Пакет родительских методик
«Как помочь родителям лучше узнать своего ребёнка»
Воспитатель должен стремиться узнать человека,
Каков он есть в действительности,
Со всеми его слабостями и во всём его величии,
Со всеми его будничными, мелкими нуждами
И со всеми его великими духовными требованиями
К Д.Ушинский
Памятка для родителей
1. Чаще показывайте детям, как сильно вы их любите, не скрывайте этого.
2. Как можно больше времени проводите вместе со всей семьей, обсуждая прожитый день, делясь проблемами, советуйтесь друг с другом.
3. Не бойтесь попросить совета у вашего ребенка это только сблизить вас.
4. Старайтесь, чтобы друзья вашего ребенка обязательно бывали в вашем доме, вы должны их хорошо знать.
5. Обсуждайте возникшую проблему спокойно, без крика и раздражения, тогда ваш ребенок ничего не будет от вас скрывать.
6. Не заставляйте ребенка доверять свои тайны: «Мы все должны знать о тебе» - этим вы ничего не добьетесь.
7. Доверять вам будут, если вы будете не просто родителями, а друзьям, способными понять и сопереживать.
8. Будьте примером для ребенка: ведь как вы сейчас относитесь к своим родителям, так и к вам будут относиться в старости.
9. Помните, что ребенок - это гость в вашем доме, который со временем покинет родное гнездо. И надо воспитывать его так, чтобы он никогда не забывал свою семью я тепло своего родного дома.
10. Чаще бывайте в школе. Не забывайте слова известного педагога В. Сухомлинского: «Наиболее полноценное воспитание, как, известно, школьно-семейное».
1. Любите, цените и берегите своих родителей, - их вам никто не заменит.
2. Преодолевайте лень, всегда старайтесь помочь родителям – это принесет им радость.
3. Вам нравится улыбка мамы, одобрение папы. Старайтесь, чтобы они у вас в доме были каждый день. Это зависит только от вас самих.
4. Дарите цветы маме, бабушке, сестре, пусть даже полевые, дарите их как можно чаще.
5. И помните слова Марины Цветаевой: «Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими».
1. Назови дни рождения мамы и папы.
2. Сколько лет бабушке и дедушке?
3. Любимая песня мамы.
4. Дарите ли вы цветы маме, бабушке?
5. Любимое воспитательное выражение твоих родителей?
6. Знаешь ли ты историю знакомства мамы и папы?
7. Любимый цвет одежды мамы.
8. Назови лучшие черты характера папы.
9. У тебя 10 тысяч рублей. Что ты купишь?
10. Есть ли у тебя тайны от родителей?1. Вы заняты домашними делами, а ваш сын (дочь) просят уделить внимание. Как вы обычно поступаете?
2. Вы устали или плохо себя чувствуете, а к вашему сыну (дочери) пришли друзья. Что вы скажете?
3. Ваша дочь (сын) хотят узнать о вашей первой любви. Станете ли вы об этом рассказывать?
4. Достаточно ли времени вы уделяете своему ребенку?
5. Вы заметили, что ваш сын (дочь) курят. Что вы будете делать? Приходилось ли вам с этим сталкиваться в жизни?11. Как вы относитесь к просьбе дочери (сына) купить ей новую вещь, которая ей приглянулась в магазине?
12. Знает ли ваш ребенок, как вы распределяете ваш семейный бюджет?
13. Часто ли ваш ребенок требует что-то купить? Посильны ли его просьбы для бюджета семьи?
14. У вас плохое настроение - отражается ли это на ваших детях?
15. Расскажите, пожалуйста, какие методы вы применяете в воспитании ребенка.
16. Вас вызывают в школу, о чем вы узнаете из дневника вашего ребенка. Ваша реакция?
17. Вы хотите быть не только родителем, но и другом вашего ребенка. Что для этого нужно?
18. Вы узнали, что ваш ребенок совершил плохой поступок. Ваша реакция и действия.
19. Ваш ребенок плохо отзывается об учителях. Как вы поступаете в таких случаях?
20. Вы заметили, что ребенок врет. Что будете делать?
II.Тест «Воспитанный ребёнок»
1. Девочки более послушны, чем мальчики.
2. Девочки лучше относятся к слабым больным людям, животным, растениям.
3. Мальчики лучше могут оценить сложное положение и мыслят более логически.
4. Мальчики испытывают большое желание отличиться.
5. Мальчики больше одарены в математике.
6. Девочки более чувствительны к среде, обстановке, в которой живут, тяжелее переносят боль, страдание.
7. Девочки умеют лучше выразить свои мысли.
8. У мальчиков лучше зрительная память, у девочек - слуховая.
9. Мальчики лучше ориентируются в пространстве.
10. Мальчики агрессивные.
11.Девочки менее активные.
12. Девочки более общительны, отдают предпочтение большой компании, а не узкому кругу друзей.
13. Девочки более ласковы.
14. Девочки легче попадают под чужое влияние.
15. Мальчики более предприимчивы.
16. Девочки более трусливы.
17. Девочки чаще страдают от комплекса неполноценности.
18. Девочки реже соперничают между собой.
19. Мальчикам более важно заявить о себе, продемонстрировать свои способности.
20. У мальчиков больше склонности к творческой работе, в то время как девочки лучше справляются с монотонным трудом.
Мнение психолога:
1. В раннем детстве девочки действительно более послушны.
2. Пока не установлено фактов, дающих повод утверждать, что девочки по своей природе больше склонны заботиться о больных и слабых, животных и растениях. Разве что в возрасте в возрасте 6-9 лет.
3. Это не так. Девочки могут решать сложные задачи не хуже мальчиков.
4. До 10-12 лет девочки развиваются быстрее и поэтому иногда стремятся выделиться, отличится от своих сверстников. Но позднее девочки более целенаправленны, они больше, чем мальчики, думают о будущем.
5. Девочки и мальчики одарены одинаково, всё зависит от того, как мы их ориентируем. Считается, что в математике мальчики проявляют себя лучше. Но
когда мы избавимся от этого предрассудка, то не заметим большой разницы.
6. Напротив, мальчики легче поддаются влиянию среды, домашней обстановки и поэтому сильнее переживают разлуку с родителями. Они более чувствительны к боли, страданию. Мальчики лишь делают вид, что им не больно, поскольку их учат, что мужчина не должен плакать.
7. До 10-13 лет разница незначительна, затем в большинстве случаев девочки устно и письменно высказывают свои мысли более чётко, чем мальчики.
8. Исследования показали, что на протяжении всей жизни это способность у мальчиков и девочек одинакова. Если и есть разница, то только индивидуальная.
9. До наступления половой зрелости разницы нет, после этого мальчики лучше ориентируются в пространстве. С годами разница усиливается. Исключения только подтверждают правило.
10. Мальчики становятся агрессивными в самом раннем возрасте, в 2-3 года, когда начинает формироваться их личность.Соперничать и " мериться силами " друг с другом могут и мальчики, и девочки.
Взаимоотношения детей и родителей (тесты)
Какие мы родители?
Часто ли мы задумываемся над тем, хорошие ли мы родители и справляемся ли с нашими обязанностями воспитателей?
Итак, какие мы родители? Проверьте себя, ответив на вопросы (да, нет, иногда).
1. Следите ли вы за статьями в журналах, программами телевидения и радио по вопросам воспитания? Читаете ли время от времени книги на эту тему?
2. Ваш ребенок совершил поступок. Задумываетесь ли вы в этом случае, не является ли его поведение результатом вашего воспитания?
3. Единодушны ли вы с вашим супругом в воспитании детей?
4. Если ребенок предлагает вам свою помощь, примете ли вы ее, даже если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться?
5. Используете ли форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо?
6. Считаете ли вы, что последовательность есть один из основных педагогических принципов?
7. Сознаете ли вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него существенное влияние?
8. Признаете ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребенка?
9. Сумеете ли вы не приказать своему ребенку, а попросить его о чем-либо?
10. Неприятно ли вам отделываться от ребенка фразой типа: «У меня нет времени» или «Подожди, пока я закончу работу?»
За каждый положительный ответ запишите 2 очка, за ответ «иногда» - 1 и за отрицательный - 0.
Менее 6 очков. О настоящем воспитании вы имеете довольно смутное представление. И хотя говорят, что начать никогда не поздно, советуем вам
не уповать на эту поговорку, а, не мешкая, заняться улучшением своих знаний в этой области.
От 7 до 14 очков. Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же вам есть, над чем задуматься. А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятить детям, забыв на время приятелей и производственные проблемы. И будьте уверены, дети вас полностью за это вознаградят.
Более 15 очков. Вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанностями. И тем не менее не удастся ли еще кое-что немного улучшить?
Хорошие ли вы родители?
На вопросы этого теста можно отвечать «да», «нет», «не знаю». Итак:
1. На некоторые поступки ребенка вы часто реагируете «взрывом», а потом жалеете об этом.
2. Иногда вы пользуетесь помощью или советами друзей, когда вы не знаете, как реагировать на поведение вашего ребенка.
3. Ваши интуиция и опыт - лучшие советники в воспитании ребенка.
4. Иногда вам случается доверять ребенку секрет, которые вы никому другому не рассказали бы.
