Заседание клуба «Дошколенок» по теме:
«Дидактические игры для развития логического мышления и воображения»
1) школа: обучение = больница:?
а) доктор
б) ученик
в) лечение
г) учреждениесо
д) больной.
2) лес: деревья = библиотека:?
а) здание
б) библиотекарь
в) театр
г) книги
д) город.
3) бежать: стоять = кричать:?
а) ползать
б) шуметь
в) звать
г) молчать
д) плакать
4) волк: пасть = птица:?
а) воздух
б) клюв
в) пение
г) яйцо
д) соловей.
3. Игра «Узнай предмет по заданным признакам».
1) Назови предмет, про который можно сказать:
а) белый, сладкий, твердый;
б) желтый, кислый, продолговатый;
в) гладкое, стеклянное, в него смотрятся.
2) Кто или что может быть:
а) высоким или низким;
б) холодным или горячим;
в) коротким или длинным;
г) твердым или жидким.
3) Для знакомства со свойствами или признаками предметов можно использовать загадки. Приведу примеры лишь некоторых из них:
а) Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)
б) Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер)
в) Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)
4) Какому времени года соответствует следующее описание?
а) Жарко, печет солнце. Вода в реке теплая. Дети купаются. На деревьях зеленая листва, на лугу много цветов, летают бабочки и пчелы.
б) Холодно. Выпал снег. Дети катаются на коньках и лыжах, играют в хоккей. День стал коротким, очень быстро темнеет.
4. Игра «Раздели на группы».
Цель игры: формировать умение делить объекты на классы по заданному признаку.
1) Апельсин, лимон, груша, малина, яблоко, земляника, слива, смородина.
– Назови ягоды.
– Назови фрукты.
2) Название мебели. Название посуды.
Стол, стул, чашка, чайник, тарелка, шкаф, диван, вилка, кресло, ложка, кастрюля.
3) Продолжить начатое перечисление. Назвать каждую группу слов:
а) грабли, лопата – это…
б) стол, диван – это…
в) кукла, кубики – это…
г) корова, коза – это…
д) волк, лиса – это…
е) картофель, свекла – это…
ж) куртка, пальто – это…
з) зима, осень – это…
и) туфли, сапоги – это …
к) апельсин, лимон – это …
4) Детям дать задание, в котором предлагается самостоятельно заполнить пропуски в следующих предложениях:
а) Чашка – это посуда для …
б) Масленка – это посуда для …
в) Конура – это дом для …
г) Берлога – это дом для …
д) Яблоня – это дерево …
е) Пылесос – это … для …
ж) … – это дом для пчел
з) … – это посуда для хлеба
и) Ручка – это предмет, которым …
к) … – это человек, который водит машину.
В данном упражнении закрепляются навыки и умения по составлению определений.
5. Что плавает, что тонет?
Игра на развитие любознательности, наблюдательности, логического мышления. Вряд ли ваш ребенок задумывался над тем почему одни предметы удерживаются на поверхности воды, а другие тонут. Помогите ему провести эксперимент и самому догадаться о существующей закономерности. Для этого подберите предметы из металла и дерева: линейки, ложки, пуговицы, карандаши, гвозди и другие пещи из этих материалов, какие найдутся в доме. Предложите ребенку угадывать, что из них утонет, а что поплывет. (Предметы нужно предлагать в случайном порядке.) Свои предположения малыш проверит, бросая предметы в ванну или в таз с водой. Плавающие пещи пусть ребенок складывает на один табурет, тонущие – на другой. Когда все предметы будут опробованы (а может быть и раньше), малыш, наверное, догадается, что плавают деревянные, а тонут металлические вещи. Если ему это сразу не удастся, «натолкните» его па правильный вывод.
6. Чудесные превращения.
Игра развивает творческое мышление и воображение. Для нее нужны 1–2 небольшие карточки, на которых изображены условные обозначения предметов: 2–3 полоски разной длины или 2–3 цветных кружка. Кроме того, вам с ребенком потребуются листы бумаги и цветные карандаши.
Вы показываете малышу карточку, предлагаете придумать, что это такое и нарисовать на своем листе картину. Хорошо, если к каждой карточке будут нарисованы не одна, а несколько картин. Например, о 2 полосках разной длины можно сказать, что это мальчик с мамой, или девочка с кошкой, или дядя с собакой и т.д.
Готовые картинки рассматриваются, обсуждаются и оцениваются; учитывается их соответствие карточке, наличие сюжета, полнота, эмоциональная выразительность и оригинальность.
7. Бывает – не бывает.
Эта словесная игра требует как богатого воображения, так и здравого смысла. Ребенку надо представить себе ситуацию, которую вы описываете, и сказать, бывает ли то, о чем идет речь. Если он ответит правильно, его очередь загадывать вам загадку (фразу) а неправильно – очередь пропускается. Обязательно чередуйте реальные и нереальные варианты, например: «Волк бродит по лесу» «Волк на дереве сидит», «В кастрюле чашка варится», «Кошка по крыше гуляет», «Собака по крыше гуляет», «Лодка по небу плывет», «Девочка рисует домик», «Домик рисует девочку» и т. п. Можно использовать в игре мяч: игрок бросает мяч, произнеся фразу, а второй игрок ловит его, если то, о чем сказано, действительно бывает, и не ловит, если этого не бывает. Игра пройдет веселее и интереснее, если ваши фразы и фразы ребенка будут разнообразными и, может быть, неожиданными. Ошибайтесь иногда – это только сделает игру веселее.
В начальной школе учителю необходимо будет не только закладывать основу знаний учащихся, но и формировать отношение к окружающему миру, а также учить детей самостоятельно мыслить и творчески работать. К развитию этих качеств необходимо приступать как можно раньше, вот здесь-то и нужна помощь родителей.
Библиография.
1. Волина В.В. Учимся играя. – М.: АстПресс, 1996.
2. Светлова И.Е. Логика. М., 2001.
3. Степанов В.А. Веселая математика для детей. М., 2001.
4. Сухин И.Г. 50 литературных викторин для детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2002.
5. Шмаков С.А. Игры в слова и со словами. М., 2000.
Читайте также |
---|
Конспект подгруппового логопедического занятия. Тема «Автоматизация звука Ж в слогах…
Конспект подгруппового логопедического занятия Тема «Автоматизация звука Ж в слогах и словах» Цель: Закрепить произношение звука Ж в слогах и словах. Задачи: Коррекционно-образовательные: -...
Инженерная книга «Детские забавы»
Инженерная книга «Детские забавы»
Конспект НОД по рисованию с использованием техники «кляксография»
Конспект НОД по рисованию с использованием техники «кляксография»