Использование песочной анимации в профилактике нарушений психоэмоционального и психофизического состояния детей с ОНР

Цель технологии: профилактика нарушений психоэмоционального и психофизического состояния детей, обучение особенностям техники рисования песком.

Задачи:

- познакомить детей с нетрадиционным направлением изобразительного искусства – рисование песком;

- поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала;

- развивать саморегуляцию эмоциональных реакций;

- совершенствовать коммуникативные навыки, развивать совместную деятельность детей;

- воспитывать навыки сотрудничества.

Актуальность:

Принято считать, что образы художественного творчества людей отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, эмоциональные всплески и переживания. Существует несколько воздействий на эмоциональное состояние детей средствами искусства, наиболее приемлемым, в работе с дошкольниками, является рисование, и как одно из направлений - арт-терапия. Ее особенность в том, что практически каждый ребенок может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у детей положительные эмоции, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру ребенка, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию. Рисование в дошкольном возрасте – это творческий акт, позволяющий человеку ощутить самого себя, выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Рисование развивает чувственно-двигательную координацию. Его достоинство заключается в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций. Рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе отрицательных или негативных. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний. «Художественное самовыражение» используют в работе с детьми с целью профилактики и коррекции их негативных эмоциональных состояний, нормализации эмоционально-волевой сферы личности, способствующих как духовно-нравственному, так и физическому оздоровлению, представляя такую систему здоровьесберегающих воздействий, которая основана на занятиях изобразительной деятельностью, а также применяется с целью сохранения или восстановления здоровья детей. Одним из методов арт – терапевтической работы является песочная анимация.

Появилась песочная анимация благодаря канадскому режиссеру-мультипликатору Кэролин Лиф, именно она первая придумала мультфильмы, созданные с помощью нанесения краски на стекло, а затем начала использовать и песок. Потребность возиться с песком заложена в нас на подсознательном уровне. Замечали ли вы когда-нибудь, что успокаиваетесь, пропуская мелкий морской песок сквозь пальцы? Это тот самый материал, с помощью которого мы начинаем познавать мир. В песочной анимации картины создаются из сыпучего материала, который тонкими слоями наносится на стекло и с помощью диапроектора или световой доски изображение передается на экран. На подобных занятиях дети знакомятся со свойствами различных сыпучих материалов. Рисование песком доступно и полезно всем детям. В отличие от обычного рисования, песочная анимация предполагает работу одновременно обеими руками. Это способствует развитию взаимосвязи между полушариями головного мозга. Но это еще не все! Каждое занятие песочной анимацией - путешествие в сказку. Поэтому эти занятия развивают не только тонкую моторику и фантазию, но и речь детей. Овладев основами песочной анимации, дети начинают сами придумывать и оживлять сказочные сюжеты. Начинать изучать песочную анимацию необходимо с ознакомления с основами рисунка и композиции, основными художественными приемами и приемами рисования песком. Имея продолжительный опыт работы в группе компенсирующей направленности, и сталкиваясь с трудностями в психоэмоциональном развитии детей с ОНР, я решила выбрать такое направление в профилактике и коррекции данных нарушений, как использование песочной анимации на основе детских фантазийных сказок. Дети свободно подходят к столику с песком и зарисовывают сказки собственного сочинения, некоторые пишут буквы, кто-то цифры, то есть то, что им хочется на данный момент. А во время совместной деятельности и индивидуальной работы я прошу их выполнить упражнения или задания. Использование арт-терапии в развивающей работе с детьми дошкольного возраста позволяет глубже понять внутреннее состояние ребенка, помогает отреагировать на негативные переживания и снять возникшее психоэмоциональное напряжение (например, агрессию, тревожность, застенчивость). Песочная анимация способствует созданию эмоционального комфорта в группе, о чем свидетельствует социометрическое исследование «День рождения». По проведенному диагностическому обследованию на конец года в группе нет отверженных и пренебрегаемых детей.

Как изготовить оборудование:

1 шаг. Подбираем или делаем самостоятельно ящик.

2 шаг. Внутри ящика делаем прямоугольное отверстие для планшета.

3 шаг. Из отшлифованных деревянных брусков делаем столику ножки.

4 шаг. Оргстекло приклеиваем к дереву, прямо в отверстие, которое мы сделали.

5 шаг. Делаем подсветку - любой источник света ставим под стол или сбоку.

6 шаг. Под стекло при помощи скотча приклеиваем белую бумагу.

Технические элементы рисования:

Кулаком.

Ладонью.

Ребром большого пальца.

Щепотью

Мизинцами.

Одновременное использование нескольких пальцев.

Симметрично двумя руками.

Отсечение лишнего.

Насыпание из кулачка.

Игры с песком и ладошками:1

Обычно в работе использую опыт психолога М. Зейц «Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница» и художника Н.В. Дубровской «Рисунки , спрятанные в пальчиках.

- поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);

- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;

- "пройтись" ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;

- создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка.

2Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным. Работа над рисунком начинается с фона. Набираем песок в кулаки и рассыпаем его равномерным слоем по стеклу. Фон может быть как светлым, т.е. без песка, так и темным – когда все засыпано сыпучим материалом. Для рисования на светлом фоне наберите немного песка в руку и, выпуская его тоненькой струйкой из зажатого кулачка, изображайте границы образов.

Рисунок всегда можно подкорректировать. Не нужно бояться сделать ошибку. В этом и заключается одна из прелестей рисования песком – все поправимо. Все сказки мы с детьми записываем и собираем в «Сборник фантазий» нашей группы.

Опыт работы показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты:

- у детей значительно возрастает интерес к занятиям;

- воспитанники чувствуют себя более успешными;

- на занятиях нет места монотонности и скуке;

- у малышей более легко проходит адаптационный период, напряжение и страх исчезают.

Можно выделить как минимум три причины, из-за которых следует научиться рисовать песком:

1. Не требующее больших материальных затрат. Чтобы попробовать себя в песочной анимации из всех необходимых реквизитов потребуется только чистый просеянный песок и стекло. Даже подойдет манная крупа или кофе, а за неимением стекла можно пользоваться любой горизонтальной поверхностью.

2. Красота и пластичность. Видеоролики с песочной анимацией не оставят никого равнодушным. Легко изменяющиеся детали изображения, готовый образ плавно и динамично перетекает в следующий.

3. Борьба со стрессогенными факторами: манипулируя сыпучими материалами, человек избавляется от отрицательных эмоций.


Литература:

1. Н.В. Дубровская «Рисунки , спрятанные в пальчиках«, «Детство - пресс», 2003.

2. Журнал "Логопед" № 3, 2004.

3. Мариелла Зейц «Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница», «Москва. Инт » , 2010.

4. Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по песочной терапии», СПб, «Речь».

5. u-sovenka.ru Урок рисования №5. Рисование песком – Песочное шоу в домашних условиях!

6. timo-shcola.ucoz.ru›load/shkolnye_scenariiigry_i_

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект комплексного занятия для детей подготовительной группы «Поможем Золушке»

Конспект комплексного занятия для детей подготовительной группы «Поможем Золушке» Задачи: Закрепить представление детей о геометрических фигурах, цифрах, знаках. Упражнять в выполнении действий сложения...

Игровая деятельность как средство развития познавательного интереса дошкольников

Игровая деятельность как средство развития познавательного интереса дошкольников В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указаны принципы, и одним из принципов...

Сценарий «Проводы зимы»

Сценарий «Проводы зимы» (На улице) Все дети детского сада встречаются на улице. Ведущий: Что за праздник? Что за праздник? Будет праздник здесь большой...

Читайте также

Одарённый ребенок

Одарённый ребенок Одаренный человек – это сокровище для общества. По этой причине работа вместе с талантливыми детьми считается существенным, а понятие...

Конспект НОД по сенсорному развитию в группе со сложным дефектом…

Конспект НОД по сенсорному развитию в группе со сложным дефектом развития на тему «Молочные продукты» Цель: формировать у детей представление о пользе...

Знакомство дошкольников с русским национальным костюмом

Знакомство дошкольников с русским национальным костюмом Освоение дошкольниками знаний о культурном наследии своего народа занимает важное место в воспитательно-образовательном процессе. В...