«Ознакомление с культурой цвета на занятиях по изобразительному искусству»

(Опыт работы воспитателя высшей квалификационной категории по изобразительному искусству Рудометкиной Натальи Петровны)

 

Содержание.

I. Значение цвета в нашей жизни.

II. Характеристика цветовых сигналов.

III. Основы развития восприятия цвета в научной литературе.

1. Историческая справка о цветоведении.

2. Основы восприятия цвета детьми.

3. Критерии оценок рисунков детей по формированию у них чувства цвета.

IV. Особенности использования цвета детьми в изобразительной деятельности.

   1. Планирование и организация занятий по ознакомлению детей с цветом.

   2. Методика проведения работы по ознакомлению детей с цветом.

V. Организация совместной и самостоятельной деятельности детей на занятиях.

VI. Работа с родителями.

VII. Выводы.

Приложение.

Библиография.

 «Дети очень любят цвет.

Он оказывает на них своё

благотворное влияние, а потому

цвет может и должен быть

использован в создании условий

их жизни и той атмосферы, которой

мы желаем их окружить…»

                                         Томме.

 

I. Значение цвета в нашей жизни.

Свидетельства удивительной силы цвета мы видим повсюду. Прогуляйтесь по лесу – и вам станет ясно, как мать – природа разумно использует цвет для продолжения жизни на Земле. Посмотрите на удивительную раскраску фазанов и бабочек, листьев, цветов. Если представить, что все цвета исчезли из окружающего мира, и мы видим его только серо-белым, то получится унылая, однообразная и непривычная картина.

Как рождается цвет? Благодаря свету. Чем ярче свет, тем ярче краски окружающего мира. Чем больше света, тем больше радости.

Действие цветов обусловлено как непосредственным влиянием на организм человека, так и ассоциациями, которые они вызывают.

К примеру, принято считать, что:

- красный цвет – радостный, праздничный, победоносный;

- желтый – веселый, теплый, бодрящий, радостный, тонизирующий;

- зеленый – успокаивающий, мирный, душевный.

Но вот вопрос: одинаково ли все люди видят краски окружающего мира? Нас с вами больше интересуют конкретные вопросы: как воспринимают мир дети дошкольного возраста и как влияет качество восприятия на их психофизическое развитие?

За последние десятилетия наука расширила представления о природе детских восприятий и впечатлений, об их влиянии на развитии личности ребенка в целом. Ученые установили, что «полноценную и устойчивую работу мозга определяют не его врожденные свойства, а впечатления и опыт, обретаемые ребенком после рождения» (Шарон Бегли «Как развивать мозг ребенка»).

 

II. Характеристика цветовых сигналов.

Цвет посылает сигналы, простые и сложные, а мы непроизвольно внутренне реагируем на них. Цвет может быть притягивающим, соблазнительным или возбуждающим.

Люди с незапамятных времён придавали особое значение чтению «языка красоты», что нашло отражение в древних мифах, народных преданиях, сказках, религиозных различных и мистических учениях. Так, в астрологии лучи солнца, расположенные в спектре и дающие семь цветов, соответствовали семи основным планетам: красный – цвет Марса, синий – цвет Венеры, жёлтый – цвет Меркурия, зелёный – цвет Сатурна, пурпурный – цвет Юпитера, оранжевый – цвет Солнца, фиолетовый – цвет Луны. При этом цвета символизировали не только планеты и их влияние, но и социальное положение людей, их различные психологические состояния, что проявилось в подборе одежды определённого цвета, народных поговорках, обрядах и т.д.

Красный цвет.

Из всех цветов спектра красный цвет вызывает наиболее сильную физиологическую реакцию – то есть учащение сердцебиения. Красный цвет не позволит вам пройти мимо, он сразу же притягивает внимание и управляет ситуацией. Проигнорировать его вам не удастся. Во всех мировых культурах по мере развития языка красный цвет получил название в числе первых, сразу после белого и чёрного.

Красный – это теплый основной цвет. Порой он действительно вызывает в человеке ощущение тепла. Комнату, стены которой выкрашены красным (или розовым), можно топить меньше, чем комнату, выкрашенную холодным цветом, например голубым. На протяжении долгих лет красный цвет использовался для праздничных скатертей, поскольку он вызывал тёплые чувства и согревал сидящих за столом.

В природе красный цвет – это цвет изобилия, цвет спелых ягод и помидоров, цвет рубинов и гранатов. Не забывайте и о том, что красный – это цвет крови, а, следовательно, и цвет религиозных жертвоприношений – цвет сердца и огня.

Красный цвет часто связывается с праздниками и весельем. Древние египтяне положили начало традиции, которая жива и по сей день: праздничные и выходные дни в календаре отмечены именно красным цветом. Красным же мы с вами выделяем всё, на что следует обратить внимание.

Красный цвет сигнализирует об опасности и о готовности встретить эту опасность лицом к лицу. Красный цвет издавна использовался в военной форме.

Это очень сильный цвет, который непосредственно воздействует на человека и не оставляет его равнодушным.

Розовый цвет связан с красным. Фактически это его оттенок – смесь красного и белого цветов. Изменение восприятия цветового сигнала при переходе от красного цвета к розовому совершенно характерно для любого перехода от цвета яркого к пастельному. Поэтому розовый цвет, естественно, воспринимается как нежный, мягкий, очаровательный и женственный.

Розовый, как и красный цвет, может быть тёплым и возбуждающим. Он воспринимается как романтический и чувственный.

Оранжевый цвет.

Оранжевый цвет, как и красный, относится к тёплым цветам. Оранжевый цвет – очень яркий, он всегда привлекает внимание: вспомните дорожных рабочих в ярких оранжевых жилетах. Основная ассоциация, связанная с оранжевым цветом, - это пряность, пикантность. Именно это слово определяет наше отношение к оранжевому цвету. Пряности используются в очень умеренных количествах. Точно так же осторожны мы и в отношении оранжевого цвета.

Оранжевый цвет в небольших количествах будит в нас мысли о радости, веселье и ярком солнце. Помимо использования оранжевого цвета в небольших количествах, можно посоветовать применять его различные оттенки. Оранжевый пастельный цвет приближается к персиковому – а этот цвет в сознании людей обычно связывается со свежестью и здоровьем, естественным цветом кожи и косметикой.

Если взять более коричневые оттенки, такой, как терракотовый, то он воспринимается как естественный, выдержанный, как цвет загара. На ум сразу приходят экзотические страны и предметы – турецкие ковры, пряные приправы и вазы из дальних стран.

Жёлтый цвет.

Жёлтый цвет тревожит и привлекает внимание, поскольку он является наиболее ярким из всех основных цветов спектра. Этот цвет человек замечает первым.

Именно поэтому жёлтый цвет используется для предупреждающих надписей. Очень часто такси красят именно в жёлтый цвет.

Сочетание жёлтого и чёрного цветов говорит об опасности. Такое сочетание мы видим на значке, предупреждающем о такой страшной опасности, как радиация. Не мешает также знать, что чёрные буквы на жёлтом фоне легче всего прочесть. Жёлтый цвет всегда сигнализирует о чём-то новом, необычном, интересном.

В природе жёлтый цвет очень распространён. Мы видим его повсюду. Жёлтого цвета солнце, лимоны, кукуруза, огонь, спелая пшеница, натуральные кленовая древесина, сливочное масло и жирные сливки. Неудивительно, что человек воспринимает жёлтый цвет как цвет гостеприимства, щедрости и комфорта.

Жёлтый цвет часто ассоциируется с весельем, радостью, развлечениями и праздниками.

Недостаток жёлтого цвета в том, что в лингвистическом смысле он часто бывает, связан с трусостью. В Средние века Иуду на картинах изображали в жёлтом одеянии. Очень часто жёлтый цвет ассоциируется с неразборчивостью – например, когда речь заходит о жёлтой прессе.

Яркий жёлтый цвет используется как цветовой акцент. Но если добавить к нему немного белого, вы смело можете использовать желтый и в больших количествах. Кремовый и бежевый – самые безопасные цвета в любых количествах, а ведь они и есть оттенки жёлтого.

Зелёный цвет.

Зелёный цвет посылает массу самых разнообразных сигналов. Если в нём преобладает жёлтый оттенок, он возбуждает. Если же в зелёном цвете доминирует синий, он успокаивает. Зелёный цвет имеет огромное множество оттенков, которые способен различить глаз человека. И все эти оттенки, и нюансы вызывают в человеке самые разнообразные реакции. Тёмные и нейтральные оттенки зелёного – цвет еловой хвои, лесной чащи – ассоциируются с прочностью, надёжностью и долговечностью.

Нежные зелёные оттенки шалфея, мха и медной паутины успокаивают. Изумрудный и малахитовый говорят о роскоши. Сине-зелёный цвет морской воды или шеи селезня кажется слишком ярким, но стоит разбавить его белым, как он уже воспринимается совершенно иначе.

Зелёный цвет предельно материален и действует успокаивающе, но может производить и угнетающее впечатление (не случайно тоску называют «зелёной», а сам человек от злости «зеленеет»).

Голубой и синий цвета.

Голубой цвет необычайно популярен в нашей стране. Его легко любить. Он очень комфортен, он успокаивает и утешает. Голубой цвет вызывает ощущение благополучия. Он ассоциируется с постоянством и задумчивостью, с верностью, надёжностью и честью.

Голубой является холодным цветом, что отвлекает от него внимание, в отличие от тёплых красных и жёлтых цветов, мгновенно привлекающих всеобщие взгляды.

В природе голубой цвет очень распространён. Зайдите в любой сад – и вы увидите васильки, ирисы, незабудки, дельфиниумы, гиацинты.

Разумеется, голубой цвет имеет множество разнообразных оттенков. Голубой может быть элегантным, светским и изысканным, а может показаться совершенно домашним и повседневным. Тёмно-синий цвет считается деловым, профессиональным и авторитетным. Яркий кобальт, сочетание синего и красного, считается глубоким, интригующим и радующим глаз. Бирюзовый и сапфировый цвета считаются смелыми.

Однако синий и голубой не так безопасны, как может показаться на первый взгляд. Голубой цвет довольно пассивен. Он часто воспринимается как скучный или меланхоличный. Некоторые считают синий цвет подавляющим и депрессивным. Но всё же, как правило. Синий и голубой цвета вполне безопасны и очень широко распространены.

Фиолетовый цвет.

В фиолетовом цвете сочетаются энергия красного и элегантность синего цвета. Именно поэтому пурпур и фиолетовый цвет всегда ассоциировались с царственностью. В природе фиолетовый цвет не слишком распространён – на ум придут разве что виноград, сливы, фиалки, ирисы. В больших количествах фиолетовый цвет выглядит неестественным, искусственным и вычурным.

Нейтральные цвета.

Теоретически нейтральными являются цвета не тёплые и не холодные. Но в последнее время этот термин стал использоваться для обозначения совершенно определённых цветов: чёрного, серого, белого, бежевого и коричневого. Нейтральные цвета считаются изысканными, не отвлекают внимания. Человек обращает внимание на фактуру и содержание.

Белый цвет.

