«Методы и приемы развития и коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая восприни­мать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, лег­ко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.

Поступая в детский сад, ребенок попадает в новые, непривыч­ные условия, в окружение незнакомых ему взрослых и детей, с кото­рыми приходится налаживать взаимоотношения. В этой ситуации взрослые должны объединить усилия для обеспечения эмоциональ­ного комфорта ребенка, развития умения общаться со сверстниками.

Поэтому взрослые (родители и воспитатели) должны стремить­ся к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки — важ­нейший источник формирования чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний.

Развивать эмоциональную сферу ребенка, научить его осоз­навать свои эмоции, распознавать и произвольно проявлять их должны не только специалисты-психологи, но и педагоги, вос­питатели, родители. Знакомство детей с фундаментальными эмоциями осуществляется как в ходе всего учебно-воспитатель­ного процесса, так и на специальных занятиях, где дети пере­живают эмоциональные состояния, вербализуют свои пережи­вания, знакомятся с опытом сверстников, а также с литерату­рой, живописью, музыкой. Ценность таких занятий состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возни­кает эмпатия по отношению к взрослым и детям. С помощью сюжетно-ролевых игр, подвижных игр и игровых упражнений, элементов психогимнастики, техники выразительных движе­ний, этюдов, тренингов, психомышечной тренировки, мимики и пантомимики, литературных произведений и сказок (игр-драматизаций) мы способствуем развитию эмоциональной сфе­ры ребенка.

При работе с детьми в данном направлении важно сделать акцент на развитие следующих умений:

• умение различать и сравнивать эмоциональные ощуще­ния, определять их характер (приятно, неприятно, спо­койно, удивительно, страшно и т. д.);

• умение одновременно направлять свое внимание на мы­шечные ощущения и на экспрессивные движения, сопро­вождающие любые собственные эмоции и эмоции, кото­рые испытывают окружающие.

В занятиях используются следующие методические сред­ства:

1. Ролевые игры (ролевая гимнастика, включающая роле­вые действия и ролевые образы, и психодрама), которые осно­вываются на понимании социальной роли человека в обществе. К основным нарушениям ролевого развития у детей обычно относят ролевую ригидность — неумение переходить из роли в роль, ролевую аморфность — неумение принимать любую роль, отсутствие ролевой креативности — неумение продуци­ровать новые образы, принятие патологических ролей.

2. Психогимнастические игры, основывающиеся на тео­ретических положениях социально-психологического тре­нинга. В этих играх формируется:

• принятие своего имени;

• принятие своих качеств характера;

• принятие своего прошлого, настоящего, будущего.

3.  Коммуникативные игры:

• игры, направленные на формирование у детей умения уви­деть в другом человеке его достоинства и обеспечивать дру­гого вербальными и невербальными «поглаживаниями»;

игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения;

• игры, обучающие умению сотрудничать.

4. Игры и задания, направленные на развитие произволь­ности, осознание таких понятий, как «хозяин своих чувств» и «сила воли».

Игры, направленные на развитие воображения: вер­бальные игры, невербальные игры и «мысленные картинки».

Игры-драматизации. Их преимущество состоит в том, что персонажами игр становятся сами дети. В ходе игры дети не только получают удовольствие от познания окружающего мира, но и при этом учатся управлять собой. Участие детей в игре является добровольным. Элементами игр выступают спе­циальные упражнения, объединенные в группы и направлен­ные на развитие умений произвольной регуляции в различ­ных сферах деятельности. Каждое упражнение включает фантазию (мысли и образы), чувства (эмоции и пережива­ния) и движения ребенка. Что­бы ход общей игры не прерывался, все упражнения объеди­няются содержанием сюжетно-ролевой игры. Отсутствие каких-либо внешних атрибутов — одно из условий игр. Все предметы и события игрового сюжета должны быть вообра­жаемыми, т.е. обозначаться физическими действиями или за­мещаться предметами обычного окружения. Каждая часть за­нятий решает не одну, а несколько совершенно самостоятель­ных задач, по-своему важных для развития эмоциональной сферы ребенка. В сюжет игры включаются творческие идеи и предложения самих детей.

