Художественная деятельность в социальной и психологической адаптации дошкольников

Открылась бездна,

Звезд полна.

Звездам числа нет,

Бездне дна…

                (М.Ломоносов)

 

Окружающий нас мир многолик и прекрасен. Он состоит из разных по характеру предметов и явлений. Одни из них существуют обособленно друг от друга, другие – в тесной взаимосвязи. В течение жизни мы расширяем рамки «своего» мира, причем не только в количественном, но и качественном отношении. Сначала это общество мамы и родных, затем общение выходит за пределы дома, становясь более сложным и разнообразным. И здесь появляются вопросы. Как скоро сумеет малыш приспособиться к этому «новому» миру? Не будет ли этот мир враждебным по отношению к нему? И как сделать так, чтобы это «вхождение» в мир взрослых проходило радостно и открыто?

Именно в этот момент появляется проблема психологической и социальной адаптации ребенка. Для одних детей этот процесс проходит легко и почти безболезненно, а для других – с большими трудностями. Под психологической адаптацией мы понимаем умение ребенка «быть в ладу с самим собой», а под социальной – умение ребенка приспособиться к окружающему миру, то есть, в конечном счете, реализовать себя в обществе как личность. Таким образом, первая категория отвечает за развитие внутренних качеств человека, а вторая – за внешние проявления этих качеств. Психологическая и социальная адаптации тесно взаимосвязаны друг с другом. Каждая из этих категорий довольно сильно влияет на другую.

Прекрасную возможность для адаптации ребенка в дошкольный период дает приобщение его к художественной деятельности, где основной является изобразительная. Живопись открывает ребенку окружающий мир не только наглядным, но и, что особенно ценно, действенным способом. Изобразительная деятельность – это, по сути, отражение ребенком окружающего мира через художественные образы и передача своего отношения к нему в соответствии со своими мыслями, чувствами, опытом.

«Рисуя, ребенок…» (Мыслит? Учится? Мечтает? Радуется?..).

Развитие личности ребенка происходит в обществе через построение общественных отношений и участие в предметной деятельности (практической и познавательной). Становление ребенка как субъекта изобразительной деятельности означает одновременно развитие всех структур личности: разума, чувств, воли, способностей, характера.

Общение с живописью доставляет ребенку огромное удовольствие. Кроме того, в ходе рисования у него получается вполне реальный продукт творчества – картина. Рисуя, малыш ощущает себя творцом. Он автор, а значит, проявляет себя как личность. Создавая картину, ребенок не просто что-то изображает, он отдает часть своего «Я». Рисунок помогает ему побывать в любой роли – и на месте положительного героя, и на месте отрицательного. Ведь мир многогранен. В нем существуют не только радость и добро. Каждый человек переживает и неудачи, и огорчения. Со всем этим ребенку так же, как и взрослым, приходится встречаться. Поэтому, беря на себя определенную роль в картине, маленький художник приобретает и ценный опыт поведения в конкретной ситуации. В соответствии с ролью, на картине вырисовываются определенные отношения между предметами и людьми, создается соответствующий эмоциональный фон, который ярко прослеживается через цвет. В действии, представленном на картине, ребенок помогает сказочным героям, «проигрывая» их ситуации: исцеление Ильи Муромца после продолжительной болезни (былина «Болезнь и исцеление Ильи Муромца»), опасность встречи царевны Лебедь и чародея Коршуна («Сказка о царе Салтане…»), трудное путешествие Герды в поисках Кая («Снежная королева»). В этой связи интересен один случай, происшедший на занятии с детьми подготовительной группы. Мы рисовали фантастическую картину о космосе. Почти все дети увлеклись передачей необыкновенной расцветки планет Солнечной системы. И тут Данил произнес: «А я хочу нарисовать инопланетян, чтобы посмотреть, как они выглядят». Нарисовать, чтобы увидеть!

Я верю в то, что мир прекрасен,

Что в нем любовь есть и добро.

Я верю в сказки и открытия,

В то, что судьбою мне дано.

Ребенок взял альбом и краски

И начал быстро рисовать:

Вот дом, вот речка, солнце яркое,

Его могу рукой достать.

 

Как просто все здесь на бумаге,

Здесь я король и шут людей.

