Сообщение для воспитателей «Из опыта работы»
С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения, чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности.
В душе каждого ребёнка таится желание театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.
Переоценить роль родного языка, который помогает людям, – прежде всего детям, – осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения, - невозможно. С.Я.Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам». Такая речь включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.
Выразительность он рассматривал как качественную характеристику речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека. Соответственно использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.
Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей, к интонационной речевой у детей средней группы, и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста
Театрализованная деятельность помогает решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно- эстетического воспитания. Она источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, музыку, а грамотно поставленные задачи побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Из изученной литературы мы узнали, что первые театрализованные постановки специально для детей возникли в семье. Домашние театры первыми приобщали детей к театральному искусству. Они не только приносили радость, но и воспитывали художественный вкус, учили ребенка понимать лучше окружающий мир. Для каждого ребенка театр представлен в двух направлениях: как вид искусства, в процессе восприятия которого ребенок выступает в роли зрителя и как театрализованная деятельность, в которой он сам выступает.
К работе с детьми по театрализованной деятельности мы начинаем с октября-ноября, т.е. после того, как у большинства детей закончится адаптационный период. Как правило, проводим в двух основных формах:
- специально организованная работа педагога с детьми;
- нерегламентированный вид деятельности по желанию детей.
Театрализованную деятельность организовываем в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время; включаем в другие занятия (музыкальные, по изодеятельности, психогимнастику, физкультурные занятия и др.).
Подготовку к театрализованной деятельности проводим в несколько этапов. В начале подбираем произведение, сами выразительно прочитываем его, знакомим детей с данным произведением, затем проводим беседу, поясняющую и выясняющую не только содержание, но и отдельные средства выразительности. Так, после чтения стихотворения С. Маршака «Котята» спрашивали у детей: « Какое настроение было у хозяйки в начале стихотворения? Как вы догадались об этом?»
В среднем возрасте дети (Маша, Женя, Артем) проявляли повышенную эмоциональную активность во время чтения произведений. После замечаний, мы заметили, что они совсем не сопереживают событиям сказки, ее героям. Тогда для развития у детей умения внимательно слушать, запоминать последовательность событий, представлять образы героев стали использовать специальные упражнения, проблемные ситуации типа «Ты с этим согласен?» Например, при чтении отрывка из сказки спрашивали: «Вы согласны, что эта песенка принадлежит волку, а не козе? («Козлятушки - ребятушки, отворитеся, отопритеся …») Почему вы так думаете? Или при показе иллюстрации с изображением лисы спрашивали: «Вы согласны, что эта лиса из сказки « Лиса, заяц и петух»? Почему вы так решили? После таких упражнений дети вынуждены были вспоминать текст и представлять тот или иной образ.
Огромную роль в осмыслении материала играют иллюстрации в детских книгах, а также аудио видеофильмы, грамзаписи. При рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание уделяли анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках. («Что с ним?», «Почему он плачет?», «Кого испугался?» и т.д. После беседы о прочитанном (или рассказанном) и подобных упражнений снова возвращались к тексту, привлекая детей к проговариванию, его отдельных фрагментов. Таким детям, как Рома, Ваня, Вика не всегда удавалось воспроизвести содержание, мы старались непринужденно поправить их и выполнять последующую работу над текстом.
Начиная со второй младшей группы, формировали у детей простейшие образно-выразительные умения (имитация характерных движений сказочных героев), давали детям задания на действия с воображаемыми предметами: мыть руки, рисовать, лепить пирожки, поливать цветы, укачивать куклы и т.д. Далее совершенствовали исполнительские умения, развивали творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речи. Работали над этюдами, что помогало в общении детей между собой и взрослыми. У детей пробуждалась фантазия, появились простейшие навыки для участия в кукольном спектакле. Кукольный театр старались объединять с театральной игрой. Неуверенные дети чаще всего предпочитали кукольный театр. Так как его атрибуты – ширма, за которую они старались спрятаться. Дети, преодолевшие робость, участвовали в инсценировках, внимательно наблюдая друг за другом.
