Сайт для воспитателей детских садов




( 0 Голосов ) 


Консультация на тему: «Знакомим детей с творчеством Сибирских писателей»

 

В течение трех лет я работала по теме: «Ознакомление старших дошкольников с творчеством поэтов и прозаиком Сибири» и сегодня расскажу о том, с чьим творчеством я познакомила детей с какими произведениями мы познакомились.

Сегодня актуальна тема ознакомления детей с родным краем и по годовому перспективному плану все видим, что обозначен региональный компонент с темами: «Я живу в Сибири», «Писатели Сибири о природе родного края».

Знакомство с творчеством Сибирских писателей в большей мере происходило посредством журнала «Сибирячок». Он есть у нас в группе. У Людмилы Иннокентьевны и частично в пед. кабинете, но также брала литературу и в библиотеке (выставка книг).

Так часто обращаясь к журналу «Сибирячок» рассказала детям. Откуда пришло это название журнала, кто такой Сибирячок и это побудило меня к знакомству с творчеством иркутского писателя Марка Сергеева.

Он выпустил более 300 книг для детей. В своих произведениях он ведет серьезный разговоры о жизни, о явлениях природы, о красоте и богатстве родной Сибирской земли. Он и придумал сказку о рождении Сибирячка, имя которого в последствии стало названием журнала.

  Я познакомила детей с такими произведениями М.Сергеева как:

- «Сказка о рождении Сибирячка»;

- «В Соболином краю»;

- «Глоток океана»;

- «Сказка о нетающей снежинке».

Читая сказку о рождении Сибирячка, дети узнают, что Сибирячок родился из кедровой шишки и появляется необходимость рассказать детям о могучем сибирском кедре. Дети редко называют его как хвойное дерево, а раз мы знакомим детей с родным краем, то кедр надо называть в первую очередь и показывать (тем более у нас сейчас посажены 2 кедра) и рассказать о красоте, пользе этого дерева и, конечно, о бережном отношении. Кстати здесь придется и стихотворение М.Сергеева «Кедровка» (книга «Ребята, пощупайте уши» стр.10).

Интересен рассказ «В Соболином краю». Из него дети узнают о замечательном Сибирском животном – соболе. Это ценный пушной зверек, который к тому же изображен на гербе Иркутской области и олицетворяет собой богатство края. Но и страдает из-за своей красоты.

В старые времена шкурки соболя были деньгами. Зверек этот очень-очень осторожный, умный, ловкий, резвый. Никакого врага не боится: ни волка, ни рыси, ни медведя.

 Но из-за ценного меха соболя в сибирских лесах становится все меньше и в этом рассказе говорится о том, как люди расселяют соболя на новые территории, чтобы сохранить его.

Учим детей человечности, заботе о других и традициях жизни в Зимовье, описанных в этом рассказе. Неизвестно, кто построил избушку в тайге, но строил не только для себя, но и для других. Набредет заблудившийся в тайге человек на такое зимовьё, а там и дрова. И спички, и еда припасена. Вот и не страшен ни холод, ни голод. Но когда уходить будет, тоже должен и дров заготовить и без еды что-либо оставить, ведь любого может непогода в тайге застать.

В этом рассказе кроме познавательной информации есть и нравственная сторона: сохранение соболя и взаимоотношения между людьми.

Рассказ Марка Сергеева «Глоток океана» поможет детям понять значение слов «друг» и «дружба», «смелость» и «отвага».

Из этого рассказа дети узнают о нерпе и о её детенышах, о их жизни. Дети увидят, что дружба бывает не только среди людей, но и среди обитателей леса, тайги, рек и озер.

Мы не только читаем этот рассказ и в ходе беседы делали акцент на понятие дружба, но и вспоминали, учили поговорки о дружбе, дети рассказывали о том, как они понимают слово «дружба». Могут ли сами быть такими же сильными, отважными, как омулек, помогая своему другу.

«Сказка о нетающей снежинке» учит детей не только доброте, но и умению прощать. Это тоже хорошее нравственное качество. Прощать иногда трудно, но это говорит о добром сердце человека. По этому рассказу дети рисовали рисунки, придумывали поговорки.

Тема этой сказки подтолкнула к созданию экрана. Отражающего добрые дела детей группы, но если случились плохие дела и поступки – то их тоже было видно на «снежинке». Так у нас в группе появилась «волшебная снежинка» с лучиками по количеству детей, на которых флажками разного цвета мы отличали поступки, поведение детей. Для детей это стало значительным моментом, ведь все дети хотят быть хорошими, хотят, чтобы их похвалили. Никто из детей не хочет, чтобы его считали злым, недобрым, хулиганом.