Ах, если б так же в жизни нашей

Все было б просто, без затей…

В ходе работы над рисунком ребенок изобразительными средствами выражает свое отношение к событиям, понятиям, постигая смысл этических категорий. Но часто бывает так, что в рисунке ребенок высказывает мнение, совершенно противоположное нашему. Так, даже отрицательные герои могут иметь положительную окраску (Баба Яга в красивом пестром платке, Разбойник с мороженым и др.). Если посмотреть на детскую картину более внимательно, то она может многое поведать нам о мыслях и желаниях автора, которые зачастую совершенно не вписываются, как нам кажется, в тему занятия. На одном из занятий с детьми 5-6 лет, мы рисовали оленей в лесу. В конце занятия каждый придумывал название для своей картины. Интересных названий было много. Но самое потрясающее дал Кирилл: «Олень ищет свою мечту». Он нарисовал олененка, стоящего перед огромным розовым цветком. Мальчик пояснил, что мечта оленя – иметь хорошую семью, в которой есть мама, папа и ребенок, и где все любят друг друга и счастливы. Вот такие удивительные вещи можно узнать из, казалось бы, обычного рисунка. Поэтому детская картина – это, своего рода, «книга души» ребенка. И чтобы уметь ее читать, мы должны научиться слушать, любить и понимать ее.

Еще одна особенность детского рисунка в том, что все изображаемые события являются для ребенка практически реальными, существующими воочию. Именно этим можно объяснить такой случай. Пятилетний Никита нарисовал углем эскиз к картине «Канатоходец» и начал его раскрашивать красками. На вопрос взрослого, почему он начал не с главного героя - канатоходца, а с второстепенных деталей - прожекторов, Никита удивленно заметил: «Но ведь артисту там, наверху, темно. Поэтому надо сначала зажечь ему свет». Этот пример очень характерен для детей дошкольного возраста.

Формирование знаний, умений и навыков на занятиях по изобразительному искусству – это лишь средство для достижения главного результата: проявление себя как личность через яркие художественные образы. Обучение детей художественной деятельности осуществляется в ходе общения педагога и ребенка. Поэтому задача взрослого на занятиях состоит, прежде всего, в том, чтобы сделать это общение творческим и развивающим, причем для обеих сторон. И здесь большую роль играет умение взрослого создать на занятии атмосферу эмоциональной отзывчивости и комфорта. Именно эти условия помогут детям раскрыться по настоящему и ярко проявить свои способности.

Предлагаем вам несколько вариантов тематики тестовых занятий по рисованию для детей старшего дошкольного возраста. Они помогут вам лучше понять чувства и стремления каждого ребенка, а также вместе с ребенком преодолеть некоторые из его комплексов и проблем, развить в нем уверенность в собственных силах и повысить самооценку, что особенно важно при формировании личностных качеств дошкольника. Вместе с тем, данные занятия могут быть успешно использованы в работе с педагогами, которых интересует данная тема.

  • Тест «Эмоциональная выразительность линии»

Цель: выявление способности соотносить форму обычной линии с эмоциональной характеристикой, которую она в себе несет, развитие образного мышления, способности к нестандартным решениям.

  • Темы для рисования:

«Птица Счастья» Цель: Развитие образного мышления и воображения, уверенности в собственных силах, способности к осмыслению философских понятий.

«Шкатулка Радости и шкатулка Печали»

Цель: Передача разнообразных эмоциональных состояний с помощью цвета; развитие умения давать качественную характеристику различным событиям.

«Я – клоун!» Цель: Создание у ребенка чувства радости и внутренней свободы, желания изменить себя, увидеть другим. Развитие чувства юмора.

«Змей Горыныч на прогулке»

Цель: Преодоление собственной неуверенности и чувства страха перед неизвестным; развитие образного восприятия.

«Цветок для царевны Несмеяны»

Цель: Развитие способности к сопереживанию, умения чувствовать и передавать в рисунке разнообразные психологические состояния, используя конкретные художественные образы.

12

Буратино                                                                      Буратино

Миша 4 года                                                                  Юля 4 года

 

78

                Рыбки и осьминожки                                              Цыпленок играет с бабочками

Маша 4 года                                                                     Поля 3 года



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Программа дополнительного образования «Разговор о правильном питании»

Программа дополнительного образования«Разговор о правильном питании»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Юный…

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Юный математик» для детей подготовительной к школе группы «Василёк» Цель: Поддерживать интерес детей...

Паспорт проекта «Веселый шумовой оркестр своими руками»

Паспорт проекта «Веселый шумовой оркестр своими руками» «Шумовой оркестр – это игра, где есть место фантазии, возможны различные варианты оркестровки, замены...

Читайте также

Мастер класс для педагогов «Веселая гимнастика для глаз. Обыгрывание и…

Мастер класс для педагогов «Веселая гимнастика для глаз. Обыгрывание и мотивация офтальморазминки» Цель: познакомить коллег с обыгрыванием и веселой мотивацией для...

Возрождение и реализация комплекса «ГТО» в ДОО

Возрождение и реализация комплекса «ГТО» в ДОО В настоящее время в нашей стране возрождаются лучшие традиции, характерные советскому периоду истории развития...

Групповой краткосрочный проект «За здоровьем в детский сад!»

 Групповой краткосрочный проект «За здоровьем в детский сад!»