Система Orphus


( 1 Голос ) 


Консультация для воспитателей.

Тема: Развитие речи детей старшего дошкольного возраста по курсу «По дороге к азбуке», программа «Школа 2100»

Мы знаем, что большое значение в развитии ребёнка имеет речь. Основная цель работы по развитию речи в детском саду – это формирование правильной, грамотной, хорошей устной речи у детей с учётом их возрастных особенностей и возможностей. Правильная речь рассматривается как: правильное произношение звуков и слов; правильное по смыслу употребление слов; умение правильно изменять слова согласно грамматике; умение правильно выстраивать слова в предложении. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимо отношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Речевое развитие детей в дошкольном возрасте осуществляется в различных видах деятельности: в игре, в труде, в бытовой, учебной деятельности, на прогулках.

Сюжетно - ролевой игре мы учим детей ролевому общению и взаимодействию, проводим обсуждение замысла и хода игры, расширяем словарь детей новыми словами, т.е. диалогическую речь.

Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи. Например: игра «подойдите звуки». Эта подвижная игра направлена на закрепление звукового анализа слов. Или игра «длинные и короткие слова». Цель этой игры научить детей определять длину слов методом «прошагивания».

Дидактические и настольно – печатные игры используются для решения всех задач речевого развития: развитие словаря, грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи детей, развитие связной речи.

Общение в быту, в процессе труда помогает детям усвоить бытовой словарь, необходимый для их жизнедеятельности, пополнить его названиями орудий и предметов труда, трудовых действий, названиями результатов труда.

На прогулках мы учим детей наблюдать заявлениями живой и неживой природы, анализировать, рассуждать, рассказывать, описывать. Например: наблюдение за солнцем. В начале весны солнце поднимается выше, ослепительно светит, день удлиняется. Весеннее солнышко яркое, лучистое. А ещё какое? (Теплое, ласковое…) Дети описывают солнце. Можно предложить придумать предложение или загадку. Для того чтобы дети учились делать самостоятельные выводы им можно дать такое задание как: пройти по участку и определить, где снег и лёд тают быстрее – на солнце или в тени. Умение думать, отвечать на вопросы, аргументировать свои высказывания, позитивно влияют на развитие связной речи, овладение сложноподчинёнными предложениями. Например: на солнце тает снег быстрее, чем в тени, потому что там теплее. На прогулках мы расширяем словарный запас детей, учим видеть красоту слова. Например: травушка – муравушка (спорыш), солдатская трава (полынь) и т.д. А также используем художественное слово. Например:                                                                                                                                                                    

Солнышко, повернись!

Красное, разожгись!

Красно солнышко,

В дорогу выезжай,

Зимний холод забывай!

Здесь проходит работа по звуковой культуре речи – отрабатываем правильное произношение звука «с».

В учебной деятельности мы также совершенствуем и развиваем речь детей, используя разнообразные методы и приёмы. Например: на занятиях познавательного цикла, ознакомления с художественной литературой. Это беседы по картинам, беседы по прочитанным произведениям, рассуждения из личного опыта детей и т.д. Тематика бесед может быть разнообразной в зависимости от поставленной задачи. Например: беседа о природе «Как мы помогали птицам зимой». Мы учим детей пересказу литературных произведений, составлению творческих рассказов (н-р: рассказ с конкретным содержанием «Подарок маме») или рассказыванию на отвлечённую тему («Придумай рассказ про интересный случай»), заучиванию стихотворений, учим делать высказывания типа рассуждений, состоящих из тезиса, доказательств и выводов (Например: игры типа «разложи и объясни». Цель задания – учить устанавливать логическую последовательность событий, пользоваться при доказательстве союзами (так как, если то), словами (во-первых, во вторых…), заканчивать рассуждение выводом (значит, поэтому)).

Занятия по ознакомлению с художественной литературой проводим не только в группе, но и в центральной детской городской библиотеке. Проходят они под названием «В гостях у бабушки – рассказушки». Здесь используется такая форма работы, как совместные занятия с сотрудниками библиотеки. Так же ребята берут книжки для чтения на дом. Такая работа способствует воспитанию у детей интереса к книге, воспитанию бережного к ней отношения, хорошей ориентировки в обилии литературы при выборе книг.

Занятия по обучению грамоте и чтению в своей группе провожу я. Обучение проходит по образовательной программе « Школа 2100» курс «По дороге к азбуке». Цель курса – всесторонне развитие личности ребёнка, его ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств.

