«Экологическое воспитание дошкольников посредством приобщения к природе родного края»

Учить надо так, чтобы люди,

насколько это возможно,

приобретали знания не из книг,

но из неба и земли, из дубов и буков,

то есть знали и изучали самые вещи,

а не чужие только наблюдения

и свидетельства о вещах.

     Ян Амос Коменский

Детей дошкольного возраста чаще всего называют «почемучками». У них велика потребность в познании, желание открывать мир, людей, природу. В силу своих возрастных особенностей они всегда готовы откликнуться на всё окружающее, новое в жизни. Именно экологическая деятельность даёт дошкольнику возможность контакта с окружающим миром, убедительные, яркие, наглядные ответы на возникающие вопросы. Эта деятельность удовлетворяет и естественную потребность дошкольников в движении, позволяя им быть на свежем воздухе в любое время дня и года.

Конечно, возможность воспитания экологической культуры у подрастающего поколения, заложенные в экологической деятельности, не реализуются сами по себе – необходима целенаправленная систематическая деятельность педагогов, родителей, разработка программ, маршрутов, методических рекомендаций.

Можно выделить основные задачи работы в экологическом воспитании:

  • на примере ближнего природного окружения познакомить дошкольников с окружающим миром, помочь им осознать своё место в нём;
  • нравственное воспитание дошкольников, развивать доброе, заботливое отношение к природе и людям;
  • способствовать физическому развитию ребёнка, его оздоровлению;
  • учить ориентироваться в природной и социальной среде.

Эти задачи решаются в процессе проведения наблюдений, непосредственно образовательной деятельности, экскурсий, игр, опытов в природе.

При планировании работы с детьми, содержание экологического воспитания последовательно выстраивается в соответствии с региональными особенностями сезонных явлений и срокам их протекания. Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства на основе своего края, во всём многообразии её форм и методов имеет огромное воспитательное воздействие на формирование личности ребенка дошкольного возраста.

Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, развитии их интеллектуального потенциала. Интерес побуждает детей получить как можно больше информации о родном крае, что способствует воспитанию таких чувств, как привязанность, любовь, питающих, в свою очередь, потребность, желание узнать как можно больше нового о своей малой Родине.

За время пребывания в детском саду ребенок должен научиться замечать и выделять характерные особенности сезона, устанавливать простейшие связи и зависимости между предметами и явлениями, приобрести достаточно систематические знания о жизни животных и растений, то общие задачи, которые конкретизируются в зависимости от возраста детей: постепенно расширяются и усложняются.

В средней группе дети должны знать, какие явления характерны для каждого времени года, выделять некоторые признаки сезона, например: осенью созревают плоды, улетают птицы, опадают листья. В этом же возрасте малыши уже могут устанавливать простейшие связи, например: между внешним видом овощей и фруктов и степенью их зрелости, между свойствами снега и состоянием погоды, между трудом людей и временем года. Воспитатель подводит ребят к пониманию зависимости жизни животных от сезона, необходимости создания определенных условий для роста растений.

Дети старшей группы должны знать и самостоятельно выделять несколько характерных признаков сезона, особенности его начала и конца, знать последовательность времен года; устанавливать зависимость между состоянием неживой природы, растительным миром, трудом и бытом людей.

В подготовительной к школе группе ребята могут уже объяснить некоторые причинные, последовательные и временные связи; сравнивать не только резко отличающиеся, но и сначала похожие «смежные» сезоны, находя отличительные, сходные и общие признаки; давая характеристику сезона, могут выделять признаки неживой природы, растительного и животного мира, труда и быта людей.

Для воспитанников подготовительных групп можно провести следующие экскурсии и экологические прогулки:

Октябрь.

  • Тема: Экскурсия на смотровую площадку (технологическая академия им. Шухова).

Цель: Наблюдать сезонные изменения в природе в осенний период, учить устанавливать связи между изменениями в неживой природе и изменениями в жизни растений и животных.

Декабрь.

  • Тема: Экскурсия в зимний парк «Где обедал воробей?».

Цель: Наблюдать сезонные изменения в жизни природы с приходом зимы; обобщать, систематизировать знания детей об изменения в жизни птиц зимой; формировать гуманное отношение к птицам.

Март.

  • Экскурсия на водоём «Весенние заботы птиц».

Цель: Наблюдать сезонные изменения весной, учить устанавливать связи между прилётом птиц и наличием корма.

Май.

  • Экскурсия в Белгородский зоопарк.

Цель: Познакомить детей с жизнью диких животных и птиц.

Большое внимание должно уделяться совместной деятельности детей и взрослых, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей, даёт возможность дошкольникам почувствовать себя «взрослыми», а папе и маме – лучше понять мир ребёнка. Во время экскурсий, подходов и дети, и взрослые имеют возможность проявлять такие качества и умения, которые не требуются в повседневных условиях. Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

Представляем образовательную деятельность на тему "Экспедиция по родному краю" в подготовительной группе.

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект зимней прогулки в средней группе «Спасем Снеговика»

Конспект зимней прогулки в средней группе «Спасем Снеговика» Цель: Формировать потребность в двигательной активности. Создание условий для закрепления признаков зимы. Задачи: систематизация представления детей о...

Конспект совместной деятельности по интересам «Мир Доброты» с детьми с…

Конспект совместной деятельности по интересам «Мир Доброты» с детьми с ограниченными возможностями здоровья 5-6 лет, имеющих тяжелые нарушения речи «Мать...

Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности

Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности Детское экспериментирование — это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми...

Читайте также

Дидактическая игра «Собери мухоморчики»

Дидактическая игра «Собери мухоморчики» Дидактическая игра «Собери мухоморчики» будет интересна детям среднего дошкольного возраста. Данная игра направлена на развитие математических представлений...

Эксперимент «Как растения пьют воду»

Эксперимент «Как растения пьют воду»

Квест-игра «Эколята – друзья природы»

Квест-игра «Эколята – друзья природы» Цель: формирование экологических знаний посредством игровой деятельности и создание условий, способствующих формированию положительной мотивации, направленной на...