Сайт для воспитателей детских садов




( 4 Голосов ) 


Авторская программа

«Развитие элементарных математических представлений в логопедической группе с ОНР»

«Конспекты занятий по развитию элементарных математических представлений в старшей и подготовительной группе»

Полную версию работы (266 страниц) можно скачать здесь.

Введение.

Овладение детьми школьного возраста математическими знаниями является одним из приоритетных направлений в системе дошкольного образования для познавательного развития ребенка, приобщения его к активной, целенаправленной, результативной деятельности. Преследуется главная мысль: нужно вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

Математика до сих пор считается скучной наукой. Ведь и сами взрослые работают наиболее продуктивно, если занимаются интересным делом. Как же сделать математику интересной для детей? Для этого нужно было пересмотреть методы и приемы, дидактические средства и форму занятий. Нужно подчинить их основной цели – развитию познавательно-творческих способностей. А это обосновано идеями развивающего обучения, которое соответствует требования современности.

Во-первых, дети, имеющие недоразвитие речи, кА правило, имеют недостаточный лексический запас. Поэтому работа в такой группе построена тематически. Каждая неделя в течение учебного года посвящена определенной теме, работая над которой дети обогащают. Расширяют свой словарный запас, приобретая более глубокие знания по изучаемой теме. Поэтому все занятия посвящены этой лексической теме, в том числе и развитию элементарных математических представлений. Нужно было составлять такие занятия, в которых дети продолжали бы упражняться в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, активировали бы отработанную лексику, закрепляли бы знания по изучаемой теме.

Во-вторых, организация занятия должна способствовать тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился бы в активного участника. Форма занятий должна быть подвижной и меняться в зависимости от поставленных задач. Недопустима форма школьно-урочного обучения. Организация занятия небольшими группами способствует взаимному обучению и взаимопроверке, стимулирует общение и взаимодействие детей. Для поиска ответа очень полезны дискуссии. При такой организации возникла атмосфера сотрудничества внутри коллектива. Дети быстро включаются в поисковую ситуацию, с готовностью помогают друг другу.

Наряду с традиционными методами обучения словесными, наглядными,

методом моделирования и практических заданий нужно использовать проблемно-поисковый метод. У кого правильный ответ? Напиши нужный знак, цифру. Чего не хватает? Как бы вы сделали? Нередко для получения ответа ребенок идет путем опытных проб. И воспитатель должен направлять поисковую деятельность детей. Доброжелательная оценка воспитателя, тактичный анализ причин, приведших к ошибке, совместная заинтересованная деятельность позволяет детям правильно реагировать на неудачу, не бояться высказывать свое мнение. Затем вместе находим ошибку, и воспитатель подводит к новому способу решения задания.

Игра – наиболее результативное средство обучения. Поэтому на всех занятиях присутствует игра или элементы игры: сюжетно-ролевой, дидактической, подвижной. Занятия построены в виде бесед, экскурсий, сказок. Широкое использование художественного слова. Очень часто в занятиях звучат песни, музыка.

Проводя занятия в интересной, увлекательной форме, воспитатель, с одной стороны, способствует формированию необходимых представлений, с другой – воспитывает у ребенка уверенность в своих силах, развивает познавательный интерес, в-третьих – дети с общим недоразвитием речи усваивают достаточно трудные грамматические понятия о согласовании существительного с числительным, падежные окончания. Активно вводятся в словарь наречия, сравнительные прилагательные, закрепляются знания об окружающем мире, развивается логическое мышление. На каждом занятии обязательно присутствует пальчиковая гимнастика, физкультурные паузы, элементы практической деятельности.

В программе разработано количество занятий больше, чем требуется для годового перспективного планирования. Это связано с тем, лексические темы для каждой группы или детского сада подбираются индивидуально, и большее количество занятий дает возможность в выборе занятия по нужной лексической теме.

Задачи по формированию элементарных математических представлений у детей старшей и подготовительной группы.

1. Формировать запас знаний, умений и навыков, которые станут базой дальнейшего обучения;

2. Учить овладевать мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация);

3. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

4. Формировать умение осуществлять самоконтроль и самооценку;

5. Овладевать навыками речевого общения, упражнять в правильном употреблении сформированных грамматических категорий;

6. Развивать мелкую моторику и зрительную двигательную координацию.


Литература:

  1. Программа «Детство». В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, М.А. Ноткина – СПб: Детство – Пресс, 2001
  2. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саде, под редакцией Гербовой В.В., Комаровой Т.С. – М.: Мозлина – Синтез, 2006.
  3. Программа «Развитие», Основные положения, Венгер Л.А., Дьяченко О.М. и др. – М.: Новая школа, 1994.
  4. Дети у истоков математики. Методика обучения математике.Ерофеева Т.И., Новиков В.П. –М: Ассоциация «Профессиональное образование», 1994.
  5. Математика для дошкольников. Ерофеева Т.И., Павлова А.Н., М.; 1997
  6. Математика от трех до семи. З.А. Михайлова; .Н.Иоффе – М.: Библиотека программы «Детство», 1997
  7. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка – М., 1995.
  8. Мышковская М. Математика в стихах и картинках. Рига, 1991.
  9. Перерсон Л.Г. Холина Н.П. Математика для дошкольников. М, 1993.
  10. Е.А. Носова Р.Л. Непомнящая. Логика и математика для дошкольников СПб, 1996
  11. Праздник числа. Волина В.- М.: Знание, 1993
  12. Игровая, учимся математике. Чилингирова Л.И. Спиридонова Б. – М.: Просвещение, 1993.
  13. Давайте поиграем. Столяр А.А. – М.: Просвещения, 1998.
  14. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Михайлова З.М. – М.: Просвещение, 1990
  15. Математика. Моро М.И., Степанова С.В.- М: Просвещение,1998
  16. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1974
  17. Метлина Л.С. Математика в детском саду – М.: Просвещение, 1985.
  18. Мударян Ж. Дидактическая игра, развивающее математическое представления. – Дошкольное воспитание.№4, 1998.
  19. Рихтерман Т.Д., Формирование представления о времени у детей дошкольного возраста М., 1982
  20. Смоленцева П.А. Сюжетно- дидактическая игра с математическим содержанием М., 1987.
  21. Смоленцева А.А. Пустовойт О.В. математика до школы – Н.Новогород, 1996.
  22. Тарабанина Т.И., Елкина Н.В. И учеба, и игра: математика – Ярославль: «Академия развития», 1997.

Полную версию работы (266 страниц) можно скачать здесь.

 



Добавить комментарий


Читайте также

Методические разработкиРабота с родителямиПроектная деятельность





Вход на сайт


Комментарии

  • Admin
    Добавили ссылку для скачивания презентации

    Подробнее...

     
  • Марина
    Здравствуйте очень понравилась Презентация опыта работы по внедрению ФГОС«Исп ользование ИКТ для ...

    Подробнее...

     
  • Антонина
    Мне очень понравился Ваш проект. Спасибо Вам. Вы молодец! Можно ли использовать Ваш проектом? Заранее ...

    Подробнее...

     
  • Светлана
    огромное спасибо за прекрасное занятие!!!

    Подробнее...

     
  • Виктория
    Спасибо,очень понравился мастер-класс.

    Подробнее...