Консультация для воспитателей:
"Есть контакт! Секреты эффективных взаимоотношений"

Искусство добиваться своего

Нередко поведение других лю­дей раздражает нас настолько, что мы выходим из себя, сердим­ся или в лучшем случае всем сво­им видом демонстрируем недо­вольство. Ради чего мы это дела­ем? Казалось бы, реакции непро­извольны и являются лишь раз­рядкой отрицательных эмоций. Однако главная их цель иная — продемонстрировать партнеру по общению его неправоту и добиться изменения его поведения. Все наши слова, жесты, поступки при этом можно расценить как наказание, направленное на ис­правление провинившегося. Од­нако такого рода наказание дале­ко не всегда достигает цели, а по­тому и производит впечатление «сотрясания воздуха». Как же добиться того, чтобы демонстрация нашего недовольства прино­сила пользу?

Несколько лет назад амери­канский эксперт по менеджмен­ту Дуглас Мак-Грегор разрабо­тал систему, которую шутливо назвал принципом горячей пли­ты. Вот пять основных правил этой системы.

Правило 1. Если вы дотроне­тесь до горячей плиты, вы тут же обожжетесь. В отношениях между людьми наша реакция на не­желательное поведение не всегда проявляется немедленно. Часто приходится ждать несколько дней, пока не представится возможность сказать другому чело­веку, что мы не одобряем его дей­ствий. Иногда проходит доста­точно длительный период време­ни и другой человек даже не имеет четкого представления, за что потом получает порицание.

Известно, что поощрение наи­более действенно, когда оно неза­медлительно. Выражение недовольства также должно быть бе­зотлагательным.

Правило 2. Наказание горя­чей плиты действенно с первого же раза. В отношениях между людьми мы стараемся первое на­казание несколько смягчить. В дальнейшем, если нежелательное поведение повторяется, мы увели­чиваем дозу наказания. Если же порицание было достаточным уже в первый раз — по принципу горячей плиты, — то у нас реже возникает необходимость по­вторного действия.

Правило 3. Горячая плита на­казывает только руку, которая к ней прикоснулась. Мы же порой увлекаемся и теряем чувство меры. Подобно тому, как из ма­ленького снежка накручивается огромный снежный ком, мы из-за небольшого проступка готовы припомнить человеку все его промахи и недостатки, и наше негодование разрастается до мас­штабов, несоизмеримых с вызвавшим его поводом. В результате вместо того чтобы наказать за что-то одно, мы наказываем за все сразу. Цель конкретного порица­ния — изменить только поведе­ние, а не личность. Если провинившийся это поймет, то постарается впредь воздерживаться от таких поступков. Если же уязв­лено его достоинство как лично­сти, ничего, кроме обиды, от него не дождешься. Когда вам удается сохранить объективность и скон­центрироваться только на заслу­живающем порицания поведении, ваши действия будут эффектив­нее.

Правило 4. Горячая плита дей­ствует на всех без исключения. Не важно, кто дотрагивается до нее, — результат всегда одина­ков. Мы же иногда наказываем за конкретное поведение одного определенного человека, а не всех, кто этого заслуживает. Такое проявление непоследовательнос­ти с нашей стороны заставляет других гадать: отчего одним про­щается то, за что других наказы­вают? Так, ребенку трудно при­нять упрек в неаккуратности, ког­да по всему дому в беспорядке разбросаны отцовские вещи. И чтобы изменить свое поведение к лучшему, он скорее попытается добиться от матери такой же снисходительности, какой пользу­ется отец. Поэтому любая наша реакция для достижения цели должна быть, как у горячей пли­ты, — последовательной.

Правило 5. Если вы дотрону­лись до горячей плиты, у вас дол­жно быть средство ослабить боль. Мы нередко порицаем дру­гих, не давая им понять, какое же поведение приемлемо в данной ситуации. Мы увлекаемся осуж­дением того поведения, которое нам не нравится, и забываем о необходимости указать на жела­тельное поведение. Нужно гово­рить другим не только о том, чего они не должны делать, но и о том, что им следует делать, тогда боль от наказания будет не слишком сильной.

Если вы вспомните об этих правилах, когда вам нужно приме­нить наказание, у вас появится шанс изменить нежелательное поведение еще до того, как оно может стать камнем преткнове­ния в ваших отношениях.

Впрочем, всякая критика или наказание, даже если они научно обоснованы, воспринимаются человеком как неприятность. А если вы выступаете для него ис­точником неприятностей, добить­ся конструктивных и доброжела­тельных отношений нелегко: общение так или иначе оказывает­ся окрашено недоверием, опасе­ниями и обидами. Поощрения гораздо лучше помогают избе­гать нежелательных ситуаций. Человеку необходимо знать, когда он поступает правильно и хоро­шо, но мы слишком редко гово­рим ему об этом. А если постоян­но подчеркивать положительные моменты в поведении, то отрица­тельные исчезают сами собой.

Чтобы понять это, не обязательно быть специалистом-психологом, многие вырабатывают такую линию поведения на основе просто­го жизненного опыта.

Американский психолог Карен Прайор приводит житейский пример. Молодая женщина выш­ла замуж за человека, который очень любил распоряжаться и командовать. Хуже того, и его отец, проживавший с ними, тоже взялся помыкать невесткой. Ее мать пришла в ужас, когда впер­вые увидела, что приходится тер­петь дочери. «Не беспокойся, мама, — сказала дочь, — пожи­вем— увидим». Женщина взяла за правило как можно меньше реагировать на команды и резкие реплики и одновременно поощ­рять послушанием и живостью реакции любое проявление вежливости и внимания со стороны мужчин. За год она превратила их в очень славных людей. Теперь, когда она приходит в дом, они встречают ее улыбками и оба с радостью соглашаются помочь ей в любых делах.

Вывод прост: чем больше мы будем хвалить и поощрять друг друга, тем меньше останется у нас поводов для недовольства.

 

Секреты деликатного принуждения

Всем нам хотелось бы верить, что мы — люди здравомыслящие и не так-то просто склонить нас поступиться собственными инте­ресами, пойти на заведомо невы­годную сделку или на бессмысленные расходы. И горько созна­вать, что почти каждый из нас порой становится жертвой лов­ких манипуляторов, которые до­биваются своей выгоды за наш счет. Это особенно обидно пото­му, что вся их хитрость состоит из нескольких обезоруживающих и на удивление простых приемов. Попробуем разобраться в них, дабы никому не позволять вести нас на поводу. А если не отсту­пать от норм деловой корректности, то кое-какие из этих приемов не грех и самим использовать в разумных пределах.

Один из таких простейших приемов состоит в том, что можно было бы назвать механизмом «обязывания», побуждения к бла­годарности. Ученые считают, что способность испытывать благодарность выступила в истории важным фактором сплочения человеческого сообщества, услови­ем становления цивилизации. Предполагают, что это чувство закрепилось в поведении челове­ка через естественный отбор — прочнее и успешнее оказывались те группы, членам которых оно было свойственно. Ведь, получив подарок, пускай даже недорогой и не очень-то нужный, или услугу, пускай самую скромную, либо просто знак внимания, — мы стремимся не остаться в долгу.

В ходе одного психологическо­го эксперимента двое испытуе­мых жарким летним днем долж­ны были несколько часов подряд решать задачи-головоломки. Люди не были знакомы друг с другом, а один из них был предва­рительно проинструктирован эк­спериментатором. Согласно этой договоренности он по прошествии некоторого времени выхо­дил в коридор, где стоял автомат с прохладительными напитками, и возвращался с двумя баночками колы. Одну он открывал для себя, другую с улыбкой предлагал то­варищу: «Освежись, при­ятель!» — не требуя никакой пла­ты. По завершении опыта он как бы невзначай обращался к ново­му знакомому: «Я распространяю лотерейные билеты местного благотворительного общества. По доллару штука. (Заметим, это вдвое дороже баночки колы.) Вы бы не согласились купить пароч­ку?» Этот опыт повторялся много раз. Если угощение в нем не фи­гурировало, большинство отвеча­ли на просьбу вежливым отказом. Если же человек незадолго до того принял из рук просяще­го дешевенькую баночку напитка, то он чаще всего с готовностью лез в карман за кошельком и по­купал ненужные билеты без вся­кой надежды на выигрыш.

Этот беспроигрышный прием многократно опробован в самых разных ситуациях. Одно из американских благотворительных обществ разослало по частным адресам, взятым наугад из теле­фонного справочника, письма с просьбой о денежном пожертво­вании. Откликнулись лишь 18% адресатов. Когда же в такие пись­ма был вложен небольшой подарок — карманный календарик, число жертвователей возросло вдвое!

Американские социологи Стэнли и Данко написали книгу «Ваш сосед — миллионер» (небе­зынтересно: миллионеры составляют примерно 7% населения США). Собирая информацию для своего труда, они рассылали мил­лионерам письма с просьбой от­ветить на некоторые вопросы. Большинство писем оставалось без ответа. Когда же в конверт стали вкладывать о дно долларо­вые банкноты, ответы с запол­ненными вопросниками посыпа­лись сотнями. А что такое один доллар для миллионера! Тем не менее эти весьма занятые деловые люди пошли на то, чтобы по­тратить свое драгоценное время на заполнение абсолютно не нужных им анкет. И это при том, что серьезные бизнесмены лю­бят порассуждать, сколько стоит минута их персонального време­ни. Сколько бы ни стоила, но, на­верное, побольше чем доллар!

Задумаемся: не поспешили ли мы иной раз своей подписью под сомнительным контрактом отпла­тить за дешевенькую сувенир­ную ручку или незамысловатый фуршет? Не пошли ли мы на се­рьезную уступку в обмен на ком­плимент? Часто бывает так, что «бескорыстный» даритель рас­считывает сторицей воспользо­ваться нашим безотчетным стремлением не остаться в долгу.

 

Предложение, от которого невозможно отказаться

Все люди, даже самые поклади­стые и исполнительные, очень дорожат своей самостоятельнос­тью и всю жизнь безотчетно к ней стремятся. В детстве все мы мечтаем поскорее вырасти, наи­вно полагая, будто взрослые дела­ют только то, что хотят. Повзрослев, понимаем: большинству лю­дей в основном приходится делать то, что от них требуется. И мы стремимся достичь больших вы­сот, чтобы поменьше подчиняться, но самим иметь право требовать с других. Но даже если это и уда­ется, часто забываем: эти другие не очень-то расположены идти на поводу и сами мечтают о неза­висимости.

Опытные менеджеры знают: человек гораздо эффективнее выполняет какое-то дело, претво­ряет в жизнь какое-то решение, если считает, что взялся за дело по своему собственному выбору и решение принял сам. Для со­здания наивысшей мотивации почти любое указание лучше об­лечь в форму предложения, а не приказа. Конечно, в любом деле не обойтись без жестких дирек­тив, но они должны касаться лишь самых существенных аспектов дела. Да и в любых переговорах известная твердость не менее важна, чем гибкость. В большин­стве же случаев добиться успеха намного легче, если предоставить подчиненному или партнеру не­которую свободу маневра — пускай даже иллюзорную.

Как же облечь свои пожела­ния в такую форму, чтобы они с наибольшей вероятностью были другими приняты? Для этого пси­хологи рекомендуют несколько простых приемов — хотя и не безотказных, но довольно эффек­тивных. Прислушаемся к этим советам.

