Коррекция звукопроизношения у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи посредством логоритмических занятий

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность; полноценнее будут его взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а следовательно его личность в целом. Несформированность произносительной стороны речи в дальнейшем может отразиться и на овладении навыками чтения и письма.

Учеными доказана теснейшая связь между развитием движений рук и формированием произношения, где движения играют стимулирующую роль, активно и положительно влияя на развитие и функционирование речевых зон коры головного мозга.

Особенности звуковой стороны речи и фонематического восприятия детей с ОНР впервые были представлены в работах Р.Е. Левиной.

У детей с общим недоразвитием речи I уровня звуковая сторона речи характеризуется фонематической   неопределенностью. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Произношение звуков носит диффузный характер, что обусловлено неустойчивой артикуляцией и низкими возможностями слухового распознавания.

У детей с общим недоразвитием речи II уровня фонетическая сторона речи характеризуется наличием многочисленных искажений звуков, замен и смешений. Нарушено произношение мягких и твердых звуков, шипящих и свистящих, аффрикат, звонких и глухих. Наблюдается нарушения между способностью правильно произнести звуки в изолированном положении и их употреблением в спонтанной речи. Одной из характерных особенностей является недостаточность фонематического восприятия, неподготовленность к усвоению навыков звукового анализа и синтеза

У детей с общим недоразвитием речи III уровня -   в фонетическом плане дети: - неверно произносят 10-20 звуков: не различают на слух и в произношении близкие по звучанию мягкие - твердые, звонкие – глухие, мягкий звуки могут заменяться на твердые.

У детей несформированные 4-5 групп звуков (свистящие - С, 3, Ц, шипящие - Ш, Ж, Щ, Ч, сонорные - Р, Р', Л, Л', нередко мягкие и звонкие), но у всех детей отмечается смешение (при восприятии на слух и произношении) близких в аккустическом и артикуляторном планах звуков: С - Ш, 3 – Ж и т.д.

Произносительные ошибки оцениваются по-разному: одни затрагивают лишь оттенки фонем и не нарушают смысла высказывания, другие ведут к смешению фонем, к их не различению. Последние – более грубые, так как затрудняют понимание высказывания. Фонематическое недоразвитие детей данной группы проявляется в несформированости процессов дифференциации звуков. Недоразвитие фонематического восприятия отмечается при выполнении элементарных действий звукового анализа – при узнавании звука, придумывании слова на заданный звук.

Нарушение артикуляционной моторики проявляется в ограниченности и неточности движений органнов артикуляции - губ, языка, мягкого неба, нижней челюсти. Это приводит к неправильному произношению звуков, а часто и к общей невнятности, смазанности речи.

В современной логопедии существуют многочисленные эффективные методы коррекции звукопроизношения у детей с ОНР.

Работая с детьми, имеющими нарушения речевой функции, я использовала различные методы и приемы. Сегодня, помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения широко используют такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА.

Почему – ЛОГОРИТМИКА? Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Тем более это актуально для современных детей. У которых все чаще встречаются пренатальные патологии ведущие к дисфункции головного мозга, приводящие к церебростеническим состояниям гипервозбудимости. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.

Такую форму активной терапии, как логоритмика, я начала осуществлять впервые в 2009-2010 учебном году. Свою работу я начала с изучения авторских методик и обширного практического материала многих авторов (Волковой Л.С., Мухиной А.Я Власовой Т.М., Пфафенродт А.Н., Картушиной М. Ю, Кузнецовой Е.В, Макаровой Н.Ш. и др.)

Я, как учитель - логопед принимала активное участие в разработке инновационного проекта по теме: «Логопедическая ритмика для детей 4-7 лет с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ компенсирующего вида».

Логопедическая ритмика помогает решать оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные и коррекционные задачи.

Видя положительную динамику по всем параметрам, в том числе и значительное улучшение звукопроизношения, я решила продолжить внедрение этой технологии в коррекционную работу с детьми среднего возраста 4-5 лет, но более углубленно остановилась на работе по коррекции звукопроизношения.

Учитывая психолого-педагогические особенности детей с общим недоразвитием речи, изучив формирование звукопроизношения детей в онтогенезе и особенности формирования звукопроизношения у детей 4-5 лет с ОНР, я построила свою работу следующим образом.

Мной написаны и внедряются в коррекционный процесс:

1. Перспективный тематический план коррекционной работы по логопедической ритмике для детей 4-5 лет с ОНР;

2. Разработаны конспекты логоритмических занятий;

3. К разработанному ранее диагностическому инструментарию по следующим параметрам:

• Состояние общей моторики;

• Состояние мелкой моторики;

• Воспроизведение ритмов по словесной инструкции;

• Ориентировки на «ритмическое чувство» в речи;

• Восприятие пространственных представлений.

В диагностические параметры я добавила разделы:

• Состояние звукопроизношения:

1. Гласных

2. Согласных раннего онтогенеза

3. Свистящие звуки

4. Шипящие звуки.

• Состояние фонематического слуха и восприятия:

1.Определение 1 звука в слогах (нач. года), в словах (конец года)

2. Определение последнего звука в слогах (нач. года), в словах (конец года)

Занятие по логопедической ритмики проводится по единой лексической теме в игровой форме. Оно длится от 15 до 35 минут в зависимости от возраста. Занятие состоит из трех частей.

Подготовительная часть – продолжается 3-7 минут.

