«Такие разные буквы»
Главная цель образовательной политики в сфере дошкольного образования согласно Федеральным Государственным Требованиям – формирование у детей общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей. Нам необходимо сформировать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате обучения и воспитания.
Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от нас, педагогов. Из своего многолетнего педагогического опыта (29 лет) я сделала выводы:
- дети рано проявляют интерес к письменности, их привлекают буквы;
- желание ребенка читать, а потом и писать, заниматься сочинительством - две ветки одного дерева;
- важнейшая задача – привлечь малышей. Обучение начинается не тогда, когда пытаются заставить ребенка запомнить букву, а когда ему будет это интересно;
- обучение детей должно быть интересным, захватывающим, весёлым, комфортным, доступным по возрасту, то есть игровым;
- пусть ребёнок постоянно чувствует свой успех, делает какие-то маленькие "открытия" для себя;
- обучение и воспитание детей должно быть ориентировано на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом.
Выполнение всех этих задач потребовало от меня проведения большой работы по тщательному отбору содержания учебного материала и методов обучения, выбору технологий. Игра - естественное состояние дошкольника, наиболее активная форма познания мира и наиболее эффективная форма обучения. Обучение дошкольника должно проходить как бы между прочим, в игровой ситуации, в обстановке увлекательного дела, используя разнообразные пособия. Я уверена, важен эмоциональный настрой! Запоминание образа буквы я организую по-разному, с использованием различных анализаторов. Сюда входят такие упражнения, как рисование, копирование, обводка, штриховка, раскрашивание, вырезание, выкладывание мозаики. Все это развивает мелкие мышцы руки, моторику рук и пространственную ориентировку, что является необходимым компонентом навыка письма.
Как много раз нужно назвать ребенку букву, чтобы он ее запомнил? Я отвечу - один раз, используя моё «Ноу-хау». Это хозяйка музея «Буквоград» - книга «Такие разные буквы», огромного размера, с необычными картинками. Книга завораживает детей уже своим необычным видом. Её хочется потрогать, полистать. А, открыв первую страницу книги, попадаешь в Мир Букв. Работая с книгой обучение детей, провожу по основным направлениям:
- развитие сенсорных и моторных функций;
- развитие мимической мускулатуры;
- развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания);
- развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
- формирование черт гармонической личности.
Называя букву, помогаю её запомнить через ассоциации ребёнка:
- предлагаю ребенку ощупать необычную букву, "запомнить ее руками";
- прошу детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа. Все ответы принимаются;
- рассматриваем элементы букв и их количество;
- пишем букву пальчиком в воздухе, на манке или другой мелкой крупе;
- угадываем букву, которую написали на спине, на ладошке у ребёнка;
- пишем буквы мокрой тряпкой и пальчиком на запотевшем стекле, зеркале;
- оригинальный способ запоминания букв - упражнение "Тело-буква": ребенок изображает букву с помощью всего тела;
- составляем буквы из мозаики, камешков;
- складываем буквы по частям.
Мои дети без труда запоминают названия букв, пишут их. Это происходит потому, что дети интересуются новым, неизвестным в окружающем мире, они любознательны и активны. Не боятся задавать вопросы, любят экспериментировать, а в случаях затруднений обращаются ко мне за помощью, принимая во всём живое, заинтересованное участие. Я даю возможность своим детям применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения возникших проблем. Дети мыслят, анализируют, фантазируют, моделируют, проявляют творчество. И запоминание происходит самопроизвольно.
Увидев однажды книгу «Такие разные буквы» мои дети тянутся к ней со своими идеями, мыслями. Они предлагают собственный замысел и воплощают его с помощью моей книги. Они придумывают сами, со своими родителями, братьями и сёстрами, а иногда и целыми семьями необычные буквы:
- придумывая образ буквы, изображают их на бумаге: как она будет выглядеть, какой надеть на неё наряд. Для начала определяем, для какой буквы ребенку было бы интересно "сделать платье": может быть, это - первая буква его имени или мамы, а может быть "сделать платье" для буквы, которую ребенок долго не может запомнить, или для буквы, с которой мы сегодня будем знакомиться;
- выбирают и готовят подходящий, по их мнению, материал;
- выкладывают буквы из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек, цветной проволоки, резинок, трубочек для коктейля, из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли, разноцветных крышек от бутылок и других мелких предметов;
- лепят из пластилина и теста; вырезают: из бумаги и ткани разного вида, поролона, пенопласта и дерева.
Дети и родители не только создают букву, но и придумывают сюжет «картинку – домик» в книге «Такие разные буквы», где будет счастливо жить их буква.
Но на этом моя работа с буквами не заканчивается.
Сделанные своими руками буквы дети узнают их на ощупь, находят одну букву из нескольких при помощи ящика ощущений. В ящик помещаю известные ребенку буквы. Предлагаю вынимать буквы по одной, отгадывать их на ощупь, придумывать слово, начинающееся на эту букву. Если ребенок, вынимая букву, ошибается в названии, исправляю его, а букву опускаем обратно. Когда ребенок снова достаёт эту букву, он уже называет её правильно. Складываем из них слова. Буквы превращаем в сувениры, подарки, которые дети дарят от чистого сердца родителям, пожилым людям, своим товарищам в качестве талисмана (в виде значка, на тесьме, на подставке.
Внимание, уважение, искреннее выражение чувств, доверие в моих взаимоотношениях с детьми способствуют пробуждению и реализации внутреннего потенциала детей с разным уровнем развития. Свобода личного выбора позволяет понять и объяснить позитивные личностные изменения в ребёнке. Также свобода выбора стимулирует положительную оценку и принятие собственного «Я». Универсальные ценности самого ребёнка помогают мне открыть его новые способности.
У вас ещё остался вопрос, учить ли дошкольника читать?! Можно привести достаточное количество аргументов против: «Отнимаем у детей детство, пусть играют, пока малы!», «Чему же тогда учиться в школе?», «Чтение вредит зрению». Однако аргументов за обучение чтению, все же больше. Обучать малыша нужно, потому что:
- это является базой для развития письменной речи;
- раннее начало обучения грамоте способствует формированию орфографической грамотности (ребенок многократно видит, произносит букву, запоминает её графический образ;
- чтение развивает мыслительную деятельность, память, внимание;
- в процессе чтения происходит познание окружающего.
Главное - как учить! Так как учатся мои дети - можно и нужно. Дети играя, овладевают универсальными предпосылками учебной деятельности.
Читайте также |
---|
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (математическому развитию)…
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (математическому развитию) на тему «В гостях у жителей Фиолетового леса» (Для детей средней группы) Цель: создание...
Мультфильмы как средство развития познавательного интереса старших дошкольников
Мультфильмы как средство развития познавательного интереса старших дошкольников Современный педагог-воспитатель должен решать в своей работе множество задач. Одной из приоритетных является...
Конспект НОД по финансовой грамотности для детей подготовительной группы детского…
Конспект НОД по финансовой грамотности для детей подготовительной группы детского садаТема: Путешествие в страну «финансовой грамотности» Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская...