Создание развивающей среды развития ребенка, ее комфортность
Большую часть времени в детском саду ребенок проводит в группе, а малыши вообще нечасто покидают ее пределы. Значит, развитие дошкольника зависит во многом от рациональной организации предметно-развивающей среды в групповом помещении. Здесь все имеет значение: цвет стен, потолка, разделение пространства на функциональные зоны, разнообразие игр, игрушек и соответствие их возрасту детей, наличие места для самостоятельных игр и уединения ребенка, уставшего от вынужденного постоянного общения со сверстниками.
Группы бывают разные. Случается что в группе много игр, игрушек, мебели. Преобладает впечатление от посещения такой группы – «Как здесь много всего!» Другие группы оформлены просто. Здесь сразу чувствуешь, что каждая вещь находится именно на том месте, где и должна находиться, а детям в помещении комфортно и интересно.
Детский сад должен предоставлять ребенку возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним, получать удовольствие от каждого прожитого дня, от разнообразия своей деятельности, успешно выполненного задания или желания, которое, наконец, осуществилось. И с этой точки зрения огромное значение имеет организация условий, пространства дошкольного учреждения. Визуальные характеристики ДОУ, то есть то, что ребенок видит вокруг себя, - важное условие эмоционального воспитания. Все, что окружает ребенка, во многом определяет его настроение, формирует то или иное отношение к предметам, действиям и даже к самому себе. Известно, что ребенок-дошкольник знакомится с окружающим миром с помощью зрения, слуха, движений.
Значит, все, что его окружает, должно развивать эти органы чувства и обеспечивать ему необходимый психологический комфорт.
При создании развивающего пространства в группе необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии дошкольников.
Развивающая среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Игры, игрушки, пособия не должны находиться в группе в течение года бессменно. Условно их можно разделить на три категории: «сегодня» - тот материал, с которым дети начинают знакомиться на занятиях или в других организационных формах взаимодействия с взрослыми; «вчера» - материал исследованный, уже известный, освоенный в личном опыте, используемый в повседневной жизни для приобретения новых знаний; «завтра» - содержание, с которым предстоит знакомиться в недалеком будущем. Эмоциональная насыщенность – неотъемлемая черта развивающей среды. То, что привлекательно, забавно, интересно, ярко, выразительно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается.
При создании в группе условий для саморазвития не следует забывать, что мальчики и девочки по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, говорят и молчат, чувствуют и переживают.
В последнее время стал достаточно популярным термин «развивающая среда». Что же понимать под «развивающей средой?»
«Развивающая среда» - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика.
Задачи оптимальной организации среды:
1. Необходимо строить развивающую среду на личностно-ориентированной модели, т.е. необходимо помнить, что это – «пространство детства», где все по-другому.
2. Подбирать именно те игрушки, игры и пособия, которые развивали бы детей.
Отсюда, следует вывод: Развивающую среду в ДОУ следует строить с учетом особенностей восприятия мира именно ребенком – ведь именно он его полноправный хозяин.
Впервые проблема обогащенной предметной среды, была поставлена С. Н. Новоселовой, и ею были определены принципы, которым должна отвечать предметно-развивающая среда; это, прежде всего свобода, достижения ребенком своего права на игру, которая реализуется как право выбора ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и временем игры.
Определены принципы, которым должна соответствовать предметно-развивающая среда в ДОУ.
1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.
В рамках авторитарной педагогики воспитатель находится как бы «сверху» или «над», а ребенок «снизу». При этом развивающая среда создает условия для соответствующей физической позиции – общения с ребенком на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Это предполагает стремление воспитателя приблизиться, «спустится» к позиции ребенка, а также создание условий, при которых ребенок может «подняться» до позиции воспитателя.
2. Принцип активности.
В устройстве ДОУ заложена возможность формирования активности у детей и проявления активности взрослых. Они становятся творцами своего предметного окружения, а в процессе личностно-развивающего взаимодействия – творцами своей личности и своего здорового тела. Это в первую очередь крупномасштабные игровые и дидактические пособия – легкие, геометрические модули, обтянутые кожей или тканью, которые легко переставляются в процессе преобразования пространства.
3. Принцип стабильности – динамичности развивающей среды.
В среде должна быть заложена возможность ее изменения в соответствии со вкусами и настроения детей, а также с учетом разнообразных педагогических задач. Это легкие перегородки, которые могут передвигаться, образуя новые помещения, преобразуя имеющиеся.
4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования.
Этот принцип тесно связан с предыдущим и более широко раскрывает именно динамичность.
Жизненное пространство в ДОУ должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.
5. Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого.
Среда должна пробуждать у детей активность, давать им возможность осуществлять разнообразные виды деятельности, получать радость от них, и вместе с тем, окружающая обстановка должна при необходимости иметь свойства «гасить» эту активность, давать возможность отдохнуть.
6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.
Целесообразно в разных стилях представлять детям одно и тоже содержание сказки, эпизодов из жизни детей, взрослых; в реалистическом, абстрактном, комическом и т.п. Тогда дети с помощью взрослого смогут не только обратить внимание на то, что изображено перед ними, но и на то, как это сделано, осваивая начала специфики разных жанров.
7. Принцип открытости – закрытости.
Этот принцип представлен в нескольких аспектах.
Открытость Природе – это организация «зеленых комнат», где дети ухаживают за растениями, птицами.
Открытость Культуре – присутствие элементов настоящей «взрослой» живописи, литературы, музыки.
Открытость Обществу – обстановка ДОУ соответствует сути понятия «Мой Дом», в котором особыми правами наделены родители.
Открытость своего «Я», собственного внутреннего мира ребенка.
8. Принцип учета половых и возрастных различий детей.
Предполагает построение среды с учетом половых различий, представление возможностей, как мальчиков, так и девочек проявлять свои склонности в соответствии с принятыми эталонами в обществе.
Кроме того, при построении среды необходимо учитывать возрастные особенности детей при реализации каждого из этих принципов.
Литература.
1. Рыжова Н. А. «Развивающая среда дошкольных учреждений». М. Линка – пресс, 2003 г.
2. Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. «Построение развивающей среды в дошкольном учреждении» М. Линка – пресс, 1993г.
3. Обруч №2, 2003г. Л. Меркулова «Кто в ДОУ хозяин?»
4. Дошкольное воспитание №4, 1998г. С. Новоселова «Развивающая предметно-игровая среда детства» Мир «Квадро».
Читайте также |
---|
Развивающая книжка из фетра «Сказки»
Развивающая книжка из фетра «Сказки»
Проект «Семья - мой мир»
Проект «Семья - мой мир» Информация о проекте Длительность: среднесрочный (3 месяца). Дата реализации проекта: ----------. Возрастная категория: 5-7 лет. Участники: воспитанники, коллектив воспитателей, родители. Продукт:...
Конспект НОД «Автоматизация звука Ш в словах, предложениях»
Конспект НОД «Автоматизация звука Ш в словах, предложениях» Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в словах, предложениях Задачи: Коррекционные: - Закреплять правильный артикуляционный уклад при...