   Ставятся такие задачи обучения:

1) Формирование мотивации и интереса к процессу обучения.

2) Развитие наглядно – образного и формирование словесно – логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения, анализировать, сравнивать, обобщать.

3) Развитие памяти, внимания, воображения, творческих способностей, вариативности мышления.

4) Развитие общеучебных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца, работать внимательно.

5) Развитие умений общения с взрослым, со сверстниками, умения видеть мир глазами другого человека.

6) Развитие умений говорения, слушания, чтения.

7) Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих.

8) Обогащение словаря детей, развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребёнка.

9) Развитие умения оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетание и предложением.

10) Развитие звуковой культуры речи.

11) Расширение представлений об окружающем мире, явлений действительности с опорой на жизненный опыт ребёнка.

В процессе реализации вышеперечисленных задач основной акцент в работе по данному курсу ставится на развитие у детей фонематического слуха и фонематического восприятия.

Большая роль отводится заданиям на развитие умений звукового и слогового анализа, сопоставления звуков по их артикуляционным и акустическим признакам. Дети практически знакомятся с понятиями: звук, буква, слог, слово, согласные и гласные звуки, твёрдый и мягкие согласные звуки, звонки и глухие, шипящие и свистящие.

Поэтапная работа над каждым звуком строится следующим образом:

1) Выявление артикуляторных и акустических характеристик звука.

2) Выделение звука в слогах и словах, установление кол-ва звуков в словах.

3) Определение положения звука в слове (в начале, в середине, в конце).

4) Подбор слов на заданный звук или к готовой схеме.

5) Сопоставление звука с другими, фонетически схожими с ним звуками.

6) Сравнение слогов, а затем слов по звуковому и слоговому составу.

7) Изменение слов путём замены одних звуков и слогов другими, с помощью перестановки звуков и слогов, их дополнение или исключение.

8) Образование новых слов посредством выделения звуковых и слоговых фрагментов из других слов.

9) Знакомство с буквой.

10) Чтение слогов.

Особенностью данного курса является использование звуковой символики. Каждому звуку соответствует определённая звуковая картинка, благодаря которым дети не только чётко усваивают разницу между звуком и буквой, но и легче овладевают навыками соединения звуков в слове. У каждого звука есть свой хозяин: человечек «звуковичок». С его помощью дети определяют акустическую характеристику звука. «Звуковичок» в красных башмачках и без шляпки обозначает гласный звук. Если у «звуковичка» зелёные башмачки – это мягкий согласный звук; если синие – твёрдый согласный звук; «звуковичок» в жёлтом колпачке – звоночке – обозначает звонкий звук, в тёмной соломенной шляпке – глухой звук.

Занятия проходят в игровой, занимательной форме, с использованием речевых игр. При проведении занятий используется всё помещение группы, стараемся, чтобы дети как можно меньше сидели за столами и больше двигались. Демонстрационный материал к занятиям я изготавливаю сама. При проведении занятий конспекты, предложенные в методических рекомендациях, полностью не использую, а перерабатываю их, регулируя объём учебного материала, исходя из индивидуальных возможностей детей.

Занятия провожу в 4 этапа:

1) Повторение материала предыдущих занятий.

2) Рассказ воспитателя об очередных приключениях игрушек – персонажей: Ёжика, Лисёнка, Мудрой Совы. В ходе этих событий происходит знакомство с новым звуком, его аркуляторной и акустической характеристикой, его условным звуковым обозначением.

3) Работа по развитию умений, звукового и слогового анализа, по развитию речи, физ. минутка, знакомство с буквой, работа с кассами, звуковое чтение.

4) Итог занятия.

Сюжетные картинки к историям хорошо подходят для работы над связной речью. Детям предлагается: пересказать прослушанную историю или составить свой рассказ по картинке, комбинированное рассказывание (воспитатель рассказывает первую часть истории о приключениях героев, а продолжение истории предлагает придумать детям).

В работе по развитию умений у детей звукового и слогового анализа я использую разнообразные речевые игры и дидактические игры. Например:

1) «Назови первый, последний звук в названии картинки»

2) «Добавь звук» - какое новое слово получится, если добавить новый звук в конце слова (Например: звук [Т]. Спор – спорт, бор – борт, бра – брат, сор – сорт).

