Консультация для воспитателей на тему:

«Ознакомление старших дошкольников с творческими профессиями»

Прежде чем, знакомить детей с творческими профессиями, надо дать представление о том, что такое профессия. Профессия – это труд которому человек посвящает свою жизнь. А что же такое творческая профессия? Какими качествами должны обладать люди этих профессий? Отвечая на эти вопросы мы осуществляем первый этап ознакомления дошкольников с профессиями. Итак, творческая профессия – это профессия, где человек воплощает своё творчество, талант, мастерство. Какие же профессии относятся к творческим? Это: писатели, журналисты, артисты ( кино, балета, театра, цирка), изобретатели, визажисты, дизайнеры, модельеры.

Ознакомление должно происходить поэтапно, от простого к сложному, чтобы ребёнок понял насколько прекрасны эти профессии, но и насколько трудны.

Начнём с профессии артист. знаменитых артистов знают много людей, ими восхищаются, им хотят подражать. Но это только одна сторона жизни, которая на виду у всех, есть и другая, скрытая от глаз зрителя, наполненная тяжёлым трудом, многочисленными репетициями, ежедневными спектаклями. В чём же состоит профессия артиста? Её основа в том, чтобы ему поверили зрители, чтобы казалось, будто перед глазами происходит самая настоящая жизнь. Артист во время спектакля должен уметь перевоплощаться в другого человека. У него изменяется голос, походка, манера держать себя. Артист должен обладать великолепной памятью, чтобы запомнить текст, реплики.

Особенности творчества актёров кукольного тетра состоит в том, что сам он на сцене не появляется, но на сцене действует, двигается кукла им направленная. Самое главное у артиста-кукольника – это его руки. Они должны быть пластичными, гибкими, работа с куклой требует ловкости, силы рук.

При ознакомлении с профессией артиста предшествует посещение театра, цирка. В группе дети ставят мини спектакли, показывают различные театры, используют игры драматизации. Дети учатся перевоплощаться в героев, подражать их характеру, движениям. В основу этому лежит театрализованная деятельность, где активность и творчество детей может проявляться в трёх аспектах:

1) Создание драматического содержания ( заданный литературный сюжет или сочинение собственного сюжета)

2) Исполнение собственного замысла ( умение воплощать образ с помощью разных средств выразительности ( мимики, интонации…) использование профессий - актёр, режиссёр, сценарист.

3) В оформлении спектакля ( декорации, костюмы, афиши, программки ( возможны в использовании профессий – оформитель, костюмер))

Следующая творческая профессия – художник. Художник – человек который создаёт красоту, потому что умеет видеть красоту вокруг себя. При ознакомлении с профессией художника ставится несколько задач: дать представление об условиях в которых работает художник. Упражнять в узнавании и назывании различных жанров живописи ( портрет, пейзаж, натюрморт), изобразительных материалов ( акварель, гуашь, масляные краски, холст, кисти, мольберт, палитра ). Какими же качествами должен обладать художник? Чтобы стать настоящим художником нужно тренировать руку, чтобы проводить точные линии карандашом, мелом, углём; тренировать глаза, чтобы различать самые тонкие оттенки цвета; тренировать наблюдательность, память, воображение. Знакомство с профессией художника происходит с помощью рассматривания иллюстраций, слайдов, чтении стихов, слушаньем музыки, наблюдением в природе. Важным этапом в знакомстве с художником в узнавании жанров живописи. В младшей группе рассматривая иллюстрации необходимо произносить слова «портрет», «натюрморт», «пейзаж». В старшем возрасте необходимо проводить тематические экскурсии, игры « Мы идём в музей», где дети знакомятся с произведениями искусства различных жанров.

Ознакомление с профессией художника – портретиста происходит по нескольким этапам:

На первом этапе: дети рассматривают друг друга, обращают внимание на глаза, веки, ресницы, нос….

Следующий этап называется « Портрет моего друга» - самый любимый этап у детей. Сначала проводится предварительная работа: вместе с детьми подбираются репродукции картин известных художников с портретами людей различных эпох ( чтобы можно было рассмотреть и сравнить лица, различные причёски, головные уборы, одежду) и фото портреты современных людей. После рассматривания и сравнения дети рисуют своих друзей – это занимательный процесс, в котором дети отображают любимые качества своих друзей.

Последний этап более сложный, но ещё и более интересный. Дети рисуют себя. Для удобства можно поставить зеркало перед ребёнком, чтобы он хорошо видел себя. После можно устроить выставку, чтобы дети узнали друг друга.

