Оценка результатов освоения образовательной программы и динамики развития детей посредством игры в условиях реализации ФГТ

 

Ни для кого не секрет, что через игру познается окружающий мир, дети учатся общаться со взрослыми и сверстниками, развиваются их личностные качества. По мнению российских ученых, у детей, мало играющих, не формируются произвольность и осознанность поведения, независимость, ответственность, самоконтроль, самостоятельность, инициативность, ответственность, творчество, коммуникабельность, а в ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы все выше обозначенное заложено в интегративных качествах, которые должны быть сформированы на выходе ребенка из детского сада.

В многочисленных психологических исследованиях доказано, что формирование у детей навыков и привычек организованного поведения, умение действовать по инструкции, способности без посторонней помощи взаимодействовать со сверстниками развиваются в играх «на удачу» - настольная игра «гусек» (или («ходилки», как мы их называем).

Однако в практике работы детских садов не всегда используются развивающие возможности игр «на удачу» - настольной игры «гусек». Как правило, в фабричной игре «гусек» ребенок выполняет однообразные игровые правила и действия и всегда побеждает тот, кто приходит к финишу первый. Дети начинают быстро терять интерес к игре и при использовании игры с однообразными действиями мы решаем минимум образовательных задач, заложенных реализуемой программой.

На одну обычную фабричную игру «ходилку», нам удалось придумать 15 вариантов игры, решая при этом программные задачи почти всех образовательных областей.

Хотелось бы предложить варианты игры по типу «гусек», но преобразованные нами для решения максимального количества образовательных задач.

Игровые действия

Развитие психических процессов

Цели, задачи, образовательной программы

Обр.

области

1.

«Гусек» («фабричный вариант»)

(От старта к финишу, кубики в игре разные: точки – цифры)

память, внимание, операции сравнения,   произвольность психических процессов, стремление детей освоить правила игры, подчиняться правилам, желание стать победителем.

Закрепить знание чисел и цифр от 1 до 6., счет в пределах 6. Учить детей соблюдать правила во время игры.

«П», «С»

2.

«Гусек – ход   на один больше»

Ребенок кидает кубик, называет впавшее на кубике число, затем называет число, следующее за числим, выпавшим на кубике, делает ход

внимание, мышление, произвольность психических процессов, долговременная память, стремление освоить новые правила игры

Закрепить навыки счета от 1 до 7 (порядковый счет), учить правильно называть числительные.

«П», «С», «К»

3.

«Гусек – приду в игре последним» Победителем в игре становится тот, кто придет к финишу последним.

самоконтроль, самоанализ, внимание, память, гибкость мышления.

Развивать интерес к различным видам игр, учить соблюдать в процессе игры правила поведения, Воспитывать исполнительность, стремление доводить начатое дело до конца. Закрепляем счет в пределах 7.

 

«П», «С», «К»

4.«гусек –   играю без кубика»:

 

Орехи

Ребенок выкидывает на цветной круг, расположенный в центре игрового поля орехи из стаканчика, считает, сколько орехов осталось внутри круга – считает, делает ход

наблюдательность, внимание, самоконтроль, взаимоконтроль, координация движений

Обогащение сенсорного опыта детей, развитие воображения. Закрепляем порядковый счет.

П», «С», «К»

 

Теннисная ракетка

Ребенок отбивает теннисной ракеткой мячик до тех пор, пока не упадет, считает, сколько раз отбил, делает ход

слуховая память, внимание, произвольность психических процессов, самоконтроль, наблюдательность

Развитие   координации, ловкость рук, выносливость, повышение двигательной активности.

«П», «Ф», «З»

 

Мягкий кубик с цифрами

Использование в игре самых разнообразные кубиков по форме, материалу, с цифрами и точками

гибкость внимания, «подвижность мышления»

Воспитание творческого подхода к играм, развивать умение самостоятельно решать проблемные игровые задачи. Учим находить взаимозаменяемость предмету.

П», «С», «К»

 

Цветовые сигналы

В центре поля лежат перевернутые цветные кружочки из плотной бумаги, ребенок переворачивает кружок – определяю цвет – называю количество ходов – делает ход.

(В игре 3 цвета, количество кружков- 10)

долговременная память, внимание, самоконтроль, взаимоконтроль, мыслительные операции: аналогия, логика

Закреплять знание цветов и оттенков, к уже известным цветам и оттенкам добавить новые (оранжевый, светло-зеленый, бардовый….)

