования. Это возможность удовлетворить социальный заказ родителей и общества на оказание образовательных услуг дошкольным учреждением.
Однако необходимо помнить, что прежде чем какая-либо авторская программа получит право на апробирование и реализацию она должна пройти рецензирование и утверждение. Рецензером программы может быть специалист в данной области, имеющий ученую степень или высшую профессиональную квалификацию и работающий в дошкольном учреждении.
Утверждение на использование программы может осуществляться на педагогическом совете ДОУ или городском методическом объединении. Решение на одобрение программы должно содержать формы и сроки отчетности по результатам апробации программы.
Авторские программы могут быть как комплексными так и парциальными, обеспечивающими основное или дополнительное образование. По объему программы могут быть разными, например, парциальная программа может быть рассчитана, самое меньшее, на 9-12 занятий, а целью её будет расширение какой-либо тематической информации или развития у детей определенных навыков. Так, в рамках развития у детей элементарных математических представлений, может быть включена авторская программа по обучению детей шахматной игре или разгадыванию ребусов и т.п.
Любая авторская программа отражает в первую очередь индивидуальность самого педагога, его интеллект, область интересов, эрудицию и общую образованность. Программа ДОУ свидетельствует о специфике и индивидуальности образовательного учреждения.
Наше дошкольное учреждение, в рамках своей образовательной программы, достаточно конкретно определилось с комплексными, парциальными программами основного и дополнительного образования. Реализация поставленных задач программой развития нашего ДОУ поставила нас перед необходимостью составления своих программ. Так нами разработана комплексная программа по работе с родителями «Партнерство». Данная программа является комплексной, так как поставленные цели и задачи направлены на решение общих вопросов взаимодействия ДОУ и семьи в воспитании и развитии ребенка. Программа стала победителем городского конкурса программ по профилактике детской безнадзорности и беспризорности ,победителем всероссийского конкурса «Детский сад будущего» в номинации «родитель тоже педагог».Признание нашей программы на таком высоком уровне дает нам право на её распространение, а педагогам возможность творчески на научной основе стоить свою профессиональную деятельность. В нашем дошкольном учреждении уже несколько авторских и модифицированных программ, которые позволяют педагогам развивать потенциальные возможности каждого ребёнка, совершенствовать качество образования и обеспечивать хорошую подготовку к школе каждому воспитаннику.
Читайте также |
---|
Конспект занятия по речевому развитию детей второй младшей группы в…
Конспект занятия по речевому развитию детей второй младшей группы в интеграции с духовно-нравственной деятельностью средствами литературных произведений на тему: «Вежливые слова» Актуальность Речь...
Организация непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной группы по…
Организация непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной группы по теме «Анализ литературного произведения» Цель: формировать умения анализировать литературное произведение через усвоение...
Конспект комплексного занятия в подготовительной группе «Дни недели»
Конспект комплексного занятия в подготовительной группе «Дни недели» Программное содержание. - упражнять детей в чтении слогов, чётком проговаривании звуков в словах; - закреплять умение...