Консультация для руководителей ДОО «Управление качеством жизнедеятельности дошкольной образовательной организации»
Организация образовательного процесса в системе деятельности ДОУ требует её перестройки с учетом введения ФГОС ДО и Профстандарта «Педагог». Переосмысление содержания, форм, методов обучения, реализация инновационных процессов в системе управленческой деятельности должно начинаться с дошкольного детства, так как на этом этапе закладывается фундамент развития личности. При этом особо значимым становится создание педагогических условий, позволяющих обеспечить качественный образовательный процесс в системе дошкольного образования.
В этой связи идея качества дошкольного образования продолжает традиции обеспечения качества человеческой жизни – на этапе дошкольного детства. Л.И. Фалюшина отмечает, что вопросы качества сопровождения взрослыми дошкольного детства рассматриваются в России в русле дискуссий и инновативных образовательных практик [3; с.7].
Вместе с тем, «под управлением качеством образования понимается целенаправленный, ресурсообеспеченный, спроектированный процесс взаимодействия управляющего и управляемого начал, направленный на достижение качества запрограммированного результата», - отмечают Т.И. Шамова, П.И. Третьяков [4; с.10].
Анализ философской, психолого-педагогической литературы свидетельствует, что теоретические основы управления дают возможность многопланового, расширенного понимания управления и качественного обеспечения деятельности ДОУ, как самостоятельной субсистемы, находящейся в развитии.
А.А. Майер, Л.Г. Богославец определяют оценку уровня развития современной ДОО с позиций ее качественной деятельности (таблица 1) [1; с.16].
Таблица 1
Оценка уровня развития ДОУ
ОРИЕНТИРЫ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ: | итого | |
Низкий уровень (адаптация) |
|
5-8 |
Средний уровень (интеграция) |
|
9-12 |
Высокий (индивидуализация) |
|
13-15 |
Показатели качества образовательного процесса, представленные в таблице 1, связываются со следующими направлениями в области управления жизнедеятельностью ДОО:
1. Обновление содержания дошкольного образования.
2. Научно-методическое обеспечение профессиональной деятельности педагогов.
3. Управление, основанное на качественно - новых подходах:
– личностно-ориентированном, личностно-деятельностном, системном;
4. Материально-техническое и ресурсное обеспечение ДОО.
5. Охрана здоровья и социальная защита субъектов образовательного процесса.
6. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров.
Таким образом, обеспечение качества дошкольного образования связано с определением исходных принципов управленческой и образовательной деятельности в ДОО.
Вместе с тем, алгоритм управления качеством дошкольного образования в системе деятельности ДОО может быть представлен следующими этапами:
1. Сбор информации о состоянии объекта и внешней среды -
диагностика:
– уровней сформированности навыков учебной деятельности (по разделам основной образовательной программы дошкольного образования и воспитанности детей);
– владения творческой деятельностью;
– развития личности в психическом, социальном и биологическом аспектах, социальной адаптации и развития;
2. Анализ полученной информации.
3. Определение мотивации педагогов на изменения, происходящее в системе дошкольного образования.
4. Прогнозирование, планирование, программирование жизнедеятельности ДОО.
5. Организация образовательного процесса в соответствии с целями, задачами, планами, программами, реализуемыми в ДОО.
6. Контроль за педагогической деятельностью (система внутриучрежденческого, оперативного, тематического, сравнительного видов контроля, взаимопосещения мероприятий, организация педагогической практики студентов ВУЗа и педагогического колледжа).
7. Повторная диагностика образовательного процесса и анализ его результатов.
8. Самоанализ управленческой и педагогической деятельности. [1; с.27].
Таким образом, управление качеством жизнедеятельности ДОО способствует системному и целенаправленному преобразованию образовательного процесса в период его интенсивной модернизации.
Список литературы:
- Богославец Л.Г., Майер А.А. Управление качеством дошкольного управления: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Майер А.А. Программа развития ДОУ: построение и реализация. М., 2004.
- Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: Пособие для руководителей ДОУ. – М.: АРКТИ, 2003.
- Шамова Т.И., Давыдетнко Т.М., Шибанова Г.Н. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студентов пед. вузов. - Междунар. Академия наук пед. образования. - 5-е изд.-М.- Академия. - 2008.-384 с.
Читайте также |
---|
Ознакомления детей дошкольного возраста с памятниками архитектуры Крыма
Ознакомления детей дошкольного возраста с памятниками архитектуры Крыма Архитектура, оказывает действенное положительное влияние на личность особенно на формирование художественного вкуса, художественного...
Хрестоматия «Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью!» для детей…
Хрестоматия «Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью!» для детей младшего возраста Аннотация: Сегодня мы с интересом начинаем относиться к старинным праздникам...
Проект в первой младшей группе на тему «Подводный мир и…
Проект в первой младшей группе на тему «Подводный мир и его обитатели» Тип проекта: познавательно – творческий, игровой. Срок реализации проекта: 3...