«Гражданское воспитание средствами народного творчества»

(консультация для воспитателей)

 “Пусть ребенок чувствует красоту

И восторгается ею, пусть в его сердце

И в памяти навсегда сохраняются образы,

в которых воплощается Родина.”

В.М. Сухомлинский

“Маленькая родина все равно большая,

Ведь она единственная.”

Ж.Ренар

Первые годы жизни ребенка – важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют его последующий путь жизни. Корни этого влияния – в языке своего народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх и игрушках, которыми ребенок забавляется, впечатлениях природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живет.

На каждой ступени воспитания есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек. Они передаются ребенку, усваиваются им и становятся близкими, почти незаменимыми. В образах, звуках, красках, в чувствованиях предстает перед ним Родина, и чем ярче и живее эти образы, тем большее влияние они оказывают на него.

Маленьким детям еще не доступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребенка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны.

В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через родную сказку, песню, игру, овладевая родным языком, ребенок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа. Богатство и разнообразие природы, труд и быт русского народа обусловили оригинальность и самобытность, удивительную свежесть и яркость народного творчества. Близость детям творчества народа обусловлена именно тем, что его образы связаны со всем укладом их жизни, с родной природой. Это творчество несет в себе много национальных традиций, оно тесно связано с тем, чем живет народ в настоящее время и чем он жил в прошлом. Не преувеличивая, можно сказать, что любовь к Родине зарождается в раннем детстве, именно в тот период развития ребенка, который отличается особой восприимчивостью.

Развитие у дошкольников представлений о Родине и родном крае предполагает постепенное формирование в его сознании целостной, единой картины мира, составными компонентами которой являются мир природы, рукотворный мир, разные виды деятельности.

С давних пор русская дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение народного творчества. Ведь через близкое народное творчество дети учатся чувствовать общее, человеческое. Значит, не случайным побуждением продиктовано использование народного творчества в воспитании детей. В этом творчестве, именно в его содержании, заключены реальные, воспитывающие начала.

Детское изобразительное творчество во многом сходно с тем, что мы видим в народном искусстве. Смелое сочетание цветов, так любимое детьми, простота формы – все это мы находим в народной игрушке. И все это близко и доступно детям.

Первое знакомство с народной игрушкой у ребёнка начинается в раннем детстве, когда происходит появление собственно изобразительной деятельности, и ребёнок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет.

Например, при ознакомлении с русским декоративным промыслом - Филимоновской игрушкой, можно рассказать об особенности ее возникновения, способе изготовления, элементах узора, какие игрушки лепят мастера, какие цвета используют для росписи, рассказывая сказку о старом мастере Филимоне, с использованием элементов театрализации. Такие формы работы с детьми для них интересны и понятны, органически входят в их жизнь.

В первой младшей группе дети знакомятся с народными игрушками: дымковской, богородской, матрешкой, Ванькой-встанькой и другими. Обращается внимание на характер игрушек (веселая, забавная и др.), их форму, цветовое оформление. Воспитывается интерес к русской народной игрушке.

Во второй младшей группе развивается умение видеть красоту цвета в народных игрушках (дымковские, филимоновские, матрешки). Дети учатся украшать дымковскими узорами силуэты игрушек, вырезанных воспитателем (птичка, козлик, конь и др.), и разных предметов (блюдечко, рукавички). Воспитывается интерес русскому народному творчеству.

Лепка из глины становится доступна уже в трехлетнем возрасте, так же как и рисование, красками, карандашом, немного позднее вырезывание. В этих изобразительных занятиях ребенок идет по пути овладения формой, цветом. На занятиях лепкой знакомятся со свойствами глины (для ознакомления рассказывается, что детские игрушки раньше делались из глины).

В самостоятельной художественной деятельности необходимо привлекать детей для рассматривания, наблюдения дымковской, богородской, филимоновской игрушки. Наблюдение этих игрушек облегчит детям развитие интереса и любовь к русскому творчеству, овладение формой в глине и рисунке.

В средней группе продолжается ознакомление с русским декоративным промыслом, особенностью его возникновения, материалом, способом изготовления, элементами узоров, какие игрушки лепят мастера, какие цвета используют для росписи. В рисовании, лепке и аппликации учатся расписывать, лепить, украшать силуэты по мотивам дымковской, филимоновской, калининской игрушке, передавая характерный колорит и элементы узора этой росписи. Воспитывается интерес к русскому народному промыслу, гордость за русских мастеров.

В старшей группе продолжается знакомство с народным декоративно- прикладным искусством (Городец, Полхов - Майдан, Гжель), расширяется представление о народных игрушках (матрешки - Городецкая, богородская); c другими видами декоративно- прикладного искусства. Закрепляется умение детей составлять узор по мотивам росписи, используя характерные элементы узора. Развивается чувство цвета, умение ритмично располагать узор по форме. Воспитывается любовь и восхищение русским народным творчеством.

В подготовительной группе продолжается развитие декоративного творчества детей, развивается умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям. Закрепляется умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек, а так же расписывать вылепленные детьми игрушки. Закрепляется умение использовать в работе характерные элементы узора и цветовую гамму. Воспитывается гордость и восхищение работами мастеров русского прикладного творчества.

Очень важно знакомить детей с народным декоративным творчеством. Оно пленяет душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Проблемы формирования нравственных начал личности, ее гражданских качеств, всегда были в центре внимания педагогике. Особую роль они приобрели в настоящее время. В связи с этим возрастает значение воспитательно-образовательной работы в целом и такой важной стороны, как ознакомление дошкольников с декоративно - прикладным творчеством русского народа.


Литература:

1. П.И. Уткин, Н.С. Королева “Народные художественные промыслы” Москва, “Высшая школа” 1992.

2. А.П. Усова “Русское народное творчество детскому саду” издательство “Просвещение”, Москва 1972.

3. О.Л. Князева, М.Д. Маханева “Приобщение детей к истокам русской народной культуры” Санкт–Петербург, издательство “Детство-Пресс ”, 2000. Л.С. Куприна, О.Н. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. Корепанова, Санкт – Петербург, издательство “ Детство-Пресс ”, 2004.

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическое пособие «Пожарная безопасность»

Дидактическое пособие «Пожарная безопасность»

Проект «Семья - мой мир»

Проект «Семья - мой мир» Информация о проекте Длительность: среднесрочный (3 месяца). Дата реализации проекта: ----------. Возрастная категория: 5-7 лет. Участники: воспитанники, коллектив воспитателей, родители. Продукт:...

Конспект сценария геокешинга «Морское путешествие» для детей старшей группы

Конспект сценария геокешинга «Морское путешествие» для детей старшей группы Цель: доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. Образовательные задачи: Расширять представления детей...

Читайте также

Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Перелётные птицы»

Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Перелётные птицы» Цель: Формирование начальных форм экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Закрепить знания детей о перелетных птицах...

Технологическая карта занятия в ДОУ «Профессия Моряк»

Технологическая карта занятия в ДОУ «Профессия Моряк» Старшая группа Образовательные области: Познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое, физическое Цель: понимание значения профессии -«моряк» в...

Роль становления слуха и формирования ритмических способностей в развитии дошкольников

Роль становления слуха и формирования ритмических способностей в развитии дошкольников Выступление на городском методическом объединении музыкальных руководителей Орехово-Зуевского городского округа Форма проведения...