Инновационный подход к созданию развивающей среды в ДОУ

Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено её значимостью для разностороннего развития ребенка, успешной социализации в обществе.

Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей каждого ребенка, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.

Программа «Из детства – в отрочество», реализуемая в ДОУ, всегда уделяла большое значение средовому компоненту и опиралась на эталоны хороших матери­альных условий, которые могут обеспечить полноценную в содер­жательном отношении и разнообразную по форме деятельность детей. В связи с этим наш педагогический коллектив давно занимается вопросами создания современной комфортной развивающей среды. В основу работы были положены основные принципы построения развивающей среды В.А.Петровского, методические рекомендации, разработанные специалистами Тверского областного института усовершенствования учителей Львовой Т.Н. и Соловей С.А.

В настоящее время вновь наблюдается повышенный интерес к данной проблеме в связи с выходом в свет федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям её реализации, требований к созданию предметно-развивающей среды. Педагогам - практикам даны ориентиры в подборе материалов и оборудования, выведены общие закономерности формирования предметно - пространственной среды, базирующиеся на осознании того факта, что среда развития ребенка в детском саду – это не только набор изолированных тематических уголков и зон, где происходит заданный педагогом образовательный процесс. Прежде всего, это «среда обитания» ребенка-дошкольника, способствующая реализации всех основных направлений развития детей, в которой он находится значительную часть времени.

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГТ строится таким образом, чтобы дать возможность педагогам наиболее эффективно развивать индивидуальность детей с учётом их склонностей, интересов, уровня активности, а каждому ребёнку иметь возможность реализовать собственные потребности и интересы, свободно заниматься любимым делом. При этом очень важно обеспечивать условия для самореализации детей с разным уровнем развития. И всё это не игнорируя социальный заказ и запросы родителей детей, посещающих ДОУ.

Инновационный подход заключается в индивидуализации среды, отражающей приоритетные направления работы каждого учреждения и включающей региональный аспект. Можно сказать, что создание развивающей среды - это стержень, на который педагоги могут «нанизывать» отдельные образовательные блоки.

Ограниченность времени не позволяет полностью раскрыть проблему, поэтому я остановлюсь на отдельных позициях, которых придерживается наш педагогический коллектив при создании развивающей среды.

Мы считаем, очень важным обеспечить максимально комфортные условия для пребывания детей, и соответственно, стремимся создать во всех помещениях детского сада уютную, гармоничную естественную обстановку. Современная мебель и игровое оборудование гармонируют друг с другом, оформлены в едином стиле. Цветовая палитра представлена теплыми, пастельными тонами. Особое внимание уделяется расположению объектов в группах. Они оформлены так, чтобы дети могли свободно двигаться, играть и отдыхать. Каждый компонент единого пространства предназначен для детского коллектива в целом, и при этом предоставляет каждому ребенку возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество.

Необходимо помнить, что среда должна выполнять различные функции: образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную. Но самое главное – она ориентирована на безопасность и должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка, поэтому при её создании учитываем закономерности психического развития воспитанников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально-потребностной сферы.

Обязательно мы предусматриваем и полоролевую специфику и обеспечиваем среду, как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков. Каждая группа индивидуальна и своеобразна. Педагог наполняет ее на основе гендерного подхода, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ребенка и коллектива в целом. Так, в группе, где преобладающее количество мальчиков, больше машин, конструкторов, предметов для двигательной активности.

Создаваемые развивающие зоны строятся на основе интеграции содержания и видов деятельности. При этом предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию, мы меняем её в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей, задач образовательной программы в целом и отдельных её периодов. Иначе говоря, наша среда не только развивающая, но и развивающаяся.

Динамичность развивающей среды детского сада обусловлена активностью и самих воспитанников, т.к. одним из условий её изменения является участие детей в проектной деятельности. Работая над проектами, педагоги, воспитанники и их родители насыщают развивающую среду новыми элементами: макетами, фотоальбомами, выставками творческих работ и т.д.

Следует упомянуть, что для формирования у детей интереса к исследовательской работе, развития интеллекта и формирования у них представлений об окружающем мире в группах созданы «научные центры» (оборудованные места для детского экспериментирования), в которых маленькие «почемучки» проводят несложные опыты и учатся делать маленькие открытия.

