«Что в имени твоём»

(Опыт работы воспитателей МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №46» г. Перми.)

 

Дошкольный возраст – это уникальный период, когда происходит социализация ребёнка. В этот период происходит и становление самосознания, в частности осознание своего имени и имён других людей.

Практика работы последних лет в нашем дошкольном учреждении показывает, что у воспитанников уже в раннем детстве (2-3 года) прослеживаются некоторые отклонения: дети не могут назвать ласковое имя, в старшем возрасте не могут назвать своё полное имя, не соотносят полное имя с собой. Некоторые воспитанники проявляют негативное отношение к своему имени, называют себя другим именем. Некоторые дети обращаются к сверстникам по уменьшительно – пренебрежительному имени (Танька, Ванька).

Причиной таких отклонений является ближайшее социальное окружение, в первую очередь – семья. Поэтому очень важно вести работу по осознанию ребёнком своего имени и имён других людей.

В МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 46» нами была разработана система мероприятий.

Система включает в себя работу по четырём направлениям, предполагает комплексный подход педагогов, специалистов нашего дошкольного учреждения и конечно, семьи. В данной системе разработан цикл занятий по разделу «Ребёнок входит в мир социальных отношений» (согласно четырём направлениям).

Цикл «Моё имя».

Ведётся во всех возрастных группах. Основной целью в младшем, среднем дошкольном возрасте является:

- формирование и закрепление положительного отношения к своему имени;

- актуализация ласкового имени для ребёнка.

В старшем дошкольном возрасте основной целью является:- способствовать гармонизации осознания ребёнком своего полного имени.

В рамках работы по этому направлению родители совместно с детьми изготовили своими руками, проявив при этом невероятную фантазию,

такие материалы как:

  • странички журнала самопрезентации ребёнка «Здравствуйте - это Я!» (рассказ о ребёнке с его фотографиями, его любимых играх, игрушках, увлечениях, занятиях…);
  • «Ромашка с именем» (на цветке написаны все возможные варианты с именем ребёнка и выделено то имя, которое больше всего нравится ребёнку, на этом лепестке сидит божья коровка или бабочка);
  • «Эмблема имени ребёнка» (для старшего дошкольного возраста).

Совместно с детьми родители подобрали песенки, потешки, считалки, колыбельные с именем ребёнка. Провели семейный вечер «В гостях у бабушки «Загадушки» (конкурс загадок, где используются имена). Состоялась музыкальная гостиная «Пела мама сыну (дочке)…». Оформлена и апробирована картотека игр и упражнений с именами детей.

Ежеквартально   в детском саду проводится развлечение «День именинника».

Цикл «В мире много разных имён».

Ведётся во всех возрастных группах. Основная цель в младшем и среднем дошкольном возрасте это:

- знакомство детей с именами сверстников и именами людей ближайшего социального окружения.

В старшем дошкольном возрасте – активизирование использования разнообразных социально-приемлемых форм обращения к окружающим людям.

Во всех возрастных группах уделяется большое внимание воспитанию чувства толерантности к именам других людей.

В рамках работы по данному направлению были оформлены материалы силами родителей совместно с детьми:

Альбомы «Много разных имён на свете», «Великие имена».

Ребусы, кроссворды с именами. Подобрали литературный и фольклорный материал, игры-шутки с различными именами. Провели тематическую гостиную «Женские романсы». Организовали вечер встречи «Женское имя славься в веках». Устраивали театральные вечера с разыгрыванием мини-спектаклей и инсценировок. Провели конкурс музыкальных пародий «Пупс».

Цикл - «История семьи».

Работа по данному направлению велась в старшем дошкольном возрасте. Целью этого направления является:

- расширение кругозора детей об истории происхождения фамилий;

- формирование сопричастности, гордости, уважения к «корням» семьи.

В рамках работы по данному направлению у нас в детском саду проводились следующие мероприятия:

  • Конкурс «Семья сада». Тематика этого конкурса ежегодно менялась (театральная, спортивная…).
  • Организован клуб «Родное слово». Тематика встреч нашего клуба была такова: «Как произошли фамилии», «Иван Иваныч и Пётр Петрович» и др.
  • Оформлены альбомы: «Генеалогическое древо моей семьи», «Любимые занятия моей семьи», «Герб семьи».
  • Оформлены стенгазеты: «Мама милая моя», «Я и моя бабушка», «Мой любимый дедушка», «Мой папа – защитник».
  • Организованы фотовыставки: «Мой папа маленький», «Моя мама маленькая», «Вот так отдохнули!» (летний семейный отдых, зимние рождественские каникулы).

Цикл «Историческое прошлое имён».

Работа по данному направлению также велась в старшем дошкольном возрасте. Цель этого направления работы:

- расширять кругозор детей о происхождении имён;

- учить детей отражать своё имя в символе, знаке, в продуктивных видах деятельности (ИЗО - деятельности, музыкальной деятельности, конструировании);

- расширять представления детей об известных людях и их именах.

По данному направлению работы в нашем детском саду проводились следующие мероприятия:

  • Презентация «Что означает моё имя».
  • Заседание клуба «Родное слово». Тематика встреч нашего клуба: «Как произошли имена», «Что в имени моём», «Имя древнее», «Имя вам не зря дано».
  • Развлечение для детей «Путешествие в прошлое имён».
  • Экскурсии по нашему родному городу.

Оформлена «Лента времени имён». Родители совместно с детьми изготовили тематический альбом: «Есть улицы центральные…» (великие имена известных людей, в честь которых были названы улицы нашего города).

Апробация системы на протяжении четырёх лет показала её эффективность.

Результаты мониторинговых исследований по нашей работе показали, что:

- повысилась групповая сплочённость детей (дети стали называть друг друга ласковым именем, дети стали легко вступать в контакт, перестали бояться взаимодействовать, научились пользоваться социально-приемлемыми формами обращения к сверстникам и окружающим людям).

- дети владеют знаниями о происхождении имён и фамилий, об истории своей семьи.

- имеют представления о том, в честь кого и за какие заслуги были названы улицы родного города.

В конце каждого учебного года родителям предлагался опросник, в котором они также могли внести свои пожелания и предложения в отношении дальнейшей работы по данным направлениям. Вот примерные предлагаемые родителям вопросы наших опросников:

1. Какие проведённые нами мероприятия по теме «Что в имени твоём» Вам запомнились? Что следует добавить к таким встречам, чтобы эффективность была ещё выше?

2. Какие темы и направления, предложенные нами по теме «Что в имени твоём», в Вашей семье вызывают затруднения?

3. Ваши предложения и пожелания по нашей работе на будущий учебный год.

Анализ опросников показал заинтересованность родителей данной темой. Родители охотно и активно включались в работу по теме «Что в имени твоём», вносили свои предложения, так в частности были организованы и проведены по инициативе родителей следующие мероприятия:

- Изготовление книжек – малышек.

- Придумывание имени и герба группы.

- Тематический вечер, посвящённый Дню пожилого человека, «Бабушкины посиделки».

Опыт нашей работы по системе «Что в имени твоём» был транслирован на городском семинаре «Познавательно-речевого развития дошкольников».

 

Используемая литература:

1. Давайте познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4 – 6 лет: Пособие для практических работников детских садов / Автор – составитель И.А.Пазухина – СПб.: «Детство – Пресс», 2008 г.

2. Князева О.Л., Стёркина Р.Б.   Я, ты, мы: Учебно – методическое пособие по социально – эмоциональному развитию детей дошкольного возраста. М., 1999 г.

3. Любина Г. Как тебя зовут? // Дошкольное воспитание № 8,1997 г., с.7.

4. Твоё имя / Составитель И.Воробьёва М., 2000 г.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Творческий проект

Творческий проект Содержание видов детской деятельности по образовательным областям   Познавательное развитие Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие Художественно-эстетическое развитие Совместная деятельность 1. Опытно – экспериментальная деятельность «Снег чистый...

Лэпбук как инновационная форма ранней профориентации детей дошкольного возраста

Лэпбук как инновационная форма ранней профориентации детей дошкольного возраста Современная система дошкольного образования ставит перед педагогами задачу - знакомить дошкольников с...

Краткосрочный педагогический проект «Что мы знаем о лете»

Краткосрочный педагогический проект «Что мы знаем о лете»

Читайте также

Дидактическая игра – пособие «Печка - матушка»

Дидактическая игра – пособие «Печка - матушка» Цель: Приобщение детей к истокам русских традиций, знакомство с бытом русского народа, а именно...

Эмпирическое исследование проблемы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным…

Эмпирическое исследование проблемы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством в процессе обучения декоративному рисованию Одним из действенных средств развития...

Конспект непрерывной образовательной деятельности старшего дошкольного возраста «Владивосток –…

Конспект непрерывной образовательной деятельности старшего дошкольного возраста «Владивосток – город моряков и рыбаков» Цель: Знакомство с Владивостоком - городом моряков и рыбаков. Дать...