Обращать внимание детей на многоцветие окружающего мира

 

«П», «С», «К»

 

Хлопок

Ребенок закрывает глаза, другой ребенок или взрослый хлопает в ладоши, сколько было хлопков – столько ходов совершает ребенок.

слуховое внимание, память, произвольность психических процессов

Совершенствование восприятия детей путем активного использования всех органов чувств, воспитание понятие «честности» в игре.

Учть детей считать на слух, четко хлопать в ладоши.

«З», «С», «П»

5

«Гусек   с рубкой»

В ходе игры две фишки на одно место встать не могут, кто попадает на место вторым, тот рубит первого, тот, кого «срубили» начинает игру со старта. Если впереди «ход закрыт фишкой», то ход нужно пропустить.

психические процессы: внимание, воображение, память, мышление, речь

мыслительные операции: сравнение, обобщение, аналогии, логика

Закрепить счет в пределах 6, учим соблюдать правила игры, воспитание в игре целеустремленности, веры в свои силы

«П», «С».

6

«Гусек - на шашечном поле»

Используем для игры шашечную доску, по желанию можно шашки, шахматные фигуры, нужно определить, где будет старт и финиш

произвольность психических процессов, мыслительные операции, «подвижность мышления», развиваем адаптацию к игровым требованиям

 

Учть детей переносить полученные знания в поле игры в новых условиях. Знакомить с понятиями счет, ритм, алгоритм действий.

«П», «С»

7

«Гусек – пара на пару»

 

В игре 4 игрока, 2фишки. Дети делают ход по очереди внутри своей пары, вдвоем следят и передвигают одну фишку.

внимание, толерантность, рефлексивность, самоконтроль, взаимоконтроль, самоанализ, самооценку, мыслительные операции

Воспитывать уважительное отношение к своему напарнику, дружеские отношения между детьми, учить детей считаться с мнением других детей, согласовывать свои действия и совместными усилиями достигать результата. Развивать самостоятельные действия в выборе роли, учить иметь свою точку зрения, уметь ее отстаивать.

«С», «К»

8

«Гусек – двойняшка»

В игре пара фишек одинакового цвета, игроку нужно следить только за своей фишкой, постоянно фиксируя внимание на месте ее расположения.

зрительная память, концентрация внимания, использовать в игре приемы и средства запоминания, произвольность психических процессов, творчество, фантазия

Поощрять стремление детей осваивать правила дидактических игр, подчиняться правилам, учить детей объединяться в играх, самостоятельно создавать приемы запоминания в ходе игры.

«С», «К»

9

«Гусек – разминка для ума»

На каждый ход ребенок должен решить логическую задачу или ответить на вопрос.

скорость мыслительных процессов, интеллект, память, внимание, речь

Развитие логического мышления. Создание условий для расширения представлений детей об окружающем мире. (Темы: транспорт, животные, насекомые, мебель, одежда, времена года…)

«П», «К», «С»

10

«Гусек – чудесный мешочек»

В мешочек с манной крупой находятся несколько мелких предметов: орех, колпачок от фломастера, пуговица, шишка, после заранее определенного хода, ребенок опускает руку в мешочек и старается поймать в нем предмет, ощупать и угадать. В случае победы – дополнительный ход.

 

обогащать сенсорный опыт детей, внимание, тактильная память, творчество, фантазия, речь

Обогащать чувственный опыт детей, развивать умение фиксировать полученные впечатления в речи. Учить детей самостоятельно обследовать предметы, развивать речь.

«П», «К», «С», «З»

11

«Гусек – со словами антонимами»

После заранее определенного хода, воспитатель называет слово, к которому нужно подобрать слово противоположное по смыслу, при правильном подборе слова ребенок делает дополнительный ход

мыслительные операции: логика, сравнение, анализ;   память, внимание, речь

Пополнение и активизация словарного запаса детей, развитие речи.

Учить осознанно относиться к выполнению правил игры, формирование понятия «противоположные по смыслу слова»

«К», «С»

12

«Гусек – два игровых поля»

Параллельно играют дети в одну игру, но на разных игровых полях, на каждом поле проиграется «своя» игра: одни только кидают кубик и громко называют число, другие - слушают их и делают   только ходы, затем можно поменяться, как вариант игры, когда дети сами выбирают себе напарника в игре

слуховое внимание, слуховая избирательность, слуховая память, самоконтроль, быстрота реакций, выдержка, сосредоточенность, произвольность психических процессов

Учить детей играть в парах, совершенствовать умение объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия.