При ознакомлении детей с творчеством художников – иллюстраторов рекомендуется организовать выставку книг с картинками и без, тем самым подвести детей к пониманию значимости этой профессии. Предложите детям рассмотреть иллюстрации двух – трёх художников к одной и той же сказки. Обратите внимание детей на то, что по разному художники изображают одних и тех же героев. Попытайтесь подвести детей к пониманию того что разные эмоциональные состояния художники передают не только благодаря выражению лица, но и цветом, колоритом, где можно показать страх и радость, вызвать чувство тревоги и ощущения счастья. Особое внимание уделяйте контрасту. Например, изображая девочку Машу в лесу, художник Ю. Васнецов нарисовал её очень маленькой среди огромных деревьев, и этот контраст вызывает у нас чувство тревоги. Дать представление о том, сто создавая иллюстрацию, художник учитывает жанр литературного произведения ( сказка, юмористи- ческое произведение, потешка) и использует разные средства выразительности. Предложите детям самим создать иллюстрации к произведениям и рассмотрите из многообразие и красоту

Следующая профессия – скульптор. Скульптор – это художник, который создаёт скульптуру. Что же такое скульптура? Скульптура ( произошла от латинского слова «вырезать, высекать, ваять» ) – это объёмное изображение выполненное в разных материалах ( камне, гипсе, дереве, глине, металле ). Как же работает скульптор? Сначала он на бумаге рисует эскиз скульптуры, затем изготавливает модель из мягкого материала ( глины, пластмассы). После он сам или с помощью рабочих- специалистов «переводит» скульптуру в другой материал.   Детей старшего возраста необходимо научить различать скульптуру малой формы (изготавливаются для украшения помещений) и монументальную скульптуру ( памятники, монументы) изготавливают для украшения парков, скверов, площадей..) они бывают из камня, металла, бронзы. Подвести детей к пониманию замысла скульптора, видеть характер образа, его настроение ( грустный, задумчивый, весёлый). Предложите детям рассмотреть скульптуры, провести экскурсии к памятникам, рассмотреть репродукции, слайды. Существует сюжетно – ролевая игра «Скульптор» где дети создают сами «скульптуру». С этой целью один ребёнок становится скульптором, а другой – тем самым «материалом», из которого создают скульптуру. Скульптор ставит «скульптуру» в определённую позу, находит необходимое движение рук, ног… затем дети меняются местами. Эта игра на практике позволяет понять пути создания выразительного образа.

Ознакомление с профессией архитектора происходит с помощью иллюстраций, изображающие различные сооружения, экскурсии, прогулки, где дети знакомятся с архитектурой своего города, рассматривание фотографий, использование практических умений ( строить из имеющего в группе материала здания, мосты, улицы города… )использование полученных знания в рисовании, лепке, аппликации. Дать знания, что архитектор сначала строит дом в уме (придумывает), затем рисует свои задумки в чертежах. Главная задача архитектора чтобы его сооружение было красивое, прочное и имело пользу. В работе архитектора есть что-то от художника, а что-то от инженера. Это очень интересная, но трудная профессия.

Какие же задачи стоят при ознакомлении с творческими профессиями:

1) Вызвать интерес к окружающему миру, формировать представление о труде.

2) Расширять представление и знания о профессиях.

Важно чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любая профессия должна приносить радость и самому человеку и окружающим людям.


 Используемая литература:

Т. В. Потапова «Беседы с дошкольниками о профессиях»   Сфера 2003 г.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

План проведения тематической недели «Зимние игры и забавы» в детском…

План проведения тематической недели «Зимние игры и забавы» в детском саду Цель: Создание оптимальных условий для организации двигательной активности и оздоровительной работы с детьми...

Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду

Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду «Ребёнок, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпается инициатива, способность бодро...

Сценарий интерактивного кукольного спектакля на День Знаний для старших дошкольников…

Сценарий интерактивного кукольного спектакля на День Знаний для старших дошкольников «Волшебные колокольчики» Садовая Фея.Куклы - ворона, мышка, зайка (можно сшить самим, а...

Читайте также

Конспект непрерывной образовательной деятельности по рисованию в нетрадиционной технике в…

Конспект непрерывной образовательной деятельности по рисованию в нетрадиционной технике в старшей группе «Лиса – рыжая краса» Цель: Продолжать знакомить детей с нетрадиционной...

Конспект НОД по рисованию в технике кляксографии «Весёлые капельки» для…

Конспект НОД по рисованию в технике кляксографии «Весёлые капельки» для детей 4-5 лет В. Здравствуйте ребята! Дети отвечают. В. Кто мне скажет какое время...

Дидактическая игра «Подбери предметы по форме»

Дидактическая игра «Подбери предметы по форме» Цель: Научить детей подбирать предметы по форме. Закреплять представления детей о простых геометрических фигурах. Задачи: OO «Познавательное развитие» Формировать...