Методические рекомендации по бисероплетению на проволочной основе для кружковой работы с детьми 5-7 лет
Методические рекомендации по бисероплетению на проволочной основе предназначены для кружковой работы с детьми 5-7 лет с нарушением речи, а также для начального звена коррекционных школ.
В основу методических рекомендаций положен метод работы с бисером на проволочной основе, авторами которого являются И.Н. Котова и А.С. Котова.
Работа в этой технике способствует развитию мелкой моторики руки, что особенно важно для детей логопедической группы.
Изготовление поделок из бисера на проволочной основе способствует развитию координации, формирует точность и темп движений. При этом развивается зрительное, тактильное восприятие, формируется пространственная ориентировка. Обсуждение поделок и выбор оптимальных вариантов работы, когда ребенок может самостоятельно поободрать цвет, форму, внести дополнение сначала в схему, а потом и в готовое изделие, способствует развитию монологической, диалогической и связной речи, уточняет и обогащает словарь.
Предварительная работа по бисероплетению состоит из рассматривания образца, работы по схеме, визуализации с включением всех анализаторов (зрительного, слухового, тактильного, обонятельного), что ведет к развитию воображения, внимания и памяти.
Набор бисера на проволоку активизирует биологически активные точки на пальцах, что оздоравливает организм. Сам процесс набора бисера закрепляет навыки порядкового и количественного счета.
Бисероплетение оказывает стимулирующее влияние на развитие мелкой моторики, способствует развитию речи ребенка, улучшает память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывает усидчивость.
В результате обучения дети могут сами составлять схемы любого изделия с последующим изготовлением, что формирует положительную мотивацию к труду и развивает творческие способности.
Цель методических рекомендаций: развитие речи ребенка-дошкольника посредством овладения навыками бисероплетения на проволочной основе.
Задачи:
- Обучение технологии изготовления поделок из бисера на проволочной основе.
- Формирование координации и активизация биологически активных точек на пальцах рук.
- Активизация монологической и диалогической речи.
- Развитие зрительного и цветового восприятия, воображения, внимания.
- Обучение планированию работы с использованием схем и составлением эскизов.
- Формировать умение по форме и цвету выбирать и трансформировать схемы для работы с бисером.
- Развитие любознательности, художественного вкуса, интереса к народному творчеству.
- Закрепление навыков порядкового и количественного счета.
- Воспитание аккуратности.
- Развитие глазомера, чувства ритма и такта.
Разработано 49 кружковых занятий продолжительностью 30 минут. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из теоретической – 8-10 минут и практической части продолжительностью 20 минут.
Обучение делится на два этапа:
1 этап:
- формирование умений работать с бисером, планирование и составление схем с визуализацией и включением анализаторов.
2 этап:
- самостоятельная работа на основе ранее приобретенных умений;
- изложение в устной форме плана предстоящей работы;
- схематической изображение схем в цветовой гамме и выполнение изделия.
Приемы и методы:
- oпостановка учебной задачи, рассказ, показ;
- oигровая ситуация;
- oсхематическое изображение;
- oнаблюдение, обсуждение;
- oисследование, эксперимент;
- oсоздание проблемной ситуации;
- oанализ и синтез.
Оборудование и материалы:
- oбисер, стеклярус, бусинки;
- oпроволока Д 0,5 мм;
- oмозаика;
- oсхемы, таблицы, образцы, иллюстрации;
- oклей ПВА;
- oножницы;
- oнитки мулине и шерстяные.
Учебно-тематический план
№ |
Тема занятий |
Количество по заданной теме |
1 |
Знакомство с искусством бисероплетения |
1 |
2 |
Организация рабочего места. Оборудование: инструменты и материалы, техника безопасности. |
1 |
3 |
Знакомство с бисероплетением |
6 |
4 |
Изготовление «фенечек» |
5 |
5 |
Выставка «фенечек»
|
1 |
6 |
Гармония цвета. Изготовление броши «Подснежник» |
5 |
7 |
Коллективная работа: панно «Весна» |
5 |
8 |
Изготовление броши «Ветка сирени»
|
3 |
9 |
Изготовление броши «Бабочка» |
3 |
10 |
Коллективная работа «Лето» |
3 |
11 |
Кулон и сережки «Звездочка» |
3 |
12 |
Изготовление сережек и кулона «Золотая рыбка» |
6 |
13 |
Представление настольного магнитного театра по фрагменту сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» |
2 |
14 |
Подготовка и проведение выставки «Волшебный бисер» |
5 |
|
ВСЕГО: |
49 |
В результате обучения дети получат следующие знания :
- oистории бисероплетения;
- oвидах бисера;
- oсочетании цветов и их оттенков;
- oвариантах использования бисероплетения в жизни:
умения:
- oорганизовать рабочее место;
- oпланировать свою работу и самостоятельно ее выполнять;
- oрассказывать об этапах выполнения работы;
- oиспользовать инструменты;
- oовладеть приемами бисероплетения;
- oподбирать цветовую гамму;
- oработать по предлагаемому образцу;
- oпо формированию анализа и синтеза.
