«Наш долг перед детьми – дать им детство, сохранить его»

«Наш важнейший педагогический инструмент –

умение глубоко уважать человеческую личность

в своём воспитаннике…»

В.А. Сухомлинский.

На протяжении жизни, в суете повседневных дел, забот и обязанностей, устав от бесконечного бега по кругу, люди иногда всё же задумываются над своим предназначением, смыслом своего бытия. Кто-то видит его в богатстве, кто-то в карьере, но есть и те, кто не представляет своего существования без детей. И это не удивительно. Ведь наша жизнь была бы серой, скучной и совсем не интересной без этих, казалось бы, таких маленьких, но мощных генералов любви и света. Кому же можно доверить эти хрупкие создания, как не тем, кто отдаёт себя без остатка и дарит тепло своей души им – ДЕТЯМ!

Развитие ребёнка в дошкольном возрасте складывается, главным образом, в ходе общения со взрослыми. Не умея мыслить критически, дети этого возраста подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение. Таким близким человеком, с которым непосредственно связан ребёнок в детском саду, является воспитатель. Именно такие люди – педагоги.

В педагогическом процессе отведена самая яркая, самая благородная и конечно же ведущая роль – воспитателю.

Воспитатель! Удивительный человек, образец для подражания, эталон во всём для детей, а это обязывает помнить о своей ответственности и о непрерывности в процессе воспитания.

Слова, А.С. Макаренко, обращённые к родителям: «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему… Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми о других людях, как вы радуетесь, или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, - всё это имеет для ребёнка большое значение» имеют прямое отношение к воспитателям.

На мой взгляд, очень важно не омрачать воспитание назойливыми поучениями и бесконечными нотациями. Дети должны расти спокойными, весёлыми, встречать мир с открытой улыбкой, уверенными в себе людьми.      Нужно умно и правильно уметь влиять на ребёнка, постоянно на него воздействовать. Влияние должно происходить непрерывно, одновременно на всех детей, если я даже разговариваю или объясняю что-либо одному ребёнку, то находящиеся рядом ребятишки, внимательно прислушиваются к моим словам, похвала для одного ребёнка служит стимулом для остальных.

Влияние происходит, даже когда рисую, оформляю уголок, провожу ремонт игрушек, изготовляю поделки, в это время рядом со мной находится много любопытных детских глаз, которым интересно то, что я делаю. А так же когда веду разговор с родителями моего воспитанника, ребёнок прислушивается к моим словам, что же я расскажу сегодня о нём его маме и папе, он не остаётся равнодушным к моим словам. И поэтому мои беседы с родителями одновременно воздействуют как на родителей, так и на ребятишек.

В беседе с родителями об их ребёнке важно учитывать особенности ребёнка и его родителей, проявлять тактичность, тогда родители с полной серьёзностью отнесутся к сказанному, а ребёнок извлечёт для себя добрый урок.

При установлении отношений между ребятишками, так же происходит влияние детей друг на друга. И, конечно же очень важны отношения сотрудников детского сада между собой, детьми, родителями, это: доброжелательность, спокойствие, уважительный тон общения.

Понимая, что воспитание – процесс непрерывный, кропотливый, трудоёмкий и сложный и не терпит пауз, элементов стихийности. Поэтому, как педагог я работаю с полной отдачей сил, осознавая значимость каждого момента.

Каждый день, проведённый ребёнком в детском саду, насыщен яркими событиями и впечатлениями это время познаний, споров, (в которых рождается истина); время трудностей и переживаний, время жизни. Жизни порой весёлой, а порой сложной. Для меня – это творческая мастерская, которая создаёт условия для самореализации личности. А для ребёнка – это второй дом, где проводит большую часть своего времени, это мир в котором он живёт. Тем значимей и важнее роль педагога, который вводит малыша в этот мир.

Думаю, детский сад должен быть миром открытий и откровений, жизненной радости для воспитанников и педагогов, миром спокойствия, гармонии и сотрудничества. И мы воспитатели, можем превратить воспитание в процесс развития познавательных стремлений.

Наше призвание – открывать мир, и в этом процессе воспитатель и ребёнок дополняют друг друга, когда это чувствуешь, становится легко и свободно. Дети сами идут на контакт. Во время занятий ребёнок тянет ручку, это – не только сигнал воспитателю – «Я знаю», но и «Можно я попробую». Эту попытку ответить следует вовремя поддержать, дать возможность ребёнку поверить в себя. Тогда дети раскроют себя и свои возможности.

Каждая минутка, проведённая с ребёнком, даёт вдумчивому воспитателю безграничные возможности для творчества, так как без творчества и вдохновения воспитание будет не полным. Творческой личности воспитателя присуще ясное понимание «сверхзадачи» педагогического труда – воспитания человека, нацеленности на оптимальные результаты его свободного и счастливого развития, глубокое уважение личности каждого ребёнка, вера в его возможности. Велико значение глубокой и разносторонней эрудированности воспитателя, его общей культуры, начитанности, широты интересов.

Главное в работе, не только знания, и умение доступно эти знания преподнести, но и важно любить детей, верить в каждого из них, умение находить «жемчужину» в каждой «раковине». Быть не только для детей их воспитателем, но и другом. Трудности, неудачи, разочарования отступают, когда видишь блеск глаз своих воспитанников. Тёплые объятия заставляют забыть обо всём, пробуждают в тебе силы и желание сделать всё, чтобы этот яркий свет, эта любовь не только никогда не исчезали, а разжигались и становились всё сильнее и ярче.

Почему среди всех профессий мною выбрана именно профессия воспитателя? Потому что, я испытываю чувство удовлетворённости от своей работы. Поднимаясь по лестнице знаний, наблюдаю, как растут и развиваются мои воспитанники, а вместе с ними совершенствуется моё умение.

Наверное, потому что, взяв ребёнка за руку, я могу увести его в интересный и увлекательный мир знаний.

Войдя в волшебный мир знаний, знакомлю детей с окружающей их природой, обращаю их внимание на то, что они едины и неразрывны с нею и поэтому к ней нужно относиться бережно и осознанно.

По мере развития общества всё большее социальное значение приобретает наука – экология. Ещё лет двадцать назад об экологии и экологическом образовании дошкольников речь не шла. В настоящее время оно стало одним из важных направлений дошкольной педагогики.

Все мы обязаны своей жизнью нашей планете – прекрасной и единственной Земле матери, голубой от океанов, зелёной от лесов, жёлтой от песков, стонущей от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед – Человеком. Получив неограниченную власть над природой, и надменно упиваясь этой властью, он, считающий себя «венцом природы», забыл, что сам является её скромной частицей.

«Мы и сейчас ещё не поняли и не хотим понять, - горестно восклицает современный русский писатель В. Астафьев, – что животные, птицы, рыбы, растения без нас проживут, а вот нам без них не прожить и дня единого». Это «золотые» слова, вдумайтесь в них.

У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема – сохранения окружающей среды. Погружённые в повседневные дела и заботы, мы, к сожалению, забываем, что мир живой и неживой природы не вечен. На мой взгляд, основы экологического воспитания должны закладываться ещё в младшем дошкольном возрасте.

Ведь дошкольный возраст самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, которое проявляется во взаимодействиях ребёнка с природой, в осознании непрерывности с ней. И очень важным является научить дошкольника правильно вести себя и в природе и среди людей. Ведь часто из-за незнаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Важно организовывать воспитательную работу так, чтобы она была привлекательной и интересной для детей. Объекты природы привлекают дошкольников, прежде всего красотой, яркостью красок, разнообразием и это является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Природа – это первый эстетический воспитатель ребёнка. Наблюдая природу, ребёнок научится видеть, понимать и ценить её красоту.

Экологическое воспитание – составная часть нравственного воспитания. Нравственное воспитание дошкольников является своеобразным стержнем, вокруг которого целесообразно строить весь процесс обучения, в том числе и экологического, это - развивать положительные нравственные качества, побуждающие детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе; воспитание этических и эстетических чувств; развитие эмоций средствами природы; формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста.

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира. Помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно дидактическая игра.

Дидактическая игра, как и все виды игр, является ведущей деятельностью детей в период дошкольного возраста, поэтому она должна широко использоваться в экологическом воспитании.

Дидактическая игра способствует углублённому переживанию детей, расширению их представлений о мире. Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приёмы. Игровые приёмы обучения направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры.

Дидактические игры являются эффективным средством в экологическом воспитании. Данный вид игр выступает как средство умственного развития ребенка, что является важным в аспекте последующего школьного обучения. Ребёнок учится играя, не осознавая весь сложный комплекс практических и умственных действий как процесс преднамеренного обучения.

В конечном итоге моя цель – это здоровые и умные, счастливые дети, дети которые будут любить свой дом, город, свою Родину!

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Утренник без стресса

Утренник без стресса Малыш объявляет, что будет на утреннике Снежинкой или Зайчиком. Для крохи это событие, а для родителей — сплошь...

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком среднего возраста с логопедическим…

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком среднего возраста с логопедическим заключением «ОНР, 3 уровень речевого развития» по автоматизации звука [ж]...

«Тайна имени»

«Тайна имени» Имена, имена В нашей речи звучат не случайно, Как загадочна эта страна, Так и имя - загадка и тайна. С.Маршак. С самого раннего детства...

Читайте также

НОД по аппликации (старшая группа) «Составление натюрмортов»

НОД по аппликации (старшая группа) «Составление натюрмортов» Задачи: 1. Закрепить умение детей работать с ножницами. 2. Совершенствовать умение детей вырезать симметричным и парным способом;...

Мастер-класс для родителей по развитию социально-коммуникативных навыков у детей младшего…

Мастер-класс для родителей по развитию социально-коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста Цель: представление опыта работы по использованию игровых технологий, направленных...

Мастер-класс для педагогов «Снеговик из носочков»

Мастер-класс для педагогов «Снеговик из носочков» Цель: знакомство детей с созданием поделки из носков, развивать мелкую моторику пальцев рук, творчество, фантазию детей...