При создании развивающей среды ДОУ, мы позаботились и о формировании информационно - коммуникационной культуры дошкольников. По данным опроса родителей половина семей имеет дома персональный компьютер, поэтому дети воспринимают его как обычную игрушку, не испытывают психологического барьера перед техникой. Это связано с тем, что у дошкольников основной тип мышления – наглядно-образный, а компьютер несет образный тип информации, доступный детям. Педагоги детского сада создали игры-презентации «Домашние животные и птицы», «Национальные символы России», «Космос» и др. и разработали конспекты познавательных мероприятий с применением данных игр. Использование мультимедийной установки в непосредственной образовательной деятельности позволяют организовать работу с моделями, видеоматериалами, слайдами, схемами по любому направлению, служат фоном при организации сюжетно-ролевых игр и помогают осуществлять проектную деятельность. Педагоги активно используют в своей работе Интернет-ресурсы. В ДОУ создан собственный сайт.

При этом мы никогда не забываем, что главная деятельность в дошкольном возрасте – игровая, и в каждой группе имеется красивое современное игровое оборудование.

Основной приоритетной задачей в программе модернизации российского образования, является сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Медицинский блок, оборудованный в соответствии с современными требованиями. Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни и способствовать укреплению здоровья. Именно поэтому усилия работников нашего ДОУ направлены на оздоровление дошкольников, культивирование здорового образа жизни. Одним из средств решения обозначенных задач становится организация здоровьесберегающей предметно-развивающей среды. В детском саду оборудован всем необходимым физкультурный зал. В группах созданы физкультурные уголки, оснащенные спортивным инвентарем, в том числе нестандартным оборудованием для обеспечения двигательной активности детей, зоны отдыха для снятия эмоционального напряжения, а так же уголки здоровья, а для реализации образовательной области «Безопасность» - уголки безопасности.

В нашем дошкольном учреждении предлагается достаточно широкий спектр дополнительных образовательных услуг и созданы условия для их реализации. Имеются кабинеты логопеда и психолога. Функционирует изостудия и выставочный зал. Ежедневно встречает гостей музыкальный зал.

А ещё мы – жители Тверской земли, и это не могло не найти отражения в развивающей среде: размещены символика города Конаково и Тверской области, оформлены альбомы «Мой любимый город Конаково», Конаковский фаянс, Конаковская ГРЭС и др.

Своеобразной визитной карточкой образовательного учреждения является, конечно же, его территория, важная составляющая образовательного пространства дошкольного детства. Коллектив ДОУ стремится сделать игровые площадки и участки не только красивыми, для чего ежегодно проводится целый комплекс мероприятий по их оформлению и озеленению, но и полезными в плане всестороннего развития детей с учетом сезонных изменений в природе. Наряду с сотрудниками воспитанники и их родители также принимают активное участие в этой работе.

Таким образом правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения.

Материальный итог нашей работы вы видели во время демонстрации презентации, но главный результат – это счастливые лица наших воспитанников, которые с удовольствием приходят в детский сад и показывают высокие результаты, востребованность у населения (многие родители стремятся привести своих малышей именно к нам), а также высокий рейтинг учреждения в районе (детский сад имеет статус базового дошкольного учреждения Конаковского района).

Педагогический коллектив МБДОУ детского сада №14 г. Конаково не собирается останавливаться на достигнутом. Поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Критерии оценки деятельности воспитателя комбинированных и компенсирующих групп дошкольной образовательной…

Критерии оценки деятельности воспитателя комбинированных и компенсирующих групп дошкольной образовательной организации (ДОО) На современном этапе развития системы образования особое внимание уделяется...

Особенности обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра в…

Особенности обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра в ДОУ За последние десятилетия количество пациентов с аутистическими расстройствами увеличилось в...

Мастер-класс по составлению интеллект-карты на тему: «Достопримечательности Москвы» с детьми…

Мастер-класс по составлению интеллект-карты на тему: «Достопримечательности Москвы» с детьми подготовительной к школе группы Цель: закрепить названия культурных, исторических объектов и достопримечательностей...

Читайте также

Экспериментальная деятельность в первой младшей группе. Тема: «Чудеса со снегом»

Экспериментальная деятельность в первой младшей группе Тема: «Чудеса со снегом» Возрастная группа 2-3 года. Цель: Познакомить детей с новыми свойствами снега: тает, окрашивается. Задачи: Образовательные: Познакомить с новыми свойствами снега: в...

Патриотическое воспитание дошкольников средствами дополнительного образования технической направленности

Патриотическое воспитание дошкольников средствами дополнительного образования технической направленности Проблема патриотического воспитания становится одной из главных и основополагающих проблем современности. Прививать чувство...

Опыт работы по экологическому воспитанию «Эколята – дошколята»

Опыт работы по экологическому воспитанию «Эколята – дошколята» Родная природа – могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления...