Осознание детьми явлений языка и речи как условие подготовки их к обучению грамоте
(из опыта работы)
В подготовке детей к овладению грамотой особое значение имеет формирование элементарного осознания чужой и своей речи имеет. По мнению исследователей (Ф.А.Сохин, Д.Б. Эльконин, Л.Н. Невская, Н.С. Варенцова и др.) данное качество является составной частью общей речевой готовности к обучению в школе. Учёные в своих работах показывают, что формирование речевой рефлексии (осознание собственного речевого поведения, речевых действий), произвольности речи составляют важный аспект подготовки к обучению письменной речи. Дети, получившие такую подготовку, легко и свободно овладевают в школе процессом чтения и письма.
Солидаризируясь с исследователями, в осуществлении данного направления работы мною всегда было глубоко осознано стремление к тому, чтобы дети, поступившие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению грамоте. Вполне очевидно, что результатом такой работы является: развитый фонематический (речевой) слух, правильная и хорошая устная речь, первоначальные навыки в составлении и анализе предложений, в делении слов, на слоги, умели держать карандаш и различать строки в тетради.
Реализация обозначенной подготовки начинается с изучения уровня практического осознания элементов языка. Многолетний опыт работы убеждает, что для этого подходят такие традиционные задания:
1. Скажи одно слово.
2. Произнеси один звук.
3. Сколько звуков в слове дом.
4. Назови звуки в этом слове.
5. Скажи одно предложение.
6. Сколько слов в предложении. (например, «Дети любят играть» и др.) .
7. Назови первое слово, второе, третье.
Ответы оцениваются как верные — 1 балл и неверные – 0. Результаты обследования заносятся в таблицу, которая содержит три основные раздела: «Выделение слова», «Фонемный анализ», «Анализ предложений». Оценка 7 баллов соответствует высокому уровню осознания языковых элементов, 3-4 – среднему, меньше 3 – низкому. Диагностика, как известно, позволяет дифференцированно проводить работу по подготовке детей к обучению грамоте с учётом их выявленного уровня практического осознания элементов языка.
Однако в последние годы, работая только со старшими дошкольниками, приходится отходить от традиционной программы по подготовке детей к обучению грамоте, так как школа, а, следовательно, и родители заинтересованы, чтобы ребёнок, поступая в класс, уже умел читать и писать. Но обучение грамоте и чтению - это сложные навыки, требующие определённого уровня развития не только общеречевого развития ребёнка, но и психических процессов.
Учение даётся легче тому, у кого лучше развита память, быстрее работает мышление, кто скорее может что-то вообразить, обнаружить нестандартный путь решения, кто более внимателен и тому подобное.
Цель моей работы - помочь каждому ребёнку, как в подготовке к обучению грамоте, так и в овладении чтением и грамотой, через осознание элементов языка (звук, слово, предложение) и через развитие его основных психических процессов (восприятия, памяти, внимания, воображения и мышления).
Обучение и развитие детей организуется мной в виде самой привлекательной - и, главное, основной для них деятельности - игры. Зачастую занятия проводятся в форме путешествий (на неизвестную планету, в подводное царство, в сказку, в лес и прочее), экскурсий, где нужно кого-то спасти, оказать помощь, в ходе которых дети обучаются, играя: без принуждения и нажима.
Одной из самых «больных» проблем является невнимательность многих детей, а ведь внимание - это основное психическое свойство человека. Для ребёнка-дошкольника, у которого преобладает непроизвольное внимание, мощным фактором концентрации внимания является интерес. И здесь использую такие игры, как:
- «Кто внимательный?» (найти одинаковый звук в ряде слов; выбрать из текста, который читаю, слова с заданным звуком; собрать определённые буквы, написанные по-разному);
- «Лабиринт букв»;
- «Какие слова спрятались в буквах?» (как можно больше слов составить из предлагаемых букв);
- «Слово в слове» (в одном слове найти ещё одно и больше): «ПЛУГ-ЛУГ», «РУБЛЬ-РУЛЬ», «УТОЧКА-ТОЧКА», «ТОК, КОТ».
- «Что изменилось?» (с буквами);
- «Сколько букв спряталось?» или «Путаница» (Ш МЦ );
В этих играх не только тренируется непроизвольное внимание, но оно и перестраивается в произвольную форму и целенаправленное наблюдение, а ведь наблюдательность — это высшая форма внимания (сознательное целенаправленное сосредоточение психической активности на конкретном объекте).
В процессе обучения грамоте наши ребята много работают с индивидуальными разрезными азбуками, когда они «пропускают» буквы, слоги через пальцы, использую буквы и пластмассовые и вылепленные из глины и пластилина самими детьми. Много есть игр на восприятие, когда в сознании ребёнка отражаются предметы и явления в виде зрительных, слуховых, осязательных образов: «Узнай букву» (на ощупь); «Собери букву» (по образцу); «Нарисуй так»; «Добавь недостающую часть буквы».