Самая распространенная так­тика убеждения, которую многие из нас интуитивно используют в повседневной жизни, состоит в предложении выбора, касающе­гося не сути вопроса, а второсте­пенных подробностей. Так мать иной раз спрашивает своего ма­лыша: «Ты уберешь игрушки прямо сейчас или когда посмот­ришь мультфильм?» Необходимость в ближайшее время убрать игрушки даже не обсуждается, зато выбор предоставлен. В де­ловых отношениях срабатывает тот же самый прием. «Мы обсу­дим этот вопрос на вашей терри­тории или на моей?» Даже если партнер настроен и вовсе укло­ниться от обсуждения, ему при­ходится отвечать на конкретный вопрос, причем он «волен» выб­рать «предпочтительное» реше­ние. Но сама формулировка вопроса исключает отрицатель­ный ответ.

Близок к предыдущему иной тактический прием — допуще­ние. Его можно выразить фор­мулой: «Сначала приятное А, по­том необходимое Б». «Прежде чем отправиться в командировку, пару дней отдохните, соберитесь с силами». Кто ж откажется пе­ревести дух посреди напряжен­ных деловых будней? Но тогда неловко отказываться и от командировки.,.

Добиться согласия по небес­спорному вопросу намного легче, если начать его обсуждение с де­талей, которые не вызывают раз­ногласий. В этом помогают воп­росы-ярлыки тина: «Не так ли?», «Не правда ли?» — делающие вашу речь более убедительной. Они по сути своей мягкой и дели­катной формой прикрывают утверждения, не допускающие воз­ражений. Обладая определен­ным гипнотическим свойством, они оказывают на сознание та­кое воздействие, что снижается бдительность критического вос­приятия. Чтобы усилить эффект, поначалу вопросы-ярлыки ставят рядом с трюизмами — банальны­ми утверждениями, с которыми нельзя не согласиться. Когда вы постепенно перейдете к предло­жениям, вызывающим спорную реакцию, ваш собеседник скорее всего по инерции продолжит со­глашаться с вами.

Для придания большей убеди­тельности своим словам жела­тельно избегать телеграфного стиля, рубленых фраз. Специали­сты по убеждению рекомендуют пользоваться своеобразными ре­чевыми «переходами» — союза­ми и вводными словами, которые придают речи закругленность и гибкость, завораживающие собе­седника. Если вы избегаете пауз и резких поворотов в своей речи, сознание собеседника не успева­ет контролировать вашу инфор­мацию и снижает свои критичес­кие функции.

Впрочем, психологи предосте­регают: подобные приемы, весьма эффективные в деловых отноше­ниях, лучше не использовать в не­формальном, дружеском обще­нии. Каждому из нас необходи­мы хотя бы двое-трое близких людей, с которыми можно об­щаться бесхитростно и открыто. Далеко не все профессионалы-психологи счастливы в личной жизни — во многом из-за своего избыточного профессионализма.

Так что пользоваться их совета­ми следует осмотрительно.

 

Корректный отказ

Каждый согласится, что в чело­веческих отношениях крайне важны, с одной стороны, ясность, определенность, избавляющая от недопонимания, а с другой — до­статочная корректность, позволя­ющая избегать эмоциональных конфликтов. Однако эти важные качества общения нелегко быва­ет совместить, особенно если ин­тересы партнеров расходятся и пожелания одного не встречают одобрения у другого.

Многим известно такое иро­ничное наблюдение. На любой вопрос дипломат отвечает либо «да», что значит «может быть», либо «может быть», что значит «нет», ибо если он отвечает «нет», то какой же он дипломат? Гене­рал говорит только «да» или «нет», ибо если он говорит «мо­жет быть», то какой же он гене­рал? Девушка отвечает либо «нет», что надо понимать как «может быть», либо «может быть», что значит «да», ибо если она говорит «да», то какая же она де­вушка? В этом ироничном рас­кладе самым конструктивным следует признать поведение во­енного, не оставляющее места для кривотолков. Мы же в деловом и повседневном общении постоян­но уподобляемся то скользкому дипломату, то кокетливой барыш­не, оставляя собеседника в расте­рянности и недоумении. Если мы не готовы пойти партнеру на­встречу, проще говоря — намере­ны ему отказать, мы принимаемся из ложно понятой деликатности напускать словесный туман: «Я подумаю, давайте вернемся к это­му вопросу через недельку...», «Позвоните через пару дней» и т.п. И хотя ситуация изначально нам ясна и позитивного решения не имеет, она растягивается на неопределенный срок, заставляет снова и снова к ней возвращать­ся. В итоге не исключено, что мы скрепя сердце даем согласие, хотя с самого начала собирались отка­зать. А все потому, что просто хотим прекратить затянувшиеся недомолвки и виляния. Впрочем, бывает и так, что отказ дается резко и бесповоротно, в катего­ричной, даже грубой форме. И это ничуть не лучше, поскольку омрачает отношения, приводит к обидам и конфликтам, отсекает возможность дальнейшего сотрудничества — может быть, весьма конструктивного.