Воспитывать чувство ответственности за совместную игру.

«С», «К», «П»

13

«Гусек с живыми фишками»

Ребенок сам является фишкой в игре, сам ходит, сам кидает кубик, играем на улице, или в спортивном зале

зрительная память, двигательная память, координация движений, память и механизмы запоминания, творчество, воображение

Учить определять и запоминать свое местоположение в пространстве относительно других предметов, учить пользоваться приемами запоминания, самостоятельно их придумывая, работать с понятиями «слева, справа, впереди, позади».

«Ф», «П», «З»

14

«Гусек – светофор для пешеходов»

После предварительной беседы с детьми, в игру вводятся дополнительные цвета: красный круг – пропусти ход, зеленый круг – сходи два раза подряд, вместо фишек можно использовать маленькие модели машин или игрушечные колеса, рекомендуется положить 7-10 кружков каждого цвета

внимание, зрительная память, лидерские навыки,   произвольность мыслительных процессов.

Расширять знания детей об общественном транспорте, знакомство с правилами работы светофора для пешеходов, закреплять навыки безопасного движения на дорогах, учить осознанно соблюдать правила игры.

«З», «С», «П»

15

 

 

«Гусек по следам»

Игровое поле выкладывается прямо из тематических картинок, карточек от лото и др., ребенок делает ход, переворачивает карточку, определяет ее принадлежность к какой либо группе предметов, карточку берет себе, а на место карточки кладет белую простую фишку, это значит место пусто, карточку забирает в свой «банк»

внимание, наблюдательность, память, любознательность, умение детей доводить начатое дело до конца, произвольность мыслительных и психических процессов, рефлексивные умения.

Учить детей четко выполнять алгоритм действий в игре, следовать ему. Создание условий для расширения знаний детей об окружающем мире, воспитывать желание узнавать что-то новое, развивать умение сравнивать и группировать предметы по признакам, формировать обобщенные представления о предметах и явлениях, развивать речь детей, обогащать словарный запас.

«К», «П», «С»

16

«Гусек – классификация»

(после каждого хода ребенок берет карточку из стопки карточек, переворачивает, смотрит и определяет к какой группе предметов данный предмет будет относиться: обувь, мебель, посуда, инструменты, игрушки, дикие, домашние животные, одежда по сезонам, времена года и т.д.,

при правильном ответе карточка остается в «банке» игрока)

 

произвольность мыслительных и психических процессов, речь. Развитие наблюдательности

Учить употреблять в речи существительные с обобщающим значением. Учить осознанно относиться к выполнению правил игры, самостоятельно придумывать варианты игры, совершенствовать умение сравнивать предметы по внешним признакам, группировать.

«П», «К», «С»

 

Таким образом, наблюдая за игровой деятельностью дошкольников в простую, на первый взгляд, игру «гусек» или «ходилки», у нас есть прекрасная возможность отслеживать и фиксировать в фиксационных картах текущего мониторинга сформированность тех или иных интегративных качеств у детей. Мы получили, на мой взгляд, уникальный инструмент для мониторинга в виде настольно-печатных, дидактических игр, но с учетом их преобразования под решение задач образовательной программы.

 

Литература:

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой М., 2005.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с детьми старшей группы…

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с детьми старшей группы по теме «Натюрморт» Тема: «Оживление» натюрморта». Программное содержание: Закреплять представления детей о жанре изобразительного искусства...

Детско-родительский проект «Сказочный мир»

Детско-родительский проект «Сказочный мир» Средняя группа

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста подготовительная к школе…

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста подготовительная к школе группа «Ручеек» «Великая Отечественная война глазами детей» «Земной поклон, солдат России, За...

Читайте также

Проведение развлечения в летний период по пожарной безопасности

Проведение развлечения в летний период по пожарной безопасности Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья – одна из актуальнейших задач дошкольного...

Конспект прогулки в средней группе «Приключения колобков»

Конспект прогулки в средней группе «Приключения колобков» Цель: развитие двигательной активности. Задачи: Закрепить названия зимующих птиц, прилетающих к кормушке, необходимость подкармливать птиц в...

Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию (рисование с элементами аппликации)…

Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию (рисование с элементами аппликации) в старшей группе компенсирующей направленности с детьми с ТНР «Мой...