Одна из высших функций психики, обеспечивающая полноценное приспособление человека к окружающему миру, - это память. Память - это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения информации. Определённым образом подбирая игры, можно управлять и развитием памяти у ребёнка:
1. «Новые слова», когда последние 2 буквы предыдущего слова - это первый слог для следующего в цепочке: «ЗЕРКАЛО-ЛОЗА- ЗАБОР» или «КАША-ШАПКА», «КАЛИНА-НАТА-ТАПКИ-КИВИ» и др.).
2. игра «Наборщик» (составить новые слова, которые спрятались в предлагаемом слове «НАБОРЩИК», «ИГРУШКИ» и др.);
3. «Слова и буквы» (за определённое время написать названия животных или продукты, или игрушки на какую-то букву);
4. «Продолжай» или «Дополни предложение» (с мячом)
- ребёнок — называет слово
- добавляет слово, чтобы они согласовывались
- продолжает
- заканчивает предложение (ЯРКОЕ СОЛНЦЕ СВЕТИТ В ОКОНЦЕ)
Тренирует память заучивание скороговорок, загадок про каждую букву. Дети знают их очень много, так как подбираю скороговорки на каждый звук, и они являются прекрасной гимнастикой для органов артикуляции.
Развитие мышления начинается с раннего детства. Оно выражается в освоении через восприятие свойств окружающих предметов и улавливании простейших связей между ними. Наша задача - развить у старших дошкольников на основе образного словесно-логическую форму мышления. И здесь на помощь придут игры:
1. Игры на классификацию, обобщение, нахождение, выделение одинаковых и разных признаков: «Берёза, тополь, сосна - это ...»; «Медведь, волк, кенгуру, лиса (кто лишний)»; «Буква потерялась», «Волшебная цепочка - превращение слов»;
2. Головоломки - задачи на смекалку - могут быть и буквенные. Это анаграммы, кроссворды, ребусы, лабиринты, типа «Круглая пословица», «Цифры - подсказки», «Цвет тебе поможет», где даётся ключик для прочтения пословицы.
Хочется заметить, что ребусы предлагаю сначала самые простые, предварительно показав принцип их разгадывания. Знакомя с ребусами, предлагаю детям поиграть в разведчиков, где ребус - это зашифрованное сообщение. Дети с интересом разгадывают их, записывая буквами отгадку и прочитывая её.
Наибольший интерес у детей вызывают анаграммы (из букв одного слова составь другое; буквы использовать все, добавлять нельзя), например: «НАСОС – СОСНА», «РОМАН – НОРМА», «КРОНА – НОРКА», «НОСКИ – НОСИК».
Лабиринты («Собери слова»).
Мышление неразрывно связано со всеми психическими прогрессами, в том числе и воображением, в процессе которого человек создаёт образы и ситуации, никогда в целом непосредственно им не воспринимавшиеся. В развитии воображения, смекалки, сообразительности огромное значение имеют загадки, так как в них присутствуют уподобление, метафорическое описание предмета:
«Красные двери в пещере моей,
Белые звери стоят у дверей.
И мясо, и хлеб - всю добычу мою
Я с радостью белым зверям отдаю».
(Губы, зубы)
«Вот гора,
А у горы две глубокие норы,
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит».
(Нос)
Загадка основана на сходстве и отрицании сходства между предметами. Это заставляет ребёнка размышлять о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления (анализ и синтез). Не столь важно, что многие загадки не отгадываются детьми самостоятельно. Главное в загадках то, что они развивают воображение, помогают освоить умение характеризовать кого-либо или что-либо, формируют быструю реакцию на слово.
Обучение грамоте — очень ответственный период в жизни ребёнка. Здесь главное не допускать нажима, дать ребёнку поверить в собственные силы. Предлагаемые мною игры помогают ребёнку самому наглядно убедиться, что каждый звук (или буква в слове и каждое слово в предложении должны стоять на своём месте - только тогда можно понять смысл сказанного или прочитанного). Они способствуют обогащению связной речи точными и образными словами и выражениями. Экспериментируя со словом «нащупывая» правильную форму, ребёнок учится вслушиваться в звучание речи, произвольно менять слово, заниматься словотворчеством. По моему глубокому убеждению, ребёнок должен чувствовать свой успех, делать какие-то маленькие «открытия» для себя. Тогда он с радостью будет идти на каждое занятие.
Уровень речевого развития, на который выходит ребёнок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьёзному этапу - овладению грамотой и чтением. Готовность ребёнка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух, чёткая артикуляция звуков (что обеспечивает правильное проговаривание), знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой, выработке гибкости и точности движения руки, глазомера и прочее.
Читайте также |
---|
Проект в средней группе «Семья и семейные ценности»
Проект в средней группе «Семья и семейные ценности» Цель проекта: сформировать у детей понятие «Семья», показать её ценность и значимость, способствовать закреплению...
Конспект занятия по экспериментированию с песком в старшей группе «В…
Конспект занятия по экспериментированию с песком в старшей группе «В гостях у Феи песка» Интеграция образовательных областей: Познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое. Виды...
Перспективный план работы по формированию здорового образа жизни детей старшего…
Перспективный план работы по формированию здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста Цель: продолжать формировать у детей старшего дошкольного возраста осознанного...