Дети нашей группы очень любят сказки, с большим удовольствием их разыгрывают с использованием разнообразных выразительных средств. Особенно эмоциональны и выразительны Марат, Никита, Настя и Антон. В начале фрагменты из сказок используем как упражнения, например, детям предлагали попроситься в теремок, как лягушка или медведь. После чего спрашивали у детей, кто из детей был более похожим по голосу, манерам на этих персонажей. В следующий раз усложняли задания, предложив одному ребенку (по желанию) разыграть диалог двух персонажей. Так, дети ненавязчиво и непринужденно учились словесному перевоплощению, стараясь передать характер персонажа, его голос. В старшем возрасте использовали еще более сложные упражнения. Предлагали детям с разной интонацией произнести слова «Возьми», «Принеси», «Помоги», «Здравствуй» и другие, (приветливо, просяще, небрежно, требовательно). Привлекали внимание детей к тому, как можно изменить смысл фразы путем перестановки логического ударения «Дай мне куклу», «Мама пришла за мной» и др. Выполнение таких упражнений привело нас к тому, что необходимо ознакомить детей с основными эмоциональными состояниями (радость, печаль, страх, удивление, злость и др.) и способами их невербального и вербального выражения. Поэтому, прежде, чем предложить какое-либо задание детям неоднократно упражнялись сами. В этом нам помогла педагог-психолог. На семинаре-практикуме она ознакомила нас с основными эмоциональными состояниями людей, тренировались находить их на пиктограммах, составляли эмоциональные состояния из частей сами изображали их с помощью мимики в играх и игровых упражнениях («Угадай эмоцию», «Покажи настроение», «Путешествие в мир эмоций» и др. Затем этому обучали детей.
Так для решения этой задачи использовали упражнения типа «Разные настроения», где дети учились изображать эмоциональные состояния людей. Чтение произведений, просмотр и обсуждение кукольных спектаклей, дискуссии по рассказам из личного опыта, рассказы по картинам, прослушивание музыкальных произведений например, П. Чайковского «Болезнь куклы», «Новая кукла» и др., упражнения типа «Я радуюсь, когда…», « Я грущу, когда …» и т.д. Предлагали детям разыгрывать отдельные маленькие сценки-этюды, например. Изобразить, как девочке подарили новую куклу, или как ребенок испугался медведя и т.п. Хорошего результата добивались тогда, когда одну и ту же сценку проигрывали несколько детей или пар. При поведении итогов спрашивали, у детей не у кого лучше получилось, а у кого получилось похоже, и почему.
В нашей работе мы столкнулись с такими трудностями, как неуверенностью детей, с застенчивостью и нежеланием играть отрицательные роли. Для того чтобы побороть застенчивость (у Маши, Вани, Ромы) использовали такие приемы, как:
- выбери роль по желанию;
- назначали их на главные роли;
- распределяли роли по карточкам;
- проигрывали роль в парах.
Но и тут возникали проблемы: не всегда хватало ролей на всех детей, кто будет играть отрицательных героев. Когда не хватало ролей, делили подгруппу детей еще на подгруппу, проигрывали роли в парах, иногда приходилось придумывать и дополнительные роли. При распределении ролей учитываем индивидуальные психологические особенности детей. Так высокотревожным детям предлагаются роли второстепенные (например, в сказке «Дело было в лесу» высокотревожным детям Вике, Насте, Кате поручили роли деревьев) или парные (одного из козлят изображает тревожный ребенок Антон).
Детям исполнять отрицательные роли всегда сложнее. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети охотнее исполняют роли добрых, сильных, находчивых персонажей. Так Дима часто играл роль медведя, у него получалось очень похоже, некоторые дети стали называть его косолапым, неуклюжим, подсмеивались над ним. Поэтому этому артисту понадобилось срочно поменять амплуа. Объясняли детям, что в настоящем театре взрослые – артисты, умеют играть и положительные и отрицательные роли, подчеркивали, что роли отрицательного героя намного сложнее.
Раскрытию творческих способностей способствуют и специальные функциональные помещения (музыкальный зал, комната театрализованной деятельности - в данное время не функционирует из-за недостаточного количества помещений). В группе оформлен и активно используется в работе уголок театрализованной деятельности, где имеются:
- наличие разных видов театра (из бельевых прицепок, из пластмассовых бутылок, на бумажных тарелках, на катушках, на конусах и др.), ширма
- мини-подиум
- пособия для мини - сценок
- детские музыкальные инструменты
- костюмы, шапочки
- дидактические игры на развитие эмоциональной сферы
- подбор дыхательных упражнений
- скороговорки, чистоговорки на развитие дикции
- творческие упражнения на снятие мышечного напряжения
- пальчиковая гимнастика.
В результате проведенной работы дети стали более раскрепощенными, уверенными в себе, стали положительно воспринимать отрицательные роли. В речи стали использовать театральные слова-термины, монотонная речь стала эмоционально-окрашенной, с правильными интонационными выражениями.
Своим опытом работы поделилась на педсовете «Развитие творческих способностей детей в процессе театрализованной деятельности», где выступила с сообщением из опыта работы «Театр – помощник в воспитании детей», а на семинаре-практикуме провела практическое обучение коллег различным способам изготовления разных видов театров. Совместно со старшим воспитателем оформила выставку «Театры предметных кукол».
Безусловно, в театрализованной деятельности огромную роль играем мы, педагоги. Эти занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающие функции и не сводиться только к подготовке выступлений. Мы считаем, что их содержание, формы и методы проведения должны способствовать одновременно достижению основных целей: развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности, созданию атмосферы творчества, социально-эмоциональному развитию детей.
В театрализованной деятельности важная роль принадлежит музыке. В подборе музыкальных произведений, песен, мелодий работаем в тесном контакте с музыкальным руководителем. Передать характер персонажей в движении часто помогает музыка. Например, после прослушивания грамзаписи русской народной мелодии «Курочка и петушок», спрашивали у детей подходит ли эта музыка образу смелого петушка из сказки «Лиса, заяц и петух», просили показать данный образ в движении, далее предлагали детям загадать друг другу загадки, имитируя движения различных животных «Угадай кто это?».
Импровизированным движениям (сказочных животных) обучали совместно с физкультурным работником и музыкальным руководителем на музыкальных и физкультурных занятиях, в свободной деятельности. Большую помощь в этом направлении оказывают занятия по психогимнастике, проводимые педагогом-психологом, где широко включаются игры и игровые упражнения на развитие основных выразительных движений с помощью пантомимики и жестов, различных эмоциональных состояний людей с помощью мимики.
В своей работе с детьми использовали литературу Т.Н. Дороновой «Играем в театр», М.Д. Маханевой «Театральные занятия в д/с». Э.Г. Чуриловой «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников», В.М. Минаевой «Развитие эмоций у дошкольников», М. Чистяковой «Психогимнастика» и др.
Развитие театрализованной деятельности в детском саду и накопление эмоционально-чувственного опыта – длительная работа, которая требует участия родителей. Активизации их интереса способствуют тематические вечера, в которых родители и дети являются равноправными участниками, оформили тематические ширмы, провели день открытых дверей с показом сказки «Дело было в лесу». Мы проводим вечера различной тематики: «Любимые сказки», «Театральные встречи», «В музыкальной гостиной», «1 апреля – День смеха» и др. Привлекаем родителей к участию в таких мероприятиях в качестве исполнителей ролей, авторов стихотворений, диалогов, изготовителей декораций, костюмов и др.
В перспективе ставим себе задачу глубже обогатить театральный опыт. а именно знания детей о театре, его истории, театрах Москвы, театральных профессиях, театральной терминологии. Планируем в будущем совместно с музыкальным руководителем ввести в работу с родителями празднование Дня театра (27 марта).
Читайте также |
---|
Электронные образовательные ресурсы в деятельности воспитателя ДОУ
Электронные образовательные ресурсы в деятельности воспитателя ДОУ Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) – это общий термин, объединяющий средства обучения, разработанные и реализуемые...
Конспект НОД «Буратино собирается в школу»
Конспект НОД «Буратино собирается в школу» Цель: формирование мыслительных представлений Задачи: - развивать графомоторные навыки, через зарисовывыния фигур по клеткам; - закреплять умения решать...
«Новогодние чудеса»
«Новогодние чудеса» Ведущая. Дорогие гости наши, Мы спешим поздравить всех, Пусть придут в году грядущем К вам удача и успех! Пусть для вас, людей хороших, Не...