Белый цвет, то есть полное отсутствие пигмента, обычно ассоциируется с чистотой, непорочностью, новизной, покоем и невинностью. Он всегда связывается в сознании человека с простотой. Белый цвет – это классический выбор на все времена.

Однако порой белый цвет вызывает и негативные ассоциации – белая ложь, белый слон и белый флаг поражения.

В Древнем Риме носили белые платья и белые вуали. Ещё с античности белый цвет имел значение отрешённости от мирского, устремление к духовной простоте. В христианской традиции белое обозначает родство с божественным светом. В белом изображаются ангелы, святые и праведники. У некоторых народов белую одежду носили цари и жрецы, что символизировало торжественность и величие.

Однако белый цвет может получать и противоположное значение. По своей природе он как бы поглощает, нейтрализует все остальные цвета и соотносится с пустотой, бестелесностью, ледяным молчанием и, в конечном счете – со смертью. Славяне одевали умерших в белую одежду и покрывали белым саваном.

Серый цвет.

Серый – это нейтральный классический цвет. Серый отражает все цвета, и в нём не доминирует ни один из них. Это отличный цвет для фона. Он умеренно консервативен, традиционен и говорит об интеллигентности.

Серебро, серый металлический цвет, говорит о богатстве. Серый цвет может казаться старым, скучным и неинтересным. Но в сочетании с другими нейтральными или яркими цветами серый выглядит сильным, энергичным, изысканным и красивым.

Чёрный цвет.

Чёрный цвет традиционно ассоциируется с элегантностью, изысканностью.

Чёрный цвет, как правило, символизирует несчастье, горе, траур, гибель. Чёрные глаза и поныне считаются опасными, завистливыми.

Чёрный цвет – цвет ночи и смерти, цвет ведьмовства и чёрной магии, цвет незаконных действий (чёрный рынок), цвет отверженности (чёрный список) и изгнания (чёрная овца). В пословицах и поговорках чёрный цвет часто ассоциируется со страхом, гневом и депрессией.

В среде художников – модельеров и дизайнеров – чёрный цвет приобрёл популярность очень давно, поскольку он всегда говорил о нарушении запретов. И очень скоро чёрный оказался настолько плох, что стал хорош. Чёрный цвет прекрасно сочетается с другими цветами.

Сегодня практически любой предмет можно найти в чёрном цвете. Чёрный цвет всегда говорит о силе, власти и изысканном вкусе.

Бежевый и коричневый цвета.

Традиционно коричневый цвет считался сильным и энергичным, однако, не настолько сильным, как чёрный, красный и белый.

Бежевый и коричневый цвета – это сочетание нескольких цветов.

Коричневый цвет воспринимается как самый естественный.       Коричневый и бежевый цвета очень часто встречаются в природе – дерево, бамбук, песок, осенние листья. К коричневым цветам относятся цвет красного дерева, шоколада, кофе, верблюжий, каштановый.

Мы воспринимаем коричневый цвет как цвет земли и лесов, цвет дома и сердца – ведь домашний хлеб и печенье всегда имею золотисто-коричневый оттенок. Словом, коричневые тона очень успокаивают и внушают доверие.

 

III. Основы развития восприятия цвета в научной литературе.

1. Историческая справка о цветоведении.

Проблемами цвета в настоящее время занимается целый ряд наук и дисциплин, каждая из которых изучает цвет с интересующей её стороны.

Физику, прежде всего, интересна энергетическая природа цвета, физиологу – процесс восприятия цвета человеческим глазом, психологу – проблема восприятия и его воздействия на психику, способность вызывать различные эмоции, биолога – значение и роль цвета в жизнедеятельности живых и растительных организмов. Совокупность всех этих наук, изучающих цвет с разных точек зрения, носит название научного цветоведения.

Наука о цвете имеет немалую историю.

Издавна цвет считался одним из важных свойств предметов и явлений окружающей жизни. Считалось, что цвет влияет на настроение и самочувствие человека, что он может не только радовать, но и вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски или грусти. Одни цвета успокаивают нервную систему (зелёный, синий, голубой). Другие наоборот раздражают, возбуждают (красный, оранжевый, пурпурный, жёлтый цвета). Иными словами, цвет оказывает на нас эмоциональное воздействие.

Одним из первых, кто начал исследовать, воздействие цвета был И.Гёте. Фундаментальным в теории цвета явился его труд «К учению о цвете», содержащий анализ основных цветовых оттенков. С точки зрения влияния цвета на настроение он выделил цвета: возбуждающие, оживляющие, бодрящие – красные, красно-жёлтые; порождающие печально-беспокойное настроение – сине-фиолетовые; успокаивающего умиротворения – зелёные.

На протяжении веков люди по-разному воспринимали и чувствовали цвета. Учёные предполагают, что древние люди не видели всех цветов, которые видим мы. Сначала они научились различать более яркие цвета – красный и жёлтый, а затем уже синий и зелёный.

Ещё древнегреческие учёные – Демокрит, живший в V-VI веках до нашей эры, Аристотель – пытались установить основные цвета, объяснить происхождение цвета тел и многих цветовых явлений. Ученик Аристотеля Теофраст написал целый специальный трактат о цветах.

В 1436 году Леон Баттиста Альберти закончил свой труд «Три книги о живописи», в котором высказал много ценных мыслей о цвете.

Величайший художник и учёный Леонардо да Винчи (1452-1519) оставил замечательное сочинение «Трактат о живописи».

В XVIII столетии великий английский физик Исаак Ньютон открыл разложение белого света тел, исследовал смешения цветов, впервые построил цветовой круг. Ему удалось экспериментальным путём, доказать, что если узкий солнечный луч пропустить через трёхгранную призму, то на расположенном позади неё экране появится последовательный ряд удивительно красивых цветов. Это явление сходно с эффектом радуги на небе, представляющей собой спектр преломлённых и отражённых солнечных лучей в дождевых каплях, рассеянных в воздухе. В этих лучах И.Ньютон выделил 7 главных цветов: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, которые получили название спектральных.

