Взаимосвязь педагога-психолога и учителя-логопеда в коррекционно-развивающем процессе с использованием нетрадиционных методов
Дети, воспитывающиеся в условиях интернатных учреждений, требуют к себе особого внимания. Чаще всего им требуется помощь и логопеда, который работает над общим развитием речи, звуковой стороной, и педагога- психолога, который помогает справиться детям с их внутренними трудностями.
Это требует более тщательного подбора методов психологической и логопедической коррекционной работы с данными детьми. Таким образом, становится все более очевидной необходимость тесного взаимодействия в работе педагога-психолога и учителя-логопеда как с детьми дошкольного, так и младшего школьного возраста. Опыт показывает, что использование традиционных методов в развитии и коррекции различных нарушений не всегда дает желаемый эффект, поэтому многие специалисты, работающие с данным контингентом детей, дополнительно используют нетрадиционные методы.
На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много: игротерапия, сказкотерапия, смехотерапия, арт-терапия, ароматерапия, су-джок терапия и др.
Но нам хочется остановиться на тех методах, которые, на наш взгляд, являются наиболее целесообразными и эффективными в условиях учреждений интернатного типа. Это: куклотерапия, изотерапия, песочная терапия.
На примере использования метода куклотерапии мы бы хотели продемонстрировать взаимосвязь в работе педагога-психолога и учителя-логопеда.
Основными задачами куклотерапии является: совершенствование мелкой моторики руки и координации движений; развитие посредством куклы способов выражения эмоций, чувств, состояний, движений, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребёнок не может или не позволяет себе проявлять; обучение способам адекватного телесного выражения различных эмоций, чувств, состояний и др. Для многих детей куклы становятся настоящими помощниками: помогают снимать психическое напряжение, позволяют выполнять вместе что-то важное, им легче рассказать что-либо о себе, чем взрослому или другим детям. Кроме того, взрослые от имени куклы могут проводить различные развивающие занятия, игры. Работа детей с куклой-марионеткой позволяет совершенствовать моторные навыки, координировать движения правой и левой рук, вращать кистями и пальцами. С помощью такой куклы можно «проигрывать» различные эмоциональные состояния, развивая эмоционально-волевую и коммуникативную сферу. «Проигрывая» состояния через куклу, ребенок моторно закрепляет психоэмоциональный опыт, отрабатывает механизм саморегуляции, учится адекватно выражать свои чувства. Используя метод куклотерапии, мы задействуем различных кукол: это персонажи традиционного кукольного театра, куклы-марионетки, пальчиковые куклы, куклы, изготовленные из бросового материала своими руками и руками детей.
Взаимодействие в нашем учреждении осуществляется следующим образом: учитель- логопед и педагог-психолог, проведя диагностику, выявив проблемы в развитии ребенка разрабатывают направления совместной деятельности. Далее взаимосвязь осуществляется по нескольким направлениям:
Через задание. Тема того или иного логопедического занятия, может, в несколько видоизмененном виде, повторяться и на занятии педагога-психолога.
Через куклу. Один и тот же кукольный персонаж задействуется в коррекционной работе как логопедом, так и психологом. Ярким примером этому может служить кукла Гоша. Учитель-логопед с помощью куклы Гоши проводит артикуляционную гимнастику с детьми дошкольного возраста. А педагог-психолог, используя этот же персонаж, проводит занятие по развитию эмоциональной сферы.
Таким образом, нетрадиционные методы в работе логопеда и психолога способствуют повышению физической и умственной работоспособности детей, стабилизируют внимание, сглаживают неврологическую симптоматику, создают функциональную базу для обеспечения сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной и речевой активности и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком. Все эти методы просты в использовании, не требуют использования дорогостоящего оборудования, аппаратуры, практически не имеют противопоказаний. Применение этих методов позволяет значительно повысить эффективность логопедических занятий в условиях учреждения интернатного типа.
Читайте также |
---|
Сценарий спортивного досуга в подготовительной группе «Богатырские забавы»
Сценарий спортивного досуга в подготовительной группе «Богатырские забавы» Цель: формирование интереса к здоровому образу жизни. Задачи: Закрепить умения и навыки, полученные на занятиях по...
Конспект бинарного занятия
Конспект бинарного занятия Цель: развивать диалогическую речь; продолжать знакомить детей с литературным жанром «сказка»; помогать запоминать персонажи, специфику их поведения, последовательность...
Консультация для воспитателей: «Япония – источник солнца»
Консультация для воспитателей: «Япония – источник солнца» Раса – род, племя; исторически сложившаяся группа людей, имеющие сходные, передаваемые по наследству внешние...