Тематический педсовет
«Дидактические игры как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей»
Цель: объединить усилия коллектива МБДОУ для повышения уровня организации дидактических игр с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
1. Обобщить опыт работы МБДОУ «Детский сад № 103 «Лесная сказка» по теме «Дидактические игры как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей».
2. Повышать методический уровень педагогов по организации дидактических игр с детьми. Дать практические рекомендации по планированию дидактических игр в работе с детьми.
3. Способствовать творческому поиску педагогов.
4. Выявление практических способностей к решению педагогических задач, изготовлению дидактических пособий и проведению дидактических игр с детьми.
Предварительная работа:
1. Подготовка информационного стенда о планируемом педсовете.
2. Формирование малой творческой группы.
3. Отбор и изучение литературы по проблемам организации и руководства дидактической игрой.
4. Разработка сценария.
5. Изготовление оборудования.
6. Подготовка проекта решения педсовета.
7. Задание педагогом по изготовлению дидактических игр для своих возрастных групп и последующей их презентации на педагогическом совете.
Оборудование: молоток аукциониста, денежные купоны, колокольчик, дидактические игры.
Повестка дня:
1. Выступление заведующей МБДОУ Прохоровой Е.Н. «Политика правительства ,Администрации области и города в вопросах изменения типа подведомственный учреждений».
2. Выступление ст. воспитателя МБДОУ Шапатиной Т.В. «Значимость организации дидактических игр в дошкольном возрасте».
3. Аналитическая справка по результатам тематического контроля «Дидактические игры как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей». Ст. воспитатель Шапатина Т.В.
4. Выступление воспитателя Владимировой С.В. на тему: «Практические рекомендации для воспитателей ДОУ по планированию дидактических игр».
5. Деловая игра «Аукцион педагогических идей».
6. Мини-презентация нетрадиционных развивающих игр воспитателями групп и специалистами дошкольного учреждения.
7. Коллегиальное вынесение решения педагогического совета.
Ход педсовета
Выступление ст. воспитателя Шапатиной Т.В., «Значимость организации дидактической игры в дошкольном возрасте».
Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Немалую роль в этом играю ежедневные впечатления от общения с людьми, мировосприятие ребенка определяется и той информацией, которую он получает по радио и телевидению. Дошкольнику не свойственна созерцательность, он стремиться к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Но это же порождает у ребенка и множество вопросов. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит игра.
Учиться играя! Эта идея увлекала многих педагогов и воспитателей. Практически решить эту проблему сумел наш современник Ш. А. Амонашвили. Он показал, как через игру можно ввести ребенка в сложнейший мир познания. Ш. А. Амонашвили играет, общаясь со своими учениками, и вот это драгоценное умение взрослого человека встать, как бы на один уровень с ребенком вознаграждается сполна блеском любознательных глаз, живой активностью восприятия, искренней любовью к Учителю.
Для обучения через игру и созданы дидактические игры. И сегодня мы с вами подведем итоги работы нашего дошкольного учреждения по теме «Организация дидактических игр в учебно-воспитательном процессе».
Аналитическая справка по результатам тематического контроля «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством организации игровой деятельности в детском саду»
Выступление старшего воспитателя Шапатиной Т.В. на тему: «Практические рекомендации для воспитателей ДОУ по планированию дидактических игр».
Планирование дидактических игр должно занимать значительное место в планировании всей воспитательно-образовательной работы с детьми. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия, а в группе раннего возраста - основной формой организации учебного процесса. Кроме того, в часы, отведённые для игр, д/игры планируются и организуются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей, где они могут играть по своему желанию как всем коллективом, небольшими группами или же индивидуально. В плане должен предусматриваться подбор игр и материала для них в соответствии с общим планом педагогической работы.
Наблюдения за самостоятельными играми детей дают возможность выявить их знания, уровень их умственного развития, особенности поведения. Это может подсказать педагогу, какие игры полезны для детей, в чём они сильны, в чём отстают.
- Дидактические игры кратковременны (10-20мин);
- Очень важно во всё время игры поддерживать у ребенка увлеченность игровой задачей, стараться чтобы в это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче.
Необходимо предоставлять детям возможность играть в разное время дня: утром до завтрака, между завтраком и занятием, в перерывах между занятиями, на прогулке, во второй половине дня. Игры в утренние часы способствуют созданию у детей бодрого, радостного настроения на весь день. Каждый может заняться любимыми играми, по желанию объединиться с друзьями. Не редко дети приходят в детский сад с определенными игровыми намерениями, продолжают начатую накануне игру. Если завтрак прервал игру, необходимо предоставить детям возможность снова возвратиться к ней после завтрака, в перерыве между занятиями. При этом следует учитывать характер предстоящего занятия. Перед физкультурным занятием предпочтительны спокойные игры, а если занятие требует однообразного положения, желательны более активные подвижные игры или словесные с двигательным компонентом. Необходимо чтобы время, отведенное для игр, было полностью отдано игре. Иногда из-за чрезмерной загруженности детей организованной учебной деятельностью или из-за нерационального использования времени- время игры сокращается. Этого нельзя допускать!
Планируя дидактические игры, педагогам необходимо заботиться об усложнения игр, расширения их вариативности (возможно придумывание более сложных правил).
На занятиях используются те д/игры, которые можно проводить фронтально, со всеми детьми. Они используются в качестве метода закрепления, систематизации знаний детей.
При планировании д/игр в воспитательно-образовательном процессе необходимо, чтобы новые игры, взятые на занятии, затем проходили в блоке совместной деятельности с детьми и использовались детьми в их самостоятельной деятельности, являясь при этом высшим показателем способности занять себя деятельностью, требующей приложения умственных усилий.
Д/игры в большинстве случаев проводятся тогда, когда дети уже получили на занятиях определенные знания и навыки, иначе будет достаточно трудно осуществить игру.
Д/игры можно использовать и для проверки знаний и умений детей. Важным показателем результатов обучения является усвоением пройденного на занятиях всеми детьми.
Чаще всего это проверяется д/игрой, в процессе которой, педагог устанавливает, на сколько правильно поняли и усвоили содержание зянятия не только способные, но средние и слабые дети. Выявив уровень знаний и умений детей, необходимо наметить дальнейшую работу по устранению недостатков.
Д/игра-это практическая деятельность, с помощью которой можно проверить усвоили ли дети знания обстоятельно, или поверхностно и умеют ли они их применить, когда это нужно. Дети усваивают знания тем полнее, чем шире их можно применить на практике в различных условиях. Достаточно часто бывает, когда ребенок усваивает на занятии определенные знания, но не умеет использовать их в измененных условиях.
В связи с тем, что д/игра является незаменимым средством преодоления различных трудностей в умственном развитии детей, необходимо планировать использования д/игр в индивидуальной работе с детьми. Как часто и много? По мере необходимости, очень индивидуально, в зависимости от потребностей и уровня развития детей. Индивидуальная работа с детьми с использованием д/игр может планироваться по всем видам и типам игр. Индивидуальные д/игры, которые организует воспитатель, создают благоприятные условия для непосредственного контакта с ребенком, помогают глубже выяснить причины отставания ребенка, способствуют более активному упражнению в учебном материале.
В д/игре применяются знания, полученные на занятии, обощаются сведения, полученные посредством личного опыта, активизируются познавательные процессы и повышается уровень умственного развития отстающих детей.
Д/игры способствуют развитию всех сторон человеческой личности. Если они проводятся живо, умелым педагогом, дети реагируют на них с огромным интересом, взрывами радости, что безусловно увеличивает их значение.
А.М.Горький, защищая право ребенка на игры, писал: "Ребенок до 10-летнего возраста требует игр, забав, и требование его биологически оправданно и законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий мир прежде всего, и легче всего в игре, игрой".
Делова игра «Аукцион педагогических идей».
Уважаемые коллеги, мы рады Вас приветствовать вас на нашем педагогическом аукционе.
АУКЦИОН – публичная продажа товара с использованием торгов. Товар продается в присутствии многих желающих – покупателей. Цена товара определяется в процессе того, как покупатели торгуются между собой за право купить товар. Представляем вашему вниманию:
- Ведущий аукциона – старший воспитатель Шапатина Татьяна Викторовна;
- Аукционист – заведующая детским садом Прохорова Е.Н.;
- Аукционеры – работники детского сада;
Аукционеры имеют право ознакомиться и приобрести тот или иной заинтересовавший их лот. Он достанется тому, кто назовет самую высокую цену. Обратите внимание на денежные знаки – купоны, которые лежат на столах. У каждого из вас имеется по пять купонов. Итак, внимание!
(Звенит колокольчик)
Аукционист: Аукцион открыт (стук молотка). Объявляются торги педагогическими идеями.
Ведущий: Тема торгов «Использование дидактических игр в воспитательно-образовательном процессе» (стук молотка).
Сегодня на продажу выставлены следующие лоты:
- Деревянная дидактическая игра «Дружная семейка», предназначена для детей младшего дошкольного возраста.
- Нетрадиционное дидактическое пособие «Блоки Дьенеша»
- Математическая развивающая игра «Помоги муравьишкам» Предназначено для работы с детьми старшего дошкольного возраста.
- Нетрадиционное дидактическое пособие «Квадрат Воскобовича».
- Обучающая игра «ПДДешка» для детей старшего дошкольного возраста. Незаменимое пособие по закреплению правил дорожного движения.
- Игра-занятие «Выбираем противоположности» для детей средней группы, адаптировано для детей с нарушением зрения.
- Дидактическая игра «Сложи узор»для детей средней группы.
- Развивающая игра «Волшебные коробочки» предназначена для детей с нарушением зрения.
- Дидактическое пособие «Половинки». Предназначено для работы с детьми младшего дошкольного возраста.
- Дидактическая игра «Говорящая азбука» по развитию речи детей средней группы.
Правила наших торгов следующие. Перед продажей каждого лота, вниманию участников аукциона будет предложено небольшое теоретическое выступление, раскрывающее особенности и специфику каждого из предложенных видов игр, а также состоится презентация развивающих игр, изготовленных педагогами нашего ДОУ.
Ведущий: На торги выставляется лот № 1.Деревянная дидактическая игра «Дружная семейка», предназначена для детей младшего дошкольного возраста.
Теоретическая часть
Ведущий: Итак, стартовая цена лота № 1 – 10 рублей. Вместе с лотом продаются и практические материалы.
(Победителю вручается покупка)
Ведущий: На торги выставляется лот № 2. Нетрадиционное дидактическое пособие «Блоки Дьенеша»
Теоретическая часть
Ведущий: Стартовая цена лота 10 рублей.
Ведущий: Лот № 3. Математическая развивающая игра «Помоги муравьишкам» Предназначено для работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Теоретическая часть
Ведущий: Итак, стартовая цена лота № 3 – 10 рублей.
(Победителю вручается покупка)
Ведущий: Лот № 4 - Дидактическая игра «Говорящая азбука» по развитию речи детей средней группы.
Теоретическая часть
Ведущий: Итак, стартовая цена лота № 4 – 10 рублей.
Ведущий: На торги выставляется лот № 5 – Дидактическое пособие «Половинки». Предназначено для работы с детьми младшего дошкольного возраста.
Теоретическая часть
Ведущий: Итак, стартовая цена лота № 5 – 10 рублей.
(Победителю вручается покупка)
Ведущий: На торги выставляется лот № 6 – Развивающая игра «Волшебные коробочки» предназначена для детей с нарушением зрения.
Теоретическая часть
Ведущий: Итак, стартовая цена лота № 6 – 10 рублей. Вместе с лотом продаются и практические материалы, ранее представленные педагогом.
(Победителю вручается покупка)
Ведущий: На торги выставляется лот № 7 - Дидактическая игра «Сложи узор»для детей средней группы.
Теоретическая часть
Ведущий: Итак, стартовая цена лота № 7 – 10 рублей.
(Победителю вручается покупка)
Ведущий: На торги выставляется лот № 8 - Нетрадиционное дидактическое пособие «Квадрат Воскобовича».
Теоретическая часть
Ведущий: Итак, стартовая цена лота № 8 – 10 рублей.
(Победителю вручается покупка)
Ведущий: На торги выставляется лот № 9 - Игра-занятие «Выбираем противоположности» для детей средней группы, адаптировано для детей с нарушением зрения.
Теоретическая часть
Ведущий: Итак, стартовая цена лота № 9– 10 рублей.
(Победителю вручается покупка)
Ведущий: На торги выставляется лот № 10 - Обучающая игра «ПДДешка» для детей старшего дошкольного возраста. Незаменимое пособие по закреплению правил дорожного движения.
Теоретическая часть
Ведущий: Итак, стартовая цена лота № 10– 10 рублей.
(Победителю вручается покупка)
Вот и подошел к концу наш аукцион, надеюсь все остались довольны приобретению разработок необходимых в организации образовательного процесса. Наш аукцион закрыт!!!! (стук молотка)
ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ
1. Поручить методическому совету разработать нормативную базу по переходу ДОУ в тип автономного учреждения.
2. Воспитателям всех возрастных групп соблюдать время, отведённое для игр в режиме дня; способствовать тому, чтобы их организация обеспечила детям интересную, содержательную жизнь.
3. Воспитателям Астаповой М.В., Решетняк Н.П,, Владимировой И.Н., Павленко А.И. пополнить тематику используемых дидактических игр при планировании воспитательно-образовательной работы : словесно-дидактическими играми, музыкально-дидактическими играми, играми на развитие эмоционально-волевой сферы воспитанников, дидактическими играми, направленными на закрепление полученных знаний на занятии.
4. Картотеки по данным видам игр предоставить на установочном педагогическом совете в сентябре 2011-2012 учебного года.
5. Воспитателям всех возрастных групп в перспективных планах работы с родителями на следующий учебный год предусматривать формы взаимодействия, способствующие решению годовых задач дошкольного учреждения. Планы работы с родителями 01.09.2010.
6. Педагогам старших групп и специалистам дошкольного учреждения по мере возможности обогатить воспитательно-образовательный процесс нетрадиционными развивающими играми.
А теперь я прошу раздать каждому листочки желтого и черного цвета. На этих листочках я попрошу отразить в двух словах ваше мнение о прошедшем педсовете.
Спасибо за внимание!
Читайте также |
---|
Конспект открытого занятия/НОД по математике «Сказочная Страна Геометрических Фигур» для…
Конспект открытого занятия/НОД по математике «Сказочная Страна Геометрических Фигур» для детей 5-7 лет Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Социально- коммуникативное развитие»;...
Как сохранить планету Земля, почему экологический образ жизни сегодня так…
Как сохранить планету Земля, почему экологический образ жизни сегодня так важен Мое поколение, это поколение 70-х. В 70-е годы ХХ века происходит...
Путешествие в мир народной куклы
Путешествие в мир народной куклы Не секрет, что за последние десятилетия мы утратили народные традиции и вместе с ними большую часть...