Художественная деятельность в социальной и психологической адаптации дошкольников
Открылась бездна,
Звезд полна.
Звездам числа нет,
Бездне дна…
(М.Ломоносов)
Окружающий нас мир многолик и прекрасен. Он состоит из разных по характеру предметов и явлений. Одни из них существуют обособленно друг от друга, другие – в тесной взаимосвязи. В течение жизни мы расширяем рамки «своего» мира, причем не только в количественном, но и качественном отношении. Сначала это общество мамы и родных, затем общение выходит за пределы дома, становясь более сложным и разнообразным. И здесь появляются вопросы. Как скоро сумеет малыш приспособиться к этому «новому» миру? Не будет ли этот мир враждебным по отношению к нему? И как сделать так, чтобы это «вхождение» в мир взрослых проходило радостно и открыто?
Именно в этот момент появляется проблема психологической и социальной адаптации ребенка. Для одних детей этот процесс проходит легко и почти безболезненно, а для других – с большими трудностями. Под психологической адаптацией мы понимаем умение ребенка «быть в ладу с самим собой», а под социальной – умение ребенка приспособиться к окружающему миру, то есть, в конечном счете, реализовать себя в обществе как личность. Таким образом, первая категория отвечает за развитие внутренних качеств человека, а вторая – за внешние проявления этих качеств. Психологическая и социальная адаптации тесно взаимосвязаны друг с другом. Каждая из этих категорий довольно сильно влияет на другую.
Прекрасную возможность для адаптации ребенка в дошкольный период дает приобщение его к художественной деятельности, где основной является изобразительная. Живопись открывает ребенку окружающий мир не только наглядным, но и, что особенно ценно, действенным способом. Изобразительная деятельность – это, по сути, отражение ребенком окружающего мира через художественные образы и передача своего отношения к нему в соответствии со своими мыслями, чувствами, опытом.
«Рисуя, ребенок…» (Мыслит? Учится? Мечтает? Радуется?..).
Развитие личности ребенка происходит в обществе через построение общественных отношений и участие в предметной деятельности (практической и познавательной). Становление ребенка как субъекта изобразительной деятельности означает одновременно развитие всех структур личности: разума, чувств, воли, способностей, характера.
Общение с живописью доставляет ребенку огромное удовольствие. Кроме того, в ходе рисования у него получается вполне реальный продукт творчества – картина. Рисуя, малыш ощущает себя творцом. Он автор, а значит, проявляет себя как личность. Создавая картину, ребенок не просто что-то изображает, он отдает часть своего «Я». Рисунок помогает ему побывать в любой роли – и на месте положительного героя, и на месте отрицательного. Ведь мир многогранен. В нем существуют не только радость и добро. Каждый человек переживает и неудачи, и огорчения. Со всем этим ребенку так же, как и взрослым, приходится встречаться. Поэтому, беря на себя определенную роль в картине, маленький художник приобретает и ценный опыт поведения в конкретной ситуации. В соответствии с ролью, на картине вырисовываются определенные отношения между предметами и людьми, создается соответствующий эмоциональный фон, который ярко прослеживается через цвет. В действии, представленном на картине, ребенок помогает сказочным героям, «проигрывая» их ситуации: исцеление Ильи Муромца после продолжительной болезни (былина «Болезнь и исцеление Ильи Муромца»), опасность встречи царевны Лебедь и чародея Коршуна («Сказка о царе Салтане…»), трудное путешествие Герды в поисках Кая («Снежная королева»). В этой связи интересен один случай, происшедший на занятии с детьми подготовительной группы. Мы рисовали фантастическую картину о космосе. Почти все дети увлеклись передачей необыкновенной расцветки планет Солнечной системы. И тут Данил произнес: «А я хочу нарисовать инопланетян, чтобы посмотреть, как они выглядят». Нарисовать, чтобы увидеть!
Я верю в то, что мир прекрасен,
Что в нем любовь есть и добро.
Я верю в сказки и открытия,
В то, что судьбою мне дано.
Ребенок взял альбом и краски
И начал быстро рисовать:
Вот дом, вот речка, солнце яркое,
Его могу рукой достать.
Как просто все здесь на бумаге,
Здесь я король и шут людей.
Ах, если б так же в жизни нашей
Все было б просто, без затей…
В ходе работы над рисунком ребенок изобразительными средствами выражает свое отношение к событиям, понятиям, постигая смысл этических категорий. Но часто бывает так, что в рисунке ребенок высказывает мнение, совершенно противоположное нашему. Так, даже отрицательные герои могут иметь положительную окраску (Баба Яга в красивом пестром платке, Разбойник с мороженым и др.). Если посмотреть на детскую картину более внимательно, то она может многое поведать нам о мыслях и желаниях автора, которые зачастую совершенно не вписываются, как нам кажется, в тему занятия. На одном из занятий с детьми 5-6 лет, мы рисовали оленей в лесу. В конце занятия каждый придумывал название для своей картины. Интересных названий было много. Но самое потрясающее дал Кирилл: «Олень ищет свою мечту». Он нарисовал олененка, стоящего перед огромным розовым цветком. Мальчик пояснил, что мечта оленя – иметь хорошую семью, в которой есть мама, папа и ребенок, и где все любят друг друга и счастливы. Вот такие удивительные вещи можно узнать из, казалось бы, обычного рисунка. Поэтому детская картина – это, своего рода, «книга души» ребенка. И чтобы уметь ее читать, мы должны научиться слушать, любить и понимать ее.
Еще одна особенность детского рисунка в том, что все изображаемые события являются для ребенка практически реальными, существующими воочию. Именно этим можно объяснить такой случай. Пятилетний Никита нарисовал углем эскиз к картине «Канатоходец» и начал его раскрашивать красками. На вопрос взрослого, почему он начал не с главного героя - канатоходца, а с второстепенных деталей - прожекторов, Никита удивленно заметил: «Но ведь артисту там, наверху, темно. Поэтому надо сначала зажечь ему свет». Этот пример очень характерен для детей дошкольного возраста.
Формирование знаний, умений и навыков на занятиях по изобразительному искусству – это лишь средство для достижения главного результата: проявление себя как личность через яркие художественные образы. Обучение детей художественной деятельности осуществляется в ходе общения педагога и ребенка. Поэтому задача взрослого на занятиях состоит, прежде всего, в том, чтобы сделать это общение творческим и развивающим, причем для обеих сторон. И здесь большую роль играет умение взрослого создать на занятии атмосферу эмоциональной отзывчивости и комфорта. Именно эти условия помогут детям раскрыться по настоящему и ярко проявить свои способности.
Предлагаем вам несколько вариантов тематики тестовых занятий по рисованию для детей старшего дошкольного возраста. Они помогут вам лучше понять чувства и стремления каждого ребенка, а также вместе с ребенком преодолеть некоторые из его комплексов и проблем, развить в нем уверенность в собственных силах и повысить самооценку, что особенно важно при формировании личностных качеств дошкольника. Вместе с тем, данные занятия могут быть успешно использованы в работе с педагогами, которых интересует данная тема.
- Тест «Эмоциональная выразительность линии»
Цель: выявление способности соотносить форму обычной линии с эмоциональной характеристикой, которую она в себе несет, развитие образного мышления, способности к нестандартным решениям.
- Темы для рисования:
«Птица Счастья» Цель: Развитие образного мышления и воображения, уверенности в собственных силах, способности к осмыслению философских понятий.
«Шкатулка Радости и шкатулка Печали»
Цель: Передача разнообразных эмоциональных состояний с помощью цвета; развитие умения давать качественную характеристику различным событиям.
«Я – клоун!» Цель: Создание у ребенка чувства радости и внутренней свободы, желания изменить себя, увидеть другим. Развитие чувства юмора.
«Змей Горыныч на прогулке»
Цель: Преодоление собственной неуверенности и чувства страха перед неизвестным; развитие образного восприятия.
«Цветок для царевны Несмеяны»
Цель: Развитие способности к сопереживанию, умения чувствовать и передавать в рисунке разнообразные психологические состояния, используя конкретные художественные образы.
Буратино Буратино
Миша 4 года Юля 4 года
Рыбки и осьминожки Цыпленок играет с бабочками
Маша 4 года Поля 3 года
Читайте также |
---|
Программа дополнительного образования «Разговор о правильном питании»
Программа дополнительного образования«Разговор о правильном питании»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Юный…
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Юный математик» для детей подготовительной к школе группы «Василёк» Цель: Поддерживать интерес детей...
Паспорт проекта «Веселый шумовой оркестр своими руками»
Паспорт проекта «Веселый шумовой оркестр своими руками» «Шумовой оркестр – это игра, где есть место фантазии, возможны различные варианты оркестровки, замены...