«Формирование навыков счета у детей дошкольного возраста»

(Из опыта работы)

 

Из опыта работы педагоги знают: дети, не имея никаких представлений о числах, рано запоминают и называют по порядку слова – числительные, иногда даже в обратном объеме. Однако, устно бегло считая, они не всегда могут определить правильно численность предметов. Все это происходит, потому что дети механически запоминают, при этом процесс обучения счету опирается только на механическую память, а не на мыслительные операции.

Для того, чтобы ребенок освоил счет не на формальном уровне, необходимо этот процесс сопровождать предметными действиями: откладыванием, показыванием, проговариванием вслух.

В младших группах я уделяла большое внимание развитию мелкой моторики рук. Для работы с пуговицами, шнурками, ленточками я подобрала красочно оформленный дидактический материал. Приобретены дидактические игры из серии: «Лото», «Домино», а также дидактические игры логико – конструктивного характера – это пирамидки, матрешки, мозаика, логические кубы, конструктор «Лего», «Пазлы», кубики.

Для достижения наибольшего эффекта работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно. Задания при этом должны приносить детям радость, не допускать переутомления. Пальчиковые игры дают возможность ребенку прикасаться к сосчитываемым предметам, двигать их, составляя уже сосчитанную группу, или показывать пальцем на каждый сосчитываемый предмет. Это позволяет формировать правильное представление о самом процессе на уровне кинестетики, на уровне памяти и ощущения. Я подобрала игры, которые развивают не только моторику рук, но и учат считать: «Моя семья», «Кормушка», «Пошли пальчики гулять». Дают возможность ориентироваться в понятиях: «направо», «налево», «верх», «низ». Развивают координацию движений: «Поезд», «Туки – туки – тук», «Сорока – белобока», «Идет коза рогатая». Обучают простейшему самомассажу: «Блины», «Мышка». Развивают познание об окружающем мире: «Помощники», «Котенок», «Дождик». Дети с удовольствием играют на занятиях и в свободное время, быстро запоминают, рассказывают друг другу.

В старшей группе я продолжила работу по обучению счету детей, опираясь на пальчиковые игры. Ведь пальчиковые игры позволяют учить детей и на уровне второй сигнальной системы – речи. Речь и движение соединены воедино. Огромное значение при этом имеют ритмичность текста и движение. Именно ритмичность, напевность текста народных игр с пальчиками, потешек, считалок дают ребенку ощущение игры. А больше всего на свете дети дошкольного возраста любят играть.

Использование в работе русских народных считалок, потешек, игр с пальчиками, позволяет детям быстрее запомнить слова – числительные, их последовательность, понимание смысла нумерации элементов множества, соблюдать правила счета. Обучение счету при этом происходит в игровой форме, создает атмосферу доверительности отношений, пробуждает у детей желание заниматься.

Для работы по формированию навыков счета я подобрала пальчиковые игры: «Утята», «Грибы», «Снеговики», «Осень», «Девочки и мальчики», «Блины», «Пальчики», «Глеб», «Лунатики».

Считалки: «Вороны», «Считать до 5», «Паук», «Салки», «Солдат».

В подготовительной группе главная задача в работе по формированию навыков счета у детей состоит в систематизации и уточнении накопленных детьми знаний. Я продолжила использовать в своей работе стихотворный материал. Дети с удовольствием слушают, запоминают, повторяют стихи о цифрах, загадки. Для работы на занятиях и в свободное время я подобрала стихотворный материал и оформила папку: «Мозговой штурм». В нее вошли математические загадки, задачи, занимательные вопросы, пальчиковые игры, считалки.

Для работы по обучению раскладыванию числа на два меньших (в пределах 10) и составлению из двух меньших большее – были приобретены счетные палочки и набор «Учусь считать» на каждого ребенка. Работая с палочками и геометрическими фигурами, дети лучше усваивают учебный материал, запоминают. А работа с детьми в тетрадях из серии «Математика» С.В.Бурдиной: «Счет», «Состав числа», «Сравнение чисел» - позволяет выявить у детей и тот учебный материал, который усвоен плохо. Дает возможность провести дополнительную работу по усвоению учебного материала.

Очень нравятся детям занятия, в основе которых, лежит сюжет сказки. Дети с удовольствием считают пирожки для Красной шапочки, собирают коров Крошечке – Хаврошечке, делят кашу между сорочатами Сороки – белобоки, возвращают утят и цыплят своим мамам. При этом закрепляется порядковый счет, отсчет, дети учатся составлять число из двух меньших.

Чтобы лучше и быстрее дети смогли определять время по часам, я изготовила муляжи часов на каждого ребенка. Это позволило на занятии задействовать всех детей, дать возможность поработать с часами каждому ребенку, закрепить умение определять время по часам.

При формировании любых знаний нельзя забывать о дидактических и сюжетно – ролевых играх. Именно в сюжетно – ролевых играх хорошо закрепляются знания о монетах, их счет, отсчет, размен, а также знания о времени: «Супермаркет», «Салон красоты», «Автобус».

Зато в дидактических играх закрепляется порядковый счет, состав числа, умение раскладывать число на два меньших. Дети любят эти игры, охотно играют в них в свободное время: «Цифры», «Какой по счету», «Где больше», «Составь задачу», «Учимся считать», «Математические кубики», «Пирамидки», «Матрешки», «Мозаика».

Таким образом, работа по выбранной мною теме: «Формирование навыков счета у детей дошкольного возраста», с использованием подобранного мною материала, дала положительные результаты при проведении диагностики.

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Детский фитнес в дошкольном…

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Детский фитнес в дошкольном образовательном учреждении DANCE - класс»

Статья по трудовому воспитанию у детей подготовительной группы «В труде…

Статья по трудовому воспитанию у детей подготовительной группы «В труде - наше счастье» Актуальность: трудовое воспитание детей дошкольного возраста играет огромную...

Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звука «С» с использованием кинезиологических…

Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звука «С» с использованием кинезиологических упражнений» (на примере старшей группы 5-6 лет) Цель: Закрепить произношение звука «С»...

Читайте также

Сценарий летнего праздника в разновозрастной группе «В гости к лесным…

Сценарий летнего праздника в разновозрастной группе «В гости к лесным зверям» Цель: Создание оптимальных условий для сохранения и укрепления физического; психического и...

Консультация для родителей от учителя-логопеда. Тема консультации: «Как ребенку адаптироваться…

Консультация для родителей от учителя-логопеда Тема консультации: «Как ребенку адаптироваться в детском саду» Те родители, которые отдавали своих детей в детский...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Ложка. Река времени» с детьми 5-6 лет

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Ложка. Река времени» с детьми 5-6 лет Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Ложка. Река времени» Месяц Март (1 неделя) Возраст 5-6 лет Тема: «Ложка...