Планирование работы по формированию ФСР (фонетической стороны речи) и обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

 

 

Содержание работы по ФФСР.

Звуковой анализ и синтез

Грамота

 I период обучения

Формирование умения выделять из ряда звуков гласные звуки: [а], [о], [ы], [и], [у], [э].

Формирование умения выделять начальные ударные гласные [а], [о],[ы],[и],[у],[э] из слов, различать слова с начальными ударными [а], [о], [ы], [и], [у], [э] в ряду слов.

Формирование навыков анализа и синтеза слияний гласных звуков: [ау], [уа], [ои], [ио], [ао], [оа] и т.д.

Формирование понятий звук, гласный звук.

Формирование понятия согласный звук и умения оперировать им.

Формирование умения выделять согласные звуки [н], [м], [т], [к] из ряда звуков, слогов, слов, из конца и начала слов.

Формирование навыков анализа и синтеза сначала обратных, а потом и прямых слогов с пройденными звуками (ам,ит, ну, по).

Формирование умения подбирать слова с заданным звуком.

Формирование представления о букве, о том, чем буква отличается от звука.

Ознакомление с гласными буквами А, У, О, Ы, И,Э.

Ознакомление с согласными буквами Н, М, Т, К.

Формирование навыков составления букв из палочек, выкладывания из шнура, лепки из пластилина.

Формирование навыка составления и чтения слияний гласных букв (АУ, УА, ОИ, ИО, ИА и т.д.)

Закрепление представления о том, чем звук отличается от буквы.

Формирование навыка составления и чтения закрытых и открытых слогов с пройденными буквами.

Формирование навыка составления и чтения слов с пройденными буквами (мак, мама, папа, пума, нота,Нина).

Упражнения в узнавании пройденных букв, изображенных с недостающими элементами.

Упражнения в нахождении правильно изображенных букв в ряду, состоящем из правильно и зеркально написанных букв.

II период обучения

Закрепление понятий звук, гласный звук, согласный звук. Формирование понятия звонкий согласный звук, глухой соглас­ный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный звук.

Совершенствование умения различать на слух гласные звуки [а], [о], [ы], [и], [у], [э] выделять их из ряда звуков, из слова (начальная ударная позиция), подбирать слова на заданный гласный звук; различать гласные и согласные звуки.

Формирование умения различать на слух

согласные зву­ки по признакам: глухость-звонкость, твердость-мягкость:[д]-[т], [д]-[д'], [т]-[т'], [б']-[п'], [д]-[т], [т]-[т'], [д]-[д'1, |Д']-[Т'], [г]-[к], [к]-[к'], [г]-[г'], [г']-[к']} [в]-[ф], [ф]-[ф'], [в]—[в'], [в']—[ф'] в ряду звуков, слогов, слов.

Закрепление представления о букве и о том, чем звук отличается от буквы.

Ознакомление с буквами Д, В, Ф, П, Б,Г.

Совершенствование навыка составле-ния букв из па­лочек, выкладывания из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина, «рисования» и в воз­духе.

Обучение узнаванию «зашумленных» изображений букв; букв, изображен-ных с недостающими элементами; нахожде­нию знакомых букв в ряду

правильно и зеркально изображен­ных букв.

Совершенствование навыка осоз-нанного чтения слов и предложений с пройденными буквами.

Ознакомление с некоторыми пра-вилами правописания (раздельное написание слов в предложении, употребление прописной буквы в начале предложения и в именах соб­ственных, точка в конце предложения.

III период обучения

Дальнейшее закрепление понятий звук, гласный звук согласный звук, звонкий согласный звук, глухой согласный звук мягкий согласный звук, твердый согласный звук.

Дальнейшее совершенствование умения различать гласные и согласные звуки. Ознакомление с гласным звуком ы и формирование умения выделять в ряду звуков, слогов, слов;

Формирование умения различать на слух согласные звуки по признакам: глухость-звонкость, твердость-мяг­кость: [х],[к] [г] |х'] [к']-[г'], -[х]-[х'], [х]-[к'], [с]—[С`], [з]—[з'] [с]—[з], [с']—|з'] в ряду звуков, слогов, слов.

Совершенствование навыка анализа и синтеза закры­тых и открытых слогов, слов из трех звуков (ах, хо, фи, усы, сом).

Формирование умения отличать звук [э] от других глас­ных звуков в ряду звуков, слогов, слов.

Совершенствование умения различать на слух согласные звуки по месту образования, по глухости-звонкости, твердо­сти-мягкости: [с]—[ш], [з]—[ж], [с]—[ш]—[з]—[ж], [р]—[р'], |л]-[л'], [р]-[л], [р']-[л'], [р]-[л]-[р']-[л']-Ш в ряду зву­ков, слогов, слов

Совершенствование умения определять мес-то звука в слове (начало, середина, конец).

Совершенствование умения подбирать слова на задан­ный звук, слов со звуком в определенной позиции .

Совершенствование навыка анализа и синтеза закрытых и открытых слогов, слов из трех звуков (ах, хо, уха, мак, кит, лось).

Ознакомление с буквами Х, С,З,Ш,Ж.

Совершенствование навыка составле-ния этих букв из палочек, выклады-вания из шнурочка, кубиков, мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки и в воздухе.

Обучение узнаванию «зашумленных» изображений букв; букв, изображенных с недостающими элементами; нахожде­нию знакомых букв в ряду правильно и зеркально изображен­ных букв.

Совершенствование навыка осознанного чтения слов, предложений, небольших текстов с пройденными буквами.

Ознакомление с некоторыми правилами правописания (написание жи—ши с буквой «и»)



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности В повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проблемой, которая существует последнюю пару десятилетий. Ухудшение...

Конструкт организации образовательной деятельности для детей 4-5 лет «Возвращение дорожных…

Конструкт организации образовательной деятельности для детей 4-5 лет «Возвращение дорожных знаков»

Использование «Кейс-технологии» в работе учителя-логопеда с детьми с ОНР в…

Использование «Кейс-технологии» в работе учителя-логопеда с детьми с ОНР в подготовительной группе Работая с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР я...

Читайте также

Правополушарное рисование в детском саду

Правополушарное рисование в детском саду

Физическое воспитание дошкольников как важная составляющая подготовки к выполнению норм…

Физическое воспитание дошкольников как важная составляющая подготовки к выполнению норм ГТО «На чемпионатах побеждают, конечно, единицы. Но прочный фундамент их успехов —...

Сценарий спортивно-развлекательного мероприятия для сотрудников ДОУ. «Малые зимние олимпийские игры»

Сценарий спортивно-развлекательного мероприятия для сотрудников ДОУ «Малые зимние олимпийские игры» Праздник с участием сотрудников и администрации ДОУ Место проведения территория ДОУ.Участники: сотрудники...