Формирование информационно-коммуникационной компетентности педагогов как одна из форм повышения качества образования
Информационно-коммуникативные технологии в детском саду - актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Наверное, невозможно себе представить современное развитие общества без информационно - коммуникационных технологий. Бесспорно, что владеть компьютером должен каждый образованный человек.
Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать мультимедийные презентации, электронные детские книги и энциклопедии. В отличие от обычных средств обучения мультимедиа-технологии значительно расширяют возможности в сфере раннего развития, способствуют успешной реализации интеллектуальных и творческих способностей ребенка; позволяют не только насытить его большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и, что очень актуально в раннем детстве - учат самостоятельно приобретать новые знания/
Основные виды мультимедиа-ресурсов, которые используются в ДОУ:
Мультимедийная презентация | Слайд-шоу | Мультимедиа-фотоальбом |
Это наглядность, дающая возможность выстроить объяснение логично, научно, с использованием видео-фрагментов. При такой подаче материала включаются 3 вида памяти – зрительная, слуховая, моторная. Презентация даёт возможность рассмотреть материал поэтапно. Также можно остановиться на вопросах, вызывающих затруднения. | Задача слайд-шоу – показать те моменты окружающего мира, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения. Несёт намного менее широкую информацию, чем мультимедийная презентация. | Перелистывание различных фотографий с музыкальным сопровождением или без него на определённую тематику. |
Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям. Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми, родительских собраний, консультаций для родителей на качественно новом уровне.
Очевидно, что педагог, который ведет занятия с использованием мультимедиа-проектора, компьютера, имеет выход в Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий. Мультимедиа-технологии, которые используются в непосредственной образовательной деятельности с детьми, на родительских собраниях, позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка. Владение компьютерными технологиями позволяет увеличить поток информации по содержанию предмета и методическим вопросам благодаря данным, имеющимся на электронных носителях и в Интернете.
Считая данную проблему наиболее актуальной на сегодняшний день, коллектив нашего дошкольного учреждения пришел к выводу, что необходимо организовать работу в этом направлении.
В практике работы различных ДОУ существуют разные формы работы с педагогами, направленные на повышение их квалификации и мастерства, в том числе и следующие формы для повышения ИКТ-компетентности педагогов:
В нашем детском саду формой повышения ИКТ-компетентности педагогов было выбрано создание творческой группы и проведение педагогических мастерских. Основными задачами работы творческой группы стали следующие:
План работы творческой группы:
сроки | Содержание работы | примечание |
Октябрь 2011г. | Отличия разных видов мультимедиа-ресурсов (мультимедийные презентации, слайд-шоу, мультимедиа-фотоальбом). Работа с редактором Power Point | Задание: создание одного из видов мультимедиа-ресурсов |
Декабрь 2011г. | Просмотр самостоятельно созданных мультимедиа-презентаций (слайд-шоу, мультимедиа-фотоальбомов). Работа с мультимедиа-проектором. | Поиск в Интернете мультимедиа-презентаций, их анализ и накопление их в медиатеку (банк мультимедиа-ресурсов) |
Февраль 2012 г. | Создание общей мультимедийной презентации по определённой тематике. Работа с мультимедиа-проектором. | Поиск в Интернете мультимедиа-презентаций, их анализ и накопление их в медиатеку (банк мультимедиа-ресурсов) |
Апрель 2012 г. | Подведение итогов работы. Преставление единой мультимедиа-презентации. | Составление плана работы на следующий учебный год. |
Анализ проведённой работы творческой группы в текущем учебном году позволяет спланировать направления деятельности на следующий учебный год. Среди возможных линий работы возможны следующие: расширение использования ИКТ в работе с родителями, работа с редактором Movie Maker (создание клипов), работа в сети Интернет и другие.
Информационные технологии служат подспорьем, позволяющим сэкономить время и сделать работу более эффективной: осуществить поиск информации, решить большее количество задач, проанализировать результаты, воспользоваться графическими возможностями компьютера. Системе дошкольного образования требуется не только новая техника, но и люди – технические специалисты, умеющие и, главное, желающие ее использовать и применять в том месте нашего бытия, которое называется образование. А для этого надо:
- Эффективно использовать техническое и программно-методическое обеспечение;
- Уделять большое внимание самообразованию по вопросам применения ИТ;
- Активно применять ИКТ в образовательной деятельности.
Список литературы:
1. Иванова Е.В. Повышение ИКТ-компетентности педагогов.// Справочник старшего воспитателя дошкольного учрежения. – 2009. - №12. – с. 6 – 15.
2. Касаткина Е.В. Организация итогового педсовета с использованием ИКТ.// Справочник старшего воспитателя дошкольного учрежения. – 2011. - №5. – с.35 – 39.
3. Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В., и др. Информационно-коммуникациолнные технологии в дошкольном образовании. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
4. Леоненко О.Б. Библиотека-медиатека в детском саду.// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2011. - №2. – с.47 – 55.
5. Урмина И. Инновационная деятельность в ДОУ: программ.-методическое обеспечение: пособие для рук.и адм работников/ И.А. Урмина и Т.А. Данилина. – М.: Линка-Пресс, 2009.
Читайте также |
---|
Дидактическая игра «Народные костюмы»
Дидактическая игра «Народные костюмы» Познание детьми народной культуры, народного творчества через дидактические игры положительно влияет на эстетическое развитие детей, формирует общую...
Эксперименты с дошкольниками «Хотим все знать про соль»
Эксперименты с дошкольниками «Хотим все знать про соль» 13 ноября в детском саду прошел «День опытов и открытий», цель которого: привлечь внимание детей к такому виду деятельности как экспериментирование, научить...
Путешествие в мир народной куклы
Путешествие в мир народной куклы Не секрет, что за последние десятилетия мы утратили народные традиции и вместе с ними большую часть...