3) «Найди общий звук» - произносим 3-4 слова в каждом из которых есть отрабатываемый звук. Какой общий звук встречается во всех словах? Например: чайник, очки, ключи.

4) «Найди лишнее слово» - в 3 словах этого задания есть общий звук, а в 4 его нет. Дети находят лишнее слово. Например: овца – цыплёнок – солнце – луна.

5) «Соревнование»: Кто больше назовёт слов, начинающихся с заданного звука?; Кто больше назовёт слов, оканчивающихся на заданный звук?; Кто больше назовёт слов, чтобы заданный звук слышался в середине слова?

6) «Цепочка слов» - игроки по очереди говорят по одному слову, которые связываются в «цепочку». Каждое следующее слово начинается с последнего звука предыдущего. Например: зима – арбуз – заяц – цапля – яйцо – очки – икра и т.д.

7) «Составь слово по первым, последним слогам, звукам в названии картинок».

8) «Волшебный мешочек», «Подбери слово, картинку к схеме» - игры на определение заданного звука в разных частях слова.

9) «Найди одинаковый слог»

10) «Волшебные кубики» - выкладывание прямых и обратных слогов с помощью звуковых обозначений.

11) «Разгадай словечко» - восстановление нарушенной последовательности слогов в слове путём перестановки слогов местами.

12) «Превращение слов» - последовательное преобразование слова в другие слова путём неоднократного изменения его звукового и слогового состава.

13) «Одень звуковичка» - определение акустической характеристики звуков.

14) «Нарисуй первую букву в названии картинки»

15) «Зашифрованное слово» - закреплять знания детей о графическом изображении букв. Упражнять в чтении слов, развивать интерес к грамоте

16) «Собери букву» - закреплять умение детей составлять целое из частей; закреплять графическое изображение букв.

В группе у нас имеется более полный и подробный каталог игр в речевом уголке.

Для развития логического мышления использую такие игры как: «Разгадай ребус», «Отгадай загадку», «Реши пример».

При проведении игр использую разнообразные приёмы как:

1) Количественный и порядковый счёт слогов в слове.

2) Подсчёт прикасаний тыльной стороны ладони к подбородку при произнесении слова.

3) Выделение ударного слога голосом.

4) Произнесение слова по слогам (хоровое и индивидуальное).

5) Намеренные ошибки при слоговом произнесении слов и исправление ошибок детьми с соответствующими умозаключениями.

6) Прошагивание «длинных и коротких» слов.

7) Интонационное выделение звуков в слове

8) Моделирование звукового состава слова с опорой на картинку – схему

9) Показ детям работы артикуляционного аппарата при произнесении звуков с помощью зеркал; и т.д.

Для подготовки руки ребёнка к письму в своей работе я использую прописи «По дороге к азбуке», а так же различные подготовительные упражнения: обводка и штриховка геометрических фигур, контурных изображений овощей, фруктов, грибов, листьев; рисование предметов, напоминающих элементы букв; рисование бордюров, состоящих из углов, квадратов, кружков, овалов, петель и т.д.; упражнения для ориентировки на листе бумаги. Эту работу планирую в совместной и самостоятельной деятельности утром или после сна. Использование в работе разнообразных методов и приёмов помогает мне побуждать детей постоянно рассуждать, анализировать, делать выводы. Так дети лучше усваивают программный материал. При планировании индивидуальной работы на занятиях и индивидуальной коррекционной работы утром учитываю рекомендации учителя – логопеда.






Добавить комментарий


Защитный код
Обновить













Комментарии

  • михаил
    Помогите с поиском информации для курсовой .какую литературу использовать.во т тема Развитие ...

    Подробнее...

     
  • Людмила
    Замечательный конспект!Не затянуто, ничего лишнего.Всё охвачено и интересно.

    Подробнее...

     
  • Владимир
    ЛЮДИ !!!! Поделитесь музыкальным материалом с ув.Владимир

    Подробнее...

     
  • Владимир
    Будьте добры поделиться музыкальным материалом. с ув.Владимир

    Подробнее...

     
  • Севиля
    Огромное Вам спасибо. И у меня возникли проблемы с музыкой, если не сложно, поделитесь пожалуйста.

    Подробнее...

© Дошколенок.ру 2011 - 2014. Пользовательское соглашение.
Сайт для воспитателей детских садов dohcolonoc.ru.
Сетевое издание. Зарегистрировано Роскомнадзором 28 ноября 2013 года. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-56217.