Психогимнастика выражает какой-либо образ фанта­зии, насыщенный эмоциональным содержанием. Психогимна­стические упражнения используют механизм психофизическо­го эмоционального единства. Например, ребенок не только выполняет резкие ритмические махи руками, а представляет себя веселым зайчиком, играющим на воображаемой трубе. Это упражнение доставляет ему массу удовольствия, включает его фантазию, улучшает ритмичность движения. В последователь­ности психогимнастичеоких упражнений важно соблюдать чередование и сравнение противоположных по характеру дви­жений (напряженных и расслабленных, резких и плавных, частых и медленных, дробных и цельных, едва заметных пошевеливаний и совершенных застываний, вращений тела и прыжков, свободного продвижения в пространстве и столкно­вения с предметами), сопровождаемых попеременно мышеч­ным расслаблением и напряжением. Такое чередование дви­жений гармонизирует психическую деятельность мозга. При этом упорядочивается психическая и двигательная активность ребенка, улучшается настроение, сбрасывается инертность самочувствия.

Упражнения на эмоции и эмоциональный контакт на­правлены на развитие у детей способности понимать, осозна­вать, правильно выражать и полноценно переживать свои и чужие эмоции

Коммуникативные упражнения, при которых проис­ходит тренировка общих способностей невербального воздей­ствия детей друг на друга (эмоциональные проявления и кон­такты — пантомимы). В эти упражнения включаются обмен ролями партнеров по общению и оценка эмоций. Главным инструментом, которым овладевает ребенок, выполняя дан­ные упражнения, является умение сопереживать, освобож­даться от эмоциональной напряженности, свободно проявлять эмоции, активно общаться.

Мимические и пантомимические этюды, в которых выразительно изображаются отдельные эмоциональные со­стояния (радость, удивление, интерес, гнев и другие), связанные с переживанием телесного и психического довольства или недовольства. С помощью этюдов дети знакомятся с элемен­тами выразительных движений мимикой, жестом, позой, по­ходкой.

Содержание коррекционной работы по развитию эмоцио­нальной сферы можно структурно представить следующим образом:

1. Комфортная организация режимных моментов.

2. Оптимизация двигательной деятельности через орга­низацию физкультурно-оздоровительных мероприятий:

• оздоровительно-профилактической гимнастики;

• физкультминуток;

• спортивных игр;

• подвижных игр (в том числе народных);

• игровых заданий и упражнений;

• досугов.

3. Игротерапия:

• сюжетно-ролевые игры;

• игры-упражнения на эмоции и эмоциональный контакт;

• коммуникативные игры;

• дидактические игры.

4. Арттерапия:

рисование;

• ритмопластика;

• танец;

• музыкально-ритмические движения.

5. Занятия-образы, игры-драматизации, сказкотерапия.

6. Психогимнастика:

• этюды;

• мимика;

• пантомимика.

7. Телесно-ориентированные методы, психомышечная тренировка.

8. Посещение комнаты психологической разгрузки.

9. Задания, направленные на:

• организацию совместной деятельности;

• составление рассказов;

• организацию театрализованных игр и т. п.

10. Использование наглядных пособий:

фотографий;

• рисунков;

• схем;

• символов


Литература:

1. Данилина Т.А, Зедгенидзе В.Я, Стёпина Н.М В мире детских эмоций. Пособие для практических работников ДОУ. М.:Изд «АЙРИС-пресс», 2007.

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Рабочая программа кружка «Подготовка детей к обучению в школе»

Рабочая программа кружка «Подготовка детей к обучению в школе» (Подготовительная группа, 6-7 лет. 1 год обучения) Содержание рабочей программы кружка  “Подготовка к...

Вечер развлечений «Дорожные приключения»

Вечер развлечений «Дорожные приключения» (Подготовительная группа) Ведущий: Ребята, мы живем в красивом городе с широкими улицами и проспектами. По этим улицам каждый...

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия по познавательно-речевому развитию для детей с…

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия по познавательно-речевому развитию для детей с задержкой психического развития «Уроки безопасности» Цель: формирование знаний о правилах безопасности в...

Читайте также

«Маленькие Логики» - блоки Дьенеша для малышей

«Маленькие Логики» - блоки Дьенеша для малышей Ребёнок познаёт окружающий предметный мир, выявляет свойства предметов – цвет, форму, размер, и вот...

Сценарий выпускного утренника

Сценарий выпускного утренника 1 вед: Добрый день, дорогие наши родители и гости! Мы с нетерпением ждали этой встречи! Сегодня вас ждет...

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» в группе раннего…

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» в группе раннего возраста Тема: «Мои любимые игрушки»