Позже вопросам цвета посвящают свои исследования многие учёные различных стран. Среди них такие крупные представители науки, как Шаврель – французский химик, Гельмгольц – основатель физиологической оптики, Масквелл – замечательный английский физик.

Немецкий учёный Вильгельм Бецольд высказал в своё время мысль о том, что необходимо рассматривать понятие «цвет» с трёх сторон. Так, в своём исследовании он говорит о том, что в учении о цветах приходится иметь дело:

- то с чисто физиологическими, т.е. с процессами, которые свойственны собственно организму;

- то с чисто физическими фактами, т.е. с такими, которые не зависят от нашего организма;

- то с деятельностью мыслительной способности, суждениями с психологическими и эстетическими вопросами.

К спектральным цветам он относит: красный, оранжевый, жёлтый, жёлто-зелёный, голубо-зелёный, циано-голубой, ультрамариновый, фиолетовый. Он называет цвета не только основные, главные, которые были выделены Ньютоном, но и некоторые промежуточные. Кроме того, он даёт подробную характеристику цвета.

Как указывают исследователи (Л.Рихтер, С.С.Алексеев), в науке о цвете (цветоведении) белые, серые и чёрные цвета принято называть ахроматическими (бесцветными), все же остальные цвета – хроматическими (цветными). Эти термины были предложены в 1922 году американской комиссией по колориметрии с целью установления единообразной терминологии в учении о цветах.

С.С.Алексеев поясняет, что ахроматическими цветами называют лишь чисто-белые и чисто-чёрные цвета. Они не имеют цвета и отличаются, друг от друга только по тону. Но у этих цветов большие изобразительные возможности. Человеческий глаз способен отличить 300-400 переходных оттенков от белого к чёрному.

В противоположность ахроматическим цветам, которые не имеют цветового тона, хроматические цвета различаются степенью цветности. У одних спектральных цветов цветовой тон выражен очень резко, у других едва заметно. Мы имеем возможность, сравнить такую качественную характеристику цвета, как насыщенность. Насыщенностью называется степень отличия хроматического цвета от равного ему по светлоте ахроматического.

 По мнению В.Бецольда, насыщенность цвета зависит как от чистоты, так и от яркости. Между всеми при равной яркости наиболее чистыми будут спектральными цвета. Эти цвета производят впечатление наибольшей насыщенности. Насыщенность и светлота находятся в прямой зависимости, заключающейся в том, что сверх определённого предела увеличение светлоты цвета возможно лишь за счёт снижения насыщенности.

И так, один цвет отличается от другого по трём признакам – светлоте, цветовому тону и насыщенности. Н.Н. Волков эти признаки называет основными или собственными качествами цвета.

Цветоведы делят все цвета по цветовому тону на тёплые и холодные. По мнению В.Бецольда, к холодным следует причислить также чисто-белый и средний серый цвета. Холодная гамма усиливает впечатления меланхолической успокоенности, а тёплая – впечатление жизни, активности, радости, драматизма.

Любой цвет способен оказывать психологическое воздействие на человека. Существуют общепризнанные цветовые ассоциации, возникающие при восприятии изолированного цвета, а также их значение:

К физическим ассоциациям относятся:

1. Весовые: лёгкие, тяжёлые, воздушные, давящие.

2. Температурные: тёплые, холодные, горячие, жгучие.

3. Фактурные: гладкие, колючие, мягкие.

4. Акустические: тихие, громкие, глухие, звонкие.

5. Пространственные: выступающие, отступающие, глубокие, поверхностные.

6. Размерные: одинаковые по размеру предметы, имеющие разную окраску, кажутся различными по величине. Наибольшими кажутся предметы, окрашенные в ахроматические цвета, затем в хроматические с одноцветной окраской. Предметы, в окраске которых использовано несколько цветов, кажутся меньше всех.

При сравнении тёмных и светлых предметов светлые производят впечатление более крупных, чем тёмные.

А также эмоциональные ассоциации, вызываемые цветами:

1. Позитивные: весёлые, бодрые, лирические, приятные.

2. Негативные: грустные, трагические, злые, вялые, скучные.

3. Нейтральные: спокойные, безразличные, уравновешенные.

Наибольшее разнообразие ассоциаций вызывают жёлтые и зелёные цвета.

Учитывая психологическое воздействие цветов, можно дать определённую характеристику любому цвету. Так, жёлтый цвет – лёгкий, тёплый, гладкий, звонкий, весёлый, бодрый, привлекательный. Красный цвет – тяжёлый, колючий, звонкий, возбуждающий, оживляющий, активный, энергичный, богат ассоциациями.

Однако любая абсолютизация и канонизация цвета, даже имевшая достаточные основания в прошлые века, выглядит достаточно спорной и сомнительной.

2. Основы развития восприятия цвета детьми.

Все вышеперечисленные свойства цвета доступны и при восприятии цвета детьми, так как цвет предметов имеет большое значение в развитии эстетического восприятия детей и может выступать для ребёнка как один из признаков предмета.

Большую роль в решении этих задач играет знакомство детей с искусством и природой. Об этом в своё время писал ещё чешский педагог Я.А. Коменский.

Интерес к цвету, по мнению Я.А. Коменского, формируется у детей постепенно и должен строится с учётом возрастных возможностей.

Известный немецкий педагог XIX века Ф. Фребель полностью разделял взгляды Я.А. Коменского. Он отмечал, что ребёнка привлекает не просто всё яркое и пестрое, (оно не доставляет ему удовольствия), «доставляет же его выражение, нахождение внутренней связи, силы одухотворить всё это…».

Таким образом, по мнению Ф. Фребеля, ребёнка не столько привлекает внешняя сторона цветов, сколько их соединение, соотношение. Чтобы ребёнок понял это соотношение цветов, взрослый должен помочь ему.

Он также рекомендовал использовать те цвета, которые характерны для предметов и явлений природы, окружающих ребёнка, и считал необходимым предоставлять, детям самим выбирать ту или иную краску. Для того чтобы, по мнению

Ф. Фребеля, «…выработать в человеке путём наблюдения и самостоятельного изображения в преподавании учения знания и чувства красок, следует иметь в виду три требования:

- во-первых, рассматривать цвет самостоятельно, независимо от формы предмета. Цвет следует изобразить ради его самого;

- во-вторых, (Ф. Фребелю принадлежит одна из первых классификаций последовательности называния детьми цветов), называется чистый цвет сам по себе (красный, зелёный и т.д.), затем цвета по их внутренней силе (светлый, яркий, тёмный и т.д.) и в конце – отдельные цвета;

- в-третьих, он считал, что с красками необходимо знакомить детей постоянно. Переходить к работе с новым цветом не следует, пока не освоен ранее предложенный цвет, так как с каждой краской надо обходиться особенно.

Ф. Фребель рекомендовал вначале учить детей работать с красками основных цветов и оттенков. Общение ребёнка с цветом «…делает образ мыслей и вообще человека благороднее, оживляет чувство к природе и жизнь в ней».  

Большое значение воспитанию чувства цвета придавала и известный итальянский педагог Мария Монтессори. Она подчёркивала, что необходимо включать активные действия самого ребёнка, которые должны быть направлены на получение сенсорного опыта. С этой целью детям предлагались 64 цветные таблички (карточки, обмотанные цветной шерстью или шелком): восьми цветов и у каждого по восемь оттенков, а так же различно окрашенные ткани (гладкие, пёстрые), шерстяные мячи яркой окраски.                                                                                                              

Мария Мантессори считала, что «усвоение ребёнком цвета происходит успешнее, если ему предъявить сразу два цвета, ибо контраст способствует запоминанию цветов». Комплект табличек обычно давали детям или на занятии, или в момент игры. И дети находили среди цветов требуемый, выстраивали оттенки по порядку, делили цвета на цветовые группы, отыскивали цвета по памяти. Проводили подвижные игры, игры-упражнения, развивающие хроматическое чувство «распознания цветов и их названий».

Система М. Мантессори включает ознакомление детей с цветом и его оттенками, тренируя лишь «внешние органы чувств», и не решает полностью проблемы развития эстетического чувства цвета.

Специальное внимание развитию восприятия цвета и его передаче в рисунке уделила Е.А. Флерина в своей работе «Изобразительное творчество детей дошкольного возраста» (1956г.). Она считала, что при обучении детей рисованию большое внимание необходимо уделять передаче цвета объектов, являющегося важным их свойством. «Воспринимая предмет, в повседневной жизни и действуя с ним, ребёнок далеко не всегда вычленяет и осознаёт его форму… Ребенка, непосредственно привлекает цвет. Признавая большое значение цвета в детском рисунке, мы считаем необходимым в первую очередь, рассмотреть рисунок со стороны передачи в нём формы, цвета».

Е.А. Флерина отмечала необходимость использования приёмов контраста в восприятии ребёнка, в различении ими цвета. Педагог при обучении обязательно должен учитывать эмоциональный характер цветового решения, так как цвет выступает для ребёнка средством выражения его эмоционального состояния.

Крупный учёный и исследователь детского творчества

Н.П. Сакулина по-новому освещает вопрос эмоционального восприятия цвета ребёнком. В её исследованиях ставится вопрос о более глубокой и разносторонней художественной подготовке детей, в основе которой лежит развитие цветоощущений.

«Педагогическая задача заключается в том, - пишет

Н.П. Сакулина, - чтобы всё полнее раскрыть перед детьми многоцветность окружающей их действительности, учить видеть эту многоцветность, понимать и любить красоту в жизни. Вместе с тем следует искать возможность развивать присущую детскому рисунку декоративную многоцветность. В лучших образцах детского творчества мы видим счастливое сочетание реализма и декоративности».

Н.П. Сакулина выделила возрастные возможности детей в усвоении цвета и его использование в их творческой деятельности. В младшем дошкольном возрасте существуют предпосылки для усвоения детьми системы основных цветов и некоторых оттенков.

Вначале происходит постижение «опорных» цветов. Как и в усвоении других свойств предметов, дети первоначально усваивают основное, бессознательно отбрасывая детали. В старшем дошкольном возрасте дети не смогут избавиться от употребления закреплённых в сознании «предметных цветов» (небо синее, трава зеленная) – своеобразных цветовых шаблонов.

Дети уже в пять лет, понимают, что значит осветление цвета. В этом возрасте у детей отчётливо начинает преобладать подбор цвета, максимально соответствующий реальному. Ориентировка на цветовой тон мешает отразить реальный цвет предмета. Это связано также с уровнем развития речи детей, в которой выражаются представления детей о цвете. В этом возрасте дети начинают окрашивать в рисунках предметы и явления природы соответственно их реальному цвету, но без характерных оттенков.

Важное место в развитии чувства цвета у детей Н.П. Сакулина отводила народному декоративно – прикладному искусству.

