Психокоррекционная программа «Детские страхи перед сказочными героями»
1. Представляем вашему вниманию программу психологической коррекции
Страх перед сказочным персонажем (Баба-Яга).
Программа разработана для частного случая: к нам обратилась мама с тем, что ее сын (5 лет) боится Бабы-Яги. Она стала замечать, что при чтении детских сказок, где есть персонаж Баба-Яга, мальчик становится тревожным, забирается к маме на руки, а иногда даже плачет. Во время детского праздника в детском саду, когда на сцене появилась Баба-Яга, мальчик стал капризничать, забрался на руки к маме и не хотел развлекаться с другими детьми.
2. 2 слайд - общее по программе
Диагностический блок. Цель: диагностика особенностей развития личности ребенка, выявление конкретного страха, формирование индивидуальной программы психологической коррекции.
Коррекционный блок. Цель: преодоление или снижение страха перед сказочным персонажем (Баба-Яга) У ДОШКОЛЬНИКА.
Контрольный блок. Цель: вторичная диагностика. Выявление эффективности программы психологической коррекции.
3. что же такое страх?
В немецком языке слово, означающее страх происходит от латинского слова, что означает- «тесно»
Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока.
4. проблемой детского страха занималось большое количество ученых-психологов как у нас в России, так и за рубежом.
5. Как у девочек, так и у мальчиков интенсивность связей между страхами наибольшая в 3- 5 лет. Это возраст, когда страхи «цепляются друг за друга» и составляют единую психологическую структуру беспокойства. Поскольку это совпадает с интенсивным развитием эмоциональной сферы личности, то можно предполагать, что страхи в данном возрасте наиболее скреплены и мотивированы.
А. И. Захаров считает, что процесс приобретения страхов связан с действием трех факторов
Это:
1. Врожденные источники. Каждый новорожденный приходит в этот мир с определенным набором базисных черт личности, называемым «темпераментом». Обусловленные темпераментом стили реагирования индивидуума являются довольно устойчивыми и, по всей видимости, делают некоторых детей уязвимыми к развитию страхов. Такие дети в большей мере подвержены влиянию стрессогенных событий и, в то же время, менее способны к совладанию со стрессовым опытом.
2. Опыт. Непосредственное столкновение с негативными событиями может привести к развитию страха по механизму классического обусловливания. Способность ранее не пугавшего раздражителя вызывать страх увеличивается, когда он связывается с событием, которое уже вызывает реакцию страха.
3. Мышление и воображение. Страхи могут являться результатом детского воображения, особенно когда в него включаются ложные представления и ошибочные рассуждения.
Вывод: Наличие страха свидетельствует о том, что ребенок борется с неблагоприятными впечатлениями и стремится их победить. Если страхи ребенка не будут преодолены в детстве, то взрослея, он передаст их своему ребенку, эти страхи будут аукаться человеку в дальнейшем: всю жизнь ему придется бороться с унаследованными страхами.
Опросник Захарова «страхи в домиках»: По инструкции в красный и черный дом надо расселить 29 страхов. В черном будут жить страшные страхи, а в красном — нестрашные. Взрослый перечисляет страхи и записывает их номера внутри дома.
Проективная методика «мои страхи» (Захаров): После предварительной беседы, актуализирующей воспоминания ребенка о том, что его пугает, ему предлагают лист бумаги и цветные карандаши. В процессе анализа обращается внимание на то, что ребенок нарисовал, а также на цвета, использовавшиеся им в процессе рисования. По окончании рисования ребенка просят рассказать о том, что он изобразил, т. е. вербализовать свой страх. Таким образом, предполагается, что активное обсуждение ребенком своих ощущений в игровой обстановке позволяет внутренним ресурсам изменить направление с защиты на конструктивный процесс личностных изменений.
д/з родителям:Тест А.И. Захарова на оценку уровня тревожности ребенка
Инструкция
Внимательно прочитайте эти утверждения и оцените, настолько они характерны для вашего ребенка. Если это выражено – ставьте «+», если это проявление встречается периодически, ставьте «0», если отсутствует «–».
Тест выполняют родители детей 4-10 лет.
Ваш ребенок:
Легко расстраивается, много переживает, все слишком близко принимает к сердцу.
Чуть что – в слезы, плачет навзрыд или ноет, ворчит, не может успокоиться.
Капризничает ни с того ни с сего, раздражается по пустякам, не может ждать, терпеть.
Преобразование образа страха: даем рисунок со страхом(Баба-Яга) и с помощью волшебного карандаша преобразовываем(трансформация) бабу-Ягу в добрую.
Сближение со страхом: Игра-драматизация:
"ПУТЕШЕСТВИЕ К БАБЕ ЯГЕ" (игра, предложенная А.И.Захаровым для детей 3-5 лет
Отправьтесь вместе с ребенком к Бабе Яге или Кощею. Соорудите из диванных подушек их жилище. Помните, что ребенок любит преодолевать препятствие. Поэтому надо, чтобы ваш путь лежал через горы и долины, реки и пропасти (нагроможденные табуретки, подушки, коврики и т.п.) Идите как можно смелее! Пусть ребенок угрожает Бабе Яге или Кощею, нападает на них. Потом поменяйтесь ролями. Теперь малыш будет восседать в роли Кощея на подушках. Встречаясь лицом к лицу с опасностью (пусть вымышленной) и даже побывав "в шкуре" злодея, ребенок перестанет его бояться. Но вы должны непременно его хвалить, подчеркивать его смелость.
