«Пример руководства самостоятельной игрой детей первой младшей группы с учетом полоролевой социализации»

Цели: расширение тематики   сюжетно-ролевых игр, формирование внутреннего плана действий, формирование умения определять правильную последовательность игровых действий, умения действовать в рамках определённого сюжета, способствование овладению детьми речевым поведением; учить самостоятельно распределять роли, длительно сохранять игровые объединения.

Предварительная работа.

1. Рассматривание картин «На строительстве дома», «День рождения куклы», рассматривание иллюстраций в книгах с изображением поездок на автобусе, машине.

2. Игра воспитателя на глазах у детей, совместная игра воспитателя с ребенком, с группой детей.

3. Беседа на тему «Кем работает мама, кем работает папа»; занятие с предметными картинками «Профессии».

4. Беседы на тему «Празднование дня рождения», «Как принимают гостей»;

Материал: куклы, кукольная посудка, муляжи конфет и печений, напольный стороитель, большие напольные машины (грузовые машины, экскаватор), чертежи различных построек из строителя; детские стульчики, игрушечный руль для водителя, сумка с нарезанным прямоугольными бумажками (билеты), сумка для кондуктора муляжи денежных купюр из игры «Монополия».

В групповом помещении находятся три группы детей. Первая группа детей играет в игровом уголке «Столовая». Вторая группа детей играет с напольным строителем и набором машин средней величины, третья группа сидят на стульчиках поставленных в ряд – едут в автобусе, один из них взял руль – он шофер.

Воспитатель подходит по очереди к каждой группе детей, осуществляя опосредованное руководство игрой с помощью наводящих вопросов.

Воспитатель подходит к детям играющим в уголке «Столовая». Ира, Лиза и Настя наливают куклам чай и поят их из чашки. Для того, чтобы помочь детям выстроить четкую последовательность действий для полноценной реализации сюжета игры воспитатель задает следующие вопросы.

Воспитатель. Ребята, а что же такое куклы у вас делают?

Дети. Чай пьют.

Воспитатель. А по какому поводу они у вас собрались – просто так или праздник у них какой-нибудь, День рождения например.

Дети. День рождения!

Воспитатель. Я так и подумала: вон какие у вас куклы нарядные, посудка красивая, на столе угощение – конфеты, печенье. А у какой же куклы тут день рождения?

Дети. Вот у нее (показывают на самую нарядную куклу).

Воспитатель.

Кукол в платья наряжали,

Кукол в гости приглашали,

Сладким чаем их поили

И коврижками кормили.

Воспитатель. Наверное сейчас куклы будут пить чай с конфетами и печеньем?

Дети. Да.

Помогая детям определить последовательность действий воспитатель задает детям следующие вопросы.

Воспитатель. Ребята, а гости уже поздравили куклу Машу с днем рождения, подарки подарили?

Дети обыгрывают поздравление куклы Маши с днем рождения.

Воспитатель. А гости что то грустные сидят, наверное хозяйке пора их чаем угостить, только наверно надо выяснить сколько ложечек сахара каждому гостю нужно в чашку положить.

Дети продолжают играть, воспитатель переходит к другой группе детей, которые играют в строителей.

Воспитатель. Ребята, что это вы такое строите?

Дети. Дом.

Воспитатель.

За кирпичиком кирпич

Вырастают стены:

И красивы, и прочны

Будут непременно.

Какой большой дом вы строите, похож на замок. А если вы строите, значит вы наверное строители и здесь у вас стройка. А кроме рабочих кто еще на стройке работает, помните мы на занятии беседовали об этом и картинки рассматривали.

Дети (перечисляют с помощью воспитателя). Архитектор, прораб, водитель грузовика, экскаваторщик.

Далее воспитатель помогает распределить роли.

Чтобы помочь детям войти в роль и определить последовательность действий для более полного развертывания игрового сюжета воспитатель задает следующие вопросы.

Воспитатель. Ребята, а кто главный на стройке, кто говорит строителям как строить и из какого материала?

Дети. Прораб.

Воспитатель. Но что бы самому это узнать прораб сначала должен посмотреть на проект, а кто приносит ему проект? (дети отвечают). Правильно, архитектор. Посмотрите вот здесь на столе у нас лежат разные чертежи, архитектор может выбрать один из них и принести прорабу.

Воспитатель. А когда прораб отберет детали из которых строить дом, кто привезет их на стройку? (дети отвечают). Правильно, водитель грузовика.

Воспитатель. Архитектор приносит проект, прораб отбирает материал и руководит стройкой, водитель грузовика привозит на стройку строительный материал на своем грузовике, а строители строят дом. А экскаватор для чего нужен на стройке. (ответы детей). Правильно, он капает котлован под фундамент для дома.

Дет продолжают играть, а воспитатель переходит к последней группе детей которые играют в «автобус».

Воспитатель. Дети, куда же вы едете.

Дети. На работу.

Воспитатель. А кто же у вас водитель?

Дети. Кирюща.

Воспитатель. Да, теперь вижу, водитель крутит руль нажимает на педаль и автобус едет.

Качу,

Лечу

Во весь опор.

Я сам — шофер,

И сам — мотор.

Нажимаю

На педаль-

И автобус

Мчится вдаль!

А пассажиры когда заходят в автобус что должны купить?

Дети. Билеты.

Воспитатель. а кто же продает билеты, помните, мы на занятии с вами беседовали об этом и картинки рассматривали. (дети отвечают, воспитатель помогает им, корректирует ответы). Вот посмотрите какая сумка на столе стоит, совсем как у кондуктора, а в ней билеты.

Дети с помощью воспитателя выбирают кондуктора.

Далее воспитатель помогает детям наметить внутренний план действий.

Воспитатель. когда автобус приехал на остановку и пассажиры сели на свои места, что они сначала должны сделать. (дети отвечают). Правильно, купить билеты у кондуктора.

Воспитатель. Вот автобус остановился, водитель наверное должен объявить остановку. (действия детей). пассажиры, которым нужно выйти на этой остановке выходят, а автобус дальше поехал.

Дети продолжают играть.




Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе «Деньги и…

Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе «Деньги и их значение» Цель: сформировать представление у детей о том, что такое...

Выступление на методическом собрании на тему: «Гармоничное семейное воспитание»

Выступление на методическом собрании на тему: «Гармоничное семейное воспитание» Главная цель гармоничного семейного воспитания — помочь ребенку стать смысловой, целостной, независимой...

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Гласный звук…

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Гласный звук И. Буква И» Цели:  Обобщение и расширение знаний о гласных звуках, их...

Читайте также

Методический проект по профилактике дорожно-транспортного травматизма «Правила дорожные всем знать…

Методический проект по профилактике дорожно-транспортного травматизма «Правила дорожные всем знать положено» Улица полна неожиданностей и опасностей Выходя на улицу, Приготовь заранее, Вежливость и сдержанность, А...

Новогодний утренник «Новогодний бал у Царя Гороха»

Новогодний утренник «Новогодний бал у Царя Гороха» Новый год — это время волшебства, улыбок и счастья. В этот праздник каждый может поверить в...

Развлечение «Приключения Незнайки на дороге»

Развлечение «Приключения Незнайки на дороге» Интеграция образовательных областей: физическая культура, здоровье, коммуникация, познание, социализация. Цель: Создание атмосферы веселья, доброжелательности, потребности коллективного общения, дружеского...