Сайт для воспитателей детских садов




( 3 Голосов ) 


Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса при организации изобразительной деятельности в ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями слуха

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (пункт 6.2 статья 9) приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 утверждены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ ООП).

Одним из положений ФГТ является следующее: «Программа должна основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса».

В настоящее время в массовой практике используются три основных принципа построения образовательного процесса:

  • учебный;
  • предметно-средовой;
  • комплексно-тематический.

Практика показывает, что ни один из них фактически не встречается в дошкольном образовании в чистом виде, а сочетается с одним или двумя другими принципами или моделями построения образовательного процесса.

На сегодняшний день доминирует  учебный принцип (или учебная модель) построения образовательного процесса. Эта модель является наиболее распространённой и традиционной для российского дошкольного образования. В рамках учебной модели воспитатель ежедневно проводит занятия, которые, по сути, представляют собой адаптированные к потребностям дошкольного возраста уроки по ознакомлению с окружающим, математике, развитию речи, и другим «предметам». Несмотря на включение игровых методов, и приёмов, более свободной организации детей сущность учебной модели не изменилась. Организация специальных занятий по  «предметам» - не тождественна организации различных видов детской деятельности, а деятельность педагога и детей на специально организованных занятиях - не является совместной деятельностью взрослого и детей, т. к. главной составляющей занятия является воздействие взрослого на ребёнка, а главной составляющей совместной деятельности является взаимодействие, сотрудничество. Учебная модель организации образовательного процесса не является адекватной для детей дошкольного возраста, что доказывают труды классиков отечественной психологии (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.).

Таким образом учебная модель построения образовательного процесса противоречит теоретико – методологическим принципам ФГТ.

В предметно – средовом принципе  построения образовательного процесса (ярким примером является система М. Монтессори) главной составляющей является дидактический материал, действие с которым, по мнению авторов, автоматически развивает ребёнка, соответственно, взрослому отводится второстепенная роль, опосредованная в зависимости от направленности дидактического материала.    

Практика показывает, что в «чистом виде», как доминирующий основной принцип организации образовательного процесса, в современном ДОУ этот принцип применён быть не может, т. к. не осуществляется освоение социального опыта и культуры, недооценивается значение общения и взаимодействия ребёнка со взрослым для развития всех видов детской деятельности.        

Однако предметно – средовой принцип применим к организации самостоятельной деятельности детей. Под самостоятельной деятельностью понимается свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно – развивающей среды, обеспечивающей выбор каждым ребёнком деятельности по интересам позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Комплексно – тематический принцип - главная задача построения образовательного процесса – сделать жизнь детей интересной, связать ее с окружающей действительностью. В настоящее время комплексно-тематический принцип успешно реализуется в специальной коррекционной педагогике.

Вот краткая суть тематического планирования:

  • выбирается тема недели, которая называется и первоначально рассматривается на занятии по ознакомлению с окружающим миром (экология или ознакомление с природным миром, знакомство с социальной действительностью), которое проводится в первый день недели;
  • все остальные занятия (развитие речи, элементарных математических представлений, лепка, аппликация, конструирование и другие) продолжают предложенную тему, так или иначе связаны с ней;
  • на каждом из последующих занятий дается короткое повторение темы недели;
  • для родителей предлагаются краткие рекомендации, советы по организации домашних занятий, наблюдений в природе, домашнего чтения детям.

Такое построение воспитательно-образовательной работы позволяет учесть следующие принципы дошкольной дидактики:

1. Принцип взаимосвязи всех направлений работы с детьми дошкольного возраста.

2. Принцип последовательности.

3. Принцип систематичности.

4. Принцип повторности.

Данный принцип начинался в качестве просто тематического, и его история в российском дошкольном образовании также насчитывает не один десяток лет. Например, работа «по организующим моментам» в начале 20-х годов ХХ века – это тоже разновидность тематического принципа. «Обновлению педагогического процесса в детском саду послужило введение планирования всей его деятельности. Главная задача нового планирования - сделать жизнь детей интересной, связать ее с окружающей действительностью. В работе «по организующим моментам» главным была постановка цели, которая захватила бы детей на 2-3 недели: подготовиться к празднику, устроить цветник и огород и т.д.».

Однако в 50-80-е годы данный принцип подвергся жесткой критике со стороны идеологов учебной модели. В качестве недостатков назывались такие моменты как:

  • тематическая узость,
  • поглощение выбранной темой всего образовательного процесса и, как следствие, заслонение ею остальных значимых общественных явлений,
  • эпизодичность темы в жизни ребенка: после прохождения тема считалась «отработанной», исчерпывающей, к ней больше не возвращались, следовательно она не оставляла глубокого следа в сознании детей.

Современные исследования педагогов, психологов, социологов свидетельствуют о том, что воспитательно-образовательный процесс следует строить, учитывая контингент воспитанников, их индивидуальные и возрастные особенности, социальный заказ родителей.

При организации воспитательно-образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели.

Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.

Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения.

Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.

Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса фактически невозможна вне взаимосвязи с принципом интеграции. Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса. Таким образом, происходит не только интеграция содержания, но и интеграция разнообразных организационных форм, в которых в той или иной степени будут интегрироваться и различные виды детской деятельности.

Кроме того, темы, в рамках которых решаются образовательные задачи, должны, с одной стороны, быть социально значимыми для общества, семьи и государства, с другой стороны вызывать и личностный интерес детей (по крайней мере, большей части группы), обеспечивающий мотивацию образовательного процесса «здесь и сейчас».

Построение образовательного процесса в соответствии с комплексно-тематическим принципом – дело более сложное, чем работа в режиме привычной учебной модели. Реализация данного принципа предусматривает тесную взаимосвязь не только всех специалистов ДОУ – учителя – дефектолога, воспитателя, инструктора по физкультуре, музыкального руководителя, но и непосредственное вовлечение родителей в воспитательно – образовательную и коррекционную работу.

При комплексно – тематическом принципе организации учебно – воспитательной работы, четко прослеживается предварительная и последующая работа: в утренние часы, на прогулке, вечером, в свободное от занятий время – воспитатель организует игровое экспериментирование, наблюдения за изучаемыми объектами и явлениями, использует художественное слово, сообщает познавательную информацию по тематике занятий и т.д. Мы хотим обратить внимание, что образовательный процесс должен строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Важно отметить – материал, предлагаемый на занятиях познавательного цикла, находит свое отражение в художественно – эстетической, продуктивной деятельности и в игре: полученные знания становятся необходимыми для решения практических задач. Именно в этом случае знания усваиваются детьми легче и быстрее.

Занятия художественно – эстетического цикла объединены единой тематикой, общностью персонажей, сходством способов изображения или одним и тем же видом народно – прикладного искусства. Кроме того, одна лексическая тема объединяет занятия по изобразительной деятельности в цикле и занятия по развитию речи, проводимые сурдопедагогом, а так же занятия по ознакомлению с окружающим, проводимые воспитателями.

Следовательно, можно сделать вывод, что реализация данного принципа позволяет построить воспитательно-образовательную работу так, что каждое занятие по изодеятельности, в рамках предложенной ребенку темы, дает возможность актуализировать, обобщить и систематизировать все знания, полученные из различных источников, как во время занятий познавательного цикла, так и во время бесед, прогулок и экскурсий, чтения художественной литературы и т.д. И одновременно служит пропедевтикой для следующего занятия (как познавательного, так и художественно – эстетического цикла), для усвоения нового витка знаний, умений, навыков.

Все циклы занятий выстроены в определенной системе. Первые занятия каждого цикла являются обучающими. Детей знакомят с предметами и явлениями, которые им предстоит изображать, а также способами изображения. На последующих занятиях умения и навыки формируют и закрепляют. От занятия к занятию возрастает самостоятельность детей. Именно тогда, когда у ребенка уже есть необходимый запас знаний, сформированы необходимые умения и навыки изображения, имеет смысл предлагать детям создание коллективной творческой работы. При этом задания дифференцируются по уровню сложности. Выбор данной формы образовательного процесса обусловлен психологическими особенностями ребенка с нарушениями слуха, такими как недостаток речевого взаимодействия с окружающими, эмоциональная незрелость. Дети в своем общении часто не могут выстроить продуктивный диалог со сверстниками, в результате чего происходят частые конфликты и ссоры. В процессе коллективного творчества ведется целенаправленная работа по формированию полноценного делового общения, а также работа по формированию бесконфликтного взаимодействия и выработки у глухих детей адекватных форм поведения.

Хотелось бы остановиться еще на одном аспекте воспитательного – образовательного процесса – кружковой работе. В нашем ДОУ работают несколько кружков художественно – эстетического цикла (лепка из соленого теста, оригами, изонить, вышивка и другие). Отличительной особенностьюзанятий в кружке является возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки детей. Планирование работы кружка строится на хорошо изученном и усвоенном лексическом материале, а так же на знаниях, умениях, навыках, усвоенных ребенком на занятиях познавательного и художественно – эстетического цикла. Экспериментирование в процессе создания поделки дает детям возможность самостоятельного накопления опыта и его осмысления, а так же формирует самостоятельную поисковую деятельность, развивает активность, инициативу и самостоятельность детей в ее осуществлении.

Организация педагогического процесса в соответствии с комплексно – тематическим принципом помогла выстроить адекватную модель взаимодействие педагога и родителей. Ситуация, тема недели эмоционально проживается ребенком не только в группе детского сада, но находит свое отражение в общении с родителями дома. Тема становиться мотивом взаимодействия ребенка и родителей – будь то выполнение домашних заданий учителя – дефектолога или наблюдения в природе, домашнее чтение с детьми или изготовление поделок….

Выстраивая модель взаимодействия с родителями педагоги столкнулись с двумя наиболее острыми проблемами. Первая недостаток времени для общения. Воспитанники нашего ДОУ проживают не только в разных районах нашего города, но и в разных городах области, большая часть детей находятся в детском саду с понедельника по пятницу. Общение воспитателя и специалистов ограничено, чаще всего утром понедельника и вечером пятницы. Многие родители зависят от расписания междугородних автобусов и электричек, в результате чего общение носит в основном бытовой характер.

Вторая проблема общения педагога с родителями связана с тем, что многие родители имеют тугоухость или глухоту и полноценно общаться на вербальном уровне с ними сложно.

В результате нами активно используются такие формы работы, как «Возьми с собой» - родителям предлагаются памятки с вариантами творческих работ, доступных для выполнения детьми данной возрастной группы, в памятках имеется фотография готовой поделки и (или) фото (описание) этапов ее изготовления, и газета для родителей «Росинка», в которой освещаются различные вопросы обучения, воспитания и развития ребенка с нарушениями слуха, даются советы специалистов, помещаются фотоотчеты о праздниках, развлечениях, выставках, ответы на вопросы родителей.

Родители могут обсудить с воспитателями вопросы бытового плана при непосредственном общении, а так же взять с собой памятки, буклеты, газету – в спокойной, домашней обстановке прочить, выполнить задания либо поделки с детьми, а в следующее посещение ДОУ высказать свои соображения по предлагаемому вопросу.

Результатом данной работы стало повышения интереса родителей к воспитательно - образовательному процессу, они с большим энтузиазмом участвуют, а иногда сами становятся инициаторами мероприятий группы и ДОУ (праздники, выставки, конкуры, мастер – классы), не стесняются обращаться за советом при изготовления подарков для близких своими руками. В результате создания совместной творческой работы, слышащие родители научили общаться и взаимодействовать со своим глухим ребенком, понимать и принимать его.

При организации воспитательно – образовательного процесса в учетом комплесно – тематического принципа у педагогов как правило не возникает проблем при раскрытии таких лексических тем как «Овощи», «Фрукты», «Осень», «Домашние и дикие животные», «Город, транспорт», в тоже время возникает много вопросов в раскрытии сложных лексических тем, таких как «Учебные принадлежности», «Посуда. Мебель» или «Инструменты» на занятиях по изодеятельности.

Мы предлагаем объединить данные речевые темы   с циклами занятий по ознакомлению детей с нарушениями слуха с народно – декоративным искусством.

Предлагаю рассмотреть пример планирования.

Лексическая тема учителя – дефектолога «Посуда».

Цикл занятий по изодеятельности – «Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи».

Задачи цикла.

  • Познакомить детей с хохломской росписью.
  • Познакомить детей с характерным цветосочетанием хохломского узора.
  • Учить их изображать некоторые элементы хохломской росписи – изогнутые тонкие ветки, травку, завитки, листья, ягоды, цветы.
  • Учить детей строить (на разных по форме силуэтах изделий) композицию узора, заполняя узором большую часть предмета.
  • Формировать у детей умение подбирать цвета в зависимости от фона изделия.
  • Учить детей выполнять узор в определенной последовательности: плавно изогнутая ветка, равномерно расположенные крупные элементы – листья, ягоды, цветы.
  • Упражнять в рисовании концом кисти (веточки травки, завитки).
  • Развивать у детей эстетическое чувство, учить видеть красоту окружающего мира.
  • Формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к декоративно – прикладному искусству, быту и традициям русского народа.

 Направления работы.

Рисование Лепка Аппликация Конструирование
Узор на тарелке.Узор на вазе.Хохломские ложки.Узор для чайного столика.Золотая хохлома (по представлению). Молочник.Чайник.Чудо – хохлома. Пластилинография (2 занятия) Золотая хохлома.2 занятия Стаканчик с хохломским узором.
Совместная деятельность с педагогом Знакомство детей с легендой появления хохломской росписи.Рассматривание изделий и иллюстраций с хохломским узором.Беседа (рассказ) о хохломских мастерах, об этапах создания деревянной посуды.Чтение адаптированных стихов и текстов.Работа с использованием мнемотехники.Дидактические игры: «Собери целое из частей», «Составь узор», «Узнай элемент узора», «Что изменилось». Индивидуальная работа с детьми.Дизайн уголка изодеятельности с использованием элементов хохломского узора Оформление выставки детских работ.
Самостоятельная деятельность детей Рассматривание изделий и иллюстраций с хохломским узором.Работа с тематическими раскрасками.Выбор материалов (фото, картинки, собственные рисунки, рисунки родителей…) для составления своего альбома «Чудо – хохлома), оформление альбома.
Работа в кружке Лепка и последующая роспись братины (соленое тесто).Лепка посуды для игры в кукольном уголке и для игры в магазин «Посуда».
Работа сродителями Раскрашивание хохломским узором деревянных лопаточек (для кухни). Оформление выставки «Чудеса из бабушкиного сундука».

Речевая тема учителя – дефектолога «Школа. Учебные принадлежности»

Цикл занятий по изодеятельности – «Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи.

Задачи цикла.

  • Продолжать знакомить глухих и слабослышащих детей с городецкой росписью.
  • Продолжать знакомить детей с композицией и характерными особенностями городецкого узора (элементы, композиция, цветосочетания).
  • Учить детей изображать разные элементы городецкой росписи: ромашка, роза; бутон, лист.
  • Учить использовать в узорах цветовую гамму, характерную для городецкой росписи.
  • Формировать умение использовать разные технические приемы рисования: контурного мазка для рисования мелких листьев и лепестков, рисования концом кисти для украшения декоративных цветков и листьев.
  • Закреплять умение детей наносить краски на палитру и смешивать их для получения новых оттенков.
  • Учить детей самостоятельно, составлять композицию узора по мотивам городецкой росписи, согласуя форму и расположение цветочных гирлянд с формой и величиной украшаемых изделий.
  • Развивать у детей эстетическое чувство, учить видеть красоту окружающего мира.
  • Формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к декоративно – прикладному искусству, быту и традициям русского народа.
Рисование Лепка Аппликация Конструирование
Узор на закладке.Городецкий узор на линейке.Волшебная роспись на школьной тетради.Альбом для любимых рисунков.Городецкий конь-качалка (подарок детям младшей группы). Городец – удалец. Пластилинография. Чудо – закладки.Украсим папку для тетрадей. Подставка для карандашей.
Совместная деятельность с педагогом Знакомство детей с легендой появления городецкой росписи. Рассматривание изделий и иллюстраций с городецким   узором. Беседа (рассказ) о городецких мастерах, об этапах создания деревянной посуды.Чтение адаптированных стихов и текстов.Работа с использованием мнемотехники.Игры – эксперименты на смешивание цветов.
  Дидактические игры: «Лото», «Домино», «Цвет и оттенки», «От светлого к темному», «Составь узор», «Узнай элемент узора», «Что изменилось». Индивидуальная работа с детьми.Дизайн умывальни с использованием элементов городецкой росписи     (украшение стаканчиков для зубной пасты и зубных щеток, расчестницы)Оформление выставки детских работ.
Самостоятельная деятельность детей Рассматривание изделий и иллюстраций с хохломским узором.Работа с тематическими раскрасками.Выбор материалов для фото выставки «Городец – удалец».
Работа в кружке Городецкая шкатулка.
Работа с родителями Выставка «Необычный дом для моих карандашей» «Комната для любимой куклы» - роспись (аппликация) картонной кукольной мебели.Подарок для любимой бабушки – роспись кухонных досок.

Например, цикл занятий «Портрет» мы объединили с лексической темой «Профессии» - дети рисовали портреты повара, воспитателя, учителя, водителя…. Домашним заданием было – узнать профессии родственников, соседей, друзей и рисовать портреты – итогом стали выставки «Мамы разные нужны, мамы разные важны», «Люди разных профессий».

Опыт нашего ДОУ в применении комплексно - тематического принципа организации воспитательно-образовательной работы, показал, что его использование помогает значительно сократить время для занятий, освобождая его для игры, оздоровительных мероприятий; позволяет исключить перегрузки детей в организованных формах обучения, сделать процесс обучения более увлекательным.

 

Литература:

1. Веракса, Н. Е. От рождения до школы [Текст] : Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011. – 336с.

2. Головчиц, Л. А. Программа воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста [Текст] / Л.А. Головчиц, Н. Д. Шматко. – М. – 1991. – 159с.

3. Головчиц, Л. А. Программа воспитания и обучения гдошкольников со сложными нарушениями развития [Текст] / Под ред. Л.А. Головчиц, Н. Д. Шматко. – М.: УМИЦ «Граф – Пресс», – 2003. – 128с.  

4. Скоролупова, О. А. Тематическое планирование воспитательно – образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях [Текст] / О. А. Скоролупова. – М.: ООО Издательство «Скипторий 2003». – 2003. – 97с.

5. Скоролупова, О. А. О комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании [Текст] / О. А. Скоролупова, Н. В. Федина. // Дошкольное воспитание – 2010. - № 5 – с. 41-45

6. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Программа, конспекты [Текст] : пособие для педагогов дошкольных учреждений / Г. С. Швайко. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», – 2002. – 144с.



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Читайте также

Методические разработкиРабота с родителямиПроектная деятельность




Комментарии

  • Рада
    СПАСИБО БОЛЬШОЕ ЗА МАТЕРИАЛ! А ГДЕ МОЖНО СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ К ЭТОМУ МАТЕРИАЛУ?

    Подробнее...

     
  • Литвиненко Людмила А
    Занятие интересное. Молодец!

    Подробнее...

     
  • Прасковья
    план кружка понравился.

    Подробнее...

     
  • Прасковья
    план работы театрального кружка

    Подробнее...

     
  • галина
    отличный материал, долго искала.

    Подробнее...