Игры-драматизации учат детей играть роли более сложного психологического содержания как позитивного, так и негативного. Психологический механизм устранения страха заключается в том, что сначала ребенок избегает брать те роли, которые вызывают страх, затем берет на себя роли агрессора, и лишь постепенно начинает играть себя небоящимся. Дальнейшим развитием ролевой игры является задание сочинить или вспомнить историю, в которой нашли бы отражение оставшиеся у ребенка страхи.
Одень страшилку: Педагог заранее готовит черно-белые рисунки страшного персонажа: Бабу- Ягу. Он должен «одеть его» при помощи пластилина. Ребенок выбирает пластилин нужного ему цвета, отрывает маленький кусочек и размазывает его внутри страшилки. Когда дети «оденут» страшилку, они рассказывают о ней группе, что этот персонаж любит и не любит, кого боится, кто его боится?
Терапевтический рассказ: Баба Яга. Автор Ратушная Светлана.
Жил был мишка, была у него мама медведица и папа медведь. Медвежонок очень боялся бабу ягу. Однажды он пошел в лес, чтобы полакомиться малиной, это была его любимая ягода. Мишка уходил все глубже и глубже в лес, собирая ягоды.
Он был очень увлечен этим процессом и даже не заметил, как очутился в глубине леса. Он хотел пойти домой к маме и папе, но еще больше заблудился. Мишка сильно испугался и не знал, как ему выбраться из леса и куда идти. Шел-шел и вдруг увидел избушку на курьих ножках, такую, в каких обычно жила баба яга. Мишка сильно испугался, он весь дрожал. Вдруг из избушки вышла баба яга и говорит:
- Здравствуй, мишка!»
- Здравствуй, баба яга, – дрожащим голосом ответил мишка.
- А что ты здесь делаешь?
- Я за-заблудился.
- Не печалься, мишка. Я тебе помогу.
Баба яга взяла медвежонка за лапу и привела его к домику, где жили мама-медведица и папа-медведь.
- Ну, вот мы и пришли, вот твой дом, мишка.
- Спасибо, баба яга – ответил мишка.
С тех пор мишка уже не боялся бабы яги, потому что она не всегда бывает злой. Иногда она помогает зверятам и ребяткам.
«я не боюсь Бабы-Яги!» рисование: "А теперь нарисуй так, чтобы было видно, что ты не боишься, и принеси мне опять свои рисунки". Это подразумевает, что нужно нарисовать не только объект страха, как в первый раз, но и обязательно себя небоящимся . Скажем, не ребенок убегает от Бабы Яги, а она от него; он уже не плачет от боли; сражается с Драконом; плывет по воде и летит на самолете.
Здесь очевиден эффект внушения - установки на преодоление страха в воображении путем его определенного, заданного графического изображения. Происходит мобилизация всех психических ресурсов ребенка на деятельное противодействие страхам в жизнеутверждающей, активной позиции Творца.
Работа с родителями: на протяжении всей программы идет обратная связь с родителями и воспитателями детского сада: изменения в поведении ребенка при чтении сказок, просмотра мультфильмов где присутствует персонаж Баба-Яга.
КАК НАДО вести себя родителям с ребенком, испытывающим страх.
- Первым делом выяснить причину страха.
- Помнить, что малыш не может управлять своим поведением и не владеет собой, поэтому словесные убеждения неэффективны.
- Ни в коем случае не наказывать ребенка
- Ни в коем случае не запугивать малыша даже тогда, когда родители сами опасаются за его безопасность.
- Не напоминать ребенку о страхе. Не злоупотреблять чтением сказок и просмотром кинофильмов.
- Постарайтесь проиграть пугающее малыша событие в специальной ролевой игре, где бы страшное показалось смешным или обыденным для повседневности.
- Главное, не принуждайте ребенка делать то, что он еще не в силах сделать.
КАК НЕ НАДОвести себя родителям с ребенком, испытывающим страх:
- Использовать методы запугивания и наказания в целях воспитания.
- Не обращать на страх ребенка никакого внимания и не пытаться помочь преодолеть его.
- Перегружать фантазию и воображение малыша пугающими его сказками и историями.
- Передавать свой страх ребенку .
Список литературы по проблеме детских страхов:
- 1. Захаров А.И. «Дневные и ночные страхи у детей» - Изд-во «Союз», СПб., 2000;
- 2. Эмоции, страх , стресс. // Вопросы психологии.- 1989 г, -N 4.
- 3. http://www.psy.su
- 4. Иванцова Д. А. Как избавиться от страхов и начать радоваться жизни за неделю. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2003. – 128 с.
- 5. Джайнот Х.Д. Родители и дети («Некоторые причины страха у детей»). М., 2000 г.
К работе прилагается презентация.
Читайте также |
---|
Структура интегрированного занятия
Структура интегрированного занятия Понятие «интеграция» в словаре иностранных слов объясняется как «восстановление, восполнение, объединение в целое каких-либо частей». Интегрирование – объединение частей...
Сценарий праздника для разновозрастных групп «День Нептуна»
Сценарий праздника для разновозрастных групп «День Нептуна» Цель: Формирование здорового образа жизни детей; закрепление и совершенствование приобретенных навыков и умений. Обобщить и...
Развитие творческих музыкальных способностей у дошкольников в процессе эстетического восприятия…
Развитие творческих музыкальных способностей у дошкольников в процессе эстетического восприятия окружающего мира Самым благоприятным периодом для развития творческих музыкальных способностей является...