5. Вас обижает негативное мнение о вашем ребенке других людей.
6. Вам случается просить у ребенка прощения за свое поведение.
7. Вы считаете, что ребенок не должен иметь секретов от своих родителей.
8. Вы замечаете между своим характером и характером ребенка различия, которые иногда удивляют (радуют) вас.
9. Вы слишком сильно переживаете неприятности или неудачи вашего ребенка.
10. Вы можете удержаться от покупки интересной игрушки для ребенка (даже если у вас есть деньги), потому что знаете, что ими полон дом.
11. Вы считаете, что до определенного возраста лучший воспитательный аргумент для ребенка - физическое наказание (ремень).
12. Ваш ребенок именно таков, о каком вы мечтали.
13. Ваш ребенок достает вам больше хлопот, чем радости.
14. Иногда вам кажется, что ребенок учит вас новым мыслям и поведению.
15. У вас конфликты с собственным ребенком.
Подсчеты результатов.
За каждый ответ «да» на вопросы: 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, а также «нет» на вопросы: 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 получаете по 10 очков. За каждые «не знаю» получаете 5 очков. Подсчитайте полученные очки.
100 - 150 очков. Вы располагаете большими возможностями правильно понимать вашего ребенка. Ваши взгляды и суждения - ваши союзники в решении различных воспитательных проблем. Если этому на практике сопутствует подобное открытое поведение, полное терпимости, вас можно признать примером, достойным для подражания. Для идеала вам не хватает одного маленького шага. Им может стать мнение вашего ребенка. Рискнете?
50 - 99 очков. Вы находитесь на правильной дороге к лучшему пониманию собственного ребенка. Свои временные трудности или проблемы с ребенком вы можете разрешить, начав с себя. И не старайтесь оправдываться нехваткой времени или натурой вашего ребенка. Есть несколько проблем, на которые вы имеете влияние, поэтому постарайтесь это использовать. И не забывайте, что понимать - это не всегда означает принимать. Не только ребенка, но и собственную личность тоже.
0-49 очков. Кажется, можно только больше сочувствовать вашему ребенку, чем вам, поскольку он не попал к родителю - доброму другу и проводнику на трудной дороге получения жизненного опыта. Но еще не все потеряно. Если вы действительно хотите что-то сделать для вашего ребенка, попробуйте иначе. Может вы найдете кого-то, кто вам поможет в этом. Это не будет легко, зато в будущем вернется благодарностью и сложившейся жизнью вашего ребенка.
Анкета
Уважаемые родители!
Пожалуйста, ответьте на несколько вопросов, предлагаемых ниже. Мы очень надеемся, что на основании ваших ответов мы сможем оказать вам педагогическую поддержку в воспитании ваших детей.
Для заполнения анкеты, пожалуйста, обведите нужный номер ответа
или допишите свой.
1. Считаете ли вы свои знания о воспитании детей достаточными?
1) Да 2) нет 3) не вполне
2. Из каких источников вы получаете информации о воспитании?
СМИ (радио, ТВ, газеты, журналы);
- Специальные книги о педагогике;
- Беседы с друзьями и знакомыми;
- Беседы с учителями;
___________________________________________________________;
____________________________________________________________
3. Назовите самую важную, на ваш взгляд, проблему в воспитании:
- Взаимное непонимание детей и взрослых;
- Успеваемость детей;
- Непослушание;
- Бездуховность;
- Лень;
____________________________________________________________
4. Что бы хотели изменить в ваших отношениях с ребенком?
_________________________________________________________________
5. Что препятствует тому, чтобы вы могли решить вашу проблему?
_________________________________________________________________
6. В чьей помощи вы нуждаетесь наиболее остро?
- Психолога;
- Педагога;
- Врача;
- Учителя;
7. Как вы считаете, кто оказывает большее влияние на ребенка, семья или школа?
- безусловно, семья;
- в большей мере семья;
- в главной степени и семья, и школа;
- ДДТ, так как там ребенок проводит много времени;
- школа
8. В какой форме клуб мог бы помочь вам в решении ваших проблем?
- лекциями о воспитании;
- социальными практическими занятиями;
- информацией об особенностях развития ребенка;
- информацией о том, что можно почитать по моей проблеме;
____________________________________________________________
9. Сколько бы вы могли уделить времени для повышения своей педагогической компетентности, если для вас в нашем клубе будут организованы занятия?
- не более одного часа в неделю;
- примерно пару часов в месяц;
- трудно сказать.
10. Сообщите, пожалуйста, некоторые данные о своей семье:
Ваш возраст________ лет
Возраст ваших детей______________
Ваше образование________________
Спасибо за ответы!
АНКЕТА
Уважаемые родители!
Пожалуйста, ответьте на несколько вопросов, связанных с вашим отношением к тем задачам, которые ставит перед собой наш клуб. Ваше мнение поможет нам сделать работу более эффективной.
1. Какие ценности вы назвали бы в числе приоритетных для Вас?
(Отметьте по степени значимости: самую важную обозначьте цифрой 1,
далее цифрой 2 и т.д. в порядке убывания). Допишите свой вариант,
если у нас Вы его не нашли.
Здоровье_____________
Семья _____________
Дружба _____________
Творчество____________
Карьера (профессиональный рост)___________
Образование_____________
Нравственность__________
_________________________________________________________________
2.Известно, что результат полноценного образования - это хорошо воспитанный человек, обладающий обширными знаниями. И все же, как Вам кажется, на чем должен делать акцент наш клуб? Обведите выбранный Ответ.
а) на обучении;
б) на воспитании.
_________________________________________________________________
3. Какую помощь и в какой мере вы могли бы реально оказать клубу?
_________________________________________________________________
4. А в какой помощи от клуба нуждаетесь Вы?
_________________________________________________________________
Спасибо за ответы!
АНКЕТА
Изучение информационных запросов родителей
Уважаемые родители!
Пожалуйста, ответьте на несколько вопросов.
С вашей помощью мы хотели сделать наш клуб лучше!
Характер
Психолого-педагогической
Информации о
Кто должен информировать?
□
□
□
Где
(собрание,)
Как
(письменно, устно) □ □
1. Проблемы воспитания и развития:
а) достижения
б) затруднения
в) отношения со сверстниками
г) отношения с взрослыми (учителями)
д) особенности характера, ценности, интересы
2. Проблемы в процессе обучения:
а) предметы и характер затруднений
Спасибо за ответы!
Анкета для родителей
Задачи:
1. Выявить уровень информированности о наличии клуба по месту жительства в микрорайоне
2. Отследить интересы и социальный заказ родителей
3. Выявить новые формы сотрудничества с родителями
Анкета
1. Знаете ли Вы о существовании клуба по месту жительства «Пилигрим» в нашем микрорайоне? (ДА /НЕТ)
2. Посещает ли Ваш ребёнок клуб «Пилигрим»? (ДА / НЕТ). Укажите название кружка. __________________________________________________
3. Укажите направление, в котором клуб на Ваш взгляд занимает важное место: досуговая деятельность, интеллектуальное развитие, эстетическое воспитание,
нравственное воспитание, патриотическое воспитание.
4. Какой вид деятельности или направление Вы хотели бы видеть в клубе?
5. Можете ли Вы принять участие в жизни клуба по месту жительства? (ДА/НЕТ)
Укажите направление деятельности______________________________________________________
Литература:
- Актуальные проблемы воспитания школьников: Тезисы докладов преподавателей пединститута, работников школ, студентов на 2-й научно- практической конференции по проблемам воспитания учащихся в современных общеобразовательных учреждениях.- Брянск, 1995.
- Афанасьев С. Триста творческих конкурсов. С. Афанасьев, С. Коморин.-Кострома: РЦ НИТ «Эврика - М», 1999.
- Брэдвей Л. Ребенок от 7 до 14 лет. - М., 1997.
- Волохин Н. Старые письма (семейный архив) Классный руководитель. Н. Волохин. - 1999. - №4.
- Волкова Е. Трудные дети или трудные родители? - М., 1999.
- Валеева Р. Гуманистическое воспитание и коллектив. Воспитание школьников. 2000. №6.
- Вульфов Б.З. Семь парадоксов воспитания.- М., 1994.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М., 1998.
- Гурова Р. Вопрос вопросов - кого мы хотим воспитать. Воспитание школьников. 1999. №2.
- Давыдов В. Воспитание молодежи в новых социально-экономических условиях. Советская педагогика. 1999. №7.
Читайте также |
---|
Сценарий развлечения на улице для воспитанников старшей группы «Автодискотека «С…
Сценарий развлечения на улице для воспитанников старшей группы «Автодискотека «С правилами подружись!!!» Необходимые атрибуты: кегли, 2 руля, 2коляски с куклами, 2...
Конспект занятия «Круговорот воды в природе» в подготовительной к школе…
Конспект занятия «Круговорот воды в природе» в подготовительной к школе группе
Роль становления слуха и формирования ритмических способностей в развитии дошкольников
Роль становления слуха и формирования ритмических способностей в развитии дошкольников Выступление на городском методическом объединении музыкальных руководителей Орехово-Зуевского городского округа Форма проведения...