Исходя из важнейших положений этих теорий, строились исследования А. В. Запорожца, который полагал, что восприятие свойства предмета (в том числе цвета) строится на основе перцептивных действий, включающих сравнение предметов окружающего мира с сенсорными «мерками» или эталонами, круг которых расширяется в процессе развития. Таким образом, существует два пути развития восприятия:

- расширение круга сенсорных эталонов;

- развитие перцептивных действий (восприятия).

Педагоги и психологи отмечают в применении цвета детьми две тенденции. Одна из них – отражение реального цвета объекта.

Другая – произвольное использование цвета, когда последний выступает в роли средства, выражающего отношение, или для украшения. Эта тенденция является связующим звеном между представлениями о цвете, чувством цвета, с одной стороны, и творческим мышлением, воображением, системой оценок – с другой.

3. Критерии оценок рисунков детей по формированию у них чувства цвета.

Важно знать, насколько эффективна моя работа по формированию чувства цвета у детей дошкольного возраста. С этой целью анализирую каждое занятие, отмечаю, кто хорошо справился с заданием, какие трудности встретились у отдельных детей, кто из детей с заданием не справился. Провожу индивидуальную работу с ребёнком, для закрепления даю задания воспитателю, родителям,   провожу итогово - проверочные занятия (на начало, середину и конец года), где определяю уровень усвоения программы детьми.

На основе Федеральной базисной программы развития ребёнка-дошкольника «Истоки», мной были разработаны критерии оценок рисунков детей по формированию у них чувства цвета.      

Результаты фиксируются в таблицах по возрастам.

Ранний дошкольный возраст. 3-4 года.

Умения сформированы.

  • Ребёнок испытывает высокий интерес к занятиям изобразительной деятельностью.
  • Обладает хорошими техническими навыками работы (мазками, штрихами, пятнами, линиями) с карандашами и красками (гуашь).
  • Самостоятельно обращает внимание на яркие, отчётливо выделяющиеся цвета: красный, синий, жёлтый, зелёный, чёрный, белый.
  • Показывает предмет (игрушку) например: красного цвета, показывает ещё один предмет такого же цвета.
  • Проявляет устойчивый интерес и желание общаться с прекрасным в быту, в окружающем его мире.
  • Проявляет эмоциональный отклик, выражение удовольствия, радости в мимике, движениях, словах.
  • Проявляет самостоятельность, творчество в подборе цвета.

Умения формируются.

  • Ребёнок проявляет интерес к занятиям изобразительной деятельностью.
  • Умеет пользоваться некоторыми изобразительными инструментами и техническими навыками работы.
  • Выделяет отдельные признаки предметов, которые делают их красивыми: яркие цвета, основные формы, разницу величин. Узнаёт знакомые образы в рисунке, иллюстрациях.
  • Эмоционально откликается на красивое. Проявляет самостоятельность, творчество в подборе цвета при напоминании педагога.

Умения зарождаются.

  • У ребёнка нестойкий интерес к занятиям изобразительной деятельностью.
  • Ребёнок проявляет интерес к наиболее ярким свойствам предметов и явлений, желание общаться с ними.
  • Пытается рисовать при поддержки педагога. Знает некоторые изобразительные материалы, но испытывает затруднения в их использовании.
  • При назывании педагогом предметов быта, игрушек, образов в рисунках, узнаёт их, радуется.
  • Эмоционально откликается на красивое, но только по побуждению педагога.

Младший дошкольный возраст. 4-5 лет.

Умения сформированы.

  • Ребёнок проявляет активный интерес и желание общаться с прекрасным в окружающем мире.
  • У него высокий интерес к занятиям изобразительной деятельностью.
  • Обладает достаточно устойчивым и хорошими техническими навыками работы (при помощи мазков, пятен, линий, геометрических форм) с карандашами и красками (гуашь). Хорошо работает кистью и гуашью. Получает новый цвет или оттенок в ходе работы на листе бумаги. Самостоятельно использует такие цвета: красный, жёлтый, синий, зелёный, оранжевый, фиолетовый, чёрный, белый, коричневый. Оттенки: голубой, розовый, серый. Называет цвета, подбирает сходные по цвету, предметы и использует в художественной деятельности.
  • Рассматривает игрушки, предметы быта, транспорт – обращает внимание на их окраску, спрашивая, а сто есть ещё такого же цвета.
  • Умеет композиционно располагать рисунок на всём листе, на полосе.
  • Даёт элементарную оценку, используя отдельные слова, характеризующие образ (весёлый, хороший, красный, мягкий).
  • Наблюдается эмоциональный отклик, выражение удовольствия, радости в мимике, движениях, словах.
  •  Проявляет самостоятельность, творчество в подборе цвета, дополнение образа деталями.

Умения формируются.

  • Ребёнок проявляет интерес и желание общаться с прекрасным в окружающем его мире.
  • Эмоционально откликается на красивое.
  • Умеет пользоваться карандашами и гуашью, владеет формообразующими движениями.
  • Выделяет отдельные признаки предметов, но требует напоминание со стороны педагога о цветовом решении, композиционном построении.
  • В основном добивается положительных результатов работы, испытывает эмоциональное удовольствие от своей работы и товарищей.
  • Но иногда затрудняется оценить работу других детей, может дополнять изображение деталями при напоминании педагога.

Умения зарождаются.

  • У ребёнка нестойкий интерес к изобразительной деятельности, проявляет интерес к наиболее ярким свойствам предметов и явлений.
  • Эмоционально откликается на проявление эстетического, но только по побуждению педагога.
  • Знает изобразительные материалы, но испытывает затруднения в их использовании, количество используемых цветов небольшое.
  • Наличие элементов творчества в передаче цветовых соотношений проявляется не во всех случаях, только при помощи педагога. Цветовые соотношения близкие к реальному, дополняются при напоминании педагога.