В этой части широко используется упражнения такие как: повороты, наклоны, различные виды ходьбы и бега с движениями руками, изменения направления и темпа движения. Музыкально-ритмические упражнения в подготовительной части направлены на тренировку внимания, памяти, ориентировки, тормозных реакций, координаций движений, мышечного тонуса.

Основная часть – занимает от 10 до 25 минут и включает в себя следующие виды упражнений:

  • На развитие дыхания, голоса и артикуляции;
  • На развитие фонематического слуха и внимания;
  • На автоматизацию звуков;
  • Развитие чувства темпа и ритма;
  • На развитие координации движения и речи с движениями;
  • Пение, танцевальные движения;
  • Игра на музыкальных инструментах;
  • На развитие тонких движений пальцев рук;
  • На развитие речевых мимических движений;

Заключительная часть – занимает от 2 до 7 минут.

В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятия мышечного и эмоционального напряжения.

В конце каждого месяца совместно с музыкальным руководителем проводим итоговое сюжетно-тематическое занятие по логопедической ритмике в музыкальном зале. Подготовка к итоговому занятию осуществляется на трех занятиях. На первом занятии дети знакомятся с содержанием, темой занятия; на втором и третьем занятиях заучиваем речевой материал, работаем над речевым дыханием, над автоматизацией звуков, работаем над координацией движений, музыки и слов. Четвертое занятие – итоговое. На нем осуществляется показ знаний умений и навыков, полученных на предыдущих подготовительных занятиях.

На логоритмических занятиях широко использую фонетическую ритмику.

Фонетическая ритмика – это система специальных упражнений, сочетающая речь и движения, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, слов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса).

На подготовительных занятиях я использую карточки с изображением «звучков» в движении, а так же личный пример-показ выполнения упражнения. Движение и речевой материал предварительно не заучиваются. Упражнения проводятся по подражанию. Дети выполняют движения и произносят речевой материал синхронно с логопедом. Многократное повторение упражнений делает движения более четкими и точными, в том числе и движения органов артикуляции.

На первых порах следует исключать резкие движения. Для некоторых детей начальный этап – пассивный. Постепенно он сам привыкнет и начнет выполнять упражнения со всеми детьми. Чем быстрее наладится положительный эмоциональный контакт с ребенком, тем скорее он начнет подражать, и включится в совместную игру.

В конце каждой недели мы с музыкальным руководителем на методическом часе обсуждаем музыкально – ритмический репертуар.

Движения в сочетании со словом и музыкой представляют собой целостный воспитательно - коррекционный процесс. На детей благотворно влияют темп, ритм, динамика музыки и слова, а ритмическая пульсация, с которой связаны движения, вызывает согласованную реакцию всего организма.

Практика показывает, что регулярные занятия логоритмикой способствуют закреплению, автоматизации и дифференциации звуков у детей. Логоритмические занятия являются комплексными занятиями по компенсации дефектов речи. Логоритмические приемы являются дополнительными средствами в коррекции звукопроизношения у детей ОНР.

Нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.

Добро пожаловать на праздник красивой речи!

 

Список литературы.

1. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя.- М.: Гуманит. Изд. Центр «ВЛАДОС», 1996

2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М., 2002.

3. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. – СПБ., 1995.

4. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников, второе издание, М., Просвещение, 1990

5. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: М.: ТЦ Сфера, 2004

6. Каше Г.А Формирование звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи. – М., 1962.

7. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М., 1973.

8. Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения на основе фонетической ритмики.

9. Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. Методика коррекционно-восстановительной работы с детьми 3-4 лет; - М.: Издательство ГНОМ и Д. 2002

10. Левина Р.Е. Особенности акустического восприятия у детей с речевыми нарушениями. – М., 1966.

11. Макарова Н.Ш. Коррекция неречевых и речевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмике. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009

12. Метельская Н. Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. – М.: ТЦ Сфера, 2008

13. МУХИНА А.Я. Речедвигательная ритмика. – М.: АСТ: АСТРЕЛЬ; ВЛАДИМИР: ВКТ, 2009.

14. Слюсарь К.Н. Логоритмические занятия с детьми 3-5 лет / М.: Издательство Гном и Д, 2009

15. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Изд.2, переработ. и доп. М. «Просвещение», 1971

16. Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. Пособие – М.: Айрис – пресс, 2007



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Познавательно – исследовательский проект в подготовительной - логопедической группе: «Волшебные…

Познавательно–исследовательский проект в подготовительной - логопедической группе:«Волшебные свойства соли» Введение: Ребенок по своей натуре исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление...

Сценарий осеннего праздника для детей 2-х лет «В гости к…

Сценарий осеннего праздника для детей 2-х лет «В гости к ежику» Дети под музыку заходят в зал. Ведущая: Ходит осень по дорожке, Промочила в...

Проект «К нам приходит Новый год!»

Проект «К нам приходит Новый год!» (Для детей 6-7 лет) Информационная карта Название проекта К нам приходит Новый год! Актуальность Всем известно, что самый любимый праздник...

Читайте также

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Число 19»

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Число 19» Тема: число 19, состав числа, геометрические фигуры. Цель: познакомить с числом 19. Задачи Образовательные: Учить соотносить число...

Конспект занятия «Путешествие в страну Безопасности»

Конспект занятия «Путешествие в страну Безопасности» Цель: рассмотреть и обсудить с детьми опасные ситуации, которые могут возникнуть в повседневной жизни. Задачи: образовательные: на...

Реферат. «Современные формы взаимодействия ДОУ с семьями»

Реферат. «Современные формы взаимодействия ДОУ с семьями» Введение. В основе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи лежит сотрудничество, то есть совместное определение...