Программа работы кружка
Тема 1. Знакомство с искусством бисероплетения (1 занятие).
Знакомство с историей бисероплетения и традиции использования бисера у народов мира.
Рассматривание поделок из бисера.
Тема 2. Организация рабочего места. Оборудование: инструменты и материалы. Техника безопасности (1 занятие).
Учебные задачи:
- Создание безопасных условий работы.
- Воспитание аккуратности: «Каждой вещи свое место».
- Формирование понятий об инструментах и материалах, необходимых для бисероплетения, безопасность работы с инструментами.
- Закрепление порядка расположения инструмента и материала на рабочем месте.
- Развитие памяти, внимания и речи.
- Необходимость организации рабочего места. Игра «Что, где лежит?», местоположение бисера, ножниц, проволоки, клея, салфетки, подноса.
Тема 3. Знакомство с бисероплетением (6 занятий).
Учебные задачи:
- Обучение последовательности изготовления поделок из бисера на проволочной основе.
- Порядок работы при бисероплетении. Рассматривание иллюстраций и схем готового изделия с переносом на мозаику. План работы бисероплетения: выбор длины проволоки, прием нанизывания и закрепления бисера на проволоке. Выполнение изделия по схеме с последующим обсуждением. Виды бисера, сочетание цветов и тональности.
- Развитие внимания, воображения.
- Закрепления навыков порядкового и количественного счета.
- Активизация биологически активных точек на пальцах рук.
- Обучение планированию работы с использованием схем.
- Перенос схемы на мозаику.
- Развитие монологической и диалогической речи.
- Формирование тонких дифференцированных движений и координации пальцев рук.
Тема 4. Изготовление «фенечек» (5 занятий).
Учебные задачи:
- Продолжение последовательности обучения нанизывания бисера на проволоку.
- Развитие внимания, воображения.
- Закрепление порядкового и количественного счета.
- Обучение планированию работы с использованием схем.
- Активизация биологически активных точек на пальцах рук и развитие тонких дифференцированных движений.
- Изготовление «фенечек» на основе плана работы бисероплетения.
Тема 5. Выставка «фенечек» (1 занятие).
Учебные задачи:
- Создание положительного психо-эмоционального настроя.
- Умение демонстрировать конечный продукт своей деятельности.
- Выставка «фенечек» для родителей, сотрудников и детей детского сада.
Тема 6. Изготовление броши «Подснежник» (5 занятий).
Учебные задачи:
- Обучение схематическому изображению на рисунке броши «Подснежник» в цветовой гамме.
- Развитие речи.
- Развитие внимания, воображения, координация движений.
- Понятие о гармонии цвета, о теплых и холодных оттенках. Связь с живой природой. Учить рассказывать о последовательности выполнения работы. Изготовление лепестка, тычинок, листика по схеме. Сборка изделия.
Тема 7. Коллективная работа: панно «Весна» (5 занятий).
Учебные задачи:
- Учить взаимодействовать в коллективе.
- Учить обсуждать ход работы.
- Повторить стихи о весне.
- Развитие воображения, творческих способностей.
- Учить анализировать итоги работы.
Тема 8. Изготовление броши «Ветка сирени» (1 занятие).
Учебные задачи:
- Обучение схематическому изображению на рисунке в цветовой гамме броши «Ветка сирени».
- Развитие речи, умение описывать свою работу.
- Развитие воображения.
- Формирование умения самостоятельно выбрать цветовую гамму изделия.
- Изучение схемы работы с обсуждением. Изложение в устной форме плана работы по изделию броши «Ветка сирени». Конструирование схемы на мозаике с последующим изготовлением изделия из бисера. Сборка деталей.