Умение говорить «нет» — ве­ликое искусство, которое, впро­чем, подчиняется довольно про­стым правилам. Прежде всего необходимо отдать себе отчет в своем естественном праве на от­каз. Не можем же мы в самом деле идти навстречу каждому предложению, пожеланию или просьбе! Так и недолго превра­титься в игрушку в руках беззас­тенчивых манипуляторов. Среди просьб и требований, которые нам постоянно предъявляются, много нереалистичных, невыпол­нимых, неприемлемых. В таких случаях «нет» — вполне нор­мальная реакция, и стыдиться надо не ее, а, наоборот, — лукавой изворотливости либо бесхребетной податливости. К тому же само по себе «нет» — вовсе не оскорбление. Оно может стать таковым, когда приправляется грубыми ремарками и окрашива­ется в презрительные тона. Но это совершенно излишние «спе­ции», которые только портят «блюдо». Без них отказ вполне удобоварим.

В ситуации, требующей отказа, следует сразу недвусмысленно расставить точки над «i». При­чем начинать надо именно с кон­кретной формулы отказа: «Нет», «Нам это не подходит», «Не могу удовлетворить вашу просьбу». Далее следует лаконичная аргу­ментация вашего решения — многословные объяснения слиш­ком напоминают оправдания и могут создать у собеседника впечатление, будто вы не уверены и колеблетесь. Подробные аргу­менты он может захотеть и оспо­рить, а это приведет к непродук­тивной дискуссии, в которой вы совсем не заинтересованы. Пус­кай лучше он сам станет обдумы­вать более приемлемое решение. Для этого надо предложить устраивающую вас альтернативу: «Вот если бы вы попросили о...» Тем самым вы демонстрируете, что отвергаете не партнера, а конк­ретное предложение — на других условиях диалог вполне возмо­жен.

Освоив эти простые приемы, вы не только избавитесь от многих неприятностей и недоразумений в общении, но и приобретете ре­путацию человека серьезного, принципиального, знающего цену своему слову.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД по аппликации в подготовительной группе на тему «Ветка…

Конспект НОД по аппликации в подготовительной группе на тему «Ветка рябины в вазе» Цель: Развитие творческих способностей детей. Изготовление аппликации «Ветка рябины...

Интерактивная игра как средство развития ребенка

Интерактивная игра как средство развития ребенка Актуальность использования интерактивных игр в развитии личности детей дошкольного возраста обусловлена современными реалиями. Мы живем...

Проект «Книга – наш лучший друг» для детей старшей группы

Проект «Книга – наш лучший друг» для детей старшей группы Данный проект является авторской разработкой по познавательному развитию в ДОУ. 1 слайд:...

Читайте также

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Тюльпанчик» на тему:…

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Тюльпанчик» на тему: «В мире насекомых» (С использованием интерактивной доски, песочных столов) Цели: - В увлекательной форме познакомить детей...

«Милая мама»

«Милая мама» Какое слово все люди произносят первым в своей жизни? Конечно же, это слово «мама». Мама — первое слово в...

Сценарий мероприятия по социокультурным истокам «Наши добрые, старые сказки!»

Сценарий мероприятия по социокультурным истокам «Наши добрые, старые сказки!» (Для детей средней группы) Люди перестают мыслить, когда перестают читать.Д.Дидро. Цель: Расширить представление родителей...