Сразу скажу, что иногда произведения бывают большими по объему, но по содержанию интересны и полезны детям. Я какие-то моменты опускала, не прочитывала их. Но в любом случае прежде чем знакомить детей с произведением, нужно обязательно сначала самому все прочитать, выбрать самое ценное, важное, чтобы при этом не потерялись целостность рассказа, его логическая последовательность.

Я рассказала о знакомстве с творчеством Марка Сергеева. Обязательно нужно познакомить детей с творчеством сибирского поэта Михаила Трофимова. Он выпустил 4 книги: «Звонышко», «Жили в озере Чупыри», «Лесная азбука». «Свиристели».

Стихи М.Трофимова посвящены лесному царству, его обитателям. Стихи, как серьезные, так и шуточные, песенки, потешки, байки, приговорки. Именно эти жанры развивают речь детей, приучают к родным напевкам, ритмам народного поэтического слова.

Стихи М.Трофимова часто шуточные, с юмором, но обязательно добрые, как можно не прочитать детям стихотворение «Нерпенок».

В байкальских торосах заснеженных,

В берлоге, норе ледяной,

Родился нерпеночек нежный

У нерпы, студеной порой.

И нерпа сыночка ласкала

Кормила его молоком,

И нежно нерпенка лизала,

Шершавым своим языком.

А снег над Байкалом кружился.

Нерпеночек глядя на мать,

Рыбешку ловить научился,

В продушину смело нырять.

Здесь и познавательная сторона, и обогащение словаря словами. характерными для Сибири (торосы, продушина) и море доброты и нежности.

Или стихотворение «Разбудил»:

У берлоги встал зайчишка

В дверь стучится лапой:

- Ты проснись скорее, мишка

Слышишь, косолапый.

Эй, медведи, э – ге - гей

Нынче холодно в тайге,

Некуда мне деться

Дайте обогреться.

Сразу хочется пожалеть, обогреть, покормить зайку.

Стихотворение «Гости»

Дверь тихонько отворю

Птичек в гости позову

Заходи зяблик, под окном не зябни

Заходи воробей, будь как дома, не робей.

Заходите птички. Снимайте рукавички.

Разувайте валенки, грейтесь птахи маленьки,

Зернышек поклюйте и переночуйте.

О птицах много и часто говорим вот и пригодится стихотворение. Тем более скоро зима. Оно хоть и шуточное, но учит ребенка заботиться, жалеть все живое.

Творчество М.Трофимова побуждает к разнообразным видам деятельности: можно заучивать стихи, драматизировать их, по содержанию стихов можно рисовать, лепить, делать аппликации. Все эти виды деятельности развивают эмоциональную сферу детей, их творческие способности.

Не менее интересным и полезным в образовательном и воспитательном плане является творчество Семена Устинова.

«Любовь к природе, ко всему живому необходимо прививать с детства» - так говорит Семен Устинов. «Они (дети) вырастая кедры ломают, пилят, ягоду зеленую берут, стреляют, убивают. Им невдомек, что орехи, ягоды в лесу растут не только для людей, но и для животного мира. Дети, вот кому надо внушить: зверушку нельзя построить, её надо сохранить».

Он пишет интересные рассказы о животных нашей сибирской тайги и считает, что необходимо воспитывать любовь к природе у тех, кто только начинает ходить.

Из рассказов С.Устинова дети узнают о жизни оленей, лосей, волков, медведей. Росомахи, кабарги, о интересной птичке оляпке, которая не боясь стужи зимой ныряет в прорубь, ищет там себе пропитание.

Советую прочесть детям следующие рассказы С.Устинова.

Журнал «Сибирячок»:

  • №1,1996 «Росомаха – таежный бродяга на широких лапах»;
  • №1,2006 «Волк»;
  • №5,2003 «Леший, сайка и оляпка»;
  • №1,2005 «Росомаха», «Рысь»;
  • №4,2004 «Медведь»;
  • №2,2003 «Рогатые звери тайги»;
  • №4,1994 «Ласка – белая ленточка».

Если рассказы С.Устинова повествовательные. Несут конкретную познавательную информацию об обитателях тайги, то Софья Агеева преподносит детям информацию в форме рассказов, историй, сказок. Эта форма интересна детям, охотно ими принимается. В творчестве С.Агеевой наряду с познавательным материалом, четко прослеживается нравственная сторона. Так в рассказе «Нерпенок» рассказывается о том, как у мамы нерпы родился детеныш, как она ухаживала за ним, учила его всему необходимому. Но в конце рассказа их увидели охотники. Мама убита и нерпенок остался один. Дети замирают при чтении, и когда заканчиваю чтение словами «что же будет с бедным нерпенком?» - стоит тишина. А у девочек даже слезы на глазах.