Тема 9. Изготовление броши «Бабочка» (3 занятия).
Учебные задачи:
- Обучение схематическому изображению на рисунке в цветовой гамме броши «Бабочка».
- Развитие речи.
- Развитие внимания, воображения.
- Насекомое «бабочка», его виды, значение в природе. Синхронизация детьми движений со звуковым изображением. Перенос со схемы на мозаику в цветовой гамме. Выполнение работы по плану бисероплетения.
Тема 10. Коллективная работа «Лето» (1 занятие).
Учебные задачи:
- Развитие воображения, творческих способностей детей.
- Развитие кругозора и словарного запаса.
- Развитие эстетических чувств.
- Оформление панно «Лето» с последующим обсуждением. Использование загадок и стихов о весне.
Тема 11. Изготовление кулона и сережек «Звездочка» (3 занятия).
Учебные задачи:
- Обучение самостоятельному планированию работы с использованием схем.
- Обучение умению выбирать и трансформировать схемы.
- Развитие речи, обучение рассказыванию о последовательности работы.
- Формирование воображения и творческих способностей.
- Самостоятельно придумать эскиз кулона «Звездочка» в различной цветовой гамме и форме. Перенести воображаемое на мозаику или схему. Обучение уменьшению схемы кулона до схемы сережек «Звездочек». Выполнение кулона и сережек по плану бисероплетения.
Тема 12. Изготовление кулона и сережек «Золотая рыбка» (6 занятий).
Учебные задачи:
- Обучение схематическому изображению на рисунке и мозаике в цветовой гамме.
- Закрепление способа трансформации схемы по размеру.
- Развитие внимания, воображения, координации движений.
Предварительная работа.
Подготовка к театральному представлению: выбор с детьми фрагмента из сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», заучивание отрывков, работа над выразительностью речи, распределение ролей, изготовление декораций.
- Составление схемы кулона без иллюстраций, соблюдая цветовую гамму. Самостоятельное уменьшение схемы кулона до схемы сережек. Выполнение кулона и сережек по плану бисероплетения.
Тема 13. Театрализованное представление с использованием магнитного настольного театра и поделок из бисера по фрагменту сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» (2 занятия).
Учебные задачи:
- Развитие выразительной монологической и диалогической речи.
- Развитие памяти.
- Формирование воображения.
- Развитие творческих способностей.
Тема 14. Итоговое мероприятие. Подготовка и проведение выставки работ из бисера (5 занятий).
Учебные задачи:
- Учить демонстрировать свои работы.
- Учить обсуждать ход работы по оформлению выставки, распределять ответственность.
- Учить оформлять выставку (изготовить пригласительные билеты, рационально расположить экспонаты выставки).
Список литературы:
- Якимовская, Л.В. Уроки бисероплетения [Текст]: практическое пособие/ Л.В. Якимовская – СПб.: Корона-принт, 1998. – 192 с.
- Зайцева, Н.К. Украшения: Кулоны [Текст] / Н.К. Зайцева – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. – 32 с.
- Соколова, Ю.П., Пырерка Н.В. Азбука бисера [Текст]: Ю.П. Соколова, Н.В. Пырерка – СПб.: Литера, 1999.- 176 с.
- Петрунькина, А. Фенечки из бисера [Текст]: А. Петрунькина – СПб.: Кристалл, 1998. – 292 с.
- Артамонова, Е.В. Украшения и сувениры из бисера [Текст]: Е.В. Артамонова- М.: ЭКСМО-пресс, 2000. – 240 с.
Читайте также |
---|
Познавательно-исследовательская деятельность с элементами экспериментирования «Вода, снег, лед и их…
Познавательно-исследовательская деятельность с элементами экспериментирования «Вода, снег, лед и их свойства» НОД в старшей группе Образовательная область «Познавательное развитие». Цель: Развивать интерес...
Взаимодействие детского сада с семьей
Взаимодействие детского сада с семьей Основная цель взаимодействия детского сада с семьями воспитанников – сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечение их...
Конспект НОД по развитию связной речи детей при помощи мнемотаблиц
Конспект НОД по развитию связной речи детей при помощи мнемотаблиц Тема: «Сказка по щучьему велению» Возрастная группа: подготовительная (6-7 лет). Цель: обогатить речевой...