Старший дошкольный возраст. 6-7 лет.

Умения сформированы.

  • Ребёнок испытывает постоянное желание общаться с миром прекрасного. У него высокий интерес к занятиям изобразительной деятельностью.
  • Обладает устойчивыми и хорошими техническими навыками работы с карандашами и красками (гуашь, акварель). Умеет самостоятельно регулировать силу нажима на карандаш и кисть, изменять направление движения руки в зависимости от формы изображаемого предмета.
  • Самостоятельно использует разнообразные цвета и оттенки для создания образов, умеет смешивать краски, активно пользуется палитрой. Использует количество цветов в соответствии с изобразительной задачей.
  • Может отображать один объект с помощью нескольких цветов или оттенков цвета, пытается комбинировать цвета и создавать новые.
  • Умеет композиционно располагать рисунок на всём листе, на полосе, соблюдая при этом все правила композиционного построения рисунка.
  • Владеет навыками декоративного рисования, умеет изображать предметы декоративно-прикладного искусства.
  • Проявляет устойчивый интерес и желание общаться с прекрасным в быту, в окружающем его мире.
  • Проявляет самостоятельность, творчество в подборе цвета, вносит в свою работу элементы фантазии в цветовых соотношениях. Видит не только положительное, но и отрицательное в произведениях искусства.

Умения формируются

  • Ребёнок испытывает постоянно стремление и желание общаться с прекрасным в окружающем его мире.
  • Знает виды изобразительной деятельности, некоторые их особенности. Знает правила работы с гуашью, акварелью, но иногда требуется напоминание о соблюдении этих правил.        
  • Умеет передавать в рисунке выразительность образа, но требуется напоминание со стороны педагога о цветовом решении, композиционном построении, сочетании различных изобразительных материалов.
  • Умеет изобразить на листе несколько предметов, но не всегда соблюдает требования пропорции, есть отдельные нарушения, которые исправляет с помощью педагога.
  • Не всегда проявляет творчество в подборе цвета, использует небольшое количество цветов в соответствии с изобразительной задачей.

Умения зарождаются.

  • У ребёнка нестойкий интерес к изобразительной деятельности, делает только то, что привлекает его внешне.
  • Владеет материалами и инструментами, изобразительные навыки и умения требуют дальнейшего закрепления.
  • Имеет общие представления о художественной деятельности, некоторых видах искусства.
  • Недостаточно осознано и самостоятельно использует количество цветов в соответствии с изобразительной задачей.
  • Проявляет творчество в передаче цветовых соотношений при активной позиции педагога.

«Цвет сам по себе что-то выражает – от этого

нельзя отказываться, это надо использовать»,

считал В.Ван Гог.

Если присмотреться, какими цветными карандашами чаще всего пользуется ребёнок, то можно очень многое узнать о его характере.

Общий характер формируется уже к трём годам. Творческий – несколько позднее, между тремя и десятью годами. При этом важно иметь в виду: творческую личность не так-то легко воспитать, но развивать творческое начало в личности – можно и нужно.

В своей работе я пользуюсь уникальной методикой, разработанной группой петербургских учёных под руководством детского психолога З. Осмеевой. Её авторы убеждены: по детским рисункам можно точно определить характер ребёнка, его реакцию на жизненные ситуации и эмоциональный климат в семье.

 Иными словами, в детских рисунках раскрывается внутренний мир растущего человека, увы, порой не замечаемый родителями и педагогами.

Итак, «цветные дети» - кто они?

«Жёлтые»

«Жёлтые» дети более всего предрасположены к творчеству, свободные, раскрепощённые, оригинальные.

«Жёлтый» ребёнок-мечтатель, фантазёр, сказочник, шутник, не от мира сего. Он любит играть в одиночку, любит абстрактные игрушки: кубики, камешки, веточки. Тряпочки, оживляя их силой своего воображения. Когда он вырастет, он будет предпочитать интересную разнообразную работу, всегда будет во что-то верить, на что-то надеяться. Будет жить будущим, а в настоящем он – неприспособленный, неразумный, непрактичный.    

«Фиолетовые»

«Фиолетовые» дети живут богатым внутренним миром, и, будучи одновременно «жёлтыми», отличаются от них артистизмом. Такие люди чувствительны, их легко загипнотизировать. Они возбудимы, стремятся произвести впечатление и при этом способны посмотреть на себя со стороны, но очень ранимы и более других нуждаются в поддержке, поощрении, подбадривании.

«Красные»

Эти дети открыты и активны. Очень трудно родителям с «красными» детьми: живыми, непоседливыми, возбудимыми, ломающими игрушки, непослушными. Когда они вырастут, их высокая работоспособность будет определяться, стремлением добиться успеха, получить результат, заслужить похвалу. Отсюда их напористость, эгоизм. Интересы сегодняшнего дня для них превыше всего.

«Сине – зелёные»

Данный цвет-индикатор состояния нервной системы. У тех, кому он нравится, нервы перенапряжены, кто отвергает его как ядовитый - имеют уже истощённую нервную систему. Нервное напряжение определяется характером: серьёзным, принципиальным, волевым, внимательным, контролируемым. А ещё – ситуацией, когда человек очень боится ошибиться, лишиться достигнутых успехов, скомпрометировать себя, вызвать в свой адрес критику. Необходимо предоставить ему больше свободы, поощрять инициативу.

«Синие»

«Синие» дети – полная противоположность «красным». Недаром «красных» успокаивают, синим цветом, а «синих» взбадривают Красным. «Синие» спокойные, уравновешенные, привыкли всё делать не торопясь. Они предпочитают задушевную дружбу с самоотдачей и самопожертвованием. Предпочтение синего означает потребность в покое из-за эмоциональных перегрузок.

«Зелёные»

«Зелёный» ребёнок считает себя заброшенным и очень нуждается в материнской любви. Чтобы он не вырос в «зелёную» личность – консервативную, боящуюся перемен, - требуется особое творческое воспитание, внушение чувства надёжности. Открытости, интереса.

«Оранжевые»

Эти дети тоже легко возбудимы, как «красные» и «жёлтые». Но это возбуждение не имеет выхода. И дети веселятся, шалят, без всякой причины.

Поэтому оранжевый цвет опасен, он становится навязчивым, неприятным, он раздражает и опустошает.

«Коричневые»

В коричневом цвете оранжевый глушится чёрным, дискомфорт первого уходит во внутрь. Существует много причин коричневого дискомфорта: слабое здоровье, семейные неурядицы.

«Чёрные»

Цвет угрозы, закрывшейся навсегда двери, конца и смерти, совершенно противопоказан детям. Его редкое предпочтение свидетельствует о преждевременно созревшей сложной психики и о стрессе, перевернувшим жизнь ребёнка. Чем предпочтительнее чёрный цвет, тем сильнее угроза, тем драматичнее состояние ребёнка.

«Серые»

Цвет противопоказан детям. «Серые» дети исключительно резки, но ими довольно часто бывают особенно тихие, несмелые, замкнутые дети. «Серая» ситуация возникает, когда ты отгородился от других детей в новой группе, при бойкотах. Серый цвет – первый признак усталости.

«Нервозность некоторых людей, происходящая от

воздействия красного цвета, - писал М. Дерибере, -

стимулирующее действие жёлтого и успокаивающее

зелёного – вот типичные примеры физиологического

воздействия цвета».

Помимо психологического и эмоционального цвет оказывает ещё и физиологическое воздействие на организм человека:

Красный – проникающий тепловой, он увеличивает мускульное напряжение, а, следовательно, кровяное давление и ритм дыхания. Стимулирует мозг, активизирует все функции организма.

Оранжевый – поскольку является одновременно и согревающим, и стимулирующим, то может в разных случаях и успокаивать, и раздражать. Это цвет улучшает пищеварение, ускоряет пульсацию крови.

Жёлтый – тонизирующий, способствует мускульной деятельности; являясь центром наибольшей светимости в спектре, он стимулирует зрение, а, следовательно, и нервы. Успокаивает слишком возбуждённое состояние, стимулирует мозг, активизирует умственную работу.

Зелёный – уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры. Успокаивает и облегчает невралгии мигрени. Он даёт некоторые отдых уму, пробуждает в человеке терпение, на продолжительное время повышает двигательно-мускульную работоспособность.

Голубой – снижает мускульное напряжение и кровяное давление, успокаивает пульс и снижает ритм дыхания. Он наиболее успокаивающий.

Синий – успокаивающее действие переходит в угнетающее; способствует затормаживанию функций физиологических систем организма.

Фиолетовый – соединяет эффект красного и синего цветов, угнетающе влияет на нервную систему, действует на сердце, лёгкие и кровеносные сосуды, увеличивая их органическую выносливость.

Коричневый – успокаивает, вызывает депрессию и печаль, усыпляет, притупляет эмоции.

 «Цвет играет значительную роль в жизни

здорового или больного организма и имеет

первостепенное значение для ума человека»

                                                                Леон Доде.

Исследования ряда учёных (Дерибере, Подольского, Кравкова, Фере) по применению цвета и цветного света в качестве терапевтического средства позволили сделать следующие заключения:

Голубой – антисептический цвет. Он уменьшает нагноение. Состояние чувствительного человека голубой облегчает больше, чем зелёный.

Зелёный – положительно влияет на нервную систему. Это – болеутоляющий, гипнотизирующий цвет. Эффективен при нервной раздражительности, истерии, бессоннице и усталости.

Жёлтый – тонизирующий цвет. Различные тона жёлтого имеют некоторую способность успокаивать слишком возбуждённых людей. Этот цвет используют для лечения психоневрозов.

Оранжевый – стимулирует чувства и слегка ускоряет пульсациюкрови. Улучшает пищеварение.

Красный – цвет тёплый и раздражительный. Он стимулирует мозг, эффективен при меланхолии. Красные и жёлтые лучи дали интересные результаты при лечении апатичных и анемичных детей. Они выражались в увеличении количества красных кровяных телец, росте веса ребёнка, повышении его активности и в улучшении настроения.

В началоНазад12ВперёдВ конец


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект подгруппового логопедического занятия. Тема «Автоматизация звука Ж в слогах…

Конспект подгруппового логопедического занятия Тема «Автоматизация звука Ж в слогах и словах» Цель: Закрепить произношение звука Ж в слогах и словах. Задачи: Коррекционно-образовательные: -...

Инженерная книга «Детские забавы»

Инженерная книга «Детские забавы»

Конспект НОД по рисованию с использованием техники «кляксография»

Конспект НОД по рисованию с использованием техники «кляксография»

Читайте также

Конспект итогового занятия по математике в подготовительной группе «Путешествие в…

Конспект итогового занятия по математике в подготовительной группе «Путешествие в страну Математики» Цель: выявить и закрепить полученные знания, представления, умения, которые...

Методическая разработка с использованием технологии «ТРИЗ» «Семь дощечек мастерства»

Методическая разработка с использованием технологии «ТРИЗ» «Семь дощечек мастерства»

Развитие гибких навыков у детей дошкольного возраста, как ответ на…

Развитие гибких навыков у детей дошкольного возраста, как ответ на специфику современных тенденций в обществе Фёдорова И.А. – магистр социальных наук...