Конечно, это сильно затрагивает душу ребенка и надеюсь, воспитывает в них доброту, жалость.

Интересны рассказы С.Агеевой:

  • №2,2001 «Нерпенок»;
  • №2,2002 «Почему лиса хитрая»;
  • №2,1999 «У мамы мишулихи»;
  • №1,2002 «Для чего соболю острые зубы»;
  • №3,2008 «Как выдра спасла утят»;
  • №4,2003 «Как болотный водяной на Байкал попал»;
  • №6,2008«О том, как сорока на лису обиделась».

По этой истории мы с детьми показывали спектакль о том, что нужно беречь ели, особенно перед Новым годом и что бывает, когда животные обижают друг друга.

Тема вырубок елок всегда возникает перед Новым годом. И если прочитать детям рассказ А. Озорниной «В лесу родилась елочка» (Журнал «Сибирячок» №1.1993), то мы заложим в их сознание понимание неправильности этого. Автор рассказывает сколько лет и как долго растет ель, что это певучее дерево – из нее делают музыкальные инструменты, какие опасности подстерегают ели в лесу и в конце рассказа призыв: Будьте поосторожнее в лесу, не обижайте лишний раз деревья.

Интересно творчество Тамары Долбуновой. У нее хорошие стихи, рассказы. К сожалению, в библиотеке не нашли её книг, а в журналах «Сибирячок» они есть, но мало.

  • №5,1995 – стихи;
  • №2,1996 «Наташа»;
  • №5,2001 «Три Пахома» (Байкальская сказка).

В этой сказке рассказывается о том, как три брата жили на Байкале и браконьерничали; больше чем надо ловили рыбу, охотились на нерп, дело доходило до пожаров. Рассердилась владычица Байкала – нерпа Иринда и наказала братьев за это. Дети тоже хорошо, правильно реагируют на этот рассказ.

Считаю, что нужно рассказывать детям и о птице кедровке, обитательнице нашей Сибирской тайги. О ней и стихи написаны и рассказы.

«Белка и кедровка», №5, 2001 «Кедровкины кладовки» (Е. Курениной).

Этот рассказ о том, что осенью кедровка трудилась не уставая – шелушит шишки и в разных местах прячет орешки. Зимой, когда холодно, ее запасы помогают не умереть и другим птицам, и зверюшкам. А те орешки, которые не были съедены, прорастают и становятся кедрами. Получается, что птица кедровка – лес сажает.

На эту же тему и рассказ В. Стародумова «Бедовый орешек» (Журнал «Сибирячок» №3, 1993)

Интересен рассказ А. Рубанович (Журнал «Сибирячок» №1, 2004) «Приключения храбришки», где говорится о том, как из кедровых орешков выросли 2 кедра. Один слабый, трусливый, другой добрый и сильный. И их приключения, взаимоотношения можно перенести в сферу человеческих взаимоотношений и учить детей доброте, смелости, умению помочь, пожалеть.

Заканчивая свое выступление хочу еще раз напомнить, что произведения Сибирских детских литераторов позволяют обогащать детей знаниями о родном крае, расширяют кругозор детей, обогащается и расширяется словарь детей. Развивается нравственная сторона личности ребенка, развиваются творческие способности детей.

И, конечно, очень важно свое отношение к этой работе. Самой хорошо все прочувствовать, продумать, использовать возможности голоса: где тихо, где-то с сожалением, где-то в задумчиво, где-то весело. Тогда и детям будет интересно и будет польза от того, что мы им даем.



Добавить комментарий


Читайте также

Методические разработкиРабота с родителямиПроектная деятельность





Вход на сайт


Комментарии

  • Admin
    Материалы для публикации присылайте на адрес сайта site@dohcolonoc.ru

    Подробнее...

     
  • Галина
    Здравствуйте, а куда можно отправить свою статью?

    Подробнее...

     
  • Admin
    Добавили ссылку для скачивания презентации

    Подробнее...

     
  • Марина
    Здравствуйте очень понравилась Презентация опыта работы по внедрению ФГОС«Исп ользование ИКТ для ...

    Подробнее...

     
  • Антонина
    Мне очень понравился Ваш проект. Спасибо Вам. Вы молодец! Можно ли использовать Ваш проектом? Заранее ...

    Подробнее...