Формирование информационно-коммуникационной компетентности педагогов как одна из форм повышения качества образования

1

Информационно-коммуникативные технологии в детском саду - актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Наверное, невозможно себе представить современное развитие общества без информационно - коммуникационных технологий. Бесспорно, что владеть компьютером должен каждый образованный человек.

Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать мультимедийные презентации, электронные детские книги и энциклопедии. В отличие от обычных средств обучения мультимедиа-технологии значительно расширяют возможности в сфере раннего развития, способствуют успешной реализации интеллектуальных и творческих способностей ребенка; позволяют не только насытить его большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и, что очень актуально в раннем детстве - учат самостоятельно приобретать новые знания/

2

Основные виды мультимедиа-ресурсов, которые используются в ДОУ:

 

Мультимедийная презентация Слайд-шоу Мультимедиа-фотоальбом
Это наглядность, дающая возможность выстроить объяснение логично, научно, с использованием видео-фрагментов. При такой подаче материала включаются 3 вида памяти – зрительная, слуховая, моторная. Презентация даёт возможность рассмотреть материал поэтапно. Также можно остановиться на вопросах, вызывающих затруднения. Задача слайд-шоу – показать те моменты окружающего мира, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения. Несёт намного менее широкую информацию, чем мультимедийная презентация. Перелистывание различных фотографий с музыкальным сопровождением или без него на определённую тематику.

 

Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям. Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми, родительских собраний, консультаций для родителей на качественно новом уровне.

Очевидно, что педагог, который ведет занятия с использованием мультимедиа-проектора, компьютера, имеет выход в Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий. Мультимедиа-технологии, которые используются в непосредственной образовательной деятельности с детьми, на родительских собраниях, позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка. Владение компьютерными технологиями позволяет увеличить поток информации по содержанию предмета и методическим вопросам благодаря данным, имеющимся на электронных носителях и в Интернете.

Считая данную проблему наиболее актуальной на сегодняшний день, коллектив нашего дошкольного учреждения пришел к выводу, что необходимо организовать работу в этом направлении.

В практике работы различных ДОУ существуют разные формы работы с педагогами, направленные на повышение их квалификации и мастерства, в том числе и следующие формы для повышения ИКТ-компетентности педагогов:

3

В нашем детском саду формой повышения ИКТ-компетентности педагогов было выбрано создание творческой группы и проведение педагогических мастерских. Основными задачами работы творческой группы стали следующие:

4

План работы творческой группы:

 

сроки Содержание работы примечание
Октябрь 2011г. Отличия разных видов мультимедиа-ресурсов (мультимедийные презентации, слайд-шоу, мультимедиа-фотоальбом). Работа с редактором Power Point Задание: создание одного из видов мультимедиа-ресурсов
Декабрь 2011г. Просмотр самостоятельно созданных мультимедиа-презентаций (слайд-шоу, мультимедиа-фотоальбомов). Работа с мультимедиа-проектором. Поиск в Интернете мультимедиа-презентаций, их анализ и накопление их в медиатеку (банк мультимедиа-ресурсов)
Февраль 2012 г. Создание общей мультимедийной презентации по определённой тематике. Работа с мультимедиа-проектором. Поиск в Интернете мультимедиа-презентаций, их анализ и накопление их в медиатеку (банк мультимедиа-ресурсов)
Апрель 2012 г. Подведение итогов работы. Преставление единой мультимедиа-презентации. Составление плана работы на следующий учебный год.

 

Анализ проведённой работы творческой группы в текущем учебном году позволяет спланировать направления деятельности на следующий учебный год. Среди возможных линий работы возможны следующие: расширение использования ИКТ в работе с родителями, работа с редактором Movie Maker (создание клипов), работа в сети Интернет и другие.

Информационные технологии служат подспорьем, позволяющим сэкономить время и сделать работу более эффективной: осуществить поиск информации, решить большее количество задач, проанализировать результаты, воспользоваться графическими возможностями компьютера. Системе дошкольного образования требуется не только новая техника, но и люди – технические специалисты, умеющие и, главное, желающие ее использовать и применять в том месте нашего бытия, которое называется образование. А для этого надо:

  • Эффективно использовать техническое и программно-методическое обеспечение;
  • Уделять большое внимание самообразованию по вопросам применения ИТ;
  • Активно применять ИКТ в образовательной деятельности.


Список литературы:

1. Иванова Е.В. Повышение ИКТ-компетентности педагогов.// Справочник старшего воспитателя дошкольного учрежения. – 2009. - №12. – с. 6 – 15.

2. Касаткина Е.В. Организация итогового педсовета с использованием ИКТ.// Справочник старшего воспитателя дошкольного учрежения. – 2011. - №5. – с.35 – 39.

3. Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В., и др. Информационно-коммуникациолнные технологии в дошкольном образовании. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

4. Леоненко О.Б. Библиотека-медиатека в детском саду.// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2011. - №2. – с.47 – 55.

5. Урмина И. Инновационная деятельность в ДОУ: программ.-методическое обеспечение: пособие для рук.и адм работников/ И.А. Урмина и Т.А. Данилина. – М.: Линка-Пресс, 2009.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическая игра «Народные костюмы»

Дидактическая игра «Народные костюмы» Познание детьми народной культуры, народного творчества через дидактические игры положительно влияет на эстетическое развитие детей, формирует общую...

Эксперименты с дошкольниками «Хотим все знать про соль»

Эксперименты с дошкольниками «Хотим все знать про соль» 13 ноября в детском саду прошел «День опытов и открытий», цель которого: привлечь внимание детей к такому виду деятельности как экспериментирование, научить...

Путешествие в мир народной куклы

Путешествие в мир народной куклы Не секрет, что за последние десятилетия мы утратили народные традиции и вместе с ними большую часть...

Читайте также

Занятие по образовательной области «Физическое развитие» «Поможем зайке быть здоровым»

Занятие по образовательной области «Физическое развитие» «Поможем зайке быть здоровым»

НОД «Проказы матушки - зимы»

НОД «Проказы матушки - зимы» Цели: обогащать и расширять знания детей о зиме, ее первом месяце-декабре, используя разные жанры устного народного...

Конспект занятия по ознакомлению с природой для детей 2-3 лет…

Конспект занятия по ознакомлению с природой для детей 2-3 лет«Кто спрятался под елочкой» Цель: совершенствовать знания детей о лесных животных